Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Понятие и признаки гос-ва. Многообразие подходов к определению гос-ва. Сущность гос-ва. Классовая и общесоц сущность гос-ва.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая управление в обществе, обладающая территориальной целостностью, государственным суверенитетом и публичной властью. Признаки: 1 Территориальная целостность. Любое государство обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах государственных границ. Власть государства распространяется на всех, находящихся на его территории. Людей, проживающих на территории государства, с государством и между собой связывает институт гражданства (подданства). В отличие от родовой власти, где членов рода связывает кровное родство (не территория, а родство!!!). 2 Публичная государственная власть. Воля и сила – два основных признака власти; сила-обеспечение власти. Этот признак заключается в том, что власть в государстве осуществляет государственный аппарат (механизм государства), который состоит из государственных органов, должностных лиц- чиновников. Этот государственный аппарат (группа чиновников) стоит отдельно от общества, находится над обществом и вместе с тем представляет интересы всего общества, действует от имени всего общества, т.е. субъект и объект власти не совпадают. Реализация гос. власти обеспечивается авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и в конечном счете гос. принуждением. 3 Суверенитет государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти. Государственный суверенитет заключается: А) власть государства распространяется на всю его территорию, на всех его людей и все организации, которые находятся на территории государства; Б) власть государства является верховной, она выше любой другой социальной власти и потому может ее отменить В) только государство обладает специальными средствами воздействия и принуждения армией, полицией, тюрьмой. Суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний суверенитет – независимость государства от политических партий и любых других организаций объединения людей. (Независимость в плане принятия решения об осуществлении государственной власти). Внешний суверенитет – независимость государства от других государств и международных организаций. 4 Взаимодействие и взаимосвязь государства и права. Государство придает правовую обеспеченность, поэтому право не может быть реализовано без государственной власти. С другой стороны, именно право создает те рамки, в которых осуществляется государственная власть, устанавливает порядок реализации государственной власти, регулирует деятельность государственных органов.
Кроме того, выделяют еще такие признаки, как: -наличие системы налогов, сборов, займов -наличие собственной денежной единицы и бюджета -наличие населения. Сущность государства как самостоятельного явления выступает власть. Сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть. Государство имеет классовую сущность и общесоциальную сущность. В зависимости от исторических, политических и других условий, которых существует государство, та или иная сущность может преобладать. Сущность государства во многом зависит от степени развития общества В недемократическом обществе преобладает классовая сущность государства, в демократическом обществе – общесоциальная. Исторически общество развивается таким образом, что при возникновении государства оно имеет ярко выраженный классовый характер, но по мере развития утрачивает большую часть классовой сущности, приобретая в основном общесоциальный характер. Классовая сущность заключается в том, что государство, в первую очередь, охраняет и реализует интересы отдельного класса, слоя, группы. (Правящего класса). Например, в рабовладельческом обществе это интересы рабовладельцев, в феодальном обществе, интересы землевладельца. При общесоциальной сущности государство охраняет и реализует интересы, в основном, всего населения. Например, современная демократия. Любое государство (все) имеют как классовую, так и общесоциальную сущность. Разница в том, какая из них и в какой степени преобладает. Так в феодальном обществе государство реализовывало часть общесоциальных интересов, защита страны от нападений из вне, охрана правопорядка, а послекапиталистическое демократическое государство, защищая в основном общесоциальные интересы, отдает приоритеты некоторым социальным группам: лабирование интересов нефтяных компаний. Государство не может нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса как совокупности экономических (производственных) отношений данного общества и существующих в нем форм собственности. На разных этапах развития гос.-во имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике. В рабовладельческом гос.-ве эконом. основой была частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Экономика феодального гос.-ва строилась на владении феодалов землей и крепостной зависимости крестьян. Капиталистическое гос.-во опиралось на свободную рыночную экономику, господствующую частную собственность. Острая классовая борьба, революционные выступления пролетариата. Государственно-правовое регулирование в эконом. сфере значительно усилено. Получили развитие гос.-ная, кооперативная, акционерная собственность. Борьба с монополизмом, финансово-налоговая и кредитная политика. Оптимальной эконом. основой современного гос.-ва может служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на равных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества.
Социальная основа государства составляет те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. От широты социальной базы государства, активности и поддержки общества зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи.
Духовная основа гос.-ва представляет собой совокупность идеологических, психологических, религиозных, научных и культурологических компонентов.
Вопрос 6 Форма гос-ва: понятие и элементы. Факторы влияющие на форму конкретного гос-ва. Формы правления: понятие признаки виды, Форма гос устройства: понятие, признаки, виды. Политический режим: понятие признаки виды. Форма гос –ва в современной России. Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство являетсяфедерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др. Государственно-правовым режимом Российской Федерации являетсядемократический режим. Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). Монархии могут быть двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – парламентарная республики. В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике. В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. Формой гос устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Гос-о, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы гос устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-те-ых единиц, полностью подчиняющихся центр. органам власти, не обладают признаками гос-ти. Они не обладают полит сам-тью, но в эконм-ой, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного гос-ва: 1) единство и суверенитет; 2) адм-ые единицы не имеют полит самост-ти; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая зак-ая система; 5) единая налоговая система. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: 1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; 3) смешанные; 4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией. Сложными гос-ами называют такие, которые состоят из гос обр-ний, обладающих различной степенью гос суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных гос-в: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 2) союзное государство; 3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4) двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1) национально-государственная; 2) административно-территориальная; 3) смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1) договорные; 2) конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют: 1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Полит (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; 2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; 3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.01 с.) |