Активизация мягкого неба и глоточных мышц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация мягкого неба и глоточных мышц



АКТИВИЗАЦИЯ МЯГКОГО НЕБА И ГЛОТОЧНЫХ МЫШЦ

Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения;

1) Имитация ощущения при глотании «надутого шара»,«показать горло врачу»;

2) выдох горячей струи;

3) произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы;

4) позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А,О, У, Ы;

5) полоскание горла с запрокинутой головой;

6) произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом);

7) вдох с позевыванием через рот — выдох через рот (мягкое небо напряжено);

8) напевание мелодий в высоком регистре;

9) вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом — выдох частый, толчкообразный (при напряженном небе); глотание воды, слюны мелкими порциями (осознавать и запоминать ощущения);

10) имитация рвотного движения путем надавливания на область диафрагмы с легким покашливанием;

11) произнесение единым импульсом сочетаний «ммь ммь ммь», стимулирующее мышцы задней и боковых стенок глотки;

12) «втягивание» воздуха через сближенные губы с напряжением небно-глоточного отдела и мышц живота.

Указанные упражнения, кроме 5, 9, 10, 11, 12, следует обязательно контролировать

Перед зеркалом и при помощи кинестетического ощущения напряженности как мягкого неба, так и задней стенки глотки (при этом кончик языка следует удерживать у нижних резцов).

Установлено, что наибольшее напряжение мышц мягкого неба при глотании слюны всегда больше, чем при произношении звуков алфавита.

Так, проф., ИС. Рубинов отмечает, что при подготовке к глотанию мягкое небо начинает подниматься, а к моменту прохождения пищевого комка через глоточное пространство оно находится в горизонтальном положении. Используют прием глотания только для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение «напрячь, поднять мягкое небо» и после многократной тренировки на первых занятиях сознательно начинали управлять движением мягкого неба, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороной кисти ребенок упражняется в произнесении изолированных гласных и их сочетаний сначала на твердой, а затем на мягкой подаче голоса (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ; ЭЭ, ЭА, 30, АЭ, АА, АО), постепенно увеличивая их число. Для правильного выполнения задания артикуляторам задается определенная позиция: углы рта разведены в стороны, нижняя челюсть с плоско лежащим языком несколько продвинута вперед. Такое положение артикуляторов способствует более открытому произношению гласных звуков, в том числе и фонем заднего ряда О, У.

Кроме указанных активных упражнений небно-глоточных мышц, систематически проводят массаж мягкого неба. Для этого большим пальцем ведущей руки производят поглаживание поверхностное (30 с), поглаживание прерывистое и энергичное (30 с), при этом палец двигается рывками и ритмично по направлению к задней стенке глотки; затем спиралевидное растирание (1 мин), далее интенсивные растирания и разминания в медленном темпе. Все эти движения проводят назад по линии послеоперационного шва до задней стенки глотки. При этом, как только палец коснется мягкого неба, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта, и рвотный рефлекс угасает. Массаж надо производить несколько раз в день (от 5 до 8 раз) по 2 мин в течение 6—8 мес. Дополнительно при выполнении массажа продолжительно произносят звуки Э А О. Массаж рекомендуется проводить на групповых занятиях и вне их — самостоятельно в домашних условиях. Из физиотерапевтических процедур применяют электростимуляцию мягкого неба (10—15 процедур), реже — электромассаж. Активизируя мягкое небо, дети создают условия для развития интенсивного ротового выдоха и речевого дыхания.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Формированию правильного дыхания в системе занятий уделяют значительное время. Детям объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру и что предлагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность брюшных и грудных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.

Сначала целесообразнее отрабатывать диафрагмальное дыхание, которое является наиболее глубоким, сильным, управляемым в момент длительного выдыхания воздуха через рот и замедляет частоту дыхания. Последнее, в свою очередь, снижает скорость выдыхаемого воздуха, тем самым опосредованно снижает утечку выдоха через нос, способствует расслаблению и распластыванию спинки языка. Постановка и отработка диафрагмального дыхания проводятся сначала в горизонтальном положении или в положении полусидя, а потом — стоя. При вдохе верхняя стенка живота и нижние отделы грудной клетки слегка приподнимаются, а при свисте на выдохе плавно втягиваются. Затем выдерживается пауза, в результате которой обучающийся отдыхает и расслабляет небные и глоточные мышцы. Через некоторое время упражнение повто­ряют. Движение стенки живота и нижнего отдела грудной клетки легко контролируют областью лучевого сгибателя кисти руки, чтобы плечи не поднимались. Таким же образом отрабатывают не только длительное, но и толчкообразное дыхание (последнее помогает ярче ощутить движение диафрагмы и стенки живота). Известно, что диафрагма, гортань и все резонаторы снабжены единой системой управления, что позволяет стимулировать различные органы речевого аппарата гимнастикой.

