Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и необходимость финансов, их специфические признаки.

Поиск

Сущность и необходимость финансов, их специфические признаки.

Термин «финансы» возник в 13-15 веках и изначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он стал употребляться как система денежных отношений между гос-вом и населением по поводу образования гос. фондов денежных средств. Финансы – это совок-ть экономич. отношений, организованных гос-вом, в процессе которых формируются, распределяются и используются денежные фонды для осуществления экономич., соц. и политич. задач. Признаки финансов: 1) денежные отношения, связ. с перераспред. ВВП 2) в процессе этих отношений формир. денежные фонды 3) наличие финансов обусловлено существованием государства 4) регулярное поступление денежных средств за счет налогов и иных обязательных платежей.

 

Функции финансов (назвать и раскрыть).

Выделяют 3 основных функции финансов: распределительная, регулирующая и стимулирующая.

1) Распределительная функция связана с распред. стоимости произведенного общес. продукта и созданием фондов денежных средств. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников матер. производства. НД делится на фонд накопления и фонд потребления. Доходы: З/П рабочих и доходы предпр. и организаций в сфере матер. произв-ва.

2) Контрольная функция заключается в контроле за распределением ВВП и НД по фондам и расходованием их по назначению. Она проявляется через финансовый контроль, который обеспечивает эффективное и рациональное использование финансовых ресурсов.

3) Стимулирующая - государство с помощью системы финанс. рычагов может воздействовать на развитие предприятий в нужном обществу направлений. Пример финанс. рычага: налоги и льготы.

 

Место и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы тесно связаны с деньгами, ценой, кредитами и з/п, но имеют существенные различия. Финансы – это экономическая категория, выражающая отношения по поводу денег. Финансы создают основу кредитных отношений. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости товаров для удобства обмена 1 товара на другой. Без денег нет финансов.

Кредит характеризуется возвратностью, платностью и срочностью. Основное отличие кредитных отношений от финансовых: кредит д.б. возвращен кредитору в срок с уплатой %, а финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение денежных средств, принадл. субъектам.

Цена – денежное выражение стоимости товаров. Она предопределяет пропорции распределения. Цена и З/П являются базовыми условиями определяющие финансовые расходы.

 

4. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы, источники их образования и направления их использования.

Гос и муниц. финансы обеспечивают органы гос власти и МСУ денежными средствами для осуществл необходимых функций. С их помощью денежные ср-ва субъектов и граждан аккумулируются в бюдж и внебюдж фондах гос-ва. Внебюдж. фонды – это фин. ресурсы, находящиеся в распоряжении органов власти и имеющие целевое назначение. Главным звеном финансовой системы является гос. бюджет. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функционирования государства. Источниками образования гос. финансов являются ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть нац. богатства. Использование финансовых ресурсов органов гос власти и МСУ осуществляется в виде гос и муниц расходов. Гос расходы – денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов и внебюджетных фондов на финансовое обеспечение своих задач. Муниц. расходы – денежные средства, направляемые органами МСУ из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

 

Понятие финансовой системы, ее состав и структура.

Финансовая система – это 1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений со своими особ-тями формирования и использования фондов денежных средств и ролью в обществ. воспроизводстве 2) совок-ть финансовых органов и институтов, управл. денежными потоками.

Структура финансовой системы РФ: 1) Общегосударственные финансы: Гос.бюджеты (федеральный, региональный, местный), Внебюджетные фонды (пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования), Гос. долг, Гос. страхование, Фондовый рынок

2) Финансы хозяйственных субъектов: коммерческих и некоммерческих предприятий

3) Личные финансы (финансы домохозяйств)

Основные сферы и звенья финансовой системы РФ.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой. Основные звенья финансовой системы:

1. Бюджетная система –совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Гос. кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами складываются экон. отношения, в которых государство выступает как заемщик или кредитор. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита, выполняет распределительную и контрольную функции.

3. Децентрализованные финансы: финансы организаций и домохозяйств.

Фонды страхования.

Страхование – это совокупность отношений по формированию и использованию денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара.

 

Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами, их задачи и функции.

