Всеобщая воинская повинность 1874



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая воинская повинность 1874



Ø Распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий

Ø Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 и 9 лет - пребывание в запасе; на флоте - 7 и 3 года, соответственно

Ø Чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, для выпускников гимназии - 1,5 года, для имевших высшее образование – полугоду

Ø Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок

Ø Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне

Ø Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе

Ø По-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства

 

Городовое положение 1870

В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления

Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы.

Ø Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору на точном основании правил настоящего Положения.

Ø Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы через каждые четыре года

Ø Выборы производятся закрытою подачею голосов посредством баллотировки шарами

Ø В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах... Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных

Ø К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат: дела по внешнему благоустройству города, об охранении народного здравия, попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений

 

Крестьянский поземельный банк 1882

Ø Основная функция: выдача ссуд наиболее крепким крестьянам для приобретения земли в частную собственность

Ø Способствовал развитию рыночной экономики, подготавливал мощный экономический подъем, который пережила Россия в 1890-х годах.=

Артель

Ø Добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки

Ø Состояла, как правило, из близких: по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям

Ø Строились на договоре, обычно словесном (иногда в большой артели при выполнении длительных и сложных работ — на письменном), содержавшем условия деятельности и обязательства её членов

Ø По характеру работ были сельскохозяйственные, промысловые, торговые, строительные, сферы «услужения», биржевые, творческие (артели писателей, художников, артистов)

Таможенный тариф 1891

Ø Завершил создание системы усиленного протекционизма

Ø Широкое поощрение промышленности, как одному из важнейших направлений экономической политики

 

10) Особенности модели индустриализации пореформенной России.

 

В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась мелкими промыслами, а также неэффективными вотчинными и посессионными мануфактурами, базировавшимися на крепостном труде. Развитие производства было неравномерным: успехи легкой промышленности соседствовали с запущенным состоянием тяжелой промышленности.

Толчок к открытию машиностроительных заводов и развитию фабричного производства дали реформы 1960-х годов. Вольный труд был ощутимо выгоднее для многих предпринимателей – теперь им не приходилось платить оброк за работу крепостных на своих заводах.

 

Говоря о становлении и развитии промышленности в России, явлении, вызванном Великими реформами Александра II, нам следует сказать про несколько основополагающих моментов:

Важная роль играли иностранные инвестиции. Здесь особенно стоит отметить возникновение южного промышленного региона, куда шли капиталы из Франции – для металлургии, из Германии – для машиностроения, из Бельгии – для развития транспорта. Однако это оставалось острым моментом, вызывавшим неоднократно споры между представителями консервативно настроенными людьми и С. Витте.

Росла численность городского населения – освобожденные крестьяне уходили в города на заработки.

Происходило масштабное строительство железных дорог, связавших Центральную Россию с Сибирью и Дальним востоком. (Транссибирская магистраль, построенная во многом благодаря стараниям Витте) В железнодорожном строительстве частные капиталы объединялись с государственными.

Развитие и распространение акционерных обществ и коммерческих банков («грюндерство» - учредительная горячка, имевшая место быть и в западных странах того времени) – процессы, создавшие благоприятную для развития промышленности финансовую среду.

Высокая степень вмешательства государства, и некоторые особо важные послереформенные преобразования, включающие в себя реформу фондовой биржи 1900 года и упорядочение трудовых отношений в промышленности в период с 1882 и по 1913 гг.

 

Но мы можем говорить о завершении промышленного переворота в 1880-х годах. К этому времени техника и машины получили широкое распространение во многих отраслях. Стали функционировать новые для России отрасли: угольная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, машиностроительная, химическая. В целом, производство переместилось на юг России. К традиционным промышленным отраслям в Центре и на Урале прибавились Донбасс, Криворожье, Юзовка, Ижевск, Екатеринослав, Коломна, Сормово.

 

В итоге мы можем заметить, что Российская промышленность росла необычайно высокими темпами, и не только из-за своего прежнего отставания в развитии, но в основном из-за умелых действий

 

 

11).Столыпинская аграрная реформа. Причины и результаты.

