Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над голосом. Преодоление ринофонии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе занятий с детьми воспитанию голоса для преодоления носового оттенка нужно уделять не меньше внимания, чем работе по формированию правильного дыхания и звукопроизношения. В упражнениях следует закреплять чистоту, силу, модуляцию, средний регистр, грудное центральное звучание, но с учетом детских голосовых особенностей, и подачу ровной струи воздуха вперед к нижней губе. Если звук «идет» правильно, то губы и кончик языка ощущают легкую вибрацию. Во время произнесения сочетаний звуков и слов следят за нижнереберным (диафрагмальным) дыханием и направленным выдохом через рот, предельно активизируют мягкое небо и постоянно слушают себя. Эта работа трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная, требующая контроля со стороны наставника, применения компьютера, качественного магнитофона и различных приемов самослушания. Работа над речевым дыханием и звукопроизношением — это и есть начало работы над голосом. При этом следует иметь в виду, что в ходе восстановительного обучения нужно отрабатывать не голос как таковой, а процесс фонации в условиях речеобразования, поскольку чистота, выразительность и устойчивость голоса во время речи зависят от многих факторов, включая аэродинамическое обеспечение голосо- и звукообразования [Кузьмин Ю.И., Лопотко Е.С., 1984]. Здесь имеется в виду поддержание необходимого перепада подскладочного давления, оптимальное открывание рта и четкая дикция, создание необходимого воздушного давления в полости рта и т. д. Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из нескольких поочередно выполняемых действий: снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), слегка отведенных уголков рта в стороны и вперед, с расслабленными нижней челюстью и спинкой языка, хорошо поднятым мягким небом («позевок»), а также легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуальный, естественный голос, возникающий свободно и легко. Для достижения этой цели издается звучание, имитирующее «вой ветра»: ввв ввв ввв, с переходом от короткого звучания к более длительному, затем — к подключению передних закрытых гласных И, Е, так как при ринофонии голос глухой и с добавочными шумами. При раздражении околоносовых пазух и зон, других лицевых 1мышц значительно повышается тонус голосовых складок и функций внугригортанных мышц. Поэтому упражнения в произнесении Л сочетаний и слов сопровождаются сначала поглаживанием, затем,г постукиванием подушечками пальцев обеих кистей: 1) лобных пазух — от середины лба к вискам с произнесением И И И; от середины лба ушным раковинам с произнесением И И И; 2) верхнечелюстных пазух — от спинки носа к ушным раковинам с произнесением ли ли ли, ви ви ви; от середины верхней губы —к мочкам ушей с произнесением ви ви ви; от углов рта к скуловым дугам с произнесением иви иви иви; 5) под нижней губой — к скуловым дугам с произнесением зи зи зи. Далее основные этапы работы над голосом включают следующие задания. 1.Настройка голоса и укрепление устойчивости фонации с преодолением зажатости челюстей и напряжений мышц шеи, гортани и плечевого пояса. 2. Отработка голоса и дыхания с фокусированием звука на губах. 3. Формирование мягкой атаки голоса. 4. Развитие широкого диапазона голоса. 5. Обеспечение помехоустойчивости, яркости и полетности голоса. 6. Тренировка навыка усиления и ослабления голоса. Настройка, тренировка устойчивости и легкости фонации. УПРАЖНЕНИЕ 1. Настройку голоса и укрепление фонации проводят в виде коротких бросков: ввв ввв ввв; затем — удлинения звучания в—в—в; л—л—л; включения в фонацию сочетаний; ви ви ви, ве ве ве, ли ли ли, ле ле ле; вив вив вив, вев вев вев, лил пил лил. лел лел лея. вил вил вил. лив лив лив. лев лев лев (звучание конечных согласных продлевают); ли ли лилл, ле ле лелл, ля ля лялл, лю лю люлл, лэ лэ лэлл, ла ла лалл, ло ло лолл, лу лу лулл. Лилия Лилия Лилия, Лель Лель Лель, Лола Лола Лола, Лева Лева Лева. Вова Вова Вова, Валя Валя Валя, воля воля воля. Координирование активного выдоха через рот с голосом, речевого дыхания с перемещениями и подвижностью гортани, когда при произнесении звука И гортань занимает высокое положение, а при звучании У — низкое. Это задание отрабатывают вначале мысленно, затем шепотом и далее вслух, УПРАЖНЕНИЕ 2. Поочередное произнесение сначала звуков И и У по три пары на выдохе десятикратно, далее — сочетаний гласных с контролем выдоха пальцами у губ: ие ия иё; ию иы иэ; иа ио иу; уи уе уя; уа уо уы (звуки как бы слетают с