Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы кенйнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методологические основы и принципы кейнсианства Джон Мейнард Кейнс фактически заложил основы макроэкономи-ческого анализа. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как отрицание постулатов неоклассической парадигмы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстрактная “идеальная” экономика, не отражающая реальных процессов. К основным принципам кейнсианства относятся следующие: · экономика не является экономикой совершенной конкуренции, так как, несовершенство рынков является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, внутренне присущим реальной экономике; · цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты по трудоустройству) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий); · экономические субъекты действуют не рационально, а руководствуясь субъективными факторами (традициями, требованиями среды, психологическими привычками и т. п.); · деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики; · все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках; · ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость минимальной заработной платы); · ведущая роль в модели “совокупный спрос – совокупное предложение” принадлежит совокупному спросу; · экономика не является саморегулируемой, циклические отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство. Кейнсианство, так же как и классическое направление, имеет совре-менных последователей, среди которых есть представители посткейнсианства (Р. Клауэр, Р. Барроу, Ф. Кидленд, Э., Дж. Лонг, Ч. Плоссер и др.). Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели Методологический подход к формированию совокупного спроса Одной из важнейших категорий анализа в кейнсианских моделях является понятие совокупного спроса. Он показывает планы расходов в экономике основных агрегированных субъектов, т. е. тот объем покупок товаров и услуг, который эти субъекты готовы приобрести при каждом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: · домашние хозяйства, на долю которых приходится более половины конечного совокупного спроса и которые формируют потребительский спрос (С); · предприниматели, формирующие спрос на инвестиции (I), самую изменчивую часть совокупного спроса; · государство, которое покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и образования государственных инвестиций за счет государственных расходов (спрос государства (G)); · спрос заграницы, который зависит от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и от обменного курса национальных валют. Сектор заграницы создает спрос на чистый экспорт(NX), равный разнице экспорта и импорта. Таким образом, макроэкономические субъекты формируют совокупный спрос и его структуру, которые выражаются формулой AD = C + I + G + NX, (3.1)
где AD – совокупный спрос; С – государственный спрос; I – спрос на инвестиции; NX – спрос на чистый экспорт.
Формула (3.1) совокупного спроса является одной из форм проявления основного макроэкономического тождества. Так как предполагается, что система находится в равновесии, то спрос равен предложению и равен величине совокупного дохода (Y): AS = AD = Y = C + I + G + NX. (3.2)
Рассмотрим более подробно все составные компоненты совокупного спроса. Потребительский спрос Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса. К числу факторов, определяющих спрос домашних хозяйств на рынке благ, относятся следующие: · доход от участия в производстве; · налоги и трансфертные платежи; · размер имущества; · доход с имущества. Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два: · степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; · численность и возрастная структура населения. Два первых фактора объединяются в понятие располагаемый доход. Два последних в краткосрочном периоде являются экзогенными параметрами. Инвестиционный спрос инвестиционный спрос – это спрос предпринимателей на блага для восстановления изношенного капитала и увеличения реального капитала. Соответственно, общий объем инвестиций (брутто-инвестиции) делится на реновационные, равные амортизации и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде брутто-инвестиции меньше величины обесценивания капитала (амортизации), то нетто-инвести-ции оказываются отрицательной величиной. Разновидностью реальных инвестиций являются расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования или строительство собственного жилья. Спрос государства Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ. Поскольку экономическая активность государства, в отличие от хозяйственной деятельности частных секторов, не имеет четко выраженного критерия оптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющие объем государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперед, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет следующий вид: G = const. Кроме прямого воздействия на рынок благ через их покупку, государство косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуск облигаций). Спрос заграницы Спрос заграницы на рынке благ какой-либо страны определяет объем ее экспорта и зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе реальные условия обмена (R), который показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле (3.3) где P, Pz – уровни цен, внутри страны и за границей, соответственно; RER – обменный курс отечественной валюты, показывающий, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты.
Когда R растет, реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных благ. Заграница не только покупает, но и продает блага на рынке данной страны. Объем спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторам, что и объем спроса на отечественные блага. Кейнсианская функция импорта Z (Y)имеет следующий вид: Z (Y) = ADZ + MPI × Y, (3.4)
где MPI – предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, на сколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении дохода на 1; ADZ – независимый от дохода спрос на импорт. Обычно MPI < Cy. Совокупный спрос Кейнсианская версия обоснования совокупного спроса выражается следующим образом: AD = C [ Y (+)] + I [ pr (+), i (–)] + G + NX [ R (–), Y (–)], (3.5) где “+” обозначает прямо пропорциональную зависимость между параметрами; “–” – обратно пропорциональная зависимость; pr – норма прибыльности инвестиционного проекта. Принципиальная особенность кейнсианской модели формирования совокупного спроса состоит в том, что в ней присутствует обратная связь: с одной стороны, величина совокупного спроса определяется объемом потребления домашних хозяйств и чистым экспортом, с другой – обе эти составляющие совокупного спроса зависят от объема произведенного национального дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса. Эта особенность порождает так называемый мультипликативный эффект, суть которого состоит в том, что в случае увеличения автономной (независимой от дохода) составляющей совокупного спроса вслед за ростом национального дохода увеличивается и зависящая от дохода составляющая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.185.12 (0.009 с.) |