Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательность коррекции шумных согласных различна.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После сонорных звуков целесообразнее приступить к работе над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем — смычными. В работе над шумными согласными рекомендуется придерживаться следующих условий: не произносить звук утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляции или смычки без видимых усилий, легко и кратко. Гласные и сонорные, наоборот, следует произносить подчеркнуто выразительно. Чрезмерно напряженное произнесение шумных согласных при их формировании может привести к толчкообразной речи. Здесь оправдан принцип наименьшего мускульного усилия, результатом которого является упрощение артикуляторной работы органов речи. Но при этом не допускается искажение произношения. Для профилактики толчкообразности звуков или их «гиперкоррекции» необходимы условия, при которых предыдущий звук непосредственно плавно переходит в другой без каких-либо скачков, задержек, скандирования и громкого проговаривания. Положительный эффект достигается путем доставки избыточного воздуха в передний отдел ротового резонатора (теплый выдох контролируется пальцем у нижней губы) и тренировки в дальнейшем слов с открытыми слогами, так как в них явственны переходные участки — сегменты, характеризующие оба звука сразу. В данном случае артикуляция каждого последующего звука в слове начинается уже во время артикуляции предыдущего. Однако возникает определенная рассогласованность артикуляторных движений в связи с тем, что во время артикуляции соседнего звука могут быть осуществлены не все из них, а только те, которые совместимы с артикуляцией данного. В то же время в результате значительной инерционности артикуляторного аппарата определенные характеристики, свойственные предшествующему звуку, накладываются на следующий за ним звук Вот почему процесс переформирования и постановки звука и речи в целом чрезвычайно сложен и требует разнообразного дидактического словесного материала, большого терпения и настойчивости. Для выработки беглости, плавности и естественности речи следует в самые короткие сроки переходить к упражнениям в развернутой живой речи. При этом, чем короче произносят согласные и длительнее гласные, тем быстрее реализуется навык коартикуляции, слитности и ритма речи. В спонтанной речи возникают изменения интонирования вследствие словесного и логического ударений. Это надо учитывать, особенно при коррекции ринофонии, формируя навык деления предложений на синтагмы. Велика роль паузации для кратковременного отдыха и расслабления артикуляторов (губ, языка, мягкого неба), воспитания слухового внимания и ритма речи. Паузу выдерживают не только в конце синтагмы, но и на первых порах — после небольшой (в 2—3 слова) группы слов либо после одного многосложного слова. Смена пауз и произнесений помогает выработке продуктивного ритма и умеренного темпа речи. Во время паузы у занимающихся есть возможность исправить свое произношение путем сравнения воспринимаемой речи окружающих и своей собственной. Для автоматизации новых навыков из специально подобранных слов с усвоенными звуками составляют фразы. Эти задания предлагают для самостоятельной работы. Родители получают указания для правильного проведения самостоятельных занятий, В домашней обстановке обеспечиваются постоянный контакт ребенка со взрослым и нормальная разговорная среда. В общении создаются необходимые условия для шлифовки новых навыков речи в быту и удовлетворяются познавательные потребности детей. Активную практику разговорной речи вводят в любую ситуацию: игровую и бытовую, далее — в учебную. Исправляя ошибки говорящего, нельзя допускать неприятных комментариев. Необходимо всегда хвалить детей при правильной работе и прекращать занятия до того, как они устанут. Усталость и перенапряжение