Во время дыхательного упражнения мягкое небо удерживают в поднятом состоянии. Дети обучаются рациональному способу расходования воздушной струи за счет поддержания равномерной активности экспираторных мышц (равномерного давления на диафрагму). Поэтому при переходе от игрового материала к речевому к числу первых мероприятий относятся ослабление потока воздуха из легких и отработка спокойного, легкого и направленного ротового выдоха на фоне сознательно вызванного позевка и ощущения опоры на нижние отделы грудины. Такая координация движений усваивается постепенно, требует многократного повторения и закрепления. Речь — это озвученный выдох. Здесь детям уместно образно представить органы дыхания и фонации, как перевернутое дерево, где листва — это легкие, а ствол — трахея, обыграть ударение в слове орган и узнать об участии бронхотрахеальной области в резонировании. Для поддержания необходимых аэродинамических условий создают дозированную каскадность направленного выдоха через рот при нижнереберном типе дыхания. Тренировкой повышают активность и тонус диафрагмы и координированность фонации и артикуляции (плотное закрытие пространства позади неба, что исключает утечку звуковой энергии в носовые полости). При этом гласные произносят полновесно и энергично.

Ротовой выдох, озвученный гласными,— это та нить, на которую, как бусы, нанизаны легкие и ненапряженные согласные звуки различного уклада. Эту каскадность и непрерывность звукового тока воздуха не следует нарушать (ощущать рукой). Упражнениями воздушный поток через рот удлиняют, что позволяет детям эффективно переходить к произнесению серии слогов, слов и коротких фраз, так как моторная реализация звуков происходит с меньшей амплитудой, экономией движений и расслаблением за счет продления гласных — звуков-помощников, их переходных процессов и укорочения длительности согласных. Фокусированность выдоха, «огубление» создается порой добавочной трубой посредством удержания спереди открытого кулачка. Из речевых образцов исключают носовые звуки.

Некоторые авторы для коррекции речевого дыхания рекомендуют надувание шаров, резиновых игрушек, камер. От этих упражнений на первых этапах работы следует воздерживаться, поскольку при надувании шаров и камер повышение давления в полости рта приводит к значительной утечке выдоха через нос и ослаблению внимания на моменте напряжения мягкого неба.

Для направленного и экономного расходования ротового выдоха предлагаем следующие упражнения:

1) сдувание со стола или ладони мелких предметов (полоски бумаги, вата, перья и др.) и круглых предметов (карандаши, ручки);

2) игра на губной гармошке, детских дудочках, рожках и других духовых инструментах, имеющих отверстие;

3) поддержка воздушной струей (на выдохе) мелких вибрационных движений губ (кучерское «тпррр»); выдувание мыльных пузырей;

4)поддержание струей выдыхаемого воздуха с помощью стеклянной трубочки непрерывного бурления жидкости (сначала—кратковременного, дробного, затем — длительного);

5)согревание рук, как в сильный мороз;

6)надувание щек с последующим плавным и равномерным выдохом;

7)свист со сжатыми ноздрями, затем — без сжатия их, далее — с полусомкнутыми губами;

8)гашение огня (свечи) струей выдыхаемого воздуха;

9)задержание в воздухе целлулоидного или пробкового шарика (летающий колобок), поддуванием поддерживать в воздухе небольшие комочки ваты, двигать пластмассовые утки, гуси, рыбы, корабли в тазу, корыте или в ванне с водой;

10) дутье на лист бумаги напротив стены так, чтобы он оказался прижатым к ней и не падал;

11) удержание воздуха во рту — надуть щеки и быстро выпустить воздух; плотно сжать губы, затем выпустить воздух с изменением позиции губ и медленным опусканием челюсти (и, у, а, о);

12) забор воздуха в рот и выпускание его попеременно то через рот, то через нос;

13) продувание звуков со сжатыми и разжатыми ноздрями (п, ф, т, к).

Во время этих упражнений нужно следить за тем, чтобы выдох был ротовым, длительным, с одновременным натяжением вверх мягкого неба. Упражнения проводят несколько раз, с перерывами, которые вновь заполняют упражнениями на активизацию небных и глоточных мышц.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Произнесение гласных и их сочетаний с использованием поочередно приемов «согревание рук», фальцетного и речитативного пропевания, «пульсирование звука».