Петр Аркадьевич Столыпин, выдающийся гос. Деятель начала ХХ в., был назначен в 1906 г. на пост Председателя Совета Министров Николаем II, и вплоть до 1911 г. проводил свои реформы. Особое место среди них занимает аграрная реформа. Главный вопрос данной реформы, замена общинного землевладения индивидуальным, назревал уже давно. Основные причины заключались в следующем:

Община изживала себя. Давление общины на крестьянина; фактически закрепощение крестьянского класса внутри неё. Неэффективность и непродуктивность общинного землевладения вследствие чересполосицы, дальнеземелья и практически отсутствие применяемых технологий.

Крестьянское малоземелье. Доля земли в помещичьем землевладении и крестьянском составляла примерно 50\50, однако численность крестьянского класса в несколько десятков, а то и сотню раз превышала численность помещиков. Такая ситуация означала для бедного крестьянина (коих большинство) несколько десятин земли +-1 лошадь. На таком хозяйстве невозможно было прокормить семью в 6-10 человек=>приходилось либо брать в аренду, либо идти в наемные работники к более зажиточным или помещикам.

Давление со стороны помещиков. Большая часть крестьян была все ещё обременена выкупными платежами. Необходимость решить вопрос о передаче земли из рук помещиков крестьянам также проявила себя в реформе Столыпина (подробнее см. деятельность крестьянского банка).

В начале ХХ века все это создавало крайнюю социальную напряженность и выливалось в многочисленные стачки, восстания, локальные беспорядки, революционные движения. Для преодоления такой сложной ситуации было сделано и получено следующее:

Указ об отмене с 1 января 1907 г. выкупных платежей.

9 ноября 1906 – указ «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (о правах на закрепление общинного надела в личную собственность=>передельная, беспередельная община и разные условия выхода из неё). Исполнение указа началось непременно, несмотря на то, что он был одобрен и подписан царем лишь спустя почти три года.Из общинного землевладения за время действия указа вышло 2,5 млн. хоз-в. или 26% их общего числа, а подано – 3,4 млн. заявлений.

Май 1911 г. – издание «Положения о землеустройстве» (ликвидация чересполосицы путем образования хутора или отруба)Позволило крестьянину обрабатывать землю в основном не более чем на трех полосах. Отрицательно сказывалась крайняя нехватка землемеров.

Деятельность Крестьянского поземельного банка: право на самостоятельную скупку земли и монопольное право на её продажу. Выдача ссуд под низкие проценты сроком на 55,5 лет. Запрет на продажу земли некрестьянам и иностранцам=>(естественный процесс передачи из одних рук в другие, экономическое вытеснение помещиков из сельхоз).

15 млн. десятин было предложено помещиками на продажу, 11 удалось продать. Кр. Банк скупал также казенные и удельные земли, из которых было продано 4 млн. Выдано ссуд на более чем 1 млрд. руб. 77% покупателей – вышедшие из общины крестьяне (см. Тимошину с 170).

Интенсивная переселенческая политика: освоение свободных земель на просторах Заволжья, Сибири, Дальнего Востока, Алтая. Льготы при переезде и обустройстве, погашение всех недоимок, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды на хоз-во и прочие льготы. Постройка дорог, водохранилищ, колодцев и проч.=>снятие напряженности в центральной России и решение проблемы малоземелья.На новых территориях было выдано более 31 млн. десятин, при том что мигрировало более 3 млн. (а это означает в среднем по 10 десятин на человека!), однако из-за сложных условий вернулось около 0,5 млн. Посевные площади Сибири увеличились в 2 раза. Одним из выдающихся итогов переселенческой политики стало развитие маслодельной отрасли Сибири.

Аграрный вопрос в целом не был решен. Развитие сель.хоз. было в основном экстенсивным, низкотехнологичным. Проблема голода и отн. малоземелья оставалась открытой. Тем не менее, неоспоримо положительные результаты: в 11-13 гг. производство зерновых на 28% больше, чем у США+Канада+Аргентина. Образовывался класс зажиточных крестьян, не склонных к революционному движению. Однако линия успехов была прервана смертью Столыпина в 1911 г. в рез. 11-го покушения. «Страна неуклонно продолжала двигаться к новым революционным потрясениям» (с) Тим. С 175

12) Экономические причины и последствия 1 ой мировой войны. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы.

