типология алтарных преград и малых архитектурных форм храма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

типология алтарных преград и малых архитектурных форм храма



Крестово-купольный храм состоит, как правило, из основного подкупольного пространства в центре храма, от которого на четыре стороны раскрываются ветви пространственного креста (одна из них завершается алтарной апсидой, их полуцилиндрические своды обычно выше угловых частей здания, но, ниже купола, как правило, приподнятого на цилиндрическом барабане. Барабан водружается не прямо на опоры, а на переходные устройства – паруса (треугольные фрагменты сферической формы) или тромпоны (сложные криволинейные поверхности). Восточная часть, как правило, - трехчастный алтарь: левая апсида именуется жервенников, правая – диаконником (или ризницей). Эти помещения соединены проходами. Между алтарной апсидой и куполом может быть дополнительное членение – удлиненнаявима. Храмы таково типа компактны, могут иметь притворы и галереи с трех сторон (кроме восточной), которые вместе с угловыми башнями (с западной стороны) в домонгольский период на Руси были характерными моментами.Интерьеры крестово-купольных храмов XI-XIII вв. отличались пропорциональностью и соразмерностью всех элементов декорации. Малые архитектурные формы церковных интерьеров (алтарные преграды, кивории (сени), ситроны и т. д.) подчинялись общей системе соразмерности и пропорциональности сооружения, исходящей из единой саженной системы мер и метода соизмерения парными мерами

 

иконостас и элементы убранства

Иконостаспредставляет по своей конструкции перегородку, которой алтарь отделяется отсредней части храма. Высота иконостаса не регламентируется, однакорекомендуется оставлять вверху открытую или решетчатую часть для слышимостивозгласов священнослужителей и перемещения воздушных потоков между среднейчастью храма и алтарем.

Традиционнымдля православного храма является тябловый иконостас, представляющий собойстоечно-балочную систему с горизонтальными балками-тяблами, концы которыхзаделаны в стены храма. Сами тябла могут быть расписаны, декорированы басмойили резьбой. Иконы вставляются в пазы тябла.

В иконостасе должно быть, как правило, три открывающиеся внутрь алтаря двери: двебоковые (северная и южная) одностворчатые двери, открывающиеся в сторонубоковых стен алтаря, с шириной проема порядка 0,9 м, но не менее 0,6 м высотойоколо 2,1 м и одна двустворчатая, центральная, особо украшенная, имеющая собственныестолбы - Царские врата с шириной проема 1,0 - 1,4 м и высотой, как правило, 2,5м. Габариты дверей иконостаса устанавливаются в соответствии с заданием напроектирование. В приделе и домовых церквях допускается устройство помимоЦарских врат лишь одной боковой (северной) двери.

Рольиконостаса может выполнять восточная стена средней части храма при пристроенномалтаре или специально устроенная перегородка, выполненная из камня, кирпича илидерева, которая может быть одноярусной или многоярусной, заполняющей проеммежду средней частью храма и алтарем. В 4 - 6-столпных храмах иконостасустраивается перед восточными столбами.

Напервом этапе эксплуатации храма допускается устройство временного иконостаса,выполненного на легком каркасе.

Количествочинов (ярусов) иконостаса не регламентируется, однако для русскойхрамостроительной практики характерно использование высоких многоярусныхиконостасов с числом ярусов от трех до семи. Минимально допустим один«местный» ярус с Распятием наверху.

Элементы убранства

Вкафедральных соборах в случае устройства архиерейской кафедры, приподнятой наодну или несколько ступеней, она может отделяться от остального пространствасредней части храма декоративным решетчатым ограждением высотой 0,9 м,раскрытым в сторону алтаря и открывающимися створками шириной не менее 0,8 мдля прохода прихожан с северной, южной и западной сторон.

Аналогичнымдекоративным решетчатым ограждением, как правило, отделяется и солея отостального пространства средней части храма.

Составоборудования здания храма включает, кроме того, киоты и аналои для икон, сенинад мощами и плащаницей, подсвечники, поминальный «канун», «литийный» иводосвятный столы, чаны со святой водой, скамьи для отдыха прихожан, киоски дляпродажи свечей, купель для крещения и др.

Киотыдля икон устанавливаются в средней и трапезной части храма вдоль стен и вокругстолбов. Киоты особо чтимых икон могут устанавливаться на возвышениях высотой0,3 - 0,9 м. Для подъема и спуска к ним устраиваются ступени с поручнем. Киотыи сени могут выполняться из дерева или естественного камня. Проектированиеведется, как правило, индивидуально, в зависимости от стилистики храмовойархитектуры и иных факторов. Примеры деревянного киота и сени приведены на рис.