 

Е, И Я Ю Э А О У Ы
ЕЕ, ИИ ЯЯ ЮЮ ЭЭ АА ОО УУ ЫЫ
ЕЕЕ, ИИИ ЯЯЯ ЮЮЮ ЭЭЭ ААА ООО УУУ ЫЫЫ
ИЭИЭИЭ ИА ИИ ИУ ИЫ
ИЭИЭИЭ ИАИА ИОИО ИУИУ ИЫИЫ
ЭЙ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ
ЭИЭИ ЭАЭА ЭОЭО ЭУЭУ ЭЫЭЫ
ЭИЭИЭИ ЭАЭАЭА ЭОЭОЭО ЭУЭУЭУ ЭЫЭЫЭЫ
                       

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы, хрюкание поросенка, крики лошади и осла, писк комара и т. п.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесениях язык — у нижних резцов):

И я: и и и, и вы: и и и.

И я: а а, и вы: а а а.

И я: э э э, и вы: э э э

И я: у у у, и вы: у у у

И я: о о о, и вы: о о о.

И я: эй эй эй, и вы: эй эй эй.

И я: иа иа иа, и вы: иа иа иа.

И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой.

И я: аи аи аи, и вы: аи аи аи.

И я: ио ио ио, и вы: ио ио ио.

И я:эх эх эх, и вы: эх эх эх.

И я:охи охи, и вы: охи охи.

И я: ах ах ах, и вы: ах ах ах.

И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо.

И я: хи хи, и вы: хи хи.

И я туте тюк, и вы тук-тюк.

И я: ах-ха-ха, и вы: ах-ха-ха.

И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй.

И я: ав ав, и вы: ав ав.

И я: фу фу,и вы: фу фу.

И я: фью фью, и вы: фью фью.

И я: пи пи, и вы пи пи.

И я: тик-так, и вы: тик-так.

И я: пиф-паф, и вы: пиф-паф.

И я: бух бух, и вы: бух бух.

Затем в упражнениях заменить ВЫ на ТЫ.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов:

Ира и Элла ели уху. У Аллы вуаль. Юла юлила. Рой в улье. Лихо! Полили ли лилию? Алый ореол. Ах-ах, эхо-эхо. Увели ли Лилию? Лиловый ореол. У аллеи лилии. Валю ввели в аллею. Вяло ваяли Улю. Лелю лелеяли. У ветлы я и вы. Лель в колыбели. Орлов в Орле. Аи да поле, в поле Поля! Аи да Поля в поле полет!

Дали Алику рогалик.

Алла Алика ругала,

Алик дал рогалик Алле,

И рогалик ела Алла.

Работа над звуком Ф

После отработки сонорных звуков целесообразно приступать к коррекции фрикативных шумных согласных, в частности, звука Ф. Установлено, что при его произнесении отмечается наибольшая сила и направленность к губам выдыхаемой струи воздуха. Он прост и видим по укладу. Звук Ф включают в закрытый слог, интервокальное положение и в открытый слог (язык при любом гласном лежит Лу-ду-лу, Юлий, дай пилу. Ул-ул-ул, ветер выл и дул. Ия и Элла ели уху. Лилии увяли. Алое яблоко упало. Аля ела халву. Юля в холле. Лялю Алову обидели. Аллея влево. В ауле я ваяю к воюю. Оля и Уля у ивы, а я у айвы. Эй, водолей, лей, лей. Ели валили влево. Я одеваю Алю. Валя вяло ел айву. Леля волевая.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Произнесение слов-фишек с интонацией перечисления:

лира Ия Уля идея верь Лара Илья Юлия ей его яхта Аида ларь роль йод руль Оля Ляля одеяло Адель апрель рыло Аля Леля белье иловый эхо охра ухо этюд Олег опал орехи обои оливы опора оправа уйди утиль утро ударили увидели упали лиловый лелеяли лаяли ловлей левый лейкой вялый влей халой рейка у роялей лавровый рыхлый любой белый герой порой лава правый лихой велели пырей вели вылили левели ловили.

УПРАЖНЕНИЕ б

Произнесение фраз и сочетаний слов с активизацией ротового выдоха приемом «согревание рук» и с носослушателем:

Элла полола в поле.

В Ялте в апреле было тепло.

У аллеи тополи и липы.

Лева и Оля лодыри.

Оля пела арию.

Юля юлила голой.

Алла лепила лебедей.

