Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храмовое врачевание ( в противоположность народной светской медицине)

Поиск

О.Кос

боги-целители

первые святилища - асклепионы (на территории обязательно баня, библиотека, гимназия, стадион, амфитеатр)

священные храмы в честь богов (главные ориентиры для построения храма- минеральные источники, вода которых обладает природным лечебным действием; кипарисовая роща, воздух кот целебен)

много статуй, изображавших богов (из мрамора, золота и серебра)

в святилище не допускались роженицы, неизлечимо больные, т. к там нельзя было умирать

святилище - самое чистое место

главный помощник в излечении - вода

врачевание сочетало в себе эмпирические и магические приемы. Основные средства лечения – хирургические операции, природные лекарственные средства, водолечение, диета, режим, гимнастика, театральные представления, а также введение пациента в состояние «искусственного сна» методом психологического воздействия или применением наркотических средств в длинных крытых галереях. Вотив – изображение выздоровевщего органа (пациенты приносят в благодарность).

№10.Медицинские школы Древней Греции

Медицина классического периода:

Возникновение философских и профессиональных школ.

1) Кротонская врачебная школа:

-организм-единство противоположностей

-здоровый организм- результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького)

-противоположное лечится противоположным

Выдающийся врачеватель-Алкмеон

2)Книдская врачебная школа:

Учение о 4х телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь)

-здоровье-равновесие соков

-метод выслушивания и плевретического трения (Гиппократ)

Выдающийся врачеватель-Эврифон

3)Сицилийская врачебная школа:

Выдающийся впачеватель-Эмпедокл

-4 постоянные стихии в основе всех вещей: огонь, вода, воздух, земля

-сердце-главный орган сознания

-вместо 4х телесных соков- 4 состояния: горячее, холодное, влажное и сухое

Косская врачебная школа-главная школа Древней Греции

-человек и его здоровье тесно связаны с окружающим миром (натурфилософская основа)

-болезнь-результат влияния окружающей природы

-4 телесных сока

-4 темперамента

-метод наблюдения и лечение у постели больного (клинический метод!)

Выдающийся врачеватель(периадевт)-Гиппократ

№ 11 +12. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в его трудах, его роль в медицине.

Врач-периодевт.Потомок бога Асклепия.»укратитель коня». Гиппократ связывал возникновение определенной болезни у человека с местом его проживания, а также он сформировал учение о 4х темпераментах, каждый из которых он связывал с преобладанием в организме какого-либо телесного сока:

Сангвинический тип-кровь

Флегматический тип-слизь

Холерический тип- желтая желчь

Меланхолический тип- черная желчь

Гиппократ причины возникновения болезней подразделил на 2 группы:

1) общие для всех людей данной местности, которые зависят от конкретных условий окружающей среды

2) индивидуальные, определяемые образом жизни человека(образ жизни имел особое значение в жизни людей Древней Греции.Необходимо было обучение грамоте, музыки, физкультуре, закаливанию, личной гигиене)

Основные труды Гиппократа по хирургии:

«О переломах»

«О ранах головы»

«О вправлении суставов»

А также учения о ритмах болезни. повязках, хирургических аппаратах («шапка Гиппократа», «скамья Гиппократа»), лечении ран, переломов, повреждении головы и лицевого черепа.

-Гиппократ говорил о заболеваниях зубов и десен, полости рта(гингивит, стоматит, болезни языка), об устранение неприятного запаха изо рта.

-При зубных болях применял общие и местные средства(кровопускания, слабительные и рвотные средства, диеты, наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара)

-Удалял зубы при сильном расшатывании

-Совершенствовался в лечении вывихов и переломов челюсти

-описал прорезывание зубов у детей и их состояние в данный период

Описывал лекарственные средства растительного и животного происхождения, говорил о врачебной этике.

Телосложение:

Сангвиник- тип сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик- тип сильный, уравновешенный, малоподвижный

Холерик- тип сильный, неуравновешенный

Меланхолик- тип слабый

Говорил, что в соответствии с темпераментом и с телосложением человека, его необходимо лечить по определенной методике, определенными средствами и назначить ему конкретный курс лечения.

«Гиппократов сборник» содержит 5 сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».

-будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего необходимого для жизни, отвращение к пороку, отрицание страха перед богами»

-врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения

-врачеватель не должен теряться у постели больного и часто посещать его

-должен всё делать спокойно и умело

- соблюдать заповедь- НЕ НАВРЕДИ!!!

-не должен требовать вознаграждения от больного, а в некоторых случаях стоит лечить даром

-врачеватель должен иметь соответствующий внешний вид: должен быть чистым, в чистой одежде и натираться мазями; должен быть справедливым.