губ). УПРАЖНЕНИЕ 3 Проговаривание фраз с фокусированием звука на губах. Друг уехал далеко. Эту сказку ты прочтешь тихо-тихо. Кто-то с зонтом хотел войти в дом. Против школы новый дом. Доброе утро я всем говорю. Кура есть и есть петух. Муха есть, а где же Мух? Клюнул пестрый петух гладкий боб, гладкий боб. Боб подпрыгнул, и ему—прямо в лоб, прямо в лоб. Рассердился петух — ко-ко-ко, ко-ко-ко, И обидчика зарыл глубоко, глубоко... Отработка мягкой атаки звука проводится после произнесения гласных с твердой атакой (для контраста), при которой голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются подкладочному давлению: Алла, Элла, агат, авиа, алый, алеут, аптека, апрель. УПРАЖНЕНИЕ 4. Произнесение слов с мягким, менее плотным смыканием и со свободным колебанием голосовых складок, т.е. с мягкой инициацией голоса и фокусированное™» звука на губах: улей улей улей; ухо ухо ухо; утро утро утро; удаль удаль удаль; уют уют уют; Ия Ия Ия; Ира Ира Ира; ива ива ива; или или или; олово олово олово; овод овод овод; опыт опыт опыт; опера опера опера. Звук получается несколько удлиненным, богатым обертонами. При этом мягкое небо надо держать выше и энергичнее отодвигать его к задней стенке глотки. УПРАЖНЕНИЕ 5. Закрепление мягкой атаки голоса во фразах, слова которых имеют гласные в абсолютном начале: У Улея Юлия дует в свистулю и пулею пчелы летят. «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила». Убирай один кулак. Умный удод метлою удил; удочкой улицу мел крокодил. Утка усатая мышку поймала. Ужонок и ежонок у ежевики. Около ямы три хвои вялы. Охотник готов к охоте. Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели. И швец, и жнец, и на дуде игрец. «Эх»,— ахнуло эхо. Это было так. Эна-бэна два полена. Отец в авиации. Одно дело делай, а другое ведай.У вашего Тита и пито, и бито, Огонь — беда и вода — беда, а пуще беды — и без огня, и без воды. Это утро, радость эта....Из-за ивы смотрит заяц. Расширение диапазона голоса осуществляют в двух направлениях: понижении и повышении. В предыдущих заданиях добивались устойчивости, мягкости и чистоты голоса, речь звучала преимущественно б среднем регистре. В данном упражнении добавляют задание на развитие гибкости и модуляции голоса, выразительности голоса в целом, а также на отработку свободных «низов» и легких «верхов» звучания, не допуская травмирующих голос перенапряжений. Умение говорить низким голосом требует хорошего верхнего регистра и наоборот. УПРАЖНЕНИЕ 6. Понижение и повышение голоса. Сначала звучит низкий тон: вввулл вввулл вввулл, для контроля одну руку держат на грудине и ощущают вибрацию ладонью, пальцами другой — интенсивность ротового выдоха. Затем надо перенести звучание «наверх»: вввилл вввилл вввилл, наконец, следует объединить оба звучание в среднее: вввэлл вввэлл вввэлл, вввалл вввалл вввалл. УПРАЖНЕНИЕ 7. Понижение и повышение голоса с использованием и других согласных (Д, Ж, 3, Р) в сочетаниях со звуками Я и И, с постепенным увеличением их количества на одном выдохе, а также с включением смычных согласных Б, Д, Г, стимулирующих мягкое небо и голосовые складки: львы львы львы, выл выл выл, вилы вилы вилы, впервые впервые впервые, двое двое двое, айва айва айва, водоливы водоливы водоливы, водевиль водевиль водевиль, ивовый ивовый ивовый, овевай овевай овевай, выливай выливай выливай, айвовый айвовый айвовый, виварий виварий виварий, веет айвой веет айвой веет айвой, Вавила лавирует, на вилле водевиль, обули обули обули, обои обои обои, баулы баулы баулы, буй буй буй, боа боа боа, булава булава булава, более более более, бобыль бобыль бобыль, баобабы баобабы баобабы, барабуля барабуля барабуля, у Беллы у Беллы у Беллы, воробьи воробьи воробьи, бравый бравый бравый, любой любой любой, у Эльбы у Эльбы у Эльбы, бобовое блюдо, добыл бобыль бобов, Люба любит бобы, Белла объявляет, иду иду иду, иди иди иди, идеалы идеалы идеалы, яды яды яды, удавы удавы удавы, удалой удалой удалой, ладьей ладьей ладьей, дуэль дуэль дуэль, отдай ладью, в бадье вода, пробудили идеи, у дупла дятел, иглы иглы иглы, угодили угодили угодили, углы углы углы, иволгой иволгой иволгой, голы голы голы, прыгай прыгай прыгай, другой другой другой, испугай испугай испугай, дорогой дорогой дорогой, галка бегает по гальке, угодил гирей по фляге, у дороги коряга, бульдог убегает по дороге. Во время произнесения приведенных выше сочетаний слов следует устойчиво выдерживать высокую тональность, затем низкую и далее среднюю; внимательно слушать себя и соблюдать умеренный, спокойный темп речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.106 (0.011 с.) |