Лия вяло ела оливы.

Дятел долбил липу.

У Лёвы лейка.

У Вали вилла

Юрий Юрьев уехал в Юрьев.

Евы ольховые ветви

Оля у ольхи

В апрели капель

Леля в ателье

Аля у алей

ахала и охала

ах! и ох! — упала.

Юля у рояля.

Ульи укрепили.

Павел одевал Аллу и Полю

Влей воду в лейку!

Львы ловили льва.

Рев прибоя в Ялте.

Правь вплавь,

Вы ели оладьи?

Вью ивовые плети.

Каравай, каравай, кого-то выбирай!

У Лили была кукла. Ее звали Ляля. У Ляли были голубые локоны. Лиля кроила платье кукле. Лиля одевала Лялю в платье. Лиля любила Лялю. А это ее брат. Это Толя. Толя любил корабли и яхты. Корабли и яхты плавали в воде.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем:

ифи фи фи-фи-фи фы-фи-фьи эф еф эфэ ефе фэ фэ ф фэ фэ-фе-фье

аф яф афа яфя фа фа-фа-фа фа-фя-фья оф ёф офо ёфё фо сро-фо-фо фо-фё-фьё уф юф уфу юфю фу фу-фу-фу фу-фю-фью ыф — ыфы — фы фы-фы-

Офелия олифа Уфа Африка филей Федотья Федор фиалка фай Фока эфир фитиль фал Флора эфиопы феерия Фаля Флавий Фая Фрол эффекты Филипп халифы эльфы Фик Фок фигура Филя Фалалей фехтовали. Филарет фары Фадей факелы афера фефела фата орфоэпия алфавит фея фойе факиры фефер форель факты февраль фобия фаготы Феофил фото факторы флот фруктовый Федотов флюгер фыркай фиолетовый Федоров флигель фуфайка лифтовый фольклор фляга фатовый фетровый лифт флейта флейтовый офитовый фиговый арфа флотилия фитиль Фидель Дорофей фотографировали филировали филологи филология фильтровали.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Произнесение звука Ф в сочетаниях слов и фразах теми же приемами:

И я у Фали, и вы у Фали. И я в Уфе, и вы в Уфе. И я в фойе, и вы в фойе. И я фехтую, и вы фехтовали. И я фыркаю, и вы фыркали. И я в лифте, и вы в лифте. Филя фыркает; ф-ф-ф. Филя лает: аф-аф-аф. Фая отдыхает: уф-уф-уф. Воробьи вылетели: фью-фью-фью. Эф-эф-эф — вот эльф. Иф-иф — вот лифт. Эффект фобии. Фая в эфире. Фалалеева фуфайка фефеле впору.

Филя первый фотограф. Лов форели у рифа. У Фили были, Филю полюбили. У Федоры фарфоровые эльфы. Фото Африки: вот и Африка. Эфиопы в Африке. Филя и Фаля ели вафли вволю. Флавий в эфире. Филе форели. Федотов улетел в Уфу. В фойе ореховые обои. Фиолетовые и лиловые флаги. Федул губы дул. Федот Федотов в фуфайке. У Фай флейта. Удалой Федор любит флот. Фетровый берет у Филиппа, Фото Филиппа. Правило орфоэпии. В эфире Рафаэль. Правь орфоэпию. В феврале, в феврале дуют ветры во дворе. У Феди факел. Филя фыркает. Федул играл в футбол и забил в ворота гол. Фэд-Федя-фетр Фэд-фея фойе.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Произнесение звука Ф в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя:

Афины Феня Фима Фома филин фауна финал фамилия У Фени лиф, У Фай фен, У Фомы новая форма. Вот франт Фома. Епифан дедов носит все кафтан. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Фофан, фофан — в землю вкопан.

Звонкие согласные отличаются от глухих звуков меньшей силой. Акустически это выражается в ослаблении шумовых составляющих и увеличении гармонии форматной структуры звуков, особенно в интервокальном положении (иви, эвэ, ава, ывы, ово, уву). В интервокальном позиционном положении согласного наблюдается сонантизация: такие согласные при выделении их из слов воспринимаются как сонанты или даже как полугласные.

