Культ атона, бога, олицетворения солнечного диска, его происхождение, развитие и упадок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культ атона, бога, олицетворения солнечного диска, его происхождение, развитие и упадок



 

Среди всей массы религиозной литературы Древнего Египта нет ни одного документа, в котором содержался бы аргументированный и связный рассказ об идеях и верованиях, ассоциировавшихся у египтян с богом Атоном. Причины его подъема в конце правления XVIII династии можно предположить, а основные догмы, которые провозгласили основатель этого культа и его последователи, можно узнать из гимнов, выбитых на стенах, высеченных в скалах гробниц Тель-эль-Амарны. Тем не менее истинная история подъема, развития и упадка культа никогда не станет совершенно ясной. Слово «атон» — aten

или athen

— в глубокой древности означало «диск» или «лицо солнца». Не приходится сомневаться, что атонизм есть древняя форма поклонения солнцу. Но существовало много форм поклонения солнцу и до культа Атона. Египтяне поклонялись солнечным богам за много столетий до того, как Атон стал считаться особой формой великого солнечного бога. Одним из древнейших солнечных богов Древнего Египта был Гор (Горус), который в незапамятные времена, судя по всему, представлял «высоту» или «лицо» небес днем. Его символом был воробьиный ястреб (сокол)

, правый глаз которого представлял солнце, а левый — луну. В более поздние времена его звали Гором богов, великим Гором, старым Гором, и именно он ежедневно боролся с Сетом, темнотой ночи и ночного неба, и одерживал над ним победу.

 

Самым древним регионом, в котором процветал культ солнечного бога, был известный город Ану

библейский Он, Гелиополис греческих и латинских авторов.

Здесь с незапамятных времен существовал храм, посвященный богу солнца, при котором обучались будущие жрецы, издавна почитавшиеся за свою ученость и мудрость. Они называли своего бога Тем или Атем

, и, по крайней мере в более поздние времена, он изображался в виде человека, носящего короны Севера и Юга и держащего в правой руке ankh

(«жизнь»), а в левой руке скипетр. Он был царем небес и Египта. Он был солнечным богом и, как и все прочие древние боги Египта, сочетал в себе качества нескольких местных божеств, чьи имена история не сохранила.

 

Судя по пирамидальным текстам, он был всемогущ на небесах, и жрецы провозглашали его величайшим из всех богов. Главенство Тема утверждается в различных версиях Книги мертвых, и все прочие божества в разных редакциях этого текста рассматривались как его формы. Так, в XVII главе он говорит: «Я Тем на его восхождении. Я был Единственным, когда начал существовать в Нену (или Ну). Я есть Ра, когда он впервые взошел. Я — великий бог, создавший себя [из] Нену, кто сделал свои имена, чтобы стать богами его круга. Я есть тот, кто неотразим среди богов. Я — Тем, обитатель своего Диска

, или Ра в его восхождении на восточный горизонт неба. Я есть Вчера, я знаю Сегодня. Я есть Бенну (то есть Феникс), который в Ану (Гелиополисе), и я веду перечень вещей, которые уже созданы, и тех, которых еще нет». Общество богов, в котором «отец Тем» был главным, состояло из Шу и Тефнут, Геба и Нут, Осириса и Исиды, Сета и Нефтис. Согласно одному преданию, Тем создал Шу и Тефнут из своего тела, и эти три бога образовали первую триаду (троицу). При этом Тем сказал: «Я был одним богом, а стал тремя».

В цитированном выше отрывке из XVII главы мы должны отметить следующее: 1. Тем первоначально существовал в Нену, или Ну, огромной массе первобытных вод. 2. Он был Единственным из существующих, когда появился на свет. Он создал себя великим богом. Он обладал различными именами, которых превратил в богов, образовавших группу из девяти членов, посредством произнесения собственных имен. 5. Своим могуществом он превышал всех богов, он был их владыкой. Он знал прошлое и будущее. 7. Он пребывал в солнечном диске (Атон). 8. Он впервые поднялся в небо в форме Ра, и сам он был Бенну, то есть душой Ра. 9. Он вел перечень вещей, сотворенных и несотворенных. Хотя папирус, донесший до нас эту информацию, появился не ранее эпохи XVIII династии, все приведенные выше положения можно найти в религиозных текстах, написанных в эпоху Древнего царства, иными словами, на два тысячелетия раньше.