ведут к пассивности, губят пытливость. Следует сделать так, чтобы переход к новому материалу стал для ребенка заслуженной наградой. Каждое занятие начинается с повторения ранее усвоенного, обеспечивая успех перехода к работе над новым материалом. Вместе с ребенком создают учебно-игровой альбом с картинками на формируемый звук. Эти картинки должны быть подписаны печатными буквами контрастного черного цвета. Восприятие картинки вместе с подписью служит и профилактике возможных в будущем нарушений письма и грамотности. В тренировочный материал включаются лишь отрабатываемые звуки либо те, которые уже усвоены. Более объемный материал записывают в тетрадь. В дальнейшем перед школой еще раз необходимо будет повторить речевые образцы в альбоме и тетради в ускоренном темпе проговаривания с использованием предложенных приемов и методов. Работа над звуком Ф После отработки сонорных звуков целесообразно приступать к коррекции фрикативных шумных согласных, в частности, звука Ф. Установлено, что при его произнесении отмечается наибольшая сила и направленность к губам выдыхаемой струи воздуха. Он прост и видим по укладу. Звук Ф включают в закрытый слог, интервокальное положение и в открытый слог (язык при любом гласном лежит Лу-ду-лу, Юлий, дай пилу. Ул-ул-ул, ветер выл и дул. Ия и Элла ели уху. Лилии увяли. Алое яблоко упало. Аля ела халву. Юля в холле. Лялю Алову обидели. Аллея влево. В ауле я ваяю к воюю. Оля и Уля у ивы, а я у айвы. Эй, водолей, лей, лей. Ели валили влево. Я одеваю Алю. Валя вяло ел айву. Леля волевая. УПРАЖНЕНИЕ 5. Произнесение слов-фишек с интонацией перечисления: лира Ия Уля идея верь Лара Илья Юлия ей его яхта Аида ларь роль йод руль Оля Ляля одеяло Адель апрель рыло Аля Леля белье иловый эхо охра ухо этюд Олег опал орехи обои оливы опора оправа уйди утиль утро ударили увидели упали лиловый лелеяли лаяли ловлей левый лейкой вялый влей халой рейка у роялей лавровый рыхлый любой белый герой порой лава правый лихой велели пырей вели вылили левели ловили. АВТОМАТИЗАЦИЯ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ УПРАЖНЕНИЕ б Произнесение фраз и сочетаний слов с активизацией ротового выдоха приемом «согревание рук» и с носослушателем: Элла полола в поле. В Ялте в апреле было тепло. У аллеи тополи и липы. Лева и Оля лодыри. Оля пела арию. Юля юлила голой. Алла лепила лебедей. Лия вяло ела оливы. Дятел долбил липу. У Лёвы лейка. У Вали вилла Юрий Юрьев уехал в Юрьев. Евы ольховые ветви Оля у ольхи В апрели капель Леля в ателье Аля у алей ахала и охала ах! и ох! — упала. Юля у рояля. Ульи укрепили. Павел одевал Аллу и Полю Влей воду в лейку! Львы ловили льва. Рев прибоя в Ялте. Правь вплавь, Вы ели оладьи? Вью ивовые плети. Каравай, каравай, кого-то выбирай! У Лили была кукла. Ее звали Ляля. У Ляли были голубые локоны. Лиля кроила платье кукле. Лиля одевала Лялю в платье. Лиля любила Лялю. А это ее брат. Это Толя. Толя любил корабли и яхты. Корабли и яхты плавали в воде. УПРАЖНЕНИЕ 7. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем: ифи фи фи-фи-фи фы-фи-фьи эф еф эфэ ефе фэ фэ ф фэ фэ-фе-фье аф яф афа яфя фа фа-фа-фа фа-фя-фья оф ёф офо ёфё фо сро-фо-фо фо-фё-фьё уф юф уфу юфю фу фу-фу-фу фу-фю-фью ыф — ыфы — фы фы-фы- Офелия олифа Уфа Африка филей Федотья Федор фиалка фай Фока эфир фитиль фал Флора эфиопы феерия Фаля Флавий Фая Фрол эффекты Филипп халифы эльфы Фик Фок фигура Филя Фалалей фехтовали. Филарет фары Фадей факелы афера фефела фата орфоэпия алфавит фея фойе факиры фефер форель факты февраль фобия фаготы Феофил фото факторы флот фруктовый Федотов флюгер фыркай фиолетовый Федоров флигель фуфайка лифтовый фольклор фляга фатовый фетровый лифт флейта флейтовый офитовый фиговый арфа флотилия фитиль Фидель Дорофей фотографировали филировали филологи филология фильтровали. УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение звука Ф в сочетаниях слов и фразах теми