Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Понятие утопии, ее виды и характеристики↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие утопии. Томас Мор и анализ его произведения «Утопия» Виды и характеристики утопии 1.3 Выводы к главе 1 Глава 2. Утопические интенции русской общественной мысли Утопия в России: исторический обзор Русский космизм: идеи Чижевского, Вернадского, Федорова Негативная утопия: анализ произведения Е. Замятина «Мы» 2.4 Выводы к главе 2 Глава 3. Утопия и антиутопия культуры XX века Отличие негативных утопий от позитивных Культурные доминанты антиутопических манифестаций 3.3 Выводы к главе 3 Заключение Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В конце XIX- начале XX столетий на наших глазах происходит смена парадигм культуры, мы переживаем глобальные социокультурные преобразования. На долю XX века пришлось немало испытаний – две мировые войны, прокатившаяся по земному шару волна революций, разрушение общечеловеческих ценностей, смена социальных, нравственных, экономических и интеллектуальных доминант, геноцид в отношении целого ряда народов, ухудшение экологической обстановки и многое другое. На сегодняшний день многие исследователи склоняются к мнению, что индустриальная цивилизация находится в критическом состоянии. Ситуация культурной неопределенности связана с усилившимся динамизмом социокультурных процессов, развитием новых, не существовавших ранее тенденций: с одной стороны, усиление глобализации культуры, с другой – тенденция к локализации. Поиск решения основных проблем современности на различных уровнях реализуется, как правило, с помощью рациональных методов. Однако этим не исчерпываются возможности видения альтернативных образов будущего. Существуют обоснованные сомнения в релевантности сугубо рациональных прогностических процедур. Одной из конфигураций «видения будущего» считается утопия, как особенный способ формирования типа альтернативы формирования судеб человека и этноса. Утопия – это и мечта человечества о лучшем культурном мироустройстве, и критика существующего общества, она сопровождает цивилизацию с древних времен и проявляется в различных формах – от древних легенд о «золотом веке» до всего спектра утопических концепций XXI века. Но какой бы вид не принимала утопия – литературного произведения, социокультурного проекта переустройства общества, народных мифов и легенд, официальной идеологии – все это суть проявления утопического сознания, присущего самой природе человека, существующего в виде мечты, желания лучшей жизни и, одновременно, выражающего критическое отношение к реальности. Одной из самых важных функций самосознания отдельной личности и любой группы является выработка аксиологических целей деятельности и представлений о способах их достижения. Утопия как специфическая рефлексия культуры, исходя из своего понимания природы, человека, культурно-исторической ситуации и возможных направлений развития культуры, строит модели иных, возможных культурных сообществ. Утопия гипостазирует социокультурный идеал, который освещает историческую перспективу и зачастую используется как критерий оценки реального состояния и потенциального развития сообщества. Современная культура как никогда нуждается в разработке общественно-значимых целей, образа человека, способного достигать и реализовывать их. Поэтому интерес к утопии, открывающей для человека новые возможности духовных исканий, и в наши дни, и в прошлые эпохи, был и остается необычайно высоким, хотя отношение к ней противоречиво. Некоторые исследователи высказывают мнение об исчезновении утопии или о снижении ее роли в культуре в связи с развитием рациональных методов прогнозирования. Другие утверждают, что утопические искания обостряются лишь в переломные для истории моменты. Соглашаясь с последним мнением, полагаем, что утопия не теряет значимости и в периоды относительной стабилизации. Исходя из принципа имманентности утопического сознания и его проявлений – утопии в различных ее формах и модификациях – самой природе бытия, придерживается мнения о неизменной актуальности утопии. Поэтому возникает проблема обоснования причин актуальности как жизнестойкости, жизнедеятельности утопии, сопровождающей цивилизацию на протяжении многих веков. Именно в особенностях функционирования утопии коренится причина ее актуальности как постоянной востребованности, проявления в культуре во множестве форм. Особую остроту проблемы составляет именно своеобразное «воспаленное» существование утопии в современном мире, эти симптомы так или иначе артикулируются не только учеными, но и публицистами, журналистами, общественными и политическими деятелями. Поэтому, в связи с трансформацией ранее существовавших и возникновением новых форм утопии, сегодняшнее ее состояние и состояние утопического сознания нуждаются в подробном анализе. В свете вышеизложенного, представляется необходимым провести детальное исследование феномена утопии в социокультурном контексте, обосновать ее актуальность и выделить ее критерии, исследовать функциональную природу утопии и показать действенность широкого разностороннего спектра современных форм и видов утопии. Степень научной разработанности проблемы. Феномен утопии, меняясь с ходом истории, вызывал интерес у мыслителей разных эпох. Социально-утопические идеи нередко становились объектом различных форм теоретической рефлексии. После появления произведения Томаса Мора само понятие «утопия» уже в XVII – XVIII вв. стало нарицательным для особого литературно-публицистического жанра. Однако с течением времени понятие утопии расширялось далеко за границы изначального употребления. Рост научного интереса к утопии в конце XIX – начале XX вв. не случайно совпал с периодом социокультурных преобразований. Объектом исследования выступает феномен утопии. Предметом - утопия как пространство потенциального бытия действительности человека, как идеальная (данная в сознании) форма ее возвращения социальному бытию. Основной целью исследования выступает обоснование статуса утопии как формы возвращения действительности человека социальному бытию. В связи с этим мы сформулировали следующие задачи: · воспроизвести на основе анализа источников парадигму социальной утопии как таковой с целью обоснования общих характеристик утопических произведений всех жанров; · обосновать эвристические статусы содержание концепта «действительность человека»; · диагностировать социальную ситуацию («обесчеловечивание» социального бытия) как вызывающую «тоску» по действительности человека и являющуюся предпосылкой формирования утопического сознания; · показать, в каком смысле утопия является преодолением «обесчеловеченного» наличного социального бытия и возвращением социальному бытию действительности человека. Методологическая, теоретическая и источниковедческая база исследования: Так как культурология представляет собой систему знания, интегрирующую результаты исследования культуры многих научных направлений и дисциплин, то оправданным является комплексное использование разнообразных методов и теоретических подходов. Методологической базой исследования является диалектическое единство исторических и логических методов исследования и применение функционального подхода. Используется системный подход к исследованию взаимозависимости социума и утопии, которая, по нашему мнению, оказывает серьезное влияние на культуру. В исследовании были использованы историко-ретроспективный метод для анализа утопических проявлений прошлого, синхронный и диахронный анализ, функциональный метод анализа утопии как феномена культуры через функции, выполняемые ими в социокультурной системе. Подобный синтез подходов и методов позволяет рассматривать утопию не только как форму духовно-ценностного освоения социальной реальности, но и как феномен культуры во всем его многообразии. Научная новизна данного исследования содержит следующие положения: Предложено обозначение утопии как абстрактного типа вероятностного предстоящего, дозволяющего объединять все проявления неосуществимого. Разработана экспериментальная группа «качественно выраженная актуальность», содержащая соответствующую совокупность критериев, позволяющих рассматривать явления культуры в её более важных олицетворениях. Доказано, что утопии как цивилизованному явлению постоянно присущ целый комплекс критериев высококачественно изъявленной актуальности. Существуют доказательство того, что высококачественно сформулированная значимость утопии в каждой исторической ситуации детерминирована социокультурным контекстом. Разработаны концепты провокативной и визуализационной функций утопии и аргументирована их принципиальная роль в актуализации проявлений предоставленного феномена. Обоснована уместность абстрактной модификации высококачественно проявленной актуальности утопии прогрессивным проявлениям утопических практик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.009 с.) |