Подсвечникидиаметром от 0,2 до 1,0 м устанавливаются перед особо чтимыми иконами и переданалоем, устанавливаемым в центре храма. Примеры индивидуальных кованыхподсвечников и светильников приведены на рис.

Всередине покрытия центральной части храма, боковых нефов и приделов, в конхеалтарной апсиды должны быть предусмотрены крюки для подвески паникадил иполикадил.

Поминальный«канун» с размером стороны 0,8 - 1,2 м устанавливается в западной зоне среднейили в трапезной части храма.

Скамьидля отдыха прихожан могут устанавливаться однорядно вдоль западной, северной июжной стен трапезной и средней части храма. Пример решения скамьи приведен

Киоскидля продажи свечей устанавливаются в притворах или помещениях, отделенных отмолитвенных частей храма. Пример решения свечного «ящика» приведен на рис

 

 

БИЛЕТ 1.2

Рижский Домский собор

Так как феодальные отношения в Латвии развивались с некоторым опозданием по сравнению со странами Центральной Европы, то переход к романскому и готическому искусству произошел позже, чем во Франции или Германии. Памятники романского искусства, не получившего, впрочем, широкого распространения, появились в 13 в. Переход к готике наметился лишь в самом конце этого столетия. К середине 14 в. относительное отставание средневековой Латвии в области архитектуры было преодолено, и латышское зодчество выступило в качестве оригинального варианта готики.


Домская церковь в Риге. План.

Одним из замечательных памятников архитектуры того времени является Домская (соборная) церковь в Риге (илл. 406а—407). Строительство трехнефной церкви с трансептом начато в 1211 г. и в основном завершено к середине века. Церковь была задумана в зрелом романском духе. С запада, согласно не доведенному до конца проекту, она должна была украситься двумя башнями. Внутреннее помещение имело зальный характер. В 15 в. к западной части здания была пристроена восьмигранная башня со шпилем. В то же время Домская церковь была перестроена в базилику посредством поднятия центрального нефа. Новые своды были возведены на нервюрах, то есть имели готический характер. К церкви примыкал монастырь с просторным клуатром, галлерея которого была перекрыта крестовыми сводами.

 

Внутреннее убранство церкви сильно пострадало во время уничтожения икон приверженцами реформации в 1524 г., но исторические данные указывают, что церковь внутри была богато украшена стенной росписью и скульптурой.

В течение столетия Домская церковь, ее башня и монастырь были несколько раз перестроены, но здание все же сохранило свою величественность и занимает важное место в облике старой Риги. Архитектуру Домской церкви характеризуют простота, сдержанность, даже суровость внешних форм, где доминируют соотношения больших плоскостей без обильного применения архитектурного декора.

 

БИЛЕТ 2.2

Костел св. Анны в Вильнюсе

Среди немногочисленных костелов, не подвергшихся перестройке в 17—18 вв., выделяется своими художественными достоинствами костел св. Анны в Вильнюсе (илл. 413). Он уцелел в своем первоначальном виде благодаря тому, что из-за обрушившихся сводов был оставлен на произвол судьбы и не использовался как раз в то время, когда почти все более древние костелы перестраивались в стиле барокко. Костел св. Анны построен в середине 16 в.; в 1902—1904 гг. здание было реставрировано, достроены порталы и своды. Как видно из поставленных на кирпичах опознавательных знаков, строили костел мастера вильнюсского цеха каменщиков.

Костел св. Анны — небольшое, напоминающее часовню однонефное здание. Боковые стены почти лишены украшений, их плоскость разделена тонкими контрфорсами, между которыми находятся большие окна в стрельчатых арках. Декоративные элементы фасада разработаны весьма богато, и можно сказать, что и сам фасад является самостоятельным художественным произведением — декор лишен какой-либо связи с общей архитектоникой зданий. Строители, гибко и свободно комбинируя кирпичи различного профиля (всего 33 типа), добились великолепных декоративных эффектов.

Удивительную легкость фасаду придает ритмическая композиция лент, фризов и столбиков, среди которых главную роль играют вертикальные ритмы. Редкие и короткие горизонтали служат только основанием для других многообразных гибких, стремящихся вверх полос. Вертикали часто представляют собой тонкие пилястрики, образующие неглубокие прямоугольные ниши. Эти прямоугольники, разного размера и пропорций, повторяются во всех частях фасада и являются основным декоративным мотивом. Они увенчаны своеобразными арками, которые своими острыми концами входят в небольшие плоские башенки. В фасаде нет ни одной спокойной плоскости, он весь пронизан легким, изящным, непрерывно изменчивым ритмом, живой мерцающей игрой света и тени.

Фасад костела св. Анны — редкий пример преломления в кирпичной готике принципов позднейшей готики. Это нечто аналогичное явлениям «пламенеющей» готики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.012 с.)