Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боярская дума как орган государственной власти

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Изучение состояния российской государственности и права в XVII веке именно в период расцвета сословно-представительной монархии в России представляет несомненный научный интерес в историко-правовом аспекте. Прежде всего, следует указать на то, что Московское государство вошло в начале XVII столетия в полосу жесткого кризиса государственного управления, который вылился в страшную смуту. Россия некоторое время находилась на опасной грани потери своей государственности и национальной самостоятельности, что явно грозило служилому дворянству и части патриотически настроенной боярской элиты неизбежной гибелью. В России практически начиналась гражданская война, покончить с которой впоследствии оказалось достаточно нелегко.

Самозванцами и их сторонниками проводилась открытая политика подчинения России католической Польше, а в дальнейшем ликвидации Русского государства. Предполагалось, что русский престол займет сын польского короля Сигизмунда королевич Владислав. Было оговорено даже устройство государства, в котором вводилось следующее разделение властей: Боярская дума становилась правительством, Земскому собору передавалась законодательная власть, царь являлся ограниченным монархом. Таким образом, предполагалось повести Русское государство по европейскому пути развития.

Однако такая прозападная политика встретила резкое противодействие со стороны русских православных государственников. В 1612 году Нижегородское народное ополчение во главе с князем Димитрием Михайловичем Пожарским и нижегородским земским старостой Козьмой Мининым изгнало польских интервентов из пределов Русской земли. Опыт минувшей смуты показал, что только твердая самодержавная власть монарха с сильным государственным аппаратом может обеспечить в России устойчивую стабильную и спокойную жизнь.

Служилое дворянство, значительная часть православного духовенства и купечество объединили свои усилия для того, чтобы преодолеть негативные последствия смуты и возродить российскую государственность. Это завершилось в 1613 году становлением в России новой царствующей династии – Дома Романовых. Наблюдательный Адам Олеарий, немецкий ученый-энциклопедист, посетивший Россию в XVII веке, писал: «Что касается русского государственного строя, то это, как определяют политики, «monarchia dominica et despotica». Государь, каковым является великий князь или царь, получивший по наследству корону, один управляет всей страной».[1] Наступило время утверждения идей национального государства. Не случайно, в XVII веке в законодательной практике особое значение приобретает именной царский указ, данный без обсуждения боярской думы.

Следующим важным этапом в стабилизации политического и экономического положения в стране явилось в период царствования Алексея Михайловича создание крепкого административно-бюрократического аппарата, что отразилось на расцвете приказной системы в середине XVII века. Дворянская служилая элита хорошо осознавала, что укрепление сословно-представительской монархии и, следовательно, решение важнейших вопросов государственного управления находятся в самой тесной зависимости от состояния законодательства. Поэтому были приняты надлежащие меры для скорейшего оформления новой правовой системы, в 1649 году появилось Соборное Уложение, и «во второй половине XVII века Россия продвинулась по пути правового государства».[2]

Современные исследователи российской государственности отмечают, что после 1613 года в России «происходил процесс централизации власти».[3] В 1654 году в результате активной внешней политики правительства происходит воссоединение Украины с Россией, которое вскоре вызвало войну с Польшей и Швецией. К России отошли Смоленск и Левобережная Украина. В процессе интенсивного освоения сибирских земель в состав Русского государства вошли многие племена скотоводов и охотников, которые стали платить русскому царю дань или ясак. Местная знать была освобождена от различных налогов, получила ряд привилегий и составила особую группу служилых юртовских татар. В Сибири возникли города – Якутск, Вилюйск, Иркутск. Из сибирских пределов стало поступать большое количество ценной пушнины, которая надолго стала важнейшей статьей российского экспорта в Европу. Русские казаки закрепились на берегах реки Амура, и заключением Нерчинского мирного договора в 1689 году границы Русского государства расширились до самого Китая.

В середине XVII века сложилась специализация отдельных территорий на производстве для всей страны и для вывоза за рубеж определенных товаров. На северо-востоке и к западу от Москвы выращивали лен и коноплю, на черноземных и нечерноземных землях колосились хлебные нивы, с Севера и из Сибири везли ценную пушнину, за Волгой процветало скотоводство. Появились крупные торговые ярмарки общегосударственного значения, например, Макарьевская на Волге, где в торговых операциях принимали участие прибалтийские, кавказские, украинские, греческие и персидские купцы. Возникают мануфактуры или промыслы, на которых изготавливались самые различные товары для внутреннего и внешнего рынка, например, канаты или смола. Все вышеуказанное оказывало существенное влияние на экономическую жизнь российского государства и всемерно способствовало интенсивному развитию отечественной промышленности. В середине XVII века закономерно сложился обширный всероссийский рынок.