Работа над звуком В.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем: иви-иви-иви ви ви ви ви-вы-ви-вьи эвэ еве эвэ-эвэ вэ во вэ вэ вэ вэ-вс-вьс ава явя ава-ава ва вя ва ва ва ва-вя-вья ОБО ёвё ово-ово во вё во во во во-вё-вьё уву ювю уву-уву ву вю ву ву ву ву-вю-вью

ЫВЫ-ЫБЫ-ЫБЫ БЫ ВЫ ВЫ ВЫ

ивы авиа Вия овод ива Аврора ковыль Вава Айова ивовый авуары Лёва увуля иволга овал вывих Эва увели верфью «Ява» Вова любовью еловый дворовый Европа правый ловили Вика Ева увивали овод авар увиливали ловля «Авва» авария ювелир увитый ивовый Эльвира увод иволга айвовый аврал эврика уволили овивай Авдотья автор уверили овевай Аврора явил увела уверовали овеял Авдий явка уверяй увертюра овладевай авиа увар увидели Вия верфи Валерий в упор виола Виктория видео водевиль львы вилы вития волейбол двое вилла витый воля выливай вихрь Валерия воды видовой вихревой Вера вояка вываливай виварий Валя влиял вихлявый виват Вавила водоворот выбивай вихры вал выл вей Варвара облава альтовый вельвет водолив оверлок аировый великий вовеки два лавровый Виталий воробей выправляй верой вверх вправо впервые буйвол лавр влево вокал хлева хвала Ватерлоо вводи вливай Львовы хоровой ловля

И я у ивы, и вы у ивы. И я у айвы, и вы у айвы.

И я хвалю, и вы хвалили. И я увял, и вы увяли.

И я волевой, и вы волевой. И я лавировал, и вы лавировали.

И я выливаю, и вы выливали. И я вправо, и вы вправо.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Произнесение звука В во фразах и текстах теми же приемами:

Ива увяла. У Евы айва. Хвоя ели. Вавила ловко лавирует. Вова вел вола. Битва при Ватерлоо. Леву хвалили. Рвы рыли и вырыли. Влево у входа вылили воду. Повтори правила. Во вторник водевиль. Хвалю халву. Липовая аллея. Вверху хвоя вяла. Правда права. У Львовой Аллы брат Лева. Вяло валили кривые деревья. Оливковое дерево. Липовый отвар. Вид овала. У Вавилы вилы. Вот кавалерия Валерия. Викул Владу обул, да и Викула Влада обула. Ветер превратился в хвост и в гриву.

Во дворе вдовы Варвары

Два вора дрова воровали

Удивилася вдова,

Убрала в хлева дрова

Ловит волк, ловят и волка. Илья ловит перепелов. Ветер, ветер, ветер пыль по дороге вертит. Верба, верба, верба, верба отцвела. Водовоз вез воду из-под водопровода. Воду варить — вода и будет.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Произнесение звука В в словах и фразах с носовыми согласными без носослушателя:

явление винты вина в июне новелла в январе надрыв лавина война явный вольный наплыв диван ливень неволя вовремя ваниль мальва ленивый меховой уволенный Варварин веером обвинение в девятом

Видов увидел видеофильм. Волны налетели валом. Ваня и Виля на бульваре. Филат не бывает виноват. Ваня в ванне. Около ямы три хвои вялы, на хвою встану, хвою достану. Нивелировали, нивелировали, да не вьнивелировали. Интервьюер интервента интервьюировал. Где вода, там и верба; где верба, там и вода. Ври, да не завирайся. Он сух из воды выйдет. Из села Помелова, из деревни Вениковой. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Сова о сове, а всяк о себе. У всякого Филатки свои ухватки. Великан видит великана.

Работа над звуком Т.

При произнесении звука Т имеется напряжение спинки языка, передняя часть ее образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Ротовой выдох должен быть чрезвычайно легким («продышать»). Мягкое небо высоко поднято.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Многократное произнесение звукосочетаний, слов и предложений приемами «согревание рук», «пульсирование звука» и с носослушателем:

ит ити ти ти ти ти-тьи тит вид ватт

-ет ете те те те тэ-те-тье тет вылит лот

ат ата та та та та»тя=тья тат уют альт

от ото то то то то-тё-тье тот лед хват

ут угу ту ту ту ту-тю-тью тут ять аут

ыт ыты ты ты ты ты-ти-тьи тыт лапоть это

лаять эти этот Италия вольт атлет вопит водить плеть паять топтать эрудит лафет отвод видеть отворот якут врыть Оттава отара отойти оттаять утята утеха утиль Тит тир литьё платье Тибет титул фитиль тихоход тетя тепло тетрадь тёртый плетей прытью третий третей ратью три Тата тара топливо лапоть Аэлита талия талер тариф табор торба Толя толь тут тюль тот те туф трава трал пятью ртутью трель третий потертый тролль пятак трофей отряд утро братья верьте летайте лить теряли хотели таяли ответили Литва Латвия Фотий

