Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Микро- и макроэкономическая политика в трансформационной экономике. Инструменты антимонопольного регулирования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Роль государства в переходной экономике Структурная политика в переходный период преследует главной целью создание условий долгосрочного и устойчивого экономического роста. Объектом ее воздействия выступает совокупное предложение. Это воздействие может носить как прямой, так и косвенный характер. Прямое воздействие осуществляется посредством субсидий, льготного инвестиционного кредитования, а косвенное воздействие – через налоговое льготирование и таможенные ограничения. На первых этапах переходного периода преобладает прямое государственное воздействие в виде непосредственного участия государства в инвестиционных проектах, разработки экономического законодательства, принятия не-посредственного участия в создании финансовой и страховой системы. Некоторые авторы выделяют также другие самостоятельные направления государственной политики в переходный период: политику регулирования цен, внешнеторговую политику, регулирование социальных отношений, природоохранную деятельность. Необходимость государственного вмешательства в экономику переходного периода обусловлена следующими показателями: · производством общественных благ; · прогнозированием развития экономики; · обеспечением экономики необходимым количеством денег; · программированием развития, созданием прямых и косвенных регуляторов целенаправленного процесса реформирования централизованно управляемой экономики в рыночную. Цели государства в рыночной экономике Цели государственного регулирования переходной экономики носят экономический, политический и социальный характер. Их можно представить в виде схемы (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Цели государства в рыночной экономике
В условиях переходной экономики выделяют три основные стратегические линии поведения государства: · демонтаж административной системы (дебюрократизация, деэтатизация); · стабилизация и регулирование экономической жизни (формирование новой экономической системы); · уход из сфер экономической жизни, где была доказана его неэффективность, его место занимает механизм рыночной координации. Государство, выполняя свои функции, проводит определенную политику, направленную на достижение поставленных целей. В переходной экономике государство изменяет свою роль и приобретает новые функции: · теряет право монополии на отдельные виды хозяйственной деятельности; · функции государства постепенно перемещаются от административных методов регулирования к экономическим; · регулирующая роль государства более значительна, чем в высокоразвитых странах. Преобладают две основные группы регулирующих функций государства. Первая группавключает те функции, которые обычно выполняет государство в развитой рыночной экономике: · обеспечение правовой основы хозяйствования субъектов рыночной экономики; · ликвидация негативных проявлений рынка как системы (борьба против монополий, вопросы охраны окружающей среды, создание государственной системы здравоохранения и образования); · обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний (макроэкономическая стабилизация). Вторая группа связана с формированием рыночных отношений и включает следующие функции: · разработку хозяйственного права по рыночным канонам (правовая либерализация); · демонополизацию и создание конкурентной среды (макроэкономическая либерализация); · приватизацию госсобственности и поддержку частного сектора (также элементы макроэкономической либерализации); · инвестиционные вливания (макроэкономическая стабилизация); · финансовую стабилизацию (также элементы макроэкономической стабилизации). При достижении конечной цели реформирования экономической системы следует учитывать фактор времени и появление лага, вызванного замедлением проведения в жизнь экономических и правовых реформ. Игнорирование этих обстоятельств может привести к просчетам в предполагаемом временном интервале достижения конечного результата социально-экономических преобразований. Временная структура трансформации предполагает: · лаг признания – время, нужное для признания необходимости проведения преобразований; · лаг решения – время между признанием проблемы и принятием конкретного решения по ней, например, принятие законов, постановлений и т. д.; · лаг реализации решений через практику, который зависит от степени бюрократизации госаппарата; · лаг воздействия, выражающийся во времени, необходимом для изменения текущих инструментов. Например, происходят приватизационные процессы, изменяются социально-экономические отношения, и только через годы экономика в результате лага воздействия начинает функционировать как рыночная. Согласно лаговой структуре прохождения трансформационной экономики происходит вмешательство государства в экономическую систему, что графически изображено на рис. 11.4.
Рис. 11.4. Модель вмешательства государства в экономический процесс Трансформации
Из рис. 11.4 видно, что государственное вмешательство сначала довольно интенсивно влияет на скорость проведения экономических преобразований, затем наступает момент наивысшей точки эффекта (точка М). При дальнейшем вмешательстве в регулирование экономического процесса возможен отрицательный эффект (отрезок CD), который зачастую приводит к затуханию эффективности проводимых преобразований, к появлению побочных, незапланированных эффектов и даже к негативным результатам. Например, попытка правительства повысить рентабельность сельскохозяйственных предприятий может привести всего лишь к увеличению цен на ресурсы. В начале переходного периода государство сохраняет контроль над экономикой с помощью преимущественно административных мер (устанавливает цены на товары и услуги первой необходимости, вводит лицензирование и квотирование экспорта и импорта и т. п.). Затем постепенно возрастает удельный вес косвенных экономических рычагов влияния на экономику. Можно сделать вывод, что государство руководит процессом рыночных преобразований.
Трансформационный кризис. Антимонопольное регулирование. Политика макроэкономической стабилизации Трансформационный кризис Кризис трансформационного (переходного) периода носит системный характер, т. е. для него характерна накладка структурного, финансового, экономического и социального кризисов. Системный кризис составляет одну из основных черт переходной экономики. В результате кризисных явлений углубляется структурная диспропорциональность. Структурные элементы экономической системы в своем взаимодействии теряют устоявшиеся пропорции: макроэкономические пропорции (движение ВВП), межотраслевые пропорции (производственная и непроизводственная сфера), внутриотраслевые пропорции (изменения в технологической цепочке по производству товаров), международные пропорции (мировой рынок). Рост степени открытости таких экономик требует выдержать конкуренцию на мировом рынке, порождает необходимость интенсификации привлечения инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных. Однако в силу экономической нестабильности таких экономик инвестиционная привлекательность их территории для иностранного капитала очень мала. Отсюда и неэффективность попыток перехода к интенсивному типу расширенного воспроизводства. Трансформационные процессы в таких странах занимают достаточно продолжительный период. В последнее время в экономической литературе появился термин «переходный кризис». Обычно кризисное падение производства связано с недостатком спроса либо с ростом издержек, но возможен и принципиально иной тип кризисного механизма, вызванный сменой целевой функции производителей, независимо от спроса и предложения. Сложился весьма специфический тип производителя, который, оказавшись в почти рыночной среде, преследует не вполне рыночные цели. Речь идет о некоторых бывших государственных предприятиях, для которых увеличение прибыли не стало первоочередной задачей. Главное для них – сохранить размеры предприятия, объемы выпуска, финансирования и численность занятых. Отмечаются среди основных причин кризиса экономики неэкономические факторы: потеря хозяйственных связей, таможенные препятствия в расширении масштабов торговли, потеря основных социальных ценностей у населения, особенно у молодежи. В результате кризисных явлений происходит разорение значительной части товаропроизводителей, в силу ужесточения конкурентной борьбы теряется часть рынков сбыта, появляется финансовая нестабильность и нарастают масштабы безработицы, происходит резкая поляризация доходов и собственности. Налицо принципиальная зависимость экономической политики от политических, социальных, социокультурных, этнических факторов. В этом смысле можно говорить о трансформационном кризисе.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.008 с.) |