Основные принципы учета процесса снабжения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы учета процесса снабжения



Процесс снабжения – это комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации материальными ресурсами (предметами и средствами труда) для осуществления хозяйственно-производственной деятельности.

Предметы труда – это сырье, материалы, инвентарь и другие материальные ресурсы, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Предметы труда учитывается на активном инвентарном счете 10 «Материалы». Материальные ресурсы приобретаются, как правило, через поставщиков или подотчетных лиц. Если ресурсы приобретаются через поставщиков, то с ними заключается договор поставки. В соответствии с договором поставки организация получает расчетно-платежные документы на материальные ценности и акцептует их, т.е. дает согласие на оплату, или отказывается от акцепта.

Расчеты с поставщиками ведутся на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками за приобретенные материальные ценности, по дебету – уменьшение (погашение) кредиторской задолженности перед поставщиками.

В ходе приобретения и продажи материальных ценностей у организации могут возникнуть расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС), которые осуществляются в соответствии с гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». НДС – это косвенный налог, который представляет собой форму изъятия в бюджет дополнительной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Сумма НДС включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, рассчитывается в виде разницы между налогом, начисленным в бюджет, и налогом, принимаемым к вычету (зачету) из бюджета. Ставки налога устанавливаются по отечественным и импортным товарам в зависимости от вида товаров (работ, услуг). Основной ставкой по НДС является ставка в размере 18%.

При продаже товаров (работ, услуг) продавец увеличивает его цену на сумму НДС и выписывает на имя покупателя счет-фактуру в двух экземплярах, в котором сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Организации являются не только поставщиками (продавцами), но и покупателями товаров (работ, услуг). Покупатель приобретает у продавца товары (работы, услуги) по цене, которая включает сумму НДС. Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в их стоимость не включается и учитывается отдельно по дебету активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».На сумму, которая числится по дебету счета 19, при выполнении определенных условий можно уменьшить задолженность перед бюджетом по НДС. Сумма, которая уменьшает платежи в бюджет, называется налоговым вычетом.

Процесс приобретения материальных ценностей через поставщиков включает два этапа:

1. поступление материальных ценностей и возникновение кредиторской задолженности перед поставщиком;

2. погашение кредиторской задолженности перед поставщиком.

Пример. Поступили материалы от поставщика на сумму 5 900 руб., в том числе НДС 18% – 900 руб. Все условия предъявления к зачету НДС выполнены.

 

 

№ п/п Документ и содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
частн. общая
1. Накладная, счет поставщика, счет-фактура Акцептован счет поставщика за материалы: · стоимость материалов · НДС 18%     5 000   5 900      
2. Выписка из расчетного счета, платежное поручение Перечислена задолженность поставщику     5 900    
3. Счет-фактура Предъявлен к зачету из бюджета НДС         68, суб. «Расчеты с бюджетом по НДС»  

 

Организация может нести дополнительные расходы, связанные с приобретением и заготовлением материальных ценностей (расходы по транспортировке, страхованию, разгрузке и т.д.). Эти расходы увеличиваютстоимость материальных ценностей и называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР). Они, как правило, учитываться по дебету счета 10 «Материалы», но обособленно. В момент возникновения ТЗР возникает кредиторская задолженность перед организациями, которые оказали эти услуги.

Таким образом, фактическая себестоимость приобретения и заготовления материальных ценностей складывается из стоимости материальных ценностей согласно расчетно-платежным документам поставщика (договорная стоимость) и стоимости транспортно-заготовительных расходов. Ниже представлены бухгалтерские записи, связанные с приобретением предметов труда.


 

 

№ п/п Документ и содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
частн. общая
1. Накладная, счет поставщика, счет-фактура Акцептован счет поставщика за материалы: · стоимость материалов · НДС 18%     20 000 3 600   23 600      
2. Счет транспортной организации, счет-фактура Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов на предприятие: · стоимость услуг · НДС 18%   3 000     3 540      
3. Ведомость начисления заработной платы Начислена заработная плата рабочим за разгрузку материалов       1 000    
4. Ведомость начисления заработной платы Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды с суммы заработной платы (30%)              
5. Выписка из расчетного счета, платежное поручение Перечислена задолженность поставщику и транспортной организации       27 140    
6. Счет-фактура Предъявлен к зачету из бюджета НДС по материалам и услугам транспортной организации     4 140    

