Права и свободы человека и гражданина, их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и свободы человека и гражданина, их классификация.



Права человека – естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общест-ой жизни. Права гражданина - совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах гос-ва, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и гос-ва. Они квалифицируют человека как члена государственного-организованного сообщества. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных гос-в. общепринятыми критериями их классификации явл. сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности лич-и. Различаются гражданские (личные), экон-ие, полит-е, социальные, культурные, эколог-е и информац-ые права. Г раж-е (личные) права – совокупность правомочий, отраж-х естественно-правовые начала, обеспечивающих индивид-ть и оригинальность личности во взаимоот-ях с гос-вом и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкос-сть, право на неприкос-сть частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки.. Эконом-е права – правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйс-ую автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собст-ти, право на владение, пользование и распоряжение своим иму-вом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предприн-ую деят-ть. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении гос-вом и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право избирать и быть избранными, Социальные права отражают уровень материального развития конкретного гос-ва и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Наиболее важное значение имеют право на труд, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. Это право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной тер-и. это право на благоприятную окружающую среду, достоверную инфо-ю о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровья человека или имуществу экологическими правонарушениями. Информационные права. Это свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массово информации.

(14)

Форма государственного устройства современной России.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

Содержание правоотношений.

Содержание это субъективные права и юр-кие обяз-ти, выражающие связь между субъектами правоотношения

Субъективное право - предусмотренная в норме права мера возможного поведения. Признаки субъективного права: 1.Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. 2.содержание права устанавливается на основе норм права. 3. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов. 4.Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. 5.субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); право на юр-кие действия, на принятие юр-ких решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать); право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обяза-ти.

Юр-кая обязанность – пред-ная в норме права мера необходимого поведения. Признаки юр-кой обяз-ти: 1. Юр-кая обяз-ть – мера необходимого поведения обязанного лица. 2. Содержание обяз-ти устанавливается на основе норм права. 3. Обяз-ть устанавливается в интересах управомоченной стороны - отделенного лица или общества (гос-ва) в целом. 4.Соблюдение обяз-ти обеспечено возможностью гос-ного принуждения. Юр-кая обяз-ть имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.

Содержание имеет двойственный характер, различают юр-ое и фактическое содержание: Юр-кое содержание правоотношения – возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами пра­ва), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.178.221 (0.006 с.)