Вместе с тем именно в процессе ликвидации последствий смуты в стране возросла социальная напряженность и резко обострились общественные противоречия, которые неоднократно выливались в народные волнения и мятежи, например, печально знаменитые Соляный бунт в 1648 году и Медный бунт в 1662 году в Москве. Эти и другие восстания стали своеобразной прелюдией к стихийному кровавому мятежу, развязанному донским казаком Степаном Разиным и охватившему в 1668-1671 годах значительную территорию страны.

Общая напряженность все более усиливалась также в связи с церковной реформой, которую во второй половине XVII века начал проводить патриарх Никон. Однако значительная часть населения решила, что в результате проводимой реформы страна отходит от церковной старины, и, следовательно, от этого происходят все беды. Официальная церковь объявила противников реформы раскольниками. Последние образовали собственную церковь со старыми книгами и старыми обрядами и стали уходить в глухие лесные места за Волгу, за Урал, в Сибирь. В то же самое время глава Русской Православной церкви патриарх Никон открыто стал претендовать на церковную власть, равную царской, для того, чтобы создать из Московского государства христианский центр мира равный старому Константинополю. Патриарх активно вмешивался в дела государственного управления, во внешнюю политику Русского государства, в частности в польско-шведские дела. Из-за чрезмерного властолюбия на церковном соборе 1667 года патриарх Никон был осужден, низложен и сослан в монастырь. Старообрядчество было решительно осуждено. Для государства этот великий духовный раскол общества на два лагеря повлиял на огосударствление православной религии и на жестокое государственное преследование сторонников старого церковного обряда.

В период царствования Федора Алексеевича был произведен целый ряд государственных реформ, положительно сказавшихся на дальнейшем укреплении России. Была значительно активизирована деятельность Боярской думы, и, как отмечает один из историков, «собственно, с этих пор мы можем считать, что в России появилось правительство».[4] Были осуществлены реформы в судебной и налоговой сферах, в организации местного управления, где согласно царским указам вся власть сосредотачивалась в руках воевод. Царской волей 1682 году было отменено местничество, мешавшее выдвижению служилых людей не по знатности рода, а по реальным заслугам перед государством.

Изучение особенностей российской государственности и права в свете Соборного Уложения 1649 года является основной целью данной работы, в которой обращается должное внимание на деятельность Земских Соборов, боярской думы, органов центрального и местного управления в России XVII века.

 

 

РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ КАК СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

На смену традиционным в Древней Руси феодальным съездам еще в конце XVI века пришли Земские соборы. Их значение в государственной, экономической и правовой сферах в качестве жизненно важных сословно-представительных органов, по мнению историков права, было колоссальным.[5] О деятельности Земских соборов известно из вынесенных ими постановлений или приговорных списков, которые дают полное понятие о сословном делении русского общества в данный исторический период. В январе 1613 года был созван по инициативе вождей народного ополчения Земский собор с выборными представителями от 39 уездов России для избрания нового царя. Представительное и соборное, то есть всенародное, обсуждение ближайшего будущего России привело к необходимому компромиссу между боярством, православным духовенством, казаками и земщиной, то есть поместным дворянством и купечеством, а также черносошным или свободным крестьянством. Следует отметить, что Земский собор 1613 года был единственным с участием представителей крестьянства. Крепостные крестьяне и инородцы, то есть нерусские народы, входившие в состав Русского государства, не были приглашены. На этом соборе предлагались различные кандидаты на русский престол. Боярство предлагало пригласить польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Но большинство участников Земского собора категорически отвергли европейских кандидатов, указывая, что отечественный престол может занять только русский человек из старинного боярского рода. Земский собор в составе почти 700 участников избрал царем молодого 16-летнего боярина Михаила Федоровича Романова, который не был Рюриковичем, но его двоюродная бабка Анастасия Никитична Романова была первой женой Ивана Грозного, так что отец нового царя являлся двоюродным братом последнему царю прежней династии Федору Ивановичу. Ранее, в правление Ивана IV Грозного и время смуты, бояре Романовы проявили себя как выразители государственных интересов, поэтому выбор представителей Земского собора не был случаен. Избрание царя стало началом новой царской династии Дома Романовых, которая правила Россией до 1917 года, то есть чуть более 300 лет.