-после обучения должен был дать ряд клятв, главная из которых «Клятва Гиппократа».

Эмпирическая основа хирургии - хирургия без вскрытия(травматология, десмургия-перевязывание)-до классического периода и включая его

Рациональная основа хирургии - анатомические вскрытия- эллинистический период

«Гиппократов сборник»

-собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии

-сочинения по древнегреческой терапии(прогнозы заболеваний, наблюдения у постели больного)

-описание лица умирающего больного

-описание заболеваний широко распространенных среди народа-лихорадки, чахотки, паралича, простудных, кожных заболеваний

Открывает закон самоисцеления.

Маска, пальцы, скамья, блеск Гиппокртата.

№13 Александрийская медицинская школа

Соединение философии Др. Греции и Др. Рима. Александрия – крупный научный и мед. центр. Александрийский мусейон. Бурное развитие получили анатомия и хирургия.

ХИРУРГИЯ

-бескровные методы лечения(лечение вывихов или переломов)

-проведение сложных операций(введение перевязки сосудов, операции на почки и печень)

-ампутация конечностей

-чревосечение при завороте кишок и асците

-проведение полостных операций

АНАТОМИЯ – самостоятельная область медицины. Аристотель (анатомия животных).

Выделилась как самостоятельная отрасль медицины.

-использовались методы бальзамирования Египтян

-разрешались вскрытия

-разрешались живосечения на приговоренных к смертной казни преступниках - вигисекция

-закладывались основы патологической анатомии

Т.о развивалась описательная анатомия (основатель- Герофил)

Исследовал части ГОЛОВНОГО МОЗГА (описал твёрдую и мягкую оболочку, жизненная пневма – в больших полушариях и мозжечке), нервная система, некоторые внутренние органы, двенадцатиперстная кишка, ГЛАЗА (описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку глаза), СОСУДЫ(говорил об артериальном пульсе и считал, что артерии наполнены смесью крови и воздуха)

Преемник Герофила- Эразистрат считал, что человек-это машина (сердце-насос; печень, почки, мочевой пузырь- фильтры; развитие организма-механический процесс, осуществляющийся через триаду- нервы, вены и артерии. По нервам движется душевная пневма, в венах течет питательная субстанция-кровь, в артериях течет жизненная пневма-воздух). В основе человеческого тела лежат атомы, которые находятся в постоянном движении и неправильное взаимодействие атомов- это и есть причина болезни.

№ 14+15. Медицина Древнего Рима. Военная медицина. Санитарное дело.

Периодизация.

3 периода:

1. Царский (VIII-VIвв. до н.э.) – появление города, Рим становится государством, возникает рабство.

2. Республики (509-31 гг. до н.э.) – Рим подчинил себе территории древней Италии, начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова, сооружение акведуков и терм.

3. Империи (30 г. до н.э.-476 г. н.э.) – время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима, развитие военной медицины, развитие энциклопедических знаний, создание частных и врачебных школ.

Источники медицины.

1) Вещественные – города, статуи, вазы, инструмент.

2) Письменные – труды Галена, Цельса.

3) Труды философов.

4) Фольклор, мифы.

5) Лингвистическая группа.

6) Этнографические.

Римляне все перенимают у Греции.

Период Республики.

В обл. медицины: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела.

Первые врачи – рабы из завоеванных стран. Раб лечил хозяина и всю его семью. Хозяин мог отпустить своего раба (врачи-отпущенники). Врач-отпущенник был обязан лечить бесплатно своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Рабы могли обратиться к государству и получить звание архиатора (почетного врача), после чего они служили государству. Архиаторы начинают брать себе учеников и открывают медицинские школы. Права и обязанности в школе были суровыми. Запрещались пиршества, заведение знакомств. Юлий Цезарь дает врачам римское граждаснтво.

Санитарное дело.

«Законы XII таблиц» - письменные свидетельства внимания римлян к санитарному делу (они были записаны на медных досках и вывешены на главную площадь Рима-форуме).

В VI в. до н.э. в Риме сооружают первую канализацию – Большая клоака.

В 312 г. до н.э. началось сооружение акведуков – на арочных мостах, с трубами.

Также римляне строят термы (бани), которые пользовались большой популярностью. В них проводились медицинские процедуры. Также бани строились для рабов (бесплатно). Стены терм были из мрамора. Внутри стен и под полом прокладывались трубы для обогрева. В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, холодная баня, бассейн.

Период Империи.

Развитие медицинского дела наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.012 с.)