Причины

 

1. Стремление к разделу мира (Антанта, а особенно Великобритания, нахапала себе колоний повсюду, весь остальной мир это порядком достало, ну и все в таком духе…)

2. Экономический империализм (политика создания экономических империй, борьба государства за мировую гегемонию, но гегемонов же не может быть до хрена, так что придется повоевать…)

3. Торговые барьеры (все подряд стали устанавливать свои чертовы барьеры, которые мешали свободной торговле в Европе, разве это дело? Вот и Германия решила, что пора наказать чертовых меркантилистов.)

А вообще как сказал Томас Вудро Вильсон: Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу.

 

Итоги

 

Экономические итоги

Грандиозный масштаб и затяжной характер Первой мировой войны привели к беспрецедентной для индустриальных государств милитаризации экономики. Это оказало влияние на ход развития экономики всех крупных индустриальных государств в период между двумя мировыми войнами: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов, ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.), рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.

 

Версальско-Вашингтонская система - противоречия.

Но непрочность системы в силу острых противоречий:
А) тяжелое положение побежденных, прежде всего Германии
Б) перекройка границ – основа будущих споров (например, судетская область в Чехии)
В) не привлечена к договорам Советская Россия. Она против этой системы. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе
Г) не получили свободу колонии – создана мандатная система; продолжается национально-освободительное движение.
Эти противоречия в конечном итоге привели к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй мировой войне.

13) Великая депрессия и альтернативные пути выхода из неё.

Летом 1928 года американские инвесторы начали сокращать покупки иностранных облигаций, чтобы инвестировать средства на нью-йоркской фондовой бирже, переживавший быстрый подъем котировок. Европа начала чувствовать напряжение в финансовой сфере из-за прекращения американских инвестиций. Но в условиях высоких цен на акции официальные лица не придали этому особого значаения.

24 октября 1929 – «Чёрный четверг» - волна панических продаж акций и обвальное падение котировок. Банки стали отзывать свои ссуды. В мае 1931 приостановил платежи венский банк, паника быстро перекинулась на Венгрию, Чехословакию, Румынию, Польшу и особенно на Германию. Был введен годичный мораторий на все межправительственные выплаты, как по долгам, так и по репарациям. Но это было сделано слишком поздно, чтобы остановить панику. Страны начали отказываться от золотого стандарта, что вызвало резкие колебания валютных курсов. Мировая торговля резко сократилась, вызвав падение промышленного производства и занятости.

 

США.

Рузвельт вступил в должность президента в период самой глубокой депрессии. Одно из первых его действий – провозглашение восьмидневных «банковских каникул», для того, чтобы дать банковской системе время для реорганизации. Отказ США от золотого стандарта. Закон о восстановлении национальной промышленности, по которому была создана Администрация восстановления национальной промышленности (NRA) для наблюдения над подготовкой «кодексов честной конкуренции» для каждой отрасли,разработку которых осуществляли представители каждой отрасли. NRA по сути была системой частного экономического планирования при контроле со стороны правительства, направленном на защиту общественных интересов и гарантий прав рабочих создавать собственные организации и участвовать в заключении коллективных договоров. В 1935 верховный суд провозгласил NRA неконституционным органом.

Успехи в восстановлении промышленности крайне скромные, 1937 – рецидив кризиса.

Франция

Франк, курс которого был стабилизирован после войны на 1/5 своего довоенного паритета, был фактически недооценен по сравнению с другими валютами. Это стимулировало экспорт и привело к притоку золота в страну, поэтому депрессия во Франции началась позже, чем в других странах, но длилась дольше. Депрессия вызвала волну социального процесса. В 1936 три левые партии создали коалицию Народный фронт, которая победила на выборах. Глава – Леон Блюм. Правительство Народного фронта национализировало Банк Франции и железные дороги, ввело 40часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск для рабочих и обязательное судебное рассмотрение трудовых споров. Но в решении проблем восстановления экономики было сделано немного.

 

Более мелкие государства Западной Европы привязали свои валюты к фунту стерлингов, так был создан «стерлинговый блок». Франция – центр «золотого блока»: Щвейцария, Бельгия, нИдерланды.

 

Италия.