Таким образом, всенародное избрание царя создавало условия для окончания государственной разрухи, и вскоре началось восстановление и укрепление всей государственной системы под самодержавной властью государя всея Руси. Российскому государству удалось отстоять свою независимость, но очень тяжелой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла пришли в совершенный упадок. Для преодоления последствий смуты постепенно во все уезды страны были направлены воеводы, которые ранее назначались только в пограничные области, то есть был значительно усилен местный административный аппарат. В 1619 году правительство приступило к общей переписи населения и земельных владений, чтобы определить размеры налогообложения.

Чтобы установить прочный и результативный контакт с детьми боярскими, дворянством и влиятельным купечеством на местах, правительство после 1613 года стало периодически созывать Земские соборы, которые выступали в качестве сословно-представительных органов. Земский собор состоял из трех структурных частей: Боярской думы (бояр, окольничьих и думных дьяков), Освященного собора высшего православного духовенства (патриарха, митрополитов, архиепископов и епископов, настоятелей крупных монастырей и монахов-старцев, наиболее почитаемых при царском дворе) и земщины, в которую входили представители поместного дворянства и влиятельного купечества. Каждая группа участников Земского собора подавала свои мнения по тем или иным вопросам государственной важности. С 1613 по 1637 год на Земских соборах рассматривали в основном внешнеполитические дела и решали вопросы изыскания денег для пополнения государственной казны. Тем более, что России пришлось продолжать до перемирия 1634 года военные действия с Польшей, а впоследствии со Швецией и Турцией. Весьма многолюдным был Земский собор 1642 года, на котором решался такой важный политический вопрос, как оказание помощи донским казакам, захватившим Азовскую крепость, принадлежащую Турции. Важным был и собор в июле 1648 года. Ему предшествовало резкое обострение социальной напряженности в стране, вызванное усилением крепостного труда крестьян и тяжелым гнетом поволжских народов, вошедших в состав Российского государства. Была введена новая пошлина на соль, в результате чего она стала практически недоступна большинству населения страны. В итоге начались крестьянские волнения, а в самой Москве летом 1648 года вспыхнуло городское восстание, известное как Соляной бунт. На Земском соборе этого года дворяне подали царю челобитные о том, что крепостные крестьяне массово бегут от господ и надо вести их организованный активный розыск, представители посадов жаловались на то, что в городах наряду с другими существуют так называемые белые слободы, которые не платят налогов в казну, поэтому бремя налогов слишком велико.

Для решения наиболее важных вопросов внутренней политики в 1648 году был созван Земский собор, который 29 января 1649 года принял особый свод законов самодержавной монархии, в котором были учтены все пожелания дворян и посадских верхов. Это знаменитое Соборное уложение, которому далее будет уделено особое внимание. Земские соборы 1650 годов были посвящены решению злободневных вопросов по Новгороду и Пскову, по войне с Польшей и урегулированию отношений со Швецией, по воссоединению Украины с Россией. В 1662 году в Москве разразилось городской восстание, известное как Медный бунт и вызванное массовым выпуском медных монет, официально приравненных правительством к серебру. В 1667 году вспыхнул мятеж донского казачества во главе со Степаном Разиным, к которому примкнули крепостные крестьяне и городские низы в городах нижней и средней Волги. Только в 1671 году в результате большого напряжения сил царю Алексею Михайловичу удалось подавить это восстание, превратившееся в кровопролитную войну.

Право созыва Земского собора принадлежало царю или Боярской думе. В уездах избирали от дворянства и купечества представителей на собор. Заседание Земского собора в московском кремле начиналось речью, которую произносил царь или от царского имени зачитывал думный дьяк, после чего члены собора от сословий в письменном виде готовили свои мнения по вопросам, поставленным на соборе. Продолжительность проведения Земских соборов была от нескольких дней и месяцев до двух и более лет, как, например, собор 1615-1619 годов. Решения Земских соборов оформлялись в соборный акт, который скреплялся печатями царя и патриарха, после чего следовало целование креста, то есть присяга чинов. Не следует идеализировать Земские соборы, представляя их неким единением царя со всем русским народом, тем не менее, дворянство и купеческая верхушка получили реальную возможность обращаться к царю со своими требованиями.