Управление финансами — перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них. Объекты управления фин: Личные финансы, Финансы организаций, Государственные финансы, Страхования.

Субъекты управления фин –государственный аппарат различных сфер финансов.

Управление финансами осуществляется посредством использования управленческого аппарата: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовых органов, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов, его задачи и функции.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ. Минфин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Осуществляет свою деятельность в соответствии с положением "О Министерстве финансов РФ" и является юр. лицом.

Основными задачами Минфина РФ являются:

· совершенствование бюджетной системы РФ;

· разработка проекта федерального бюджета;

· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ;

· составление отчета об исполнении федерального бюджета РФ;

· управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

1. Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

2. Прогнозирует социально-экономическое развитие РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

3. Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики;

4. Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета РФ;

5. Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

6. Осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета

 

Министерство финансов Краснодарского края.

Министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, территориальным органом Минфина России. Руководит его деятельностью министр финансов Краснодарского края Перонко Иван Александрович.

Задачи:

1) разработка и реализация единой бюджетно-финансовой политики края,

2) составление и организация исполнения краевого бюджета,

3) разработка прогноза основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского

4) управление средствами краевого бюджета,

5) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития края.

22. Контрольные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Структура Контрольных и финансовых органов Краснодарского края:

¾ Министерство финансов Краснодарского края

¾ Контрольно-счетная палата Краснодарского края

¾ Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю

¾ Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю

¾ Межрегиональное территорианое управление Росфиннадзора в Краснодарском крае

¾ Торгово-промышленная палата Краснодарского края

¾ Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края

¾ департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края

Функции страхования.

1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски

2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Возмещение ущерба осуществляется в рамках имеющихся договоров имущественного страхования.

3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба - предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий.

А также: - Защита интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности;

- Обеспечение непрерывности общественного воспроизводства;

- Освобождение государства от дополнительных расходов.

 

Бюджетное устройство. Понятие и уровни бюджетной системы.

Бюджетное устройство — это принципы построения и организация бюджетной системы государства, а также взаимосвязь отдельных ее элементов. К элементам бюджетного устройства РФ относятся: 1) Бюджетная система РФ 2) Бюджетная классификация РФ 3) Принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Уровни: 1) Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ 2) бюджеты субъектов федерации 3) местные бюджет (муниципальных районов, городских округов, муниципальных образований и городов федерального значения).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соотв. территории без учета межбюджетных трансфертов.

 

Принципы бюджетной системы.

Принципами бюджетной системы РФ являются.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

3. Принцип самостоятельности бюджетов

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ

5. Принцип сбалансированности бюджета

7. Принцип эффективности использования бюджетных средств;

8. Принцип гласности бюджета;

9. Принцип достоверности бюджета.

 

Стадии бюджетного процесса.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

2) утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

3) исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Платежный баланс страны.

Платежный баланс — ведомость, отражающая соотношение между суммой денежных поступлений из других стран и суммой денежных платежей другим странам. Он характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей и поступивших в страну. Выделяют активный и пассивный платежный баланс. Платежный баланс России состоит из 2 основных разделов: текущие операции и операции с капиталом и финансовыми инструментами.

Основными статьями дохода являются: доходы от экспорта товаров, предоставления другим странам различных, денежные переводы из других стран.

Основными статьями расхода являются: платежи за импортируемые товары и предоставленные другим странам услуги, переводы организаций и граждан в зарубежные страны, платежи по полученным в других странах кредитам.

Сущность и необходимость финансов, их специфические признаки.

Термин «финансы» возник в 13-15 веках и изначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он стал употребляться как система денежных отношений между гос-вом и населением по поводу образования гос. фондов денежных средств. Финансы – это совок-ть экономич. отношений, организованных гос-вом, в процессе которых формируются, распределяются и используются денежные фонды для осуществления экономич., соц. и политич. задач. Признаки финансов: 1) денежные отношения, связ. с перераспред. ВВП 2) в процессе этих отношений формир. денежные фонды 3) наличие финансов обусловлено существованием государства 4) регулярное поступление денежных средств за счет налогов и иных обязательных платежей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.007 с.)