Приход к власти Муссолини, фашизм. Интересы людей были подчинены интересам государства. Роспуск профсоюзов, создание 12 корпораций, их целями были регултирование цен, заработной платы, условий труда и обеспечение социального страхования. Институт движимого имущества IMI, который брал на себя часть долговых обязательств частного сектора, а в 1936 он стал главным институтом долгосрочного кредитования. 1933 – институт промышленной реконструкции IRI, который продолжил скупку ценных бумаг. В его рамках появились гос.холддинги: СТЭТ (контроль над телефонной связью), ФИНМАРЕ (над морским судоходством). IRI также удерживал пакеты трех акционерных банков. Сеть гос.институтов соц.обеспечения и соц.страхования. INPS (Нац.институт соц.страхования) – основное звено этой системы. 1936 – закон о защите накоплений и кредитной дисциплине. Он вводил двухуровневую банковскую систему: итальянский банк получил статус цетрального, нижний уровень образовали гос.банки, сберкассы и институты соц.страхования.

Германия

первой преодолела кризис. Нацизм. Программа широкомасштабных общественных работ, в ходе которой была построена сеть шоссейных дорог и укреплена промышленность. Обязательное членство в Германском трудовом фронте. Промышленников заставляли сотрудничать с новым режимом. Политика самодостаточности, торговые отношения с соседями в Восточной европе, обеспечившие бартерный обмен немецких промышленных товаров на продовольствие и сырье.

Испания оставалась преимущественно аграрной страной. В 1939 году установление сходного с германией режима, но при более низком уровне технологического развития.

 

14)Восстановление экономики послевоенной Западной Европы и ее интеграция.

После II мировой войны экономика западных государств находилась в тяжелом состоянии. Флот разгромлен, инвестиции, ранее приносившие доход, ликвидированы; финансовая система разрушена; заокеанские рынки захвачены американскими производителями; гражданское производство практически остановилось. Таким образом, послевоенные экономики не могли приносить странам никаких прибылей à нет средств на элементарное снабжение населения товарами первой необходимости. Перед странами стояли задачи скорейшего возобновления производства; восстановления законности, правопорядка и гос.администрации.

Масштабность задачи восстановления усилила роль государства в экономике и общественной жизни. Потребность в политических, социальных и экономических реформах привела к национализации ключевых секторов экономики (транспорт, энергетика, банковская система и др.), развитию системы соц.страхования и соц.обслуживания, возложению на правительство большей ответственности за поддержание нормального функционирования экономики. Новой особенностью стало планирование экономики на международном уровне (Атлантическая хартия 1941г.)

Источниками помощи в восстановлении являлись США и Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (также при поддержке США)

В отличие от западноевропейских государств, США, позже всех вступившие в войну и понесшие значительно меньшие потери, вышли из нее безусловным экономическим и политическим лидером. Выступая большую часть войны в качестве поставщика товаров и сырья в Европу, Америка смогла достичь высоких темпов промышленного производства, что позволило ей быстро занять мировые рынки.

В 50-е гг. в США началась новая аграрная революция. Благодаря внедрению новых методов хозяйствования с/х США было интегрировано в мощную индустрию агробизнеса. На основе достижений современной научно-технической революции, первый этап которой охватил 1950-60-е гг., активно развивались автомобилестроение и его инфраструктуры, гражданская авиация, атомная энергетика, нефтехимия, производство синтетических материалов, электронно-вычислительной техники; автоматизация производства, поточное машиностроение.

После “великой депрессии”, дистанцировавшиеся от заокеанских проблем, Соединенный Штаты теперь решительно взяли курс на использование своего экономического превосходства для реализации либерального устройства мира под американским верховенством.Реализация гегемонии США происходила посредством деятельности международных валютно-финансовых институтов, созданных в 1944 на конференции в Бреттон-Вудсе - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, или Международного банка реконструкции и развития, (МБРР); заключенного в 1947 Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и военно-политических блоков НАТО.

На Бреттон-Вудской конференции было достигнуто соглашение об установлении в западном мире системы золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов.

На МВФ была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях. Каждая из стран-участниц МВФ должна была установить золотое или долларовое содержание своей денежной единицы, определяя валютный паритет между национальной и иностранными валютами, и сохранять свой валютный курс неизменным. Национальные валюты могли свободно обмениваться на доллары, служившие эквивалентом золота.

