Фламандский бытовой жанр 17 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фламандский бытовой жанр 17 в.



 

Бытовой жанр,один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись; жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров. В процессе развития Бытовой жанр определились присущие ему возможности — от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.

 

Фламандская бытовая живопись XVII века, на первый взгляд, представляется явлением, обособленным от главного направления развития фламандского искусства, самой природе которого, казалось, была чужда всякая мысль о частном и повседневном. Камерный характер жанровых картин фламандских мастеров делает их особенно близкими подобным же работам голландских живописцев, напоминая о соединяющем обе национальные школы общем историческом и культурном прошлом. Но уходящая корнями в нидерландскую живопись фламандская бытовая картина вместе с тем оказывается теснейшими узами связанной с основным руслом, по которому шло развитие фламандского искусства XVII века и вне этого русла не может быть по-настоящему понята и оценена. Ведущими ее мастерами по праву почитаются Адриан Брауэр (Броувер) и Давид Тенирс Младший. Оба художника воплотили в своем творчестве самые существенные особенности фламандского бытового жанра, и их произведения, рассмотренные в единстве, позволяют проследить весь путь, пройденный фламандской бытовой картиной — от яркой фиксации реального факта (у Брауэра) до постепенного перерождения бытовой сцены в жанр пасторали (у Тенирса). Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Бытовой жанр для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада.

 

Искусство Рубенса -типичное выражение стиля барокко,об итающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой с пышными формами. Христос даже накресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.Картины Рубенса насыщены бурным движением. Это поистине мир, где нет покоя.

Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593-1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Многому научился у великого живописца, но сумел не утратить а свои индивидуальные черты. За какие бы темы он ни брался - мифологические, христианские, аллегорические, - он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр - бытовой. Это национальный «Праздник бобового короля» - семейные пирушки, много раз повторенные художником: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. В другом распространенном сюжете - «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Искусство Иорданса самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью.

 

Прежде всего, типично фламандской чертой творчества Брауэра была страсть к изображению сильных, резко обостренных чувств и аффектов. Драки во время карточной игры или шумной попойки, разноголосое, нестройное пение под аккомпанемент деревенского скрипача в убогом, прокуренном кабачке, жестокие операции, производимые доморощенными «лекарями», — частые сюжеты его маленьких картин, лучшие из которых по своей эмоциональной насыщенности и динамике вполне могут выдержать сравнение с «битвами» и «вакханалиями» Рубенса. Вообще из всех фламандских живописцев XVII века только Брауэр приближается к своему великому соотечественнику по мастерству передачи самых разнообразных человеческих чувств и страстей. Недаром Рубенс высоко ценил его искусство. Вернейшим же тому подтверждением является факт, что в коллекции прославленного фламандца из всех современных живописцев Брауэр был представлен наибольшим числом произведений: собрание Рубенса насчитывало семнадцать его картин. Период расцвета творчества Тенирса — 1640—1650-е годы. Как раз к этому времени относится большая часть принадлежащих Эрмитажу живописных работ художника. Их сюжеты разнообразны. Здесь сцены в кабачках и на постоялом дворе, караульня с отдыхающими солдатами и офицерами, интерьер мастерской художника («Живописец в своей мастерской», 1641), кухня в крестьянском доме («Кухня», 1646) и комната в доме духовного лица («Портрет епископа Антония Триста и его брата — монаха-капуцина Евгения», 1652), пейзажи, крестьянские праздники и сельские игры на открытом воздухе, наконец, трактованные в жанровом духе религиозные картины (два варианта «Искушения св. Антония») и снискавшие необычайную популярность у современников изображения обезьян («Обезьяны в кухне»). Но наряду с этими обычными для Тенирса сюжетами, многократно повторяемыми им на протяжении всей жизни, в собрании Эрмитажа представлены и такие редкие в творчестве художника жанры, как марина («Приморская гавань») и групповой портрет. Последний — «Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий» (1643) — редкость не только в творчестве Тенирса, но и во фламандском искусстве вообще, ибо подобные портреты, представлявшие членов определенной гильдии или корпорации, широкое распространение получили только в голландской живописи. Впрочем, художник дает этому сюжету чисто фламандскую трактовку, создавая произведение своеобразного смешанного жанра, в котором и городской пейзаж, и портрет, и бытовая сцена сливаются в нерасторжимое единство. Причем, внимательно и точно изображая главных участников парада, происходившего в 1643 году на площади перед антверпенской ратушей по случаю юбилея декана старинной корпорации стрелков Годеварта Снейдерса, Тенирс ставит своей основной задачей достижение общего праздничного впечатления и от нарядной толпы — около двухсот маленьких фигурок, столпившихся перед ратушей и выглядывающих из окон, и от торжественно украшенной к празднику площади.

· 32. Фламандский портрет 17 в.

33. Искусство Голландии 17 в. Общая характеристика. Авторы.