И я тут, и вы тут. И я у тети, и вы у тети..И я атлет, и вы атлет. И я у Таи, и вы у Таи. И я летел, и вы летите. И я таю, и вы таете.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Произнесение звука Т во фразах и текстах теми же приемами:

Те-те-те — лютики в букете. У Таты утята. У тети телята. У Тита тулуп. Дети плавали у плота. Витя в лифте. Теплые платье и пальто. Толя лепит утят и телят. Тата, дай тетрадь Виталию. Теплота топит лед. У Таты только эти туфли. Теплый утюг. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьёт. Пять опят, пять утят. У дитя питье и лото. Дети в фотоателье. Плывут плоты — плиты елей. Витя летит в Апатиты. Улита едет, когда-то будет."Летят хлопья. Хвалят тебя твои дела. Топай от той тети к этой. Потек под ток воды поток. Трух-трух, трух-трух, ходит по двору петух. Эти туфли дали тете. Тихо веет теплый ветер. Тетерев у дерева. Тут отряд Туполева. Котёл кипит.

Толя Титов переплетает тетради. Дети идут по трапу. Летела птаха крылата. Эй, подходите, платья купите. Торт тает во рту.

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Противопоставление звука Т по признаку твердости — мягкости:

ит-ить ат-ять пат-пять аут-ртуть труд-ртуть дат-дать ыт-ыть ут-уть эт-эть атлет-плеть хват-хвать обут-обуть болот-полоть плед-плеть быт-быть шут-жуть ты-ти-тьи партер-потеха-портье охота-братья ты-Тит-Тибет-третьи Тэд-потеха-третье тыл-Тибет-третьи шюты-плати-платья та-тя-тья охота-хотя-литья то-тё-тьс тот-тётя-бытие ту-тю-тью тут-тюль-ртутью титул-тюль-ртутью эта-Витя-битья тот-тёртый-литье Охта-хотя-питья титул-прытью

УПРАЖНЕНИЕ 10..

Произнесение звука Т в словах без носослушателя:

Артем Тимофей Тимур Игнат Татьяна Тина Тихвин туннель тундра татарин телефон тренер летний тайм томат тина.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Противопоставление звуков Д и Т: Дина-Тина дом-том дуб-туп раздор-простор дай-Алтай дело-тело вредит-летит плоды-плоты придет-плетет. Видели Федю и Петю. Будто тяп, ляп, да и корабль. Тула в лапти одела.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Проговаривание фраз с фокусированием звука на губах. Друг уехал далеко. Эту сказку ты прочтешь тихо-тихо. Кто-то с зонтом хотел войти в дом. Против школы новый дом. Доброе утро я всем говорю. Кура есть и есть петух. Муха есть, а где же Мух?

Клюнул пестрый петух гладкий боб, гладкий боб. Боб подпрыгнул, и ему—прямо в лоб, прямо в лоб. Рассердился петух — ко-ко-ко, ко-ко-ко, И обидчика зарыл глубоко, глубоко...

Отработка мягкой атаки звука проводится после произнесения гласных с твердой атакой (для контраста), при которой голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются подкладочному давлению: Алла, Элла, агат, авиа, алый, алеут, аптека, апрель.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Произнесение слов с мягким, менее плотным смыканием и со свободным колебанием голосовых складок, т.е. с мягкой инициацией голоса и фокусированное™» звука на губах: улей улей улей;

ухо ухо ухо; утро утро утро; удаль удаль удаль; уют уют уют;

Ия Ия Ия; Ира Ира Ира; ива ива ива; или или или; олово олово олово; овод овод овод; опыт опыт опыт; опера опера опера.

Звук получается несколько удлиненным, богатым обертонами. При этом мягкое небо надо держать выше и энергичнее отодвигать его к задней стенке глотки.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Закрепление мягкой атаки голоса во фразах, слова которых имеют гласные в абсолютном начале:

У Улея Юлия дует в свистулю и пулею пчелы летят.

«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила».

Убирай один кулак. Умный удод метлою удил; удочкой улицу мел крокодил. Утка усатая мышку поймала. Ужонок и ежонок у ежевики. Около ямы три хвои вялы. Охотник готов к охоте. Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели. И швец, и жнец, и на дуде игрец. «Эх»,— ахнуло эхо. Это было так. Эна-бэна два полена. Отец в авиации. Одно дело делай, а другое ведай.У вашего Тита и пито, и бито, Огонь — беда и вода — беда, а пуще беды — и без огня, и без воды. Это утро, радость эта....Из-за ивы смотрит заяц.