МБРР должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик, а впоследствии – для содействия развитию беднейших стран мира. Цель банка – помогать развитию государств-членов путем предоставления кредитов тем странам, которые не могут привлечь частный капитал на приемлемых условиях.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве в 1947 г., обязало стран-участниц использовать принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. не прибегать к дискриминационным мерам), предпринимать усилия по снижению тарифов, ликвидировать существующие квоты и не прибегать впредь к их установлению, а также проводить взаимные консультации перед тем, как осуществлять важные изменения во внешнеторговой политике. ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированнаяВсемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

***Бреттон-Вудская конференция стала началом триумфа экономической доктрины Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), главного представителя Англии на Бреттон-Вудской конференции, реализовавшей его идеи о реорганизации международных финансов и создании надгосударственных институтов экономического регулирования. Сразу после войны макроэкономические идеи Кейнса и его последователей - государственное вмешательство в экономику для обеспечения бесперебойного экономического роста, поддержания полной занятости, перераспределения доходов методами эмиссионной и налоговой политики в пользу социальной справедливости и антициклического регулирования - были положены в основу программ экономического развития западных государств***

В 1947г. Американский генерал Дж.Маршалл заявил о готовности США оказать европейским странам материальную помощь при первой же просьбе, при условии их становления на демократический путь развития.

В 1947г. 16 государств объявили себя КЕЭС (комитет европейского экономического сотрудничества); в него вошли демократические страны Зап.Европы, Исландия, Швеция, Швейцария, Австрия, недемократические Португалия, Греция и Турция.Администрация США начала мощную лоббистскую компанию, и весной 1948г. Конгресс утвердил Закон о зарубежной помощи и Программу по восстановлению Европы, за реализацию которой отвечала Администрация эк.сотрудничества. После утверждения программы КЕЭС был реорганизован в Организацию европейского эк.сотрудничества (ОЕЭС), которая вместе с Администрацией эк.сотрудничества отвечала за распределение американской помощи, а также средств, выделенных странами-членами ОЕЭС. В 1961г. ОЕЭС было преобразовано в Организацию эк.сотрудничества и развития (ОЭСР), к которой присоединились США, Канада, Япония и Австралия.

В сумме в рамках программы США выделили около 13 млрд. $ в форме займов и безвозмездных трансфертов, благодаря чему страны ОЕЭС смогли закупить импортные товары в странах долларовой зоны: сначала продовольствие, а позднее средства производства, сырье и топливо. Благодаря плану Маршалла, завершенному в 1952г., Европа не только восстановила экономику, но и превзошла довоенный уровень производства.

Все программы в рамках плана Маршалла, а также создание такие организаций, как КЕЭС, ОЕЭС и др. способствовало интеграции европейских экономик. После окончания II мировой войны страны осознали необходимость международной кооперации. Основными мотивами создания национальных организаций являлись: возможность искоренить угрозу войны между европейскими державами, восстановление былой роли на мировой арене в противовес США.Началом экономической интеграции можно считать подписание договора о Таможенном союзе стран Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) в 1947г., который обеспечил свободное передвижение товаров между этими странами и единство их внешнего тарифа.

Одной из важнейших международных организаций сталоЕвропейское экономическое сообщество(ЕЭС), образованное в 1957 г.с целью создания единого экономического пространства, что означало появление Общего рынка. В ЕЭС вошли 6 стран (Франция, Италия, ФРГ и страны Бенилюкса). Договор о создании Общего рынка, вступивший в силу в 1958г., предусматривал отмену импортных пошлин и ограничений на все виды торговли, введение общего внешнего импортного тарифа, проведение общей экономической политики по основным отраслям, обеспечение свободного передвижения людей и капитала и отсутствие возможности в одностороннем порядке расторгнуть договор. С 1973 к ЕЭС присоединились Великобритания, Ирландия и Дания, с 1981-Греция, с 1986-Испания и Португалия.

В 1986г. Единый европейский акт утвердил флаг и гимн Европейского Сообщества, а также единые паспорта. В 1992г. страны ЕЭС подписали Маастрихтское соглашение, учреждающее Европейский Союз, в 1996 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. В 1993 г. было создано Европейское экономическое пространство путем слияния Европейского сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли, и таким образом появилась самая крупная в мире зона свободной торговли. Одним из главных «финальных штрихов» объединения Европы стало введение единой валюты Euro в январе 1999г.