О характере и природе поклонения Тему мы не знаем ничего, но из того факта, что он изображался в облике человека, есть все основания сделать вывод, что возникший культ был более высокого порядка, чем культы священных животных, птиц и рептилий, которые существовали в Египте при ранних династиях.

 

Тем, бог-человек, объединил черты Горура, древнего небесного бога, Хепри, бога-скарабея, являвшего собой одну или несколько форм древнего бога солнца между рассветом и закатом, и Гарахути, Гора двух горизонтов. Хепри был солнцем в час, предшествующий рассвету, Гор был дневным солнцем, а Тем — заходящим солнцем, имена этих богов имеют местное происхождение. Мы можем считать, что жрецы Тема включили в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимыми к подобным вещам.

Сохранившиеся памятники свидетельствуют, что в самом начале династического периода в Нижнем Египте был известен другой бог солнца, именовавшийся Ра

. О его происхождении и ранней истории ничего не известно, да и значение его имени до сих пор не получило удовлетворительного объяснения. Представляется, что это не египетский, а азиатский солнечный бог, культ которого был введен в Египте на заре времен. Его черты и качества напоминают вавилонского бога Мардука, причем оба — и Ра, и Мардук — могут быть всего лишь разными именами одного и того же предка. Центром культа Ра в Египте был Ану, или Гелиополис, иными словами, город, в котором, должно быть, жили главным образом космополиты, поклонявшиеся солнцу еще с незапамятных времен. Там останавливались все караваны, следовавшие из Аравии и Сирии, а также идущие туда. Следовательно, в городе активно шел обмен товарами и идеями. Контроль за расходом воды из знаменитого колодца солнца, несомненно, был в руках жрецов Ану, и плата, вносимая благодарными путешественниками за воду для своих животных, а также прочие подношения, делала их богатыми и могущественными. Люди верили, что в колодец вода попадает из небесных источников Нену, и нубийский царь Пианхи утверждает, что, прибыв в Ану, он омыл лицо в воде, в которой имел обыкновение умываться Ра[14]. Отметим также, что Святая Дева брала воду из этого колодца, когда Святое семейство останавливалось в Ану.

 

При IV династии жрецы Ану приобрели значительное влияние и даже сумели обеспечить преимущество своего божества Ра над другими богами Нижнего Египта. Трудно сказать, выбирали ли они царей, но можно вполне определенно утверждать, что по их настоянию имя Ра стало частью имен Несу-бит строителей второй и третьей пирамид в Гизе. Так, мы имеем пирамиды Хафра, или Хефрена, и Менкаура, или Микерина. Не удовлетворенные этим, они отвергли потомков великих строителей пирамид и сажали на трон царей, которых объявляли сыновьями бога Ра от жены одного из жрецов. Первый из них принял в качестве своего пятого, или личного, имени титул Са Ра, то есть сын Ра. Этот титул, определенно принятый царями V династии, впоследствии носил каждый египетский царь, и нубийцы, персы, македонцы или римляне, периодически становившиеся египетскими царями, тоже не видели ничего особенного в именовании себя сыновьями Ра. Благодаря раскопкам Борхардта и Шеффера под руководством Ф. фон Биссинга были выявлены некоторые важные факты, касающиеся поклонения Ра. Храмы солнца, построенные более поздними царями V династии, обычно имели высоту 99,06 м и ширину 74,68 м. На западном конце стояла усеченная или «притупленная» пирамида (А), на вершине которой устанавливался каменный обелиск (В). Перед восточной стороной пирамиды стоял алебастровый алтарь, а на северной стороне алтаря находились желоба, по которым кровь жертв — как людей, так и животных — стекала в специально для этой цели установленный алебастровый сосуд. На северной стороне прямоугольного огороженного стеной пространства располагался ряд складских помещений, а на восточной и южной сторонах — проходы, стены которых украшались рельефами. Напротив алтаря на восточной стороне находились ворота, от них шла мощеная дорога к другим воротам, которые открывали вход в другое огороженное пространство площадью более 305 м. Здесь жили жрецы, и в специальных помещениях хранились священные предметы, которые несли в процессиях в дни праздника.

