Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы правового регулирования.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Определяются характером правила, закрепленного в норме права: А) Дозволение (управомочивающий) Субъекту предоставляются права, гарантируются определенные возможности. Субъект имеет возможность на основе закона воспользоваться или не воспользоваться своим правом, (право на получение стипендии). Б) Обязывание. Предписание совершить определенные действия. Субъекту властным велением предписывается поведение, которое он обязан совершать вне зависимости от своего желания, (обязанность платить налоги). В) Запрет. Возложение обязанностей, не совершая определенного действия. Т.е. это пассивная обязанность (нельзя совершать кражу). В литературе выделяют дополнительные способы правового регулирования: - предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. - стимулирующее воздействие. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы. Предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение. - применение мер принуждения (применение мер лишения личного или имущественного характера). Типы правового регулирования. Тип правового регулирования характеризует направленность определенной группы системы правовых норм для данной сферы (вида) общественных отношений. 1. Общедозволительный тип правового регулирования: «Разрешается все, кроме того, что прямо запрещено законом». Закон определяет, что делать нельзя, а остальное можно, (гражданско-правовая сфера: человек может распоряжаться своим имуществом, но нельзя распоряжаться во вред другому лицу). 2. Разрешительный тип правового регулирования: «Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На все устанавливается запрет, закон определяет конкретные виды поведения, которые возможны, все остальные запрещаются, (уголовное право, административное право, финансовое право; сфера регулирования оборота оружия, определенно, что можно иметь оружие в какой-то сфере при регистрации, все остальное – запрещено) Билет 18 Теоретический вопрос Механизм правового регулирования: понятие и элементы. Хара-ка отдельных механизма правового регулирования. Стадии правового регулирования. (Практический вопрос: Ч 1 ст 162 УК) Механизм правового регулирования – система правовых средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное и результативное воздействие. Элемент правового механизма – это конкретное юридическое средство, которое во взаимодействии с другими элементами правового регулирования влияют на организацию и преобразование общественных отношений. Элементом механизма правового регулирования является: 1 нормы права – основной, главный, первичный элемент. Именно в норме содержится модель соответствующего поведения субъекта права, его права и обязанности. 2 нормативно-правовой акт. Он выступает основным источником правовой нормы. 3 юридический факт. Это юридическая конструкция, обозначающая конкретную ситуацию, с наступлением которой нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. 4 акты толкования права – в них дается разъяснение смысла норм права. 5 правоотношение – это юридическая конструкция, обозначающая общественные отношения, урегулированные нормами права, участники имеют конкретные права и обязанности. 6 акты реализации – действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права. 7 акты применения права – индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений К элементам механизма правового регулирования относят также юридические конструкции: правосознание, обозначающее понимание субъектами смысла содержания норм, а также отношения к этим нормам Правовое регулирование - воздействие на общественные отношения с помощью системы правовых средств, методов с целью их организации и упорядочивания. Стадии правового регулирование: 1. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права. Создается нормативная основа правового регулирования, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. 2. Индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами (юр. фактами), возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. (активно функционирует элемент правового регулирования – правоотношение) 3. Реализация – воплощение в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации. Происходит защина нарушенных прав, реализуются правообеспечительная и правоохранительная функции права. Билет 19 Теоретический вопрос Источники права: Понятие виды. Хар-ка отдельных источников права. Роль различных источников права в основных правовых системах современности. Источники российского права. (Практический вопрос: Дайте хар-ку ГК как отрасли) Сущ-ют следующие источники права: 1) в идеальном смысле слова (правосознание); 2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); 3) в формальном смысле слова (формы права). Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного. Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела. Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники». Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве. Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье. Юридическая доктрина как источник права: 1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей; 2) разрабатывает юридические термины и конструкции; 3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства; 4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права. Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин. 1. Англосаксонская правовая система. Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями. 2. Романо—германская (континентальная) правовая система. В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему. 3. Система мусульманского (религиозного) права. Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения. 4. Система традиционного (обычного) права Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны. В нашей стране правовой обычай и судебный прецедент распространения не имеют. К источникам права, в Российской Федерации относятся: 1) законы; 2) подзаконные нормативно-правовые акты; 3) договоры. Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются законодательными органами, как федеральными (парламент), так и органами субъектов Федерации, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдум). По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на: а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ); б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ; в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; |) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы - сводные законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный кодексы и т.д.). Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Подзаконными актами называются нормативно-правовые акты Президента. Правительства, министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания, постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления исполнительных органом субъектов РФ. приказы, инструкции и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона. В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежи! нормативным указам Президента как главы государства. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ. В случае противоречия Конституции Р.Ф, федеральным законам и Президента могут быть отменены последним. Следующий вид подзаконных нормативно-правовых актов - это акты министерств " ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акгы развивают. конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ. В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции). Действие нормативно-правовых актов ограничивается во времени и в пространстве. Обычно закон вступает в силу с момента его принятия или опубликования, иногда в самом законе указывается срок его вступления в законную силу. Действует закон до его отмены, строго определенный срок или до принятия нового. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией РФ и государственным суверенитетом. (Территория России включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море. Воздушное пространство над ними). Закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. Вместе» тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяются на граждан данного государства независим" от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание но законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатически* " консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписан 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ-договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Билет 20 Теоретический вопрос НПА как источник права: понятие, признаки, достоинства, недостатки. Система НПА в РФ. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация законодательства и ее основные виды. (Практический вопрос: Ст 135 ГК) Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными гос.-ными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Признаки: 1. издается уполномоченным гос. органом 2. обладает определенной юр. силой 3. регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер 4. имеет конкретную сферу понимания; 5. охраняется от нарушений правоохранительными органами гос.-ва 6. обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. Достоинства: 1. точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет гос.-ву проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм; 2. занимает строго определенное место в иерархической системе источников права; 3. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества. Действие нормативно-правовых актов во времени определяется: 1 моментом вступления в законную силу. 2 моментом прекращения действия. 3 обратной силой (распространение нормативно-правового акта на отношения, возникшие до вступления его в законную силу) 4 переживание закона, длящееся действие нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт вступает в силу: 1.С момента наступления конкретной календарной даты, указание на которую дается в тексте нормативно-правового акта о вступлении нормативно-правового акта в силу. 2.С момента наступления конкретных событий, обстоятельств, на которые даются указания в тексте нормативно-правового акта (закон о ЧП начинает действовать с момента наступления ЧП). 3.Общие правила вступления акта в силу определенны в специальных документах и применяются, если в тексте самого акта не установлено иное. Прекращение действия нормативно-правового акта: 1.Истечение действия. 2.Прекращение событий, обстоятельств, в связи с которыми он действует. 3.Принятие нового акта, равной или большей юридической силы, регулирующего те же отношения, что и предыдущий акт. 4.Устаривание нормативно-правового акта, либо его отдельных норм (уголовный кодекс РСФСР действовал до 1995г., а статья о спекуляции не применялась, суды ее не применяли).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.014 с.) |