Факторы скорого восстановления и «экономического чуда» в странах Зап.Европы:

1) Финансовая поддержка США. Высокий уровень международной кооперации: создание многочисленных международных институтов и организаций.

2) Роль правительства, активно участвующего в эк.жизни. Послевоенная эк.система являла собой смешанные экономики (государства благосостояния), где правительства взяли на себя решение задач обеспечения общей стабильности и климата, благоприятного для роста, и предоставление минимальной защиты экономически слабым и необеспеченным. При этом за производство необходимых товаров и услуг отвечал частный сектор.

3) Задел появившихся во время войны и неиспользованных инноваций.

4) Заслуга человеческого капитала: высокий уровень грамотности и деятельность спец.учебных заведений. Это способствовало появлению квалифицированного персонала и интеллектуальной мощи, обеспечивающих эффективное освоение новых технологий.

15). НЭП. Причины и результаты.

Причины:

1. Экономический кризис, вызванный потерями из-за первой мировой, в том числе и людские потери и эмиграция

2. Голод 1921-1922гг. (продразверстка)

3. Антиправительственные восстания – крестьянские и рабочие в городах (недовольство политикой военного коммунизма и отсутствием стимулов для развития с/х). Особо – мятеж матросов и красноармейцев Кронштадта (антибольшевистские требования)

НЭП – 1921г, X съезд РКП(б), март 1921г.

Суть НЭПа: процесс à результат

1. Замена продразверстки продналогом. Затем – единый с/х налог. à стимулирование производства за счет возможности продажи «сверхналоговоговых» излишков. Разрешено сдавать земли в аренду.

2. Государственный капитализм – использование частного капитала под контролем государства à частный капитал оживил рынок и хоз. жизнь страны

3. Поощрение простой кооперации (с/х, а затем и торговля и промышленность + кредитные и страховые)

4. Разрешение аренды мелких и средних торговых и промышленных предприятий à восстановление довоенной промышленности

5. Развитие концессий – предприятия на основе договора между государством и иностранными фирмами à средства для выхода из кризиса + опыт и организация аналогичных работ на собственных предприятиях

6. Развитие торговли à «смычка города и деревни», позднее свободный товарооборот + допущение частного капитала в розничную торговлю.

7. Ослабления в управлении экономикой à ослабление централизации, развитие трестов (самостоятельные решения что, где, как), финансовая независимость предприятий. Возникновение синдикатов

8. Восстановление денежной оплаты труда à зависимость от количества и квалификации (стимул для производства). Отмена ограничений на перемену места работы, создание бирж труда…

9. Стабилизация и создание устойчивого рубля, деноминация рубля, введение червонца + запрещение эмиссии червонцев как средства покрытия бюджетного дефицита à противоинфляционная устойчивость

10. Создание фондовых бирж à контроль за количеством денежной массы – червонцев, золота и т.д. + выкуп совзнаков

11. Налоговая реформа (основа – налоги не с населения, а с предприятия + денежный налог + налог на отдельные товары)

12. Возрождение кредитной системы à начало работ Госбанка. Выпуск облигаций, создание сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита. à в стране функционировал единый денежный рынок со всеми атрибутами.

Вывод: внешняя торговля все равно оставалась централизованной, внутрихозяйственный подъем не давал ощутимого результата на международной арене. Все равно происходила бесконтрольная эмиссия – возрастала инфляция, а как следствие срыв плана хлебозаготовок, невыполнение экспортно-импортной программы, истощение валютных резервов. Был упор на дорогостоящую крупную промышленность à покрытие затрат высокими налогами. Диспропорции цен, кризис сбыта. Культ бедноты из-за чересчур активной их поддержки. Политика ограничения кулачества привела к снижению товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации.

16) Сталинская индустриализация: источники средств, механизмы реализации, пятилетки.

Политика в период с 1928 по 1940 получила особое название политики Большого скачка, целью которой было установление высоких темпов роста тяжелой промышленности, даже в ущерб другим секторам экономики. Ставилась задача преодолеть за 10 лет путь, на который другие страны потратили 50-100 лет, а также догнать передовые в промышленном развитии страны и перегнать их. Никогда в истории страны не было таких огромных вложений в тяжелую промышленность за столь короткий срок. Каковы же были источники огромных средств, направляемых на индустриализацию СССР?

