Задачи ЭА и его роль в управлении хозяйственной деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи ЭА и его роль в управлении хозяйственной деятельностью



Содержание, предмет, объект ЭА

Анализ (греч.)- разделяю, расчленяю.

ЭА – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание ЭА вытекает из его функций:

- изучение характера экономических законов

- установление зависимости, тенденций в конкретных условиях

- контроль за выполнением плана, управленческих решений, возможностей, ресурсов

- изучение влияния факторов на деятельность предприятия

Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Микроэкономический анализ =ЭА

 

Задачи ЭА и его роль в управлении хозяйственной деятельностью

ЭА хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Задачи:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия

- контроль над выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия

- изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики

- оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышение доходности бизнеса

- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной

политики управления бизнес-процессами

- разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

Принципы ЭА

Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Принципы:

1. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия

2. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов

3. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную деятельность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

4. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на достижение поставленных целей. Руководство должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе.

5. Анализ должен проводиться по плану, систематически, е не от случая к случаю.

6. Анализ должен быть оперативным.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

4. Типология видов ЭА

1. По объекту ЭА:

- технико- экономический

- финансово- экономический

- управленческий

- маркетинговый

- математический

- социально- экономический

- экономико-экологический

- экономико-статистический

По субъекту управления ЭА

- анализ проводимый руководством

- …… функциональными службам

- …… собственниками

- …… поставщиками

- …… покупателями

- …… кредитными организациями

По пользователю

- внутренний (само предприятие для своего использования)

- внешний (банки, партнеры)

По периодичности

- ежедневный,- месячный, - квартальный, - годовой, - разовый

По пространственной характеристики

- внутрехозяйственный

- межхозяйственный

По отраслевому признаку

- отраслевой

- межотраслевой

По полноте охвата

- сплошной (выводы после изучения всех объектов)

- выборочный (после изучения отдельных объектов)

- локальный и - климатический

 

По временному признаку

- последующий = исторический (после свершения хозяйственной операции. Используется для контроля над выполнением плана, оценки результата деятельности.)

- предварительный = перспективный

- оперативный

- экспресс-анализ

По методике исследования

- сопоставительный

- диагностический

- детерминированный

- стохастический

- маржинальный (метод на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на переменные и постоянные)

- функционально-стоимостной

- комплексно-системный

По источникам информации

- инвестиционный

- инновационный

- финансовый

- управленческий

 

Рис. 3.2. Система показателей комплексного АХД

Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.

Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, выработка продукции за один машино-час, коэффициент использования наличного оборудования и т.д.От них зависит уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.

В пятый блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели седьмого блока: прибыль предприятия, уровень рентабельности.

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать портфель заказов. Надо знать также условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в требуемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ является завершающей стадией эконом. анализа.

 

Понятие, типы, задачи ФА

Фактор от латинского = делающий, производящий.

Фактор – движущая сила процесса, определяющая его характер.

ФА – методика комплексного системного изучения, измерения воздействия фактора на величину результативного показателя.

Типы ФА:

1. Детерминированный – методика исследования влияния факторов связь которых с результативным показателем носит функциональный характер→ результативный показатель можно представить в виде произведения, суммы, частного факторов.

2. Стохастический – методика исследования влияния факторов связь которых с результативным показателем носит корреляционный характер (неполный) → может быть несколько значений.

3. Прямой – исследования проводятся дедуктивным методом (от общего к частному)

4. Обратный – исследования проводятся индуктивным методом (от частного к общ.)

5. Одноступенчатый – используется для исследования факторов одного уровня подчинения.

ВП = ЧР * ГВ 1 ступень

ВП = ЧР * Д * ДВ 2 ступень

ВП = ЧР * Д * П * ЧП 3 ступень → Многоступенчатый

 

6. Статистический – исследование влияния факторов НА соответствующую дату

7. Динамический – исследование причинно-следственных связей в динамике

8. Ретроспективный – изучает причины изменения результатов за прошлые годы

9. Перспективный – исследует поведение факторов и результативных показателей в будущем.

Основные задачи ФА:

1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей

2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода

3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями

4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)

 


Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Т ср = Тпр = Тср – 100.

Анализ структуры продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

Анализ качества продукции

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

Используется коэффициент сортности, выполнение плана по качеству.

I - ОС

1. - коэффициент поступления ОС

2. - коэффициент обновления

3. - коэффициент выбытия

4.

5. - коэффициент износа

6.

 

Обобщающие показатели обеспеченности:

1. Фондовооруженность =Ст-ь ОС / Числ-ь,

2. Фондоемкость =

3. Фондоотдача =

4. Фондорентабельность = Фондоотдача × Рентабельность продукции

5. Относительная экономия ОФ = ОФ отч – ОФ баз ×I выпуска прод.