Главным предметом культа Ра и его специальным символом был обелиск, но было высказано предположение, что поклонявшиеся культу солнца в ранние времена верили в то, что их бог живет в особом камне пирамидальной формы. По тем или иным причинам дух солнца помещался жрецами в камень, и считалось, что он присутствует в нем, когда богу приносились дары и человеческие жертвы (по большей части из числа военнопленных). Точное значение этого символа солнца неизвестно. Некоторые авторы считают, что обелиск представляет ось земли и небес, но у древних египтян вряд ли могла возникнуть подобная идея. Другие приписывают ему фаллическое значение. Кое у кого он ассоциируется с предметом, производящим огонь и тепло. В любом случае представляется вполне определенным, что он символизирует Ра, и в каждом святилище имелся ковчег, в котором за запечатанными дверьми помещался подобный обелиск. Культ стоящего камня, или столба, вероятнее всего, старше культа Ра, потому и старое название Гелиополиса было Ану

, что означает «город столбов». Дух бога солнца периодически посещал храм в облике птицы Бенну и опускался «на Бен-камень в доме Бенну в Ану»

 

.

В более поздние времена птица Бенну, которую египтяне считали «душой Ра», называлась Фениксом.

В эпоху VI династии жрецы Ра сделали свое божество главным над всеми богами, и, как мы видим из имен Ра-Хепри, Ра-Атом, Ра-Гарахути и т. д., все старые солнечные боги севера Египта стали считаться формами Ра. Он стал царем небес, судьей богов и людей, была даже сделана попытка принудить население принять его в качестве господина Осириса и царя Туата, то есть подземного мира. Но это не удалось, и Осирис сохранил свое положение как бог и судья мертвых.

 

Жрецы приписали Ра в погребальных текстах, известных как «тексты пирамид», великую власть над мертвыми и, конечно, над всеми богами, демонами и обитателями подземного мира. Однако не прошло и столетия, как Осирис утвердил абсолютный суверенитет своих владений Амента.

Из сказанного очевидно, что еще до падения VI династии жрецы различных солнечных богов Нижнего Египта наделили каждого из них основными качествами и чертами, которые, по утверждению Аменхотепа, были присущи его богу Атону. Но прежде чем подробно рассмотреть эти черты, следует вкратце остановиться на главных исторических фактах, относящихся к появлению и развитию культа Атона. Где бы в Египте ни поклонялись солнечному богу, считалось, что место обитания этого бога — солнечный диск (aten

или athen

. Но древнейшим солнечным богом, ассоциировавшимся с диском, был Тем, или Атму, который в религиозных текстах часто упоминается как «Тем в его диске». Когда Ра узурпировал черты Тема, он стал «обитателем диска». Гархути был «богом двух горизонтов», то есть солнечным богом днем, от восхода до заката, и в иероглифах, которыми обозначается его имя

, присутствует диск, покоящийся на горизонте запада и на горизонте востока. Тутмос IV, обязанный своим восхождением на трон жрецам Тема и Ра в Гелиополисе, включил имя Тем в свое имя Небти и называл себя «творением Ра», «избранным Ра» и «возлюбленным Ра». Поскольку во всех его титулах недостает имени Амон, есть основание предположить, что его личные симпатии были отданы культу солнечных богов севера, а не культу фиванского Амона. Тем не менее он сохранял хорошие отношения со жрецами Амона и приносил дары их божеству, которое благодаря победам Тутмоса III было признано в Египетском Судане, Египте и Сирии как бог всего мира.

На смену Тутмосу IV пришел его сын Аменхотеп, третий царь, носивший это имя, и жречество Фив объявило, что он приходился истинным сыном их богу Амона, кровь которого текла в его жилах. Согласно преданию, бог принял облик Тутмоса IV, и царица Му-темвия понесла от него сына. Насколько полное или, наоборот, незначительное религиозное воспитание получил ребенок, сказать невозможно, но представляется вероятным, что его мать, царевна Митанни, постаралась привить ему любовь к богам своей родной земли. Из титулов, которые Аменхотеп принял, став фараоном, ясно, что его устраивало быть «избранным Ра», «избранным Тема» или «избранным Амона». Судя по всему, ему было безразлично, будет ли он «возлюбленным» и «сиянием Ра» или «возлюбленным» и «сиянием Амона». Его предшественники на египетском троне со всей серьезностью верили, что в их жилах течет божественная кровь, поэтому они и действовали так, как, по их мнению, должны были действовать боги. В первую очередь они окружали себя сложным церемониалом, заставлявшим поверить в то, что их царь является богом. Для Аменхотепа все египетские боги были равны, и мы видим на изображениях в храме в Сульбе, что в 80 км над вершиной Второго порога, что он в той же степени, что и Амона, в чью честь отстроил храм, желал почитать себя и приносить жертвы себе. Как-то невозможно представить себе его выполняющим ежедневно сложные ритуалы и церемонии, которые египетскому царю следовало выполнять в карнакском святилище Амона-Ра, с целью получить от божества силу и знания, необходимые для успешного управления своим народом.