Основным источником средств для строительства предприятий тяжелой индустрии были доходы от легкой промышленности и сельского хозяйства, которые перераспределялись на нужды индустриализации через централизованную систему ценообразования. Деревня как важнейший источник поставляла хлеб в город, а также предоставляла его на экспорт для получения валюты для закупок оборудования за границей. Также постоянно использовалась денежная эмиссия. Крупнейшим источником средств стала продажа водки. Самым удивительным и непостижимым для всего мира стал еще один источник ускоренной индустриализации страны – духовная энергия трудящихся.

В годы первой пятилетки движение граждан, идущих на трудовые подвиги и создававших обстановку массового энтузиазма, называлось ударничеством; в середине 30-х годов оно получило название стахановского (по фамилии шахтера из Донбасса, который перевыполнил дневную норму в 14 раз). Для содействия подобным трудовым подвигам внедряется новая тарифная система (дифференциальная заработная плата), а также система материальных и нематериальных поощрений (присуждение почетных званий, орденов и медалей).

Большую роль сыграли и обязательные для населения займы индустриализации. Потребности индустриализации покрывались во многом также за счет внешней торговли (в огромных объемах вывозилось продовольственное сырье, продукты питания). Большое количество валюты давал экспорт зерна, а также продажа лесоматериалов и нефтепродуктов. Экономическое развитие в годы первых пятилеток было бы невозможно и без заметной иностранной помощи (инженеры, конструкторы, техники, рабочие). Огромную роль сыграл и ГУЛАГ, заключенные которого направлялись на строительство важнейших для страны объектов, городов. Добываемое ими золото стало важным источником притока средств от внешней торговли для закупок оборудования на нужды индустриализации; люди из ГУЛАГА в специальных учреждениях «шарашках» создавали новейшую военную технику. Труд заключенных рассматривался к началу 30-х годов как экономический ресурс и включался в планы индустриального развития страны.

Важнейшим механизмом регулирования процесса индустриализации стало государственное планирование – появляются первые пятилетние планы. Для разработки таких планов, а также генерального и годовых планов было создано особое учреждение Госплан. Первый пятилетний план (1928-1933гг.) был ориентирован по предложению ВСНХ исключительно на развитие тяжелой промышленности. После отклонения исходного и оптимального планов, был выдвинут исправленный вариант, который закреплял невероятно высокие цифры, которые естественно не удалось выполнить. После завершения сроков первой пятилетки началось откровенное жонглирование цифрами, утверждалось, что по основным показателям план выполнен досрочно. Однако нельзя отрицать, что были достигнуты высокие темпы развития промышленности, построено много новых городов, страна превратилась из крестьянской в мощную индустриальную.

 

17)Структурные кризисы и перестройка рыночных экономик после 1970х гг : становление постиндустриальной экономики.

£Что предшествовало?

С 1970-х идет тенденция падения экономического роста. Начало 1970-х гг. ознаменовалось и коренной ломкой ценовых пропорций на мировом капиталистическом рынке - изменением соотношения цен на готовые изделия и сырье в пользу последних.

(Во второй половине 1960 х годов наблюдается рост цен на сырьевые ресурсы:

-нефть на 15 % -уголь на 20% -серебро на 40% -никель на 60 % -медь на 70%)

1970годпопытка американского правительства по инициативе Никсона регулировать цены на нефть (сдерживать рост цен). В итоге : в начале повышение на 12 %, потом повышение на 60 %. ( В условиях серьезных потрясений 1970 - начала 1980-х гг. особенно отчетливо выявилось бессилие экономической политики буржуазного государства.)

£Основные события.

[1973-75 гг – годы кризиса, связанного с нефтяными шоками - “перегрев” экономики.]

 

К 1970 году явно увеличилась роль стран экспортеров нефти. В 1973 году после четвертой арабо-израильской войны, страны ОПЕК прибегли к картельным действиям и стали искусственно завышать цены на нефть. В результате, цены подпрыгнули в 4 раза! (Всего же за



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.016 с.)