Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фламандский бытовой жанр 17 в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бытовой жанр,один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В процессе развития Бытовой жанр определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Фламандская бытовая живопись XVII века, на первый взгляд, представляется явлением, обособленным от главного направления развития фламандского искусства, самой природе которого, казалось, была чужда всякая мысль о частном и повседневном. Камерный характер жанровых картин фламандских мастеров делает их особенно близкими подобным же работам голландских живописцев, напоминая о соединяющем обе национальные школы общем историческом и культурном прошлом. Но уходящая корнями в нидерландскую живопись фламандская бытовая картина вместе с тем оказывается теснейшими узами связанной с основным руслом, по которому шло развитие фламандского искусства XVII века и вне этого русла не может быть по-настоящему понята и оценена. Ведущими ее мастерами по праву почитаются Адриан Брауэр (Броувер) и Давид Тенирс Младший. Оба художника воплотили в своем творчестве самые существенные особенности фламандского бытового жанра, и их произведения, рассмотренные в единстве, позволяют проследить весь путь, пройденный фламандской бытовой картиной — от яркой фиксации реального факта (у Брауэра) до постепенного перерождения бытовой сцены в жанр пасторали (у Тенирса). Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Бытовой жанр для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада.
Искусство Рубенса -типичное выражение стиля барокко,об итающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой с пышными формами. Христос даже накресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.Картины Рубенса насыщены бурным движением. Это поистине мир, где нет покоя. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593-1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Многому научился у великого живописца, но сумел не утратить а свои индивидуальные черты. За какие бы темы он ни брался - мифологические, христианские, аллегорические, - он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр - бытовой. Это национальный «Праздник бобового короля» - семейные пирушки, много раз повторенные художником: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. В другом распространенном сюжете - «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Искусство Иорданса самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью.
Прежде всего, типично фламандской чертой творчества Брауэра была страсть к изображению сильных, резко обостренных чувств и аффектов. Драки во время карточной игры или шумной попойки, разноголосое, нестройное пение под аккомпанемент деревенского скрипача в убогом, прокуренном кабачке, жестокие операции, производимые доморощенными «лекарями», — частые сюжеты его маленьких картин, лучшие из которых по своей эмоциональной насыщенности и динамике вполне могут выдержать сравнение с «битвами» и «вакханалиями» Рубенса. Вообще из всех фламандских живописцев XVII века только Брауэр приближается к своему великому соотечественнику по мастерству передачи самых разнообразных человеческих чувств и страстей. Недаром Рубенс высоко ценил его искусство. Вернейшим же тому подтверждением является факт, что в коллекции прославленного фламандца из всех современных живописцев Брауэр был представлен наибольшим числом произведений: собрание Рубенса насчитывало семнадцать его картин. Период расцвета творчества Тенирса — 1640—1650-е годы. Как раз к этому времени относится большая часть принадлежащих Эрмитажу живописных работ художника. Их сюжеты разнообразны. Здесь сцены в кабачках и на постоялом дворе, караульня с отдыхающими солдатами и офицерами, интерьер мастерской художника («Живописец в своей мастерской», 1641), кухня в крестьянском доме («Кухня», 1646) и комната в доме духовного лица («Портрет епископа Антония Триста и его брата — монаха-капуцина Евгения», 1652), пейзажи, крестьянские праздники и сельские игры на открытом воздухе, наконец, трактованные в жанровом духе религиозные картины (два варианта «Искушения св. Антония») и снискавшие необычайную популярность у современников изображения обезьян («Обезьяны в кухне»). Но наряду с этими обычными для Тенирса сюжетами, многократно повторяемыми им на протяжении всей жизни, в собрании Эрмитажа представлены и такие редкие в творчестве художника жанры, как марина («Приморская гавань») и групповой портрет. Последний — «Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий» (1643) — редкость не только в творчестве Тенирса, но и во фламандском искусстве вообще, ибо подобные портреты, представлявшие членов определенной гильдии или корпорации, широкое распространение получили только в голландской живописи. Впрочем, художник дает этому сюжету чисто фламандскую трактовку, создавая произведение своеобразного смешанного жанра, в котором и городской пейзаж, и портрет, и бытовая сцена сливаются в нерасторжимое единство. Причем, внимательно и точно изображая главных участников парада, происходившего в 1643 году на площади перед антверпенской ратушей по случаю юбилея декана старинной корпорации стрелков Годеварта Снейдерса, Тенирс ставит своей основной задачей достижение общего праздничного впечатления и от нарядной толпы — около двухсот маленьких фигурок, столпившихся перед ратушей и выглядывающих из окон, и от торжественно украшенной к празднику площади. · 32. Фламандский портрет 17 в. 33. Искусство Голландии 17 в. Общая характеристика. Авторы. Период становления (1609 - 1640) Этот период голландской живописи отмечен разнообразием то развивающихся параллельно, то взаимопереплетающихся, то, напротив, враждующих между собой художественных направлений. Наиболее же отчетливо реалистические тенденции проступают в двух особенно близко связанных с действительностью жанрах - в портрете, где переходный этап от искусства 16 века к 17 столетию представлен работами Михиля Миревельта (1567 - 1641) и Яна Равестейна (1572 - 1657), а также в бытовом жанре. Подобно караваджистам других национальных художественных школ, в своих жанровых произведениях они разрабатывают сходные темы и мотивы, используя эффекты светотени. Принадлежащие утрехтским мастерам поясные или поколенные однофигурные композиции либо композиции из нескольких