Расширение диапазона голоса осуществляют в двух направлениях: понижении и повышении. В предыдущих заданиях добивались устойчивости, мягкости и чистоты голоса, речь звучала преимущественно б среднем регистре. В данном упражнении добавляют задание на развитие гибкости и модуляции голоса, выразительности голоса в целом, а также на отработку свободных «низов» и легких «верхов» звучания, не допуская травмирующих голос перенапряжений. Умение говорить низким голосом требует хорошего верхнего регистра и наоборот.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Понижение и повышение голоса. Сначала звучит низкий тон: вввулл вввулл вввулл, для контроля одну руку держат на грудине и ощущают вибрацию ладонью, пальцами другой — интенсивность ротового выдоха. Затем надо перенести звучание «наверх»: вввилл вввилл вввилл, наконец, следует объединить оба звучание в среднее: вввэлл вввэлл вввэлл, вввалл вввалл вввалл.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Понижение и повышение голоса с использованием и других согласных (Д, Ж, 3, Р) в сочетаниях со звуками Я и И, с постепенным увеличением их количества на одном выдохе, а также с включением смычных согласных Б, Д, Г, стимулирующих мягкое небо и голосовые складки: львы львы львы, выл выл выл, вилы вилы вилы, впервые впервые впервые, двое двое двое, айва айва айва, водоливы водоливы водоливы, водевиль водевиль водевиль, ивовый ивовый ивовый, овевай овевай овевай, выливай выливай выливай, айвовый айвовый айвовый, виварий виварий виварий, веет айвой веет айвой веет айвой, Вавила лавирует, на вилле водевиль, обули обули обули, обои обои обои, баулы баулы баулы, буй буй буй, боа боа боа, булава булава булава, более более более, бобыль бобыль бобыль, баобабы баобабы баобабы, барабуля барабуля барабуля, у Беллы у Беллы у Беллы, воробьи воробьи воробьи, бравый бравый бравый, любой любой любой, у Эльбы у Эльбы у Эльбы, бобовое блюдо, добыл бобыль бобов, Люба любит бобы, Белла объявляет, иду иду иду, иди иди иди, идеалы идеалы идеалы, яды яды яды, удавы удавы удавы, удалой удалой удалой, ладьей ладьей ладьей, дуэль дуэль дуэль, отдай ладью, в бадье вода, пробудили идеи, у дупла дятел, иглы иглы иглы, угодили угодили угодили, углы углы углы, иволгой иволгой иволгой, голы голы голы, прыгай прыгай прыгай, другой другой другой, испугай испугай испугай, дорогой дорогой дорогой, галка бегает по гальке, угодил гирей по фляге, у дороги коряга, бульдог убегает по дороге.

Во время произнесения приведенных выше сочетаний слов следует устойчиво выдерживать высокую тональность, затем низкую и далее среднюю; внимательно слушать себя и соблюдать умеренный, спокойный темп речи.

АКТИВИЗАЦИЯ МЯГКОГО НЕБА И ГЛОТОЧНЫХ МЫШЦ

Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения;

1) Имитация ощущения при глотании «надутого шара»,«показать горло врачу»;

2) выдох горячей струи;

3) произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы;

4) позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А,О, У, Ы;

5) полоскание горла с запрокинутой головой;

6) произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом);

7) вдох с позевыванием через рот — выдох через рот (мягкое небо напряжено);

8) напевание мелодий в высоком регистре;

9) вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом — выдох частый, толчкообразный (при напряженном небе); глотание воды, слюны мелкими порциями (осознавать и запоминать ощущения);

10) имитация рвотного движения путем надавливания на область диафрагмы с легким покашливанием;

11) произнесение единым импульсом сочетаний «ммь ммь ммь», стимулирующее мышцы задней и боковых стенок глотки;

12) «втягивание» воздуха через сближенные губы с напряжением небно-глоточного отдела и мышц живота.

Указанные упражнения, кроме 5, 9, 10, 11, 12, следует обязательно контролировать

Перед зеркалом и при помощи кинестетического ощущения напряженности как мягкого неба, так и задней стенки глотки (при этом кончик языка следует удерживать у нижних резцов).

Установлено, что наибольшее напряжение мышц мягкого неба при глотании слюны всегда больше, чем при произношении звуков алфавита.

