Глава 1. Понятие утопии, ее виды и характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие утопии, ее виды и характеристики



Понятие утопии. Томас Мор и анализ его произведения «Утопия»

Виды и характеристики утопии

1.3 Выводы к главе 1

Глава 2. Утопические интенции русской общественной мысли

Утопия в России: исторический обзор

Русский космизм: идеи Чижевского, Вернадского, Федорова

Негативная утопия: анализ произведения Е. Замятина «Мы»

2.4 Выводы к главе 2

Глава 3. Утопия и антиутопия культуры XX века

Отличие негативных утопий от позитивных

Культурные доминанты антиутопических манифестаций

3.3 Выводы к главе 3

Заключение

Список используемых источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В конце XIX- начале XX столетий на наших глазах происходит смена парадигм культуры, мы переживаем глобальные социокультурные преобразования. На долю XX века пришлось немало испытаний – две мировые войны, прокатившаяся по земному шару волна революций, разрушение общечеловеческих ценностей, смена социальных, нравственных, экономических и интеллектуальных доминант, геноцид в отношении целого ряда народов, ухудшение экологической обстановки и многое другое. На сегодняшний день многие исследователи склоняются к мнению, что индустриальная цивилизация находится в критическом состоянии. Ситуация культурной неопределенности связана с усилившимся динамизмом социокультурных процессов, развитием новых, не существовавших ранее тенденций: с одной стороны, усиление глобализации культуры, с другой – тенденция к локализации. Поиск решения основных проблем современности на различных уровнях реализуется, как правило, с помощью рациональных методов. Однако этим не исчерпываются возможности видения альтернативных образов будущего. Существуют обоснованные сомнения в релевантности сугубо рациональных прогностических процедур. Одной из конфигураций «видения будущего» считается утопия, как особенный способ формирования типа альтернативы формирования судеб человека и этноса. Утопия – это и мечта человечества о лучшем культурном мироустройстве, и критика существующего общества, она сопровождает цивилизацию с древних времен и проявляется в различных формах – от древних легенд о «золотом веке» до всего спектра утопических концепций XXI века. Но какой бы вид не принимала утопия – литературного произведения, социокультурного проекта переустройства общества, народных мифов и легенд, официальной идеологии – все это суть проявления утопического сознания, присущего самой природе человека, существующего в виде мечты, желания лучшей жизни и, одновременно, выражающего критическое отношение к реальности.

Одной из самых важных функций самосознания отдельной личности и любой группы является выработка аксиологических целей деятельности и представлений о способах их достижения. Утопия как специфическая рефлексия культуры, исходя из своего понимания природы, человека, культурно-исторической ситуации и возможных направлений развития культуры, строит модели иных, возможных культурных сообществ. Утопия гипостазирует социокультурный идеал, который освещает историческую перспективу и зачастую используется как критерий оценки реального состояния и потенциального развития сообщества. Современная культура как никогда нуждается в разработке общественно-значимых целей, образа человека, способного достигать и реализовывать их.

Поэтому интерес к утопии, открывающей для человека новые возможности духовных исканий, и в наши дни, и в прошлые эпохи, был и остается необычайно высоким, хотя отношение к ней противоречиво. Некоторые исследователи высказывают мнение об исчезновении утопии или о снижении ее роли в культуре в связи с развитием рациональных методов прогнозирования. Другие утверждают, что утопические искания обостряются лишь в переломные для истории моменты. Соглашаясь с последним мнением, полагаем, что утопия не теряет значимости и в периоды относительной стабилизации. Исходя из принципа имманентности утопического сознания и его проявлений – утопии в различных ее формах и модификациях – самой природе бытия, придерживается мнения о неизменной актуальности утопии.