фигур изображают концерты, игру в карты или в кости, кавалеров с бокалом в руке, женщин с музыкальными инструментами. Реже голландские караваджисты изображают людей из низов общества. Решающую роль в сложении национального реалистического направления в ранний период голландского искусства сыграл Франс Хальс, один из величайших голландских живописцев. Сам Хальс выступил в качестве основоположника голландского реалистического портрета; группировавшиеся вокруг Хальса гарлемские живописцы в числе других голландских мастеров заложили основы национального направления в жанровой живописи. Хальс использовал технику, близкую к технике импрессионизма периода упадка. Картина «Весёлая компания» - воплощение жизнерадостного духа ранних работ Хальса. Портрет Николаса Хасселара -Знатный господин, одетый по последней моде, с большим кружевным воротником и тростью в руке. Хале изобразил мужчину в необычной позе: он сидит вполоборота, его рука - на спинке стула. Это привносит в портрет элемент неформальности. Как будто художник попросил своего персонажа обернуться на секунду, как для моментальной фотографии. Этим человеком, возможно, был Николас Хасселар, амстердамский аристократ. Групповой портрет - жанр, чрезвычайно специфический для голландского искусства, - имел свои подразделения: портреты, изображающие членов стрелковых обществ, портреты регентов (попечителей) благотворительных учреждений и портреты ученых. В Голландии, по существу, не знавшей монументальной живописи, групповой портрет оказался наиболее "монументальным" жанром. Если в новых жанрах - портрете, жанровой картине, пейзаже, натюрморте - достижения голландского реалистического искусства первой трети 17 в. очевидны, то живопись на библейские и мифологические сюжеты в этот период оказалась самым отсталым жанром. Период расцвета (1640 - 1660-е годы) Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте. Его вклад велик и в живописи, и в гравюре, и в рисунке. Тема искусства Рембрандта - реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека. "Апостол Павел"- одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским. Рембрандт по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых: статичность композиции и былую разобщенность позирующих перед художником персонажей он заменил единым действием - все внимание слушателей обращено к доктору Тульпу. Такое решение дало художнику возможность создать свободную группировку персонажей. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 - 1660-х гг. был бытовой жанр. Голландским мастерам свойственна особая материальность передачи предметного мира; все, что они пишут, становится необычайно осязательным. Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 - 1679). Большая широта Стена сказывается не только в том, что ему принадлежат также произведения на библейские сюжеты, портреты и пейзажи, но и в тематическом разнообразии его жанровых картин. В композициях Стена, часто многофигурных, сильнее, нежели у других жанристов, развиты повествовательные моменты. Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои - веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры ("Гуляки"; "Веселое общество"). Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах. Герард Терборх (1617 - 1681) выделяется среди названных мастеров артистическим складом дарования и утонченным колоритом. Число действующих лиц в произведениях Терборха невелико - всего двое-трое, но композиционное построение у него отличается своеобразной остротой - иногда художник применяет редкие для голландских жанристов пространственные эффекты ("Урок музыки"; "Концерт»)
Творчество Рембрандта. Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте. Его вклад велик и в живописи, и в гравюре, и в рисунке. Тема искусства Рембрандта - реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека. "Апостол Павел"- одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Апостол изображен задумавшимся над книгой; облик его полон величия, достоинства и душевного благородства. Внимание зрителя здесь не разбивается деталями; все средства художник подчиняет выражению главного - большой духовной силы. Эффекты светотени встречаются и в предшествующих его работах, но только теперь мастер открыл ее новые возможности. Отныне светотень становится у него одним из решающих средств художественного выражения: она не только лепит форму, придает ей объемность - прежде всего она способствует одухотворенности образов, создает настроение картины. "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским. Рембрандт по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых: статичность композиции и былую разобщенность позирующих перед художником персонажей он заменил единым действием - все внимание слушателей обращено к доктору Тульпу. Такое решение дало художнику возможность создать свободную группировку персонажей. На рубеже раннего периода и периода творческой зрелости было создано одно из известнейших произведений Рембрандта «Ночной дозор». Однако вместо традиционной пирушки стрелков или сцены представления капитаном зрителю своих офицеров Рембрандт дал совершенно иное решение: он изобразил внезапное выступление стрелковой роты по приказу капитана, - колонна стрелков во главе с капитаном и лейтенантом, появляясь из-под высокой арки величественного архитектурного сооружения, переходит мост через канал. Все участники события показаны в движении. Новый этап открывается эрмитажной картиной "Прощание Давида с Ионафаном". Драматичный сюжет истолкован художником так, что в картине господствует чувство душевного просветления. Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта - общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). В героях картины, облаченных в великолепные одежды восточных властителей, художник показал людей, подвластных искренним и сильным человеческим переживаниям. Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны. Эпилогом творчества Рембрандта по праву может быть названа знаменитая эрмитажная картина "Возвращение блудного сына". Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, покинувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие считали его погибшим, - привлекал Рембрандта и раньше, так как он открывал особые возможности для выражения гуманистических идей художника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.8 (0.01 с.) |