Постепенно к концу XVII века прекращается созыв Земских соборов. Московскому царю к этому времени принадлежали все функции государственной власти, такие как право управления, законодательства и суда, а также верховная военная власть. Московские государи отныне титуловались царями с перечислением всех земель, которые входили в Московское государство. Они превратились в самодержавных монархов крупного централизованного государства. Боярство, может быть, и хотело бы ограничить царскую власть, но цари с Михаила Федоровича Романова крепко опирались на служилое дворянство и купечество, которым была выгодна сильная царская власть. Преемство царского престола с Михаила Федоровича стало окончательно совершаться на принципах первородства и единонаследия. Вместе с тем именно избрание Земским собором, то есть всей Русской землей, царем Михаила Федоровича, а затем в 1645 году утверждение на царском престоле Алексея Михайловича было несомненным общенародным признанием законности царской власти Дома Романовых. К концу XVII века Земские соборы, как отмечают историки отечественного права, например, Н.П. Ерошкин, перерождаются в более узкие по составу сословные совещания.[6] Таким был, например, неполный собор 1682 года, когда на сословном совещании Боярской думы, высшего духовенства и выборных от детей боярских и дворян произошла отмена местничества как наследственного права представителей древних боярских родов на привилегированное положение при замещении вакансий на государственной службе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период сословно-представительской монархии в России происходит последовательное формирование идеи самодержавной царской власти. Для ее укрепления служили Боярская дума и система приказов, которая в середине XVII века приобрела определенное дворянско-бюрократическое оформление. Сословная структура русского общества явилась питательной средой для обширной деятельности таких государственных органов как Земские Соборы.

Соборное Уложение 1649 года явилось первым полноценным сводом российского законодательства, на основе которого в дальнейшем происходило развитие и совершенствование отечественного права. Формируется жесткая целенаправленная система преступлений и наказаний, вносятся новации в судопроизводство, развиваются конкретные отрасли права. Соборное Уложение 1649 года окончательно оформило систему крепостного права в России.

Именно поэтому в научной историко-правовой литературе XVII век представляется как новый период в истории государства и права России, характеризующийся собственными особенностями общественно-политического и экономического характера. Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что сословно-представительная монархия в России периода «бунташного века» представляла собой форму государства, при которой царь правил совместно с близкой ему феодальной аристократией, высшим православным духовенством, учитывая публично интересы представителей таких сословий, как поместное служилое дворянство и стремительно богатеющее городское купечество.

События XVII века примечательны не только установлением в России новой царствующей династии и упорным преодолением последствий смуты, но и мощным развитием передового российского законодательства, и укреплением сословной системы со своими обязательствами, и формированием крепкого бюрократического аппарата, и расширением государственных границ, и быстрого освоения необъятных пределов Сибири.

 

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от Новгородского веча до Федерального собрания. – М., 1995.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.

3. Забелин И. Е. История города Москвы. - М., 1990.

4. Иванов С.С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. – М., 1960.

5. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. – М., 1975.

6. Макаров В.Б. История государственного управления и местного самоуправления в России. – Н. Новгород, 2000.

7. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – Кодекс феодального права России. – М., 1980.

8. Сахаров А.М. Образование и развитие русского государства в XIV-XVII веках. – М., 1969.

9. Сахаров А.М. Русская деревня в XVII веке. – М., 1966.

10. Соборное Уложение 1649 г. – М., 2004.

11. Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII веков. – М., 1960.

12. Три века: Россия от смуты до нашего времени. – М., 1991.

13. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII веках. – М., 1978.

14. Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII века. – М-Л, 1936.

15. Шмидт С.О. Становление Российского самодержавия. – М., 1973.

16. Юшков С.В. История государства и права России. – Ростов-на-Дону, 2003.

 

Учебное издание

 

Лушин Александр Николаевич

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ: XVII ВЕК

 

Лекция

 

Редактор

Корректор

 

Подписано в печать 01. 2007 г. Формат Гарнитура

Печать офсетная. Усл.-печ. л. Тираж 100 экз. Заказ

 

Организационно-научный и редакционно-издательский отдел

Нижегородской академии МВД России

 

Отделение оперативной полиграфии

Нижегородской академии МВД России

 

603600, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

 


[1] Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию// Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 354.