Б

Бухгалтерские счета

Дт Счет 10 Кт «Материалы»   Дт Счет 19 Кт «НДС по приобретенным ценностям»   Дт Счет 51 Кт «Расчетные счета»
1) 20 000     1) 3 600 6) 4 140   Сн 30 000 5) 27 140
2) 3 000     2) 540        
3) 1 000              
4) 300              
Об 24 300 Об –   Об 4 140 Об 4 140   Об – Об 27 140
Ск 24 300     Ск –     Ск 2 860  
Дт Счет 60 Кт «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   Дт Счет 68 Кт «Расчеты по налогам и сборам»   Дт Счет 69 Кт «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
5) 27 140 1) 23 600   6) 7 140       4) 340
  2) 3 540            
Об 27 140 Об 27 140   Об 7 140 Об –   Об – Об 340
  Ск –   Ск 7 140       Ск 340
    Дт Счет 70 Кт «Расчеты с персоналом по оплате труда»    
        3) 1 000      
      Об – Об 1 000      
        Ск 1 000      
                 

 

 

Если материальные ценности приобретаются через подотчетных лиц, то используется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

1. Выданы денежные средства из кассы работнику организации на приобретение материальных ценностей в сумме 10 000 руб.:

 

Дт сч. 71 Кт сч. 50

 

2. Работник организации представил авансовый отчет о приобретении материалов на сумму 10 000 руб.:

 

Дт сч. 10 Кт сч. 71

Средства труда – это здания, транспортные средства, станки, оборудование, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и другие материальные ценности, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. Средства труда используются на предприятии длительное время и отражаются в активе бухгалтерского баланса в составе внеоборотных активов.

Средства труда учитываются на активных счетах: счет 01 «Основные средства» и счет 04 «Нематериальные активы». На этих счетах средства труда учитываются по первоначальной стоимости, т.е. по сумме фактических затрат, связанных с их приобретением.

Все фактические затраты, связанные с приобретением средств труда, предварительно собираются по дебету активного калькуляционного счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В момент принятия объектов к учету их первоначальная стоимость, сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», списывается в дебет счета 01 «Основные средства» или счета 04 «Нематериальные активы».

Пример. В июне 2014 года организацияприобрела производственное оборудование. Ниже представлены бухгалтерские записи, связанные с его приобретением.

 

№ п/п Документ и содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
частн. общая
1. Счет поставщика, счет-фактура Акцептован счет поставщика за оборудование: · стоимость оборудования · НДС 18%   500 000 90 000     590 000      
2. Счет транспортной организации Акцептован счет транспортной организации за доставку оборудования в организацию: · стоимость услуг · НДС 18%     10 000 1 800   11 800      
3. Ведомость начисления заработной платы Начислена заработная плата рабочим за разгрузку оборудования       5 000    
4. Ведомость начисления заработной платы Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды с суммы заработной платы (30%)       1 500        
5. Акт о приеме-передаче объекта основных средств Принято к учету производственное оборудование       516 500    
6. Выписка из расчетного счета, платежное поручение Перечислена задолженность поставщику и транспортной организации       601 800        
7. Счет-фактура Предъявлен к зачету из бюджета НДС по оборудованию и услугам транспортной организации     91 800   68, суб. «Расчеты с бюджетом по НДС»  

 


Бухгалтерские счета

Дт 01 Кт «Основные средства»   Дт 08 Кт «Вложения во внеоборотные активы»
СН     1) 500 000 5) 516 500
5) 516 500     2) 10 000  
      3) 5 000  
      4) 1 500  
Об 516 500 Об –   Об 516 500 Об 516 500
Ск 516 500     Ск –  

 

В процессе эксплуатации средства труда утрачивают свои потребительские качества и переносят свою стоимость постепенно на готовый продукт путем начисления амортизации. Сумма амортизации, как правило, включается в затраты на производство. Начисление амортизации отражается по дебету соответствующих счетов и по кредиту счета 02 «Амортизации основных средств» или по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Счет 02 «Амортизации основных средств» является регулирующим счетом к счету 01 «Основные средства», а счет 05 «Амортизация нематериальных активов» является регулирующим счетом к счету 04 «Нематериальные активы». Данные счета называются регулирующими, поскольку они регулируют оценку объектов, которые учитываются на основных счетах 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы».

Амортизация начисляется ежемесячно в последний календарный день отчетного месяца. Основные средства и нематериальные активы отражаются в активе бухгалтерского баланса по остаточной стоимости.Остаточная стоимость основных средств рассчитывается как разность между их первоначальной стоимостью (сальдо конечное по счету 01 «Основные средства») и суммой начисленной амортизации (сальдо конечное по счету 02 «Амортизация основных средств»). Остаточная стоимость нематериальных активов рассчитывается как разность между их первоначальной стоимостью (сальдо конечное по счету 04 «Нематериальные активы») и суммой начисленной амортизации (сальдо конечное по счету 05 «Амортизация нематериальных активов»).

Ниже представлены бухгалтерские записи, связанные с начислением амортизации основных средств, и отражение стоимости основных средств в бухгалтерском балансе.

Пример. Первоначальная стоимость производственного оборудования, которое было приобретено несколько лет назад, составляет 120 000 руб. Ежемесячная сумму амортизации – 1 000 руб. Сумма амортизации, накопленная по состоянию на 30 ноября 2014 года, – 60 000 руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.013 с.)