Так, проф., ИС. Рубинов отмечает, что при подготовке к глотанию мягкое небо начинает подниматься, а к моменту прохождения пищевого комка через глоточное пространство оно находится в горизонтальном положении. Используют прием глотания только для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение «напрячь, поднять мягкое небо» и после многократной тренировки на первых занятиях сознательно начинали управлять движением мягкого неба, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороной кисти ребенок упражняется в произнесении изолированных гласных и их сочетаний сначала на твердой, а затем на мягкой подаче голоса (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ; ЭЭ, ЭА, 30, АЭ, АА, АО), постепенно увеличивая их число. Для правильного выполнения задания артикуляторам задается определенная позиция: углы рта разведены в стороны, нижняя челюсть с плоско лежащим языком несколько продвинута вперед. Такое положение артикуляторов способствует более открытому произношению гласных звуков, в том числе и фонем заднего ряда О, У.

Кроме указанных активных упражнений небно-глоточных мышц, систематически проводят массаж мягкого неба. Для этого большим пальцем ведущей руки производят поглаживание поверхностное (30 с), поглаживание прерывистое и энергичное (30 с), при этом палец двигается рывками и ритмично по направлению к задней стенке глотки; затем спиралевидное растирание (1 мин), далее интенсивные растирания и разминания в медленном темпе. Все эти движения проводят назад по линии послеоперационного шва до задней стенки глотки. При этом, как только палец коснется мягкого неба, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта, и рвотный рефлекс угасает. Массаж надо производить несколько раз в день (от 5 до 8 раз) по 2 мин в течение 6—8 мес. Дополнительно при выполнении массажа продолжительно произносят звуки Э А О. Массаж рекомендуется проводить на групповых занятиях и вне их — самостоятельно в домашних условиях. Из физиотерапевтических процедур применяют электростимуляцию мягкого неба (10—15 процедур), реже — электромассаж. Активизируя мягкое небо, дети создают условия для развития интенсивного ротового выдоха и речевого дыхания.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Формированию правильного дыхания в системе занятий уделяют значительное время. Детям объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру и что предлагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность брюшных и грудных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.

Сначала целесообразнее отрабатывать диафрагмальное дыхание, которое является наиболее глубоким, сильным, управляемым в момент длительного выдыхания воздуха через рот и замедляет частоту дыхания. Последнее, в свою очередь, снижает скорость выдыхаемого воздуха, тем самым опосредованно снижает утечку выдоха через нос, способствует расслаблению и распластыванию спинки языка. Постановка и отработка диафрагмального дыхания проводятся сначала в горизонтальном положении или в положении полусидя, а потом — стоя. При вдохе верхняя стенка живота и нижние отделы грудной клетки слегка приподнимаются, а при свисте на выдохе плавно втягиваются. Затем выдерживается пауза, в результате которой обучающийся отдыхает и расслабляет небные и глоточные мышцы. Через некоторое время упражнение повто­ряют. Движение стенки живота и нижнего отдела грудной клетки легко контролируют областью лучевого сгибателя кисти руки, чтобы плечи не поднимались. Таким же образом отрабатывают не только длительное, но и толчкообразное дыхание (последнее помогает ярче ощутить движение диафрагмы и стенки живота). Известно, что диафрагма, гортань и все резонаторы снабжены единой системой управления, что позволяет стимулировать различные органы речевого аппарата гимнастикой.

Во время дыхательного упражнения мягкое небо удерживают в поднятом состоянии. Дети обучаются рациональному способу расходования воздушной струи за счет поддержания равномерной активности экспираторных мышц (равномерного давления на диафрагму). Поэтому при переходе от игрового материала к речевому к числу первых мероприятий относятся ослабление потока воздуха из легких и отработка спокойного, легкого и направленного ротового выдоха на фоне сознательно вызванного позевка и ощущения опоры на нижние отделы грудины. Такая координация движений усваивается постепенно, требует многократного повторения и закрепления. Речь — это озвученный выдох. Здесь детям уместно образно представить органы дыхания и фонации, как перевернутое дерево, где листва — это легкие, а ствол — трахея, обыграть ударение в слове орган и узнать об участии бронхотрахеальной области в резонировании. Для поддержания необходимых аэродинамических условий создают дозированную каскадность направленного выдоха через рот при нижнереберном типе дыхания. Тренировкой повышают активность и тонус диафрагмы и координированность фонации и артикуляции (плотное закрытие пространства позади неба, что исключает утечку звуковой энергии в носовые полости). При этом гласные произносят полновесно и энергично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.134 с.)