Одним из самых важных событий в его жизни, имевшим далеко идущие последствия, стала женитьба на Тии

, очевидно происходящей из семьи, не занимавшей высокое социальное положение. В иероглифах Тель-эль-Амарны ее имя пишется Теи

. Ее отца звали Юйи

, а мать — Туи

 

. Их гробница была открыта в 1905 году, и представляется очевидным, что до замужества их дочери и Аменхотепа III они были простыми людьми. Современные египтологи вопреки мнению египтологов старой школы едины во мнении, что оба они египтяне, а не иностранцы. В любом случае нет сомнения, что Тии была незаурядной женщиной и имела большое влияние на своего супруга. В надписях ее имя присутствует рядом с именем супруга — факт, свидетельствующий о том, что Аменхотеп признавал ее авторитет как соправителя. Она участвовала в общественных мероприятиях и в религиозных церемониях, чего супруги египетских царей до нее не делали. Ее власть и во дворце, и в стране была велика, и есть свидетельства, доказывающие, что царские приказы, как внутренние, так и публичные, издавались только после ее одобрения. В Судане царю поклонялись как богу, как сыну, равному и «коллеге» Амона-Ра, а в храме, который Аменхотеп построил для супруги в Саденге, ей поклонялись как богине. Когда Аменхотеп женился или, возможно стал царем, он инициировал создание некоторого количества необычайно крупных стеатитовых скарабеев, на которые наряду с его именами и титулами были нанесены имена и титулы его супруги. На другой группе больших скарабеев он велел вырезать свои имена и титулы, а также имена Тии, ее отца Юйи и матери Туи. Далее следовало следующее утверждение: «[Она] супруга победоносного царя, чья территория на юге достигает Кареи (то есть Напаты, у основания Четвертого порога), а на севере Нахарна» (то есть страны верховья Евфрата). Возможно, это еще один способ заявить о том, что великий и могущественный царь Аменхотеп был горд взять в жены дочь простых родителей и дать ей положение, равное своему. Возможно и то, как уже давно предположил Масперо, что здесь намекается на некий романтический эпизод, аналогичный историям женитьбы царей на пастушках по любви. Мы не знаем и не имеем возможности узнать, каковы были религиозные взгляды Тии и каким богам она поклонялась, но надпись, которая повторяется на нескольких стеатитовых скарабеях, позволяет сделать вывод, что она благосклонно относилась к культу Амона, а в последние годы жизни стала горячей и преданной поклонницей этого бога. Чтобы доставить ей удовольствие, Аменхотеп приказал выкопать в ее поместье Чаруха

в Западных Фивах большое озеро. Оно имело длину около 1,8 км (3700 кубит) и ширину более 1 км (700 кубит), вероятно, что им является современное Биркат-Хабу. На шестнадцатый день третьего месяца сезона Ахет (октябрь), на одиннадцатом году своего правления, его величество проплыл по озеру в своей ладье, названной ATHEN-TEHEN

— «Атон блистает». В последующие годы этот день отмечался как праздник. И озеро, и ладья были построены только для того, чтобы доставить удовольствие царице, и тот факт, что в названии использовалось имя Атона, а не Амона, говорит о желании царя и царицы отдать дань уважения этому солнечному богу. Масперо утверждает, что эта водная процессия дала начало культу Атона в Фивах, и, возможно, он прав.

У Аменхотепа от царицы Тии было пятеро детей — четыре дочери: Аст, Хентанеб, Сатамон и Бактенатон, — и сын — Аменхотеп IV. Тии жила в Западных Фивах как при жизни своего мужа, так и после его смерти. Временами она посещала Тель-эль-Амарну и находилась там в двадцатый год правления своего сына. Фотография ее превосходного портрета приведена в книге Дэвиса о ее гробнице.