 

[2] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 167.

[3] Абдулатипов Р.Г. и др. Федерализм в истории России. – М.: Республика, 1992. – Кн.1. – С. 78.

[4] Макеев С. Последний царь Московский// Совершенно секретно.- 2006. – Июль. № 7 (206). – С. 31.

[5] Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII веках. – М., 1978.

 

[6] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая школа, 1968. – С. 55.

[7] Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию// Россия глазами иностранцев в XVI-XVII веках. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 391-392.

[8] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – С. 67.

[9] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. – С. 394.

[10] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М: Правда, 1989. – С. 290-291.

[11] Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 502.

[12] Введение в украинское право. – Одесса: Юридична лит., 2005. – С. 18-26.

[13] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. – С. 400.

[14] Соборное уложение 1649 года. – Н.Новгород: ННГУ, 2005. – С. 9-10.

[15] Соборное уложение 1649 года. – С. 33.

[16] Например, Маньков А.Г. Уложение 1649 года – Кодекс феодального права России. – М., 1980; Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве в XV-XVII веках. – М., 1995.

[17] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. – С. 402-403.

[18] Ефимовских В.Л. Религиозные преступления в русском праве в IX-начале XX веков. – Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – Н.Новгород, 2002. – С. 7.

[19] Забелин И.Е. История города Москвы. – М: Столица, 1990. - С. 313.

[20] Забелин И.Е. История города Москвы. – С. 315.

[21] Маржерет Жак. Состояние Российской империи и великого княжества Московии// Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. – Л: Лениздат, 1986. – С. 451.

[22] Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII века.- М-Л: АН СССР, 1936. – Вып. 2. – С. 133.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение состояния российской государственности и права в XVII веке именно в период расцвета сословно-представительной монархии в России представляет несомненный научный интерес в историко-правовом аспекте. Прежде всего, следует указать на то, что Московское государство вошло в начале XVII столетия в полосу жесткого кризиса государственного управления, который вылился в страшную смуту. Россия некоторое время находилась на опасной грани потери своей государственности и национальной самостоятельности, что явно грозило служилому дворянству и части патриотически настроенной боярской элиты неизбежной гибелью. В России практически начиналась гражданская война, покончить с которой впоследствии оказалось достаточно нелегко.

Самозванцами и их сторонниками проводилась открытая политика подчинения России католической Польше, а в дальнейшем ликвидации Русского государства. Предполагалось, что русский престол займет сын польского короля Сигизмунда королевич Владислав. Было оговорено даже устройство государства, в котором вводилось следующее разделение властей: Боярская дума становилась правительством, Земскому собору передавалась законодательная власть, царь являлся ограниченным монархом. Таким образом, предполагалось повести Русское государство по европейскому пути развития.

Однако такая прозападная политика встретила резкое противодействие со стороны русских православных государственников. В 1612 году Нижегородское народное ополчение во главе с князем Димитрием Михайловичем Пожарским и нижегородским земским старостой Козьмой Мининым изгнало польских интервентов из пределов Русской земли. Опыт минувшей смуты показал, что только твердая самодержавная власть монарха с сильным государственным аппаратом может обеспечить в России устойчивую стабильную и спокойную жизнь.

Служилое дворянство, значительная часть православного духовенства и купечество объединили свои усилия для того, чтобы преодолеть негативные последствия смуты и возродить российскую государственность. Это завершилось в 1613 году становлением в России новой царствующей династии – Дома Романовых. Наблюдательный Адам Олеарий, немецкий ученый-энциклопедист, посетивший Россию в XVII веке, писал: «Что касается русского государственного строя, то это, как определяют политики, «monarchia dominica et despotica». Государь, каковым является великий князь или царь, получивший по наследству корону, один управляет всей страной».[1] Наступило время утверждения идей национального государства. Не случайно, в XVII веке в законодательной практике особое значение приобретает именной царский указ, данный без обсуждения боярской думы.