же приемами: И я у Фали, и вы у Фали. И я в Уфе, и вы в Уфе. И я в фойе, и вы в фойе. И я фехтую, и вы фехтовали. И я фыркаю, и вы фыркали. И я в лифте, и вы в лифте. Филя фыркает; ф-ф-ф. Филя лает: аф-аф-аф. Фая отдыхает: уф-уф-уф. Воробьи вылетели: фью-фью-фью. Эф-эф-эф — вот эльф. Иф-иф — вот лифт. Эффект фобии. Фая в эфире. Фалалеева фуфайка фефеле впору. Филя первый фотограф. Лов форели у рифа. У Фили были, Филю полюбили. У Федоры фарфоровые эльфы. Фото Африки: вот и Африка. Эфиопы в Африке. Филя и Фаля ели вафли вволю. Флавий в эфире. Филе форели. Федотов улетел в Уфу. В фойе ореховые обои. Фиолетовые и лиловые флаги. Федул губы дул. Федот Федотов в фуфайке. У Фай флейта. Удалой Федор любит флот. Фетровый берет у Филиппа, Фото Филиппа. Правило орфоэпии. В эфире Рафаэль. Правь орфоэпию. В феврале, в феврале дуют ветры во дворе. У Феди факел. Филя фыркает. Федул играл в футбол и забил в ворота гол. Фэд-Федя-фетр Фэд-фея фойе. УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение звука Ф в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя: Афины Феня Фима Фома филин фауна финал фамилия У Фени лиф, У Фай фен, У Фомы новая форма. Вот франт Фома. Епифан дедов носит все кафтан. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Фофан, фофан — в землю вкопан. Звонкие согласные отличаются от глухих звуков меньшей силой. Акустически это выражается в ослаблении шумовых составляющих и увеличении гармонии форматной структуры звуков, особенно в интервокальном положении (иви, эвэ, ава, ывы, ово, уву). В интервокальном позиционном положении согласного наблюдается сонантизация: такие согласные при выделении их из слов воспринимаются как сонанты или даже как полугласные. Работа над звуком В. УПРАЖНЕНИЕ 4 Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем: иви-иви-иви ви ви ви ви-вы-ви-вьи эвэ еве эвэ-эвэ вэ во вэ вэ вэ вэ-вс-вьс ава явя ава-ава ва вя ва ва ва ва-вя-вья ОБО ёвё ово-ово во вё во во во во-вё-вьё уву ювю уву-уву ву вю ву ву ву ву-вю-вью ЫВЫ-ЫБЫ-ЫБЫ БЫ ВЫ ВЫ ВЫ ивы авиа Вия овод ива Аврора ковыль Вава Айова ивовый авуары Лёва увуля иволга овал вывих Эва увели верфью «Ява» Вова любовью еловый дворовый Европа правый ловили Вика Ева увивали овод авар увиливали ловля «Авва» авария ювелир увитый ивовый Эльвира увод иволга айвовый аврал эврика уволили овивай Авдотья автор уверили овевай Аврора явил увела уверовали овеял Авдий явка уверяй увертюра овладевай авиа увар увидели Вия верфи Валерий в упор виола Виктория видео водевиль львы вилы вития волейбол двое вилла витый воля выливай вихрь Валерия воды видовой вихревой Вера вояка вываливай виварий Валя влиял вихлявый виват Вавила водоворот выбивай вихры вал выл вей Варвара облава альтовый вельвет водолив оверлок аировый великий вовеки два лавровый Виталий воробей выправляй верой вверх вправо впервые буйвол лавр влево вокал хлева хвала Ватерлоо вводи вливай Львовы хоровой ловля И я у ивы, и вы у ивы. И я у айвы, и вы у айвы. И я хвалю, и вы хвалили. И я увял, и вы увяли. И я волевой, и вы волевой. И я лавировал, и вы лавировали. И я выливаю, и вы выливали. И я вправо, и вы вправо. УПРАЖНЕНИЕ 5. Произнесение звука В во фразах и текстах теми же приемами: Ива увяла. У Евы айва. Хвоя ели. Вавила ловко лавирует. Вова вел вола. Битва при Ватерлоо. Леву хвалили. Рвы рыли и вырыли. Влево у входа вылили воду. Повтори правила. Во вторник водевиль. Хвалю халву. Липовая аллея. Вверху хвоя вяла. Правда права. У Львовой Аллы брат Лева. Вяло валили кривые деревья. Оливковое дерево. Липовый отвар. Вид овала. У Вавилы вилы. Вот кавалерия Валерия. Викул Владу обул, да и Викула Влада обула. Ветер превратился в хвост и в гриву. Во дворе вдовы Варвары Два вора дрова воровали Удивилася вдова, Убрала в хлева дрова Ловит волк, ловят и волка. Илья ловит перепелов. Ветер, ветер, ветер пыль по дороге вертит. Верба, верба, верба, верба отцвела. Водовоз вез воду