Правда, его уважение к Тии и почести, которыми он ее окружал, не помешали Аменхотепу брать в жены других женщин. Из табличек Тель-эль-Амарны нам известно, что он женился на сестре и дочери царя Митанни Тушрата. Его свадьба с Гилухипой, дочерью Сатарны и сестрой Тушрата, состоялась на десятом году его правления. Это событие он увековечил изготовлением ряда крупных скарабеев, на которых имелась надпись о том, что на десятом году его правления Гилухипа

, дочь нахарнского князя Сатарны, прибыла в Египет со свитой из 317 человек. В точности неизвестно, когда именно Аменхотеп женился на дочери Тушрата Тадухипе, но то, что он вместе с ней получил много всевозможных даров от ее отца, совершенно очевидно. Табличка в Берлинском музее (№ 296) содержит перечень свадебных даров. Женившись на митаннийской царевне, Аменхотеп последовал примеру своего отца Тутмоса IV, жена которого (египтяне называли ее Мутемвия) была родом из этой страны. Поэтому вполне естественно, что влияние этих царевен на египетских царей в фиванском дворе было весьма существенным. Они, так же как и сопровождавшая их высшая знать, несомненно, предпочитали культ своих исконных богов культу фиванского Амона. Сын Тии Аменхотеп IV и его сестры рано ознакомились с религиозными взглядами матери и ее окружения. Ненависть принца к Амону и его невежественным жрецам, вероятно, началась в то время, когда он начал общаться с митаннийскими принцессами и узнал имена Митры, Варуны, Индры и других арийских богов, культы которых во многих отношениях были схожи с культами Гора, Ра, Тема и других египетских солнечных богов.

В первые годы своего правления Аменхотеп проводил много времени на охоте. Чтобы увековечить свои свершения на этом поприще, он велел изваять две группы крупных скарабеев. В их основании был вырезан текст, подробно описывающий произошедшее с ним на охоте, а также количество убитых им животных. Одна группа — «охотничьи скарабеи» — сообщает нам, что царю поступило известие о стаде дикого скота, замеченном в Нижнем Египте. Без промедления он сел в ладью, плыл всю ночь и утром прибыл к тому месту, где было замечено стадо. Люди сделали изгородь из пик и канатов, после чего в истинно африканской традиции окружили стадо и с криками загнали животных в огороженное место. Скарабей сообщает, что было согнано 170 диких животных, после чего выехал царь на своей колеснице и убил 56 из них. Через несколько дней он убил еще 20 животных. Это происходило на втором году правления Аменхотепа[15].

Другая группа «охотничьих скарабеев» была создана на десятом году правления Аменхотепа. Текст, после перечисления всех имен и титулов самого фараона и его супруги Тии, повествует о том, что с первого по десятый год своего правления он собственной рукой убил 102 свирепых льва[16]. Ни один египетский фараон, кроме Аменхотепа III, не использовал скарабеев как носителей информации, касающейся его личных свершений и личных дел. Конечно, у Аменхотепа имелись определенные причины так поступать, но, если он не имел желания секуляризировать священный символ Хепри или подвергнуть добродушной насмешке египетские верования, о которых он серьезно не думал, подобное использование скарабеев необъяснимо.

Правление Аменхотепа III не имеет аналогов в египетской истории. Взойдя на трон, он оказался абсолютным властителем окружающих Египет земель от Сирии и Финикии, на севере до Египетского Судана вплоть до Напаты на юге. Его великий предок Тутмос III завоевал для него мир, во всяком случае, мир, каким его знали египтяне. Если не считать «войны», которую он вел в Нубии на пятом году своего правления, ему не приходилось применять силу, чтобы сохранить завоевания Тутмоса III. А та «война» была не слишком важным делом. Она была спровоцирована бунтом нескольких племен, живших у основания Второго порога, и, согласно надписям на стеле из песчаника, установленной Аменхотепом в ознаменование этой победы, он захватил всего лишь 740 пленных и убил 312 бунтовщиков. (Стела была создана царским наместником в Северном Судане Мермосом и установлена им в Самнахе, в 50 км от Вади-Хальфы. Сейчас она хранится в Британском музее.) Он укрепил царскую власть в Судане, и местная знать не только признала его своим господином, но и поклонялась ему как богу. Год за годом, под общим руководством египетского наместника в Каше, они отправляли Аменхотепу в Фивы огромные количества золота, драгоценных камней, ценных пород дерева, шкур животных, рабов. Когда фараон посещал Финикию, Сирию и соседние страны, местные шейхи и их племена всегда приветствовали его, как своего царя, и аккуратно выплачивали дань. Великие независимые вожди Вавилонии, Месопотамии, Ассирии и Митанни соперничали друг с другом ради его благосклонности, и, вероятно, самым счастливым временем его не лишенной удовольствий жизни было проведенное в кругу друзей и союзников из Месопотамии. Легко представить радость фараона, охотящегося на льва в пустыне к югу от Синджара и в зарослях за рекой Хабур, а его любовь к охоте завоевала ему множество друзей среди шейхов Месопотамии. Визиты Аменхотепа в Западную Азию стимулировали торговлю, поскольку караваны могли проходить по Египту без каких-либо препятствий, и в те дни торговцы с островов и побережья Средиземного моря стекались в Египет, где золота было, как пыли под ногами.