Следующим важным этапом в стабилизации политического и экономического положения в стране явилось в период царствования Алексея Михайловича создание крепкого административно-бюрократического аппарата, что отразилось на расцвете приказной системы в середине XVII века. Дворянская служилая элита хорошо осознавала, что укрепление сословно-представительской монархии и, следовательно, решение важнейших вопросов государственного управления находятся в самой тесной зависимости от состояния законодательства. Поэтому были приняты надлежащие меры для скорейшего оформления новой правовой системы, в 1649 году появилось Соборное Уложение, и «во второй половине XVII века Россия продвинулась по пути правового государства».[2]

Современные исследователи российской государственности отмечают, что после 1613 года в России «происходил процесс централизации власти».[3] В 1654 году в результате активной внешней политики правительства происходит воссоединение Украины с Россией, которое вскоре вызвало войну с Польшей и Швецией. К России отошли Смоленск и Левобережная Украина. В процессе интенсивного освоения сибирских земель в состав Русского государства вошли многие племена скотоводов и охотников, которые стали платить русскому царю дань или ясак. Местная знать была освобождена от различных налогов, получила ряд привилегий и составила особую группу служилых юртовских татар. В Сибири возникли города – Якутск, Вилюйск, Иркутск. Из сибирских пределов стало поступать большое количество ценной пушнины, которая надолго стала важнейшей статьей российского экспорта в Европу. Русские казаки закрепились на берегах реки Амура, и заключением Нерчинского мирного договора в 1689 году границы Русского государства расширились до самого Китая.

В середине XVII века сложилась специализация отдельных территорий на производстве для всей страны и для вывоза за рубеж определенных товаров. На северо-востоке и к западу от Москвы выращивали лен и коноплю, на черноземных и нечерноземных землях колосились хлебные нивы, с Севера и из Сибири везли ценную пушнину, за Волгой процветало скотоводство. Появились крупные торговые ярмарки общегосударственного значения, например, Макарьевская на Волге, где в торговых операциях принимали участие прибалтийские, кавказские, украинские, греческие и персидские купцы. Возникают мануфактуры или промыслы, на которых изготавливались самые различные товары для внутреннего и внешнего рынка, например, канаты или смола. Все вышеуказанное оказывало существенное влияние на экономическую жизнь российского государства и всемерно способствовало интенсивному развитию отечественной промышленности. В середине XVII века закономерно сложился обширный всероссийский рынок.

Вместе с тем именно в процессе ликвидации последствий смуты в стране возросла социальная напряженность и резко обострились общественные противоречия, которые неоднократно выливались в народные волнения и мятежи, например, печально знаменитые Соляный бунт в 1648 году и Медный бунт в 1662 году в Москве. Эти и другие восстания стали своеобразной прелюдией к стихийному кровавому мятежу, развязанному донским казаком Степаном Разиным и охватившему в 1668-1671 годах значительную территорию страны.

Общая напряженность все более усиливалась также в связи с церковной реформой, которую во второй половине XVII века начал проводить патриарх Никон. Однако значительная часть населения решила, что в результате проводимой реформы страна отходит от церковной старины, и, следовательно, от этого происходят все беды. Официальная церковь объявила противников реформы раскольниками. Последние образовали собственную церковь со старыми книгами и старыми обрядами и стали уходить в глухие лесные места за Волгу, за Урал, в Сибирь. В то же самое время глава Русской Православной церкви патриарх Никон открыто стал претендовать на церковную власть, равную царской, для того, чтобы создать из Московского государства христианский центр мира равный старому Константинополю. Патриарх активно вмешивался в дела государственного управления, во внешнюю политику Русского государства, в частности в польско-шведские дела. Из-за чрезмерного властолюбия на церковном соборе 1667 года патриарх Никон был осужден, низложен и сослан в монастырь. Старообрядчество было решительно осуждено. Для государства этот великий духовный раскол общества на два лагеря повлиял на огосударствление православной религии и на жестокое государственное преследование сторонников старого церковного обряда.

В период царствования Федора Алексеевича был произведен целый ряд государственных реформ, положительно сказавшихся на дальнейшем укреплении России. Была значительно активизирована деятельность Боярской думы, и, как отмечает один из историков, «собственно, с этих пор мы можем считать, что в России появилось правительство».[4] Были осуществлены реформы в судебной и налоговой сферах, в организации местного управления, где согласно царским указам вся власть сосредотачивалась в руках воевод. Царской волей 1682 году было отменено местничество, мешавшее выдвижению служилых людей не по знатности рода, а по реальным заслугам перед государством.

Изучение особенностей российской государственности и права в свете Соборного Уложения 1649 года является основной целью данной работы, в которой обращается должное внимание на деятельность Земских Соборов, боярской думы, органов центрального и местного управления в России XVII века.