из-под водопровода. Воду варить — вода и будет. УПРАЖНЕНИЕ 6. Произнесение звука В в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя: явление винты вина в июне новелла в январе надрыв лавина война явный вольный наплыв диван ливень неволя вовремя ваниль мальва ленивый меховой уволенный Варварин веером обвинение в девятом Видов увидел видеофильм. Волны налетели валом. Ваня и Виля на бульваре. Филат не бывает виноват. Ваня в ванне. Около ямы три хвои вялы, на хвою встану, хвою достану. Нивелировали, нивелировали, да не вьнивелировали. Интервьюер интервента интервьюировал. Где вода, там и верба; где верба, там и вода. Ври, да не завирайся. Он сух из воды выйдет. Из села Помелова, из деревни Вениковой. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Сова о сове, а всяк о себе. У всякого Филатки свои ухватки. Великан видит великана. Работа над звуком Т. При произнесении звука Т имеется напряжение спинки языка, передняя часть ее образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Ротовой выдох должен быть чрезвычайно легким («продышать»). Мягкое небо высоко поднято. УПРАЖНЕНИЕ 7. Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем: ит ити ти ти ти ти-тьи тит вид ватт -ет ете те те те тэ-те-тье тет вылит лот ат ата та та та та»тя=тья тат уют альт от ото то то то то-тё-тье тот лед хват ут угу ту ту ту ту-тю-тью тут ять аут ыт ыты ты ты ты ты-ти-тьи тыт лапоть это лаять эти этот Италия вольт атлет вопит водить плеть паять топтать эрудит лафет отвод видеть отворот якут врыть Оттава отара отойти оттаять утята утеха утиль Тит тир литьё платье Тибет титул фитиль тихоход тетя тепло тетрадь тёртый плетей прытью третий третей ратью три Тата тара топливо лапоть Аэлита талия талер тариф табор торба Толя толь тут тюль тот те туф трава трал пятью ртутью трель третий потертый тролль пятак трофей отряд утро братья верьте летайте лить теряли хотели таяли ответили Литва Латвия Фотий И я тут, и вы тут. И я у тети, и вы у тети..И я атлет, и вы атлет. И я у Таи, и вы у Таи. И я летел, и вы летите. И я таю, и вы таете. УПРАЖНЕНИЕ 8. Произнесение звука Т во фразах и текстах теми же приемами: Те-те-те — лютики в букете. У Таты утята. У тети телята. У Тита тулуп. Дети плавали у плота. Витя в лифте. Теплые платье и пальто. Толя лепит утят и телят. Тата, дай тетрадь Виталию. Теплота топит лед. У Таты только эти туфли. Теплый утюг. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьёт. Пять опят, пять утят. У дитя питье и лото. Дети в фотоателье. Плывут плоты — плиты елей. Витя летит в Апатиты. Улита едет, когда-то будет."Летят хлопья. Хвалят тебя твои дела. Топай от той тети к этой. Потек под ток воды поток. Трух-трух, трух-трух, ходит по двору петух. Эти туфли дали тете. Тихо веет теплый ветер. Тетерев у дерева. Тут отряд Туполева. Котёл кипит. Толя Титов переплетает тетради. Дети идут по трапу. Летела птаха крылата. Эй, подходите, платья купите. Торт тает во рту. УПРАЖНЕНИЕ 9. Противопоставление звука Т по признаку твердости — мягкости: ит-ить ат-ять пат-пять аут-ртуть труд-ртуть дат-дать ыт-ыть ут-уть эт-эть атлет-плеть хват-хвать обут-обуть болот-полоть плед-плеть быт-быть шут-жуть ты-ти-тьи партер-потеха-портье охота-братья ты-Тит-Тибет-третьи Тэд-потеха-третье тыл-Тибет-третьи шюты-плати-платья та-тя-тья охота-хотя-литья то-тё-тьс тот-тётя-бытие ту-тю-тью тут-тюль-ртутью титул-тюль-ртутью эта-Витя-битья тот-тёртый-литье Охта-хотя-питья титул-прытью УПРАЖНЕНИЕ 10.. Произнесение звука Т в словах без носослушателя: Артем Тимофей Тимур Игнат Татьяна Тина Тихвин туннель тундра татарин телефон тренер летний тайм томат тина. УПРАЖНЕНИЕ 11. Противопоставление звуков Д и Т: Дина-Тина дом-том дуб-туп раздор-простор дай-Алтай дело-тело вредит-летит плоды-плоты придет-плетет. Видели Федю и Петю. Будто тяп, ляп, да и корабль. Тула в лапти одела.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.183 (0.009 с.) |