II Анализ производственной мощности – макс выпуск прод при реально сущ объемах ресурсов и достигнутом уровне технологий.

Степень исп произв мощности:

1. К исп произ мощн. =

2. К интенсивной загр =

3. К экстенсивной загрузки = =

Изменение ПМ = Мощностьк.г = Мощность н.г. +М строительства + М реконструкций+М инноваций + - Мывбытия.

Анализ оборудывания:

1. К исп наличн оборуд =

2. К исп утановл оборуд = – Можно выявить реальный резерв выпуска за счет увеличения исп оборуд – я

Для анализа экстенсивной загрузки:

1. Календарный фонд времени = колич календарных дней ×24× колич оборуд

К кал ФВ

2. Режимный фонд времени = клич устан оборуд ×колич раб дней× колич ежедневной раб

К реж ФВ =

3. Плановый ФВ =

К план ФВ =

Эффективность фонда раб времени =Кол раб дней × кол смен× прод смен× (1 - %простоя по регламенту).

III анализ исп мат ресурсов

Задачи:

1. Оценка реальности прогрозов, степени выполнения и их влияния на выпуск продукции, себестоимость

2. Оценка уровня эффективности исп мат рес

3. Выявления резервов, экономия мат ресурсов, выработка направлений по их использованию

К обеспеч мат рес =

Анализ трудовых ресурсов.

1) К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Весь персонал предприятия делится на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и персонал непромышленных хозяйств. Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и др. служащих (конторский, учетный персонал).

В процессе анализа фактическая среднесписочная численность (ССЧ) отдельных категорий сопоставляется с плановой в абсолютном выражении и в процентах к соответствующей базе, при этом необходимо изучить изменение структуры персонала.

Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой - изучение ее движения. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих коэффициентов:

- Коэффициент по приему кадров (Кпр.) определяется отношением количества работников, принятых за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период:

- Коэффициент по выбытию кадров (Кв) определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период: , (1)

где Рув – численность уволенных работников; Р – среднесписочная численность персонала

- Коэффициент текучести кадров (Кт) определяется делением численности работников предприятия (цеха, участка), выбывших или уволенных по отрицательным причинам за данный период времени, на среднесписочную численность за тот же период: , (2)

где Рув – численность выбывших или уволенных работников; Р – среднесписочная численность персонала.

- Коэффициент постоянства кадров – отношение численности работников, состоящих в списочном составе, весь отчётный год, к среднесписочной численности работников за год.

2) Анализ использования фонда рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (ЧР),количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год(Д), средней продолжительности рабочего дня(П):

ФРВ=ЧР×ЧД×ЧП

Дополнительные формулы:

1. Анализ потерь рабочего времени =

2. Ср. год. Выраб. 1 раб. =

3. Рент. персонала = = Rпродаж×доля реал прод в общ вып×Годов выр.

4. Трудоемкость =

5. Трудоемкость еденицы продукции =

6. ФЗП = Числ раб×год З.п. = ЧР×Д×Дневн з.п. = ЧР×Д×прод дня×часов з.п.

 

 

Задача: как изменится рентабельность активов, если рентабельность продаж увеличиться на 4%, а оборачиваемость активов на 10%.

Содержание, предмет, объект ЭА

Анализ (греч.)- разделяю, расчленяю.

ЭА – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание ЭА вытекает из его функций:

- изучение характера экономических законов

- установление зависимости, тенденций в конкретных условиях

- контроль за выполнением плана, управленческих решений, возможностей, ресурсов

- изучение влияния факторов на деятельность предприятия

Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Микроэкономический анализ =ЭА

 

Задачи ЭА и его роль в управлении хозяйственной деятельностью

ЭА хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Задачи:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия

- контроль над выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия

- изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики

- оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышение доходности бизнеса

- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной

политики управления бизнес-процессами

- разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

Принципы ЭА

Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Принципы:

1. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия

2. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов

3. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную деятельность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

4. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на достижение поставленных целей. Руководство должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе.

5. Анализ должен проводиться по плану, систематически, е не от случая к случаю.

6. Анализ должен быть оперативным.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

4. Типология видов ЭА

1. По объекту ЭА:

- технико- экономический

- финансово- экономический

- управленческий

- маркетинговый

- математический

- социально- экономический

- экономико-экологический

- экономико-статистический

По субъекту управления ЭА

- анализ проводимый руководством

- …… функциональными службам

- …… собственниками

- …… поставщиками

- …… покупателями

- …… кредитными организациями

По пользователю

- внутренний (само предприятие для своего использования)

- внешний (банки, партнеры)

По периодичности

- ежедневный,- месячный, - квартальный, - годовой, - разовый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.111 с.)