 

 

РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ КАК СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

На смену традиционным в Древней Руси феодальным съездам еще в конце XVI века пришли Земские соборы. Их значение в государственной, экономической и правовой сферах в качестве жизненно важных сословно-представительных органов, по мнению историков права, было колоссальным.[5] О деятельности Земских соборов известно из вынесенных ими постановлений или приговорных списков, которые дают полное понятие о сословном делении русского общества в данный исторический период. В январе 1613 года был созван по инициативе вождей народного ополчения Земский собор с выборными представителями от 39 уездов России для избрания нового царя. Представительное и соборное, то есть всенародное, обсуждение ближайшего будущего России привело к необходимому компромиссу между боярством, православным духовенством, казаками и земщиной, то есть поместным дворянством и купечеством, а также черносошным или свободным крестьянством. Следует отметить, что Земский собор 1613 года был единственным с участием представителей крестьянства. Крепостные крестьяне и инородцы, то есть нерусские народы, входившие в состав Русского государства, не были приглашены. На этом соборе предлагались различные кандидаты на русский престол. Боярство предлагало пригласить польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Но большинство участников Земского собора категорически отвергли европейских кандидатов, указывая, что отечественный престол может занять только русский человек из старинного боярского рода. Земский собор в составе почти 700 участников избрал царем молодого 16-летнего боярина Михаила Федоровича Романова, который не был Рюриковичем, но его двоюродная бабка Анастасия Никитична Романова была первой женой Ивана Грозного, так что отец нового царя являлся двоюродным братом последнему царю прежней династии Федору Ивановичу. Ранее, в правление Ивана IV Грозного и время смуты, бояре Романовы проявили себя как выразители государственных интересов, поэтому выбор представителей Земского собора не был случаен. Избрание царя стало началом новой царской династии Дома Романовых, которая правила Россией до 1917 года, то есть чуть более 300 лет.

Таким образом, всенародное избрание царя создавало условия для окончания государственной разрухи, и вскоре началось восстановление и укрепление всей государственной системы под самодержавной властью государя всея Руси. Российскому государству удалось отстоять свою независимость, но очень тяжелой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла пришли в совершенный упадок. Для преодоления последствий смуты постепенно во все уезды страны были направлены воеводы, которые ранее назначались только в пограничные области, то есть был значительно усилен местный административный аппарат. В 1619 году правительство приступило к общей переписи населения и земельных владений, чтобы определить размеры налогообложения.

Чтобы установить прочный и результативный контакт с детьми боярскими, дворянством и влиятельным купечеством на местах, правительство после 1613 года стало периодически созывать Земские соборы, которые выступали в качестве сословно-представительных органов. Земский собор состоял из трех структурных частей: Боярской думы (бояр, окольничьих и думных дьяков), Освященного собора высшего православного духовенства (патриарха, митрополитов, архиепископов и епископов, настоятелей крупных монастырей и монахов-старцев, наиболее почитаемых при царском дворе) и земщины, в которую входили представители поместного дворянства и влиятельного купечества. Каждая группа участников Земского собора подавала свои мнения по тем или иным вопросам государственной важности. С 1613 по 1637 год на Земских соборах рассматривали в основном внешнеполитические дела и решали вопросы изыскания денег для пополнения государственной казны. Тем более, что России пришлось продолжать до перемирия 1634 года военные действия с Польшей, а впоследствии со Швецией и Турцией. Весьма многолюдным был Земский собор 1642 года, на котором решался такой важный политический вопрос, как оказание помощи донским казакам, захватившим Азовскую крепость, принадлежащую Турции. Важным был и собор в июле 1648 года. Ему предшествовало резкое обострение социальной напряженности в стране, вызванное усилением крепостного труда крестьян и тяжелым гнетом поволжских народов, вошедших в состав Российского государства. Была введена новая пошлина на соль, в результате чего она стала практически недоступна большинству населения страны. В итоге начались крестьянские волнения, а в самой Москве летом 1648 года вспыхнуло городское восстание, известное как Соляной бунт. На Земском соборе этого года дворяне подали царю челобитные о том, что крепостные крестьяне массово бегут от господ и надо вести их организованный активный розыск, представители посадов жаловались на то, что в городах наряду с другими существуют так называемые белые слободы, которые не платят налог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.021 с.)