Период становления (1609 - 1640) Этот период голландской живописи отмечен разнообразием то развивающихся параллельно, то взаимопереплетающихся, то, напротив, враждующих между собой художественных направлений. Наиболее же отчетливо реалистические тенденции проступают в двух особенно близко связанных с действительностью жанрах - в портрете, где переходный этап от искусства 16 века к 17 столетию представлен работами Михиля Миревельта (1567 - 1641) и Яна Равестейна (1572 - 1657), а также в бытовом жанре. Подобно караваджистам других национальных художественных школ, в своих жанровых произведениях они разрабатывают сходные темы и мотивы, используя эффекты светотени. Принадлежащие утрехтским мастерам поясные или поколенные однофигурные композиции либо композиции из нескольких фигур изображают концерты, игру в карты или в кости, кавалеров с бокалом в руке, женщин с музыкальными инструментами. Реже голландские караваджисты изображают людей из низов общества. Решающую роль в сложении национального реалистического направления в ранний период голландского искусства сыграл Франс Хальс, один из величайших голландских живописцев. Сам Хальс выступил в качестве основоположника голландского реалистического портрета; группировавшиеся вокруг Хальса гарлемские живописцы в числе других голландских мастеров заложили основы национального направления в жанровой живописи. Хальс использовал технику, близкую к технике импрессионизма периода упадка. Картина «Весёлая компания» - воплощение жизнерадостного духа ранних работ Хальса. Портрет Николаса Хасселара -Знатный господин, одетый по последней моде, с большим кружевным воротником и тростью в руке. Хале изобразил мужчину в необычной позе: он сидит вполоборота, его рука - на спинке стула. Это привносит в портрет элемент неформальности. Как будто художник попросил своего персонажа обернуться на секунду, как для моментальной фотографии. Этим человеком, возможно, был Николас Хасселар, амстердамский аристократ. Групповой портрет - жанр, чрезвычайно специфический для голландского искусства, - имел свои подразделения: портреты, изображающие членов стрелковых обществ, портреты регентов (попечителей) благотворительных учреждений и портреты ученых. В Голландии, по существу, не знавшей монументальной живописи, групповой портрет оказался наиболее "монументальным" жанром. Если в новых жанрах - портрете, жанровой картине, пейзаже, натюрморте - достижения голландского реалистического искусства первой трети 17 в. очевидны, то живопись на библейские и мифологические сюжеты в этот период оказалась самым отсталым жанром.

Период расцвета (1640 - 1660-е годы) Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте. Его вклад велик и в живописи, и в гравюре, и в рисунке. Тема искусства Рембрандта - реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека. "Апостол Павел"- одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским. Рембрандт по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых: статичность композиции и былую разобщенность позирующих перед художником персонажей он заменил единым действием - все внимание слушателей обращено к доктору Тульпу. Такое решение дало художнику возможность создать свободную группировку персонажей.

Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 - 1660-х гг. был бытовой жанр. Голландским мастерам свойственна особая материальность передачи предметного мира; все, что они пишут, становится необычайно осязательным.

Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 - 1679). Большая широта Стена сказывается не только в том, что ему принадлежат также произведения на библейские сюжеты, портреты и пейзажи, но и в тематическом разнообразии его жанровых картин.

В композициях Стена, часто многофигурных, сильнее, нежели у других жанристов, развиты повествовательные моменты. Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои - веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры ("Гуляки"; "Веселое общество"). Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.

Герард Терборх (1617 - 1681) выделяется среди названных мастеров артистическим складом дарования и утонченным колоритом. Число действующих лиц в произведениях Терборха невелико - всего двое-трое, но композиционное построение у него отличается своеобразной остротой - иногда художник применяет редкие для голландских жанристов пространственные эффекты ("Урок музыки"; "Концерт»)

 

Творчество Рембрандта.

Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте. Его вклад велик и в живописи, и в гравюре, и в рисунке. Тема искусства Рембрандта - реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека. "Апостол Павел"- одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Апостол изображен задумавшимся над книгой; облик его полон величия, достоинства и душевного благородства. Внимание зрителя здесь не разбивается деталями; все средства художник подчиняет выражению главного - большой духовной силы. Эффекты светотени встречаются и в предшествующих его работах, но только теперь мастер открыл ее новые возможности. Отныне светотень становится у него одним из решающих средств художественного выражения: она не только лепит форму, придает ей объемность - прежде всего она способствует одухотворенности образов, создает настроение картины. "Урок анатомии доктора Тульпа" был во многом произведением новаторским. Рембрандт по-своему подошел к традиционным формам группового портрета ученых: статичность композиции и былую разобщенность позирующих перед художником персонажей он заменил единым действием - все внимание слушателей обращено к доктору Тульпу. Такое решение дало художнику возможность создать свободную группировку персонажей.

На рубеже раннего периода и периода творческой зрелости было создано одно из известнейших произведений Рембрандта «Ночной дозор». Однако вместо традиционной пирушки стрелков или сцены представления капитаном зрителю своих офицеров Рембрандт дал совершенно иное решение: он изобразил внезапное выступление стрелковой роты по приказу капитана, - колонна стрелков во главе с капитаном и лейтенантом, появляясь из-под высокой арки величественного архитектурного сооружения, переходит мост через канал. Все участники события показаны в движении. Новый этап открывается эрмитажной картиной "Прощание Давида с Ионафаном". Драматичный сюжет истолкован художником так, что в картине господствует чувство душевного просветления. Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта - общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). В героях картины, облаченных в великолепные одежды восточных властителей, художник показал людей, подвластных искренним и сильным человеческим переживаниям. Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны. Эпилогом творчества Рембрандта по праву может быть названа знаменитая эрмитажная картина "Возвращение блудного сына". Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, покинувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие считали его погибшим, - привлекал Рембрандта и раньше, так как он открывал особые возможности для выражения гуманистических идей художника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.009 с.)