Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения в первой половине 20-х гг.

Поиск

Цель лекции: Раскрыть внешнеполитическую деятельность европейских государств, России и США в первой половине 20-х годов XX века.

Вопросы лекции:

1. «Принцип самоопределения наций».

2. 14 пунктов Вудро Вильсона

3. Создание Лиги наций

Содержание лекции:

После 1МВ была установлена Версальско-Вашингтонская система МО - новый вариант баланса сил.

Изменения баланса сил в Европе после 1МВ:

1. Германия потерпела поражение. До 1МВ она была одним из ведущих государств, претендовала на гегемонию, теперь - нет.

2. Распалась Австро-Венгрия, «тюрьма народов» и на её месте появился ряд независимых государств: Венгрия, Чехословакия, Югославия (до 29 года она называлась королевством СХС), Польша.

3. На лидирующие позиции в Западной Европе вышли Англия и Франция.

4. Постепенное вовлечение США в европейские дела, претендовали на лидирующее положение, мировой кредитор.

5. Появление Советской России, принципиально нового политического режима.

Исходя из этих реалий в Европе должен был быть построен новый баланс сил.

Сумели ли они это сделать?

Версаль заложил основы для 2МВ. Победители, несмотря на политические реалии, не стремились создать истинно демократические отношения с побеждёнными. «Мы сильнее - учитываются наши интересы». Все трудности послевоенного устройства легли не побеждённые народы.

Был подписан устав Лиги Наций: цель Лиги Наций - установить отношения между государствами на основе отказа от войн, но это не было реализовано, в договоре с побеждёнными это не было отмечено. Советская Россия оказалась вне мирового сообщества. Для Антанты Россия была предателем, заключившим сепаратный мир с врагом. Но с другой стороны Россия была и сама виновата. Октябрьская революция 17 года не была проведена в соответствии с марксистской традицией - Россия не была индустриально развитой страной, где большинство населения - рабочий класс. В России к революции рабочего класса - 3 000 000 (2% населения, меньше чем дворян). Ленин ввёл теорию: «Революция в индустриально развитой стране будет подавлена из-за широких возможностей буржуазных правительств. В странах слабо развитых индустриально - революция возможна, но построить социализм нельзя, поэтому сразу после революции в России надо провести мировую революцию. Потом развитые страны помогут России построить социализм». Сразу после прихода к власти большевиков в России был создан инструмент для проведения мировой революции (19 г.) - КОМИНТЕРН, его идея (по Ленину) - единая международная компартия с центром в Москве и филиалами во всех странах Европы. 21условие приёма в К, например, - полное подчинение центру в Москве. Каждому филиалу ставится задача прийти в своей стране к власти.

Гражданская война была почти выиграна советской армией. Ленин решает, что надо попытаться силой установить коммунистические режимы в Европе (по аналогии наполеоновских войн). Поход Красной Армии в Европу - Польский поход Тухачевского. Красная Армия должна была взять Варшаву, Берлин, а потом и Париж. У самых стен Варшавы французы пришли на помощь полякам. Красная Армия была разбита - «чудо на Висле». Рижский мир с Польшей.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО ЭТОГО РОССИЯ НЕ БЫЛА ВКЛЮЧЕНА В ЛН.

Версальский мир грубейшим образом решил территориальные вопросы =» многочисленные конфликты в будущем: у Германии были отторгнуты территории с германским населением.

Были острейшие противоречия между победителями: что делать с Германией. Позиции Франции и Англии + США расходились. Франция стремилась свести на нет влияние Германии на европейские дела. Франция стремилась не допустить Германию в Лигу Наций. Франция стремилась с помощью репараций ослабить Германию. Франция стремилась ослабить Германию территориальными отторжениями =» прибрала к рукам Эльзас и Лотарингию, претендовала на Рейнскую область. Англия (США поддерживали Англию) - «Меморандум Ллойд-Джорджа из Фонтенбло» (1919). Там суть английской (американской) позиции: в отношении Германии нужна снисходительная позиция; нельзя ставить Германию на колени, так как от силы Германии зависит будущее спокойствие Европы; Германия может быть противовесом Советской России. Сильная Германия нужна была Англии в качестве противовеса Франции в континентальной Европе.

Версальская система обеспечивала Франции лидерство в Европе. Но Рейнская область не была присоединена к Франции - РО была демилитаризована, если туда введут германские войска - Франция имеет право на оккупацию РО. Сначала французы хотели 226 млрд.золотых марок, потом сумму уменьшили до 132 млрд.

В конечном счёте к 32 году Германия заплатила лишь 12 млрд. (после 32 года перестала платить). В виде экономической помощи Германия получила от Англии и США 32 млрд. золотых марок.

Франция настаивала на полном разоружении Германии. По Версальскому Миру Германия могла иметь армию 100 тыс. чел. Германии запрещено было иметь танки, тяжёлую артиллерию, субмарины, военные корабли, генштаб, военные училища, вести военную подготовку где бы то ни было. Германия не была допущена в ЛН. Германия была исключена из Олимпийского движения (20, 24 - Германия не участвовала в Олимпийских играх).

Французы радовались только 5 лет...