Поэтому возникает проблема обоснования причин актуальности как жизнестойкости, жизнедеятельности утопии, сопровождающей цивилизацию на протяжении многих веков. Именно в особенностях функционирования утопии коренится причина ее актуальности как постоянной востребованности, проявления в культуре во множестве форм. Особую остроту проблемы составляет именно своеобразное «воспаленное» существование утопии в современном мире, эти симптомы так или иначе артикулируются не только учеными, но и публицистами, журналистами, общественными и политическими деятелями.

Поэтому, в связи с трансформацией ранее существовавших и возникновением новых форм утопии, сегодняшнее ее состояние и состояние утопического сознания нуждаются в подробном анализе.

В свете вышеизложенного, представляется необходимым провести детальное исследование феномена утопии в социокультурном контексте, обосновать ее актуальность и выделить ее критерии, исследовать функциональную природу утопии и показать действенность широкого разностороннего спектра современных форм и видов утопии.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен утопии, меняясь с ходом истории, вызывал интерес у мыслителей разных эпох. Социально-утопические идеи нередко становились объектом различных форм теоретической рефлексии.

После появления произведения Томаса Мора само понятие «утопия» уже в XVII – XVIII вв. стало нарицательным для особого литературно-публицистического жанра. Однако с течением времени понятие утопии расширялось далеко за границы изначального употребления. Рост научного интереса к утопии в конце XIX – начале XX вв. не случайно совпал с периодом социокультурных преобразований.

Объектом исследования выступает феномен утопии.

Предметом - утопия как пространство потенциального бытия

действительности человека, как идеальная (данная в сознании) форма ее

возвращения социальному бытию.

Основной целью исследования выступает обоснование статуса утопии

как формы возвращения действительности человека социальному бытию.

В связи с этим мы сформулировали следующие задачи:

· воспроизвести на основе анализа источников парадигму социальной утопии как таковой с целью обоснования общих характеристик утопических произведений всех жанров;

· обосновать эвристические статусы содержание концепта «действительность человека»;

· диагностировать социальную ситуацию («обесчеловечивание» социального бытия) как вызывающую «тоску» по действительности человека и являющуюся предпосылкой формирования утопического сознания;

· показать, в каком смысле утопия является преодолением «обесчеловеченного» наличного социального бытия и возвращением социальному бытию действительности человека.

Методологическая, теоретическая и источниковедческая база исследования:

Так как культурология представляет собой систему знания, интегрирующую результаты исследования культуры многих научных направлений и дисциплин, то оправданным является комплексное использование разнообразных методов и теоретических подходов.

Методологической базой исследования является диалектическое единство исторических и логических методов исследования и применение функционального подхода. Используется системный подход к исследованию взаимозависимости социума и утопии, которая, по нашему мнению, оказывает серьезное влияние на культуру. В исследовании были использованы историко-ретроспективный метод для анализа утопических проявлений прошлого, синхронный и диахронный анализ, функциональный метод анализа утопии как феномена культуры через функции, выполняемые ими в социокультурной системе. Подобный синтез подходов и методов позволяет рассматривать утопию не только как форму духовно-ценностного освоения социальной реальности, но и как феномен культуры во всем его многообразии.

Научная новизна данного исследования содержит следующие положения:

Предложено обозначение утопии как абстрактного типа вероятностного предстоящего, дозволяющего объединять все проявления неосуществимого.

Разработана экспериментальная группа «качественно выраженная актуальность», содержащая соответствующую совокупность критериев, позволяющих рассматривать явления культуры в её более важных олицетворениях.

Доказано, что утопии как цивилизованному явлению постоянно присущ целый комплекс критериев высококачественно изъявленной актуальности.

Существуют доказательство того, что высококачественно сформулированная значимость утопии в каждой исторической ситуации детерминирована социокультурным контекстом.

Разработаны концепты провокативной и визуализационной функций утопии и аргументирована их принципиальная роль в актуализации проявлений предоставленного феномена.

Обоснована уместность абстрактной модификации высококачественно проявленной актуальности утопии прогрессивным проявлениям утопических практик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.011 с.)