Большую часть унаследованного им состояния, так же как и ежегодно получаемой богатой дани, Аменхотеп тратил на расширение и украшение храмов в Фивах. Он всегда был полон идеями, любил грандиозные зрелища, на которые не жалел ни сил, ни средств. Аменхотеп нанимал величайших архитекторов и инженеров, лучших мастеров и давал им возможность работать, как Хатшепсут своему архитектору Сенмуту. На восточном берегу он увеличил Карнакский храм, построил дорогу от реки к нему, а также установил обелиски и свои скульптурные изображения. Он достроил храм Мут и выкопал священное озеро, на котором можно было проводить священные религиозные процессии. Он создал аллею криосфинксов в храмах Карнака и Луксора, причем каждый из них держал между лапами фигуру фараона. В Луксоре он также построил знаменитую колоннаду, которая до сей поры является одной из главных достопримечательностей города. На западном берегу Аменхотеп построил чудесный погребальный храм, где перед пилоном установил пару обелисков и два колоссальных собственных изображения, вошедшие в историю под названием «колоссы Мемнона». От реки к храму вела дорога, по обеим сторонам которой стояли каменные фигуры шакалов. Он также построил на острове Элефантина храм в честь бога Хнума, великого божества Первого порога, и, как уже было сказано ранее, он перестроил и достроил храм, основанный Тутмосом III в Сульбе. Все эти храмы были снабжены выложенными металлическими пластинами дверями, часть которых, судя по всему, была украшена богатой инкрустацией, причем в украшениях широко использовался цвет. Средства, имевшиеся в распоряжении царя, позволяли ему без ограничений использовать большое количество рабочей силы, и, должно быть, не один его подданный сколотил себе состояние, работая на Амона и царя. При таком покровительстве искусства и ремесла процветали, а из камня, дерева, меди и фаянса создавались произведения, равные которым Египет еще не видел. На протяжении всего периода правления Аменхотеп поддерживал связь со своими друзьями в Вавилонии, Месопотамии и Сирии, и каждое прибытие царских посланников давало возможность проявить щедрое гостеприимство, демонстрировать богатство и даваемые им возможности. Приемы в богато украшенном дворце Аменхотепа III на западном берегу реки, вероятно, были воистину великолепными, поражавшими воображение, что присуще выходцам с Востока. Фараон распоряжался своим богатством по-царски, и во многих отношениях, возможно из-за присутствия митаннийской крови, он был больше похож на богатого, любящего роскошь, добродушного и властного месопотамского шейха, чем на египетского царя. Холл очень удачно назвал его Аменхотеп Великолепный. Он умер после тридцатишестилетнего царствования и был похоронен в Западной долине в Фивах. Настенные изображения в гробнице показывают царя, поклоняющегося богам подземного мира, а на потолке находятся очень интересные изображения звездного неба. Когда царь был похоронен, гробницу еще не успели закончить. Она была разграблена профессиональными расхитителями гробниц, и властители тех времен перенесли мумию Аменхотепа III в гробницу Аменхотепа II, где она и была обнаружена в 1899 году Лоре[17]. Так что, каково бы ни было отношение Аменхотепа III к Атону, он был похоронен в Западных Фивах со всей торжественностью и церемониями, подобающими египетскому фараону.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.018 с.)