ТОП 10:

Искусство Ранней классики 5 в до н.э.



Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшийся первую половину века. Искусство этого времени пронизано напряженными поисками обобщенных типических образов, приемов правдивого изображения человека, и в первую очередь передачи разнообразных движений.
Архитектура
Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные черты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм отличают храм Геры в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э., ранее считавшийся храмом Посейдона). Более праздничным, благодаря скульптурному убранству, был храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. дон. э.).
Скульптура
В монументальной скульптуре, которая была достоянием всего коллектива свободных граждан, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Монументальная пластика оказывала сильное общественно-воспитательное воздействие на жизнь греческих полисов. В работах такого рода нагляднее всего отразилась та ломка художественных принципов, которой сопровождался переход от архаики к классике.

 

Билет 14.

Скульптура Древнего Рима

Большая часть скульптур назвать римскими можно лишь условно. В римских скульптурных мастерских всю работу выполняли греческие мастера. Римляне с удовольствием копировали греческие примеры, но оставались оригинальными в одном — в создании субъективных скульптурных портретов.
Скульптура Рима добилась удивительного реализма. Если у греков старались изобразить идеал, то римляне — точнее всех передавали черты оригинала.

Скульптура периода Республики и принципата

Ранние римские портретные изображения в бронзе или мраморе были всего лишь точным воссозданием восковой маски, которую снимали с лица умершего. Это трудно назвать искусством, но в дальнейшем эта точность сохранилась в основании римского художественного портрета.

Документальная точность изображения — (verus — истинный), так называемый веризм не уравновешивалась тогда ещё облагораживающим греческим воздействием.

Скульптура периода Империи

Умельцы 2-й половины I в. ровнялись на индивидуализацию портретного образа, выражая конкретную эмоциональную характеристику, старались оживить лица портретируемых мимикой. Преобладание в портретах сильной, энергичной лепки, которая образовывала светотеневые контрасты. В описании лица выделялись элементы асимметрии. Моделирование было особо телесным, ощутимым, а движение передано лишь настолько, насколько это нужно, чтобы убрать впечатление неподвижности.

Храмы Афинского Акрополя

К наиболее значительным архитектурным комплексам относится центральный афинский архитектурный ансамбль Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, возведенный виднейшими мастерами в середине и первой половине V в. до н. э.

Асимметричный ансамбль Акрополя, блестящий пример единого композиционного замысла, включал в себя следующие сооружения:
- главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктйн и Калликрат);
- парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл);
- грандиозную статую Афины-воительницы - Промахос, созданную скульптором Фидием;
- построенные позже небольшой храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос ("Бескрылая") (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э. Архилох и Филокл).

Парфенон (447-438 гг. до н.э.) — крупнейший дорический храм Акрополя и всей греческой метрополии, построен из пентелийского мрамора на вершине Акрополя и посвящен покровительнице полиса богине Афине. Размеры его стилобата 30,89 X 69,54 м. Предполагают, что название храма, которое переводится как "помещение для девушек", возникло от того, что именно в этом храме избранные афинские девы ткали пеплос, которые на торжественной церемонии преподносили богине Афине.

В архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы (Нике Аптерос) возведенном на высоком выступе крепостной стены - пиргосе, преобладают ионийские черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном.

 

Билет 15.

Архитектура Константинополя

Архитектура Константинополя эпохи императора Юстиниана I (527-565 гг.) наиболее последовательно развивает тип центрического купольного храма. Отдельные приемы решения плана и конструкции, выработанные еще в Древнем Риме, были синтезированы византийскими зодчими в стройную композиционную иерархическую систему. Главенствующее значение в этой системе принадлежало куполу, опиравшемуся на пилоны, связанные арками. В микрокосме храма купол символизировал небесный свод и поэтому должен был зрительно выглядеть легким, а подкупольное пространство — обширным и величественным.

 

Творчество Фидия

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии. В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады, рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбуФетиды, и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа.

 

Билет 16.

Храмы и мозаики Равенны


Равенна становится центром Византийской адми­нистрации на итальянской территории, и по обы­чаю того времени это должно было быть подчерк­нуто пышным строительством. В христианской Византии в подобных случаях строились большие и торжественные храмы. Возвели такой храм и в Равенне в 547 году, посвятив его местному свя­тому Виталию. Стены храма были щедро украше­ны мозаичной живописью.
Среди этих мозаик, изображавших события хрис­тианской легенды и религиозные символы, види­мо, по прямому указанию Константинополя бы­ли помещены две композиции светского содержа­ния.

В наиболее важной восточной части храма, над тем местом, где совершалось торжественное бо­гослужение, с двух сторон друг против друга изображены сам император Юстиниан и жена его Феодора, окруженные свитой.
Мозаичная техника была унаследована византий­скими живописцами от художников древнего ми­ра, где искусство мозаики стояло уже на большой высоте. Но если прежде мозаичные композиции набирались главным образом из разноцветных камней, то теперь все шире используется особое цветное стекло — смальта.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.237 (0.006 с.)