Слабый пункт Версальской системы - 2 великие державы не были включены в систему МО (Россия и Германия) =» сближение Р и Г. 1922 - заключён Раппальский договор между Г и Сов Росс.

В общем и целом - французы по Версальскому договору лидировали, Г была разоружена. Веймарская республика, Г была унижена.

Подписанию договора в Раппало предшествовали следующие обстоятельства. Россия стремилась войти в систему МО, но, как правило, это вызывало резкое возражение. По настоянию Сов Росс в Генуе была созвана международная экономическая конференция. Главный вопрос - царские долги. Кстати, это были огромные деньги. Европейские гос-ва хотели включить СР при условии выплаты долга. Немцы боялись, что СР, урегулировав проблемы с Антантой, потребует свою долю репараций.

СР предложила Германии после фиаско в Генуе подписать договор об установлении дипломатических и экономических отношений. На западе этот договор называется «договор в пижамах». Чичерин - тогдашний министр ин. дел. Очень скоро 30% внешней торговли СР - на долю Г. СР получает возможность использовать немецкие технологии. Г даже предоставляла СР небольшие кредиты. Главная германская выгода от взаимодействия с СР - у нас Г разместила свои военные училища, военные заводы. В немецких военных училищах на территории СССР обучались и наши офицеры.

1925 - важнейший этап в развитии Версальской системы. Локкарнская конференция: Англ, Фр, Ит, Бельг, Чехосл, Польша, Германия. США официально не участвовали, но незримо опекали отдельных участников. Ан и США были заинтересованы в созыве конференции, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, подмять Францию. В 23 появился документ: Остин Чемберлен (министр иностранных дел Англии) его автор, этот документ предполагал новое отношение к германии с учётом СССР: когда-нибудь СССР нарушит европейское равновесие, атакует Европу и поэтому необходимо вовлечь Г в качестве противовеса в активную жизнь в Европе, дать ей свободу действий, ввести в постоянные члены ЛН и снять ограничения в военной сфере.

После выхода этого документа Англия начинает поддерживать Герм в споре с Фр.

1923 - Рурский кризис. (Главные получатели репараций - Фр и Бельгия.) Г саботирует выплату репараций из года в год. 23 - Фр и Бельгия оккупируют Рур (территория Г) и не хотят уходить до тех пор, пока им не заплатят. Англия подсказал германии проводить политику пассивного сопротивления и Руре и тогда Франция сама будет кормить свою армию =» французы ушли из Рура.

Локарнская конференция. Главная задача - закрепить ВС, но с учётом другого баланса сил - путём включения Германии в качестве полноправного члена мирового сообщества. Франция не смогла этому помешать. Основным результатом ЛК стал РЕЙНСКИЙ ГАРАНТИЙНЫЙ ПАКТ. Гарантами ВС стали Англия и, в меньшей степени, Италия (!). В случае агрессии Г против Фр или Фр против Г - Ан (США) и Ит введут свои войска. Французы попытались настаивать, чтобы англичане предоставили такие же гарантии Чехословакии и Польше. Таких гарантий не дали. Германия отказалась гарантировать границы Польши и Чехословакии (те взяли куски её территории), но согласилась решать эти проблемы мирным путём.

ЛК =» французские позиции в Европе резко ослабели. Сама по себе Фр не могла единолично принимать решения в Европе.

Германии так и не разрешили иметь тяжёлое вооружение.

Отношение СССР к решениям Локарно. Г стала членом ЛН и теперь могла участвовать в агрессии против СССР. Началась активизация советской внешней политики =» Чичерин добивается подписания договора о нейтралитете между СССР и Германией. В целом, начинается острый кризис в отношениях между Зап Евр и СССР. В СССР специально преувеличивался фактор «мы одни, вокруг враги» =» установление тоталитарной системы в СССР.

Таким образом Локарно очень много давало немцам, благодаря жёсткой позиции англичан. В Англии были уверены, что Г будет ей навеки благодарна. Думали, что Г будет проводить проанглийскую политику. Это была серьёзная психологическая ошибка англичан. Они не понимали менталитета немцев, правящих кругов Германии: Германии обломали рога в 1МВ и это навсегда вошло в психологию немцев - Г проиграла 1МВ, когда ни один вражеский солдат (почти) не вступил на территорию Германии (русские, правда, вступили на территорию, но их быстро выбили). Многие немцы были уверены, что если бы не Фолькштоц* («удар в спину»), не революция - была бы победа. Немцы считали, что победу украли, дух нации не был сломлен. Англичане ошибались, думая, что Г будет благодарна. Г не захотела быть континентальной шпагой Англии.

Активизация международной политике Германии вплоть до прихода Гитлера к власти.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какова политика европейских государств по отношению вновь образовавшихся государств.

2) Каким образом пытались объединить раздробленную Европу.

3) Политики ведущих государств при создании Лиги наций.

Рекомендуемая литература:

  1. Илюхина Р.М. Лига Наций, 1919-1934.- М.,1982
  2. История дипломатии. Под. ред.Зорина В.А., Семенова В.С., Сказкина С.Д., Хвостова В.М. В 5-ти тт. М,, 1959-1979 гг.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.012 с.)