Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Експерементальні кросс-культ.дослід.

Поиск

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое парал-.лельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям, этническим общностям. Впервые К.э. и. проведено в 1901 - 1905 годах американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой множество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех этих работ была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. При проведении К.э. и., несмотря на их кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности. Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов, поскольку каждая из методик создается в определенной стране и предназначена для исследования специфических для данного этноса социокультурных и психологических явлений. Поэтому все методики должны быть адаптированы к национально-психологическим особенностям конкретного народа. Во-вторых, необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково. В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности "своей" культуры и "чужой" или же он имеет право изучать только те этнические группы, к которым сам не принадлежит. К.э. и. не предполагает необходимости создания каких-либо универсальных методов исследования взамензаимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Однако несмотря на определенные ограничения, К. э. и. дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной этнокультуры, одной нации, одной этнической общности.

27.Коригувальні: Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей. В тренинге используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностного поведения в иной культурной среде. Региональная картотека человеческих отношений (HumanRelationsAreaFiles — HRAF) — метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных. Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей. Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ, contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей. Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

Формувальні: Наблюдение – метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д. Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые и естественные. Опрос в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде.Беседа, интервью.

 

28. Этнопедагогика (от греч. ethnos — племя, народ + paidagogike – наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, которая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отождествлять, как это иногда делается.

29. міжетнічнийконфлікт – цеспецифічнаситуація у стосункахміжетнічнимиспільнотами, їїчастинамиабо ж їїокремимипредставниками, змістомякої є змаганняучасниківцихстосунків за відповіднініші у суспільномужиттіполіетнічноїкраїни й у ходіякоговідбуваєтьсяпротиставленняінтересів і застосування будь-якихзасобів для реалізаціїцихінтересів та утвердженнястійкихпозиційсвоєїетнічності в етнонаціональнійструктурісуспільствапроживання. соціально-економічні (нерівність у рівніжиття, різнепредставництво в престижнихпрофесіях, соціальних шарах або органах влади);

  • політичні (відродженняетнічности в будь-якійкраїнісупроводжуєтьсяпоявоюновихполітичнихлідерівменшості, якідомагаютьсябільшоїполітичноївлади в центрі й в автономії на місцевомурівні; вони розриваютьколишніідейно-політичнісполучники, берутьпідсумнівлегітимністьіснуючоїдержавноїсистеми, відстоюючи право на самовизначенняменшостей як рівноправного члена міжнародноїполітичноїсистеми, як націїсереднацій);
  • культурно-мовні (недостатнє, з поглядупредставниківетнічнихменшостей, використанняїхмови й культурнихсимволів у суспільномужитті);
  • етнодемографічні (порівняношвидказмінаспіввідношеннячисельностіконтактуючихнародіввнаслідокміграційнихпроцесів і розходжень у рівні природного приросту);
  • екологічні (погіршенняякостінавколишньогосередовища й використовуванихприроднихресурсів у результатіїхньогозабрудненняабовиснаженнявнаслідоквикористанняпредставникамиіншоїетнічноїгрупиабо державою, асоційованою з іншим народом);
  • етнотериторіалъні (розбіжністьдержавнихабоадміністративнихграницьізграницямирозселеннянародів);
  • історичні (минулівзаємининародів — війни, відносиниполітичногопанування — підпорядкування, депортації й пов'язані з ними негативніаспектиісторичноїпам'яті);
  • конфесіональні (включаючирозходження в рівнірелігійностінаселення);
  • культурні (культурнірозходження в широкому змісті слова, відособливостейпобутовоїповедінки до специфікиполітичноїкультури);
  • психологічні (погрозанасильницькогоруйнуваннязвичного способу життя, матеріальної й духовноїкультури, ерозіясистемицінностей і традиційних норм по-різномусприймаютьсясоціальнимигрупами й індивідами в етносі; у цілому все цевикликає в етнічнійспільностізахисніреакції, тому щовідмовавідзвичнихцінностейприпускаєвизнанняперевагицінностейдомінуючогоетносу, породжуєпочуттядругосортного, уявлення про національнунерівність).

Етнічнаворожість(цевженаступний момент (стадія) міжетнічногоконфлікту) є акцентованимвираженняметнічноїнеприязні, яка маєчіткоокресленийоб’єкт, на котромуакцентуєтьсянегативнеставленняпредставниківіншихспільнот. Зазвичайтакеставленняформуєтьсяцілеспрямовано через засобиінформації (в українськійреальності не називаюїхмасовими, бо, як правило, негативніобразиіншихетносівшляхомманіпулюванняокремими фактами з історії й сучасностінамагаютьсясформуватинезначні за своїми накладами періодичнівидання).Етнічнедистанціювання (етнокультурнадистанція) визначаєтьсяетнічними характеристиками індивідуумаабовсієїспільноти, яківирізняютьїхсередінших.

 

37. Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом, во-первых, необходимо раз­водить понятия этнической идентичности и этничности – социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных призна­ков (этнической принадлежности родителей, месту рожде­ния, языку, культуре), и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с офи­циальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность не сводится и может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этни­ческой общности), которая проявляется в самоназвании.Считая этническую идентичность составной частью со­циальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие толь­ко ей особенности. Так, американский этнолог Ж.Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентич­ности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. Можно согласиться с Г.У.Соддатовой, что еще одной особенностью этнической идентичности является мифологичность, так как «ее главная опора – идея или миф об общих культуре, происхождении, истории».

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, пред­ставления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих призна­ков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, по­нятие этнической идентичности, выделяют еще и ее пове­денческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом опреде­ленной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».

В исследовании И.Э. выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е.М. Галкина).Примордиализм" (от англ. primordial - первоначальный, исконный), зародившаяся на Западе концепция, интерпретирует этничность как изначально присущее человеку свойство, как черту, восходящую, в конечном итоге, к его биологическому происхождению, а этнос (этнию) - как древнее, естественное, "природное" образование. В этом смысле "классическими" примордиалистами можно считать прежде всего приверженцев социобиологии. Представители этого направления исследований уверены, что еще "до того, как индивид становится членом общества или нации, он или она уже обладают чувством общего происхождения, культурной или физической схожести или просто близости к своим". Осознание групповой принадлежности, с точки зрения последователей социобиологии, как бы заложено в генетическом коде человека и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания."Конструктивистская" интерпретация этничности напрямую выводит на проблему этнической идентичности. Большинство сторонников этой концепции рассматривают этническую идентичность либо как тождественную этничности, либо как составную часть последней.Большинство отечественных этнопсихологов при изучении проблемы идентичности (в том числе этнической), как правило, отталкиваются от двух (или от одной из двух) ставших классическими в западной психологии концепций - концепции социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж. Тернера и эпигенетической концепции развития личности Э.Эриксона, которые теоретически вписываются в "когнитивный" конструктивизм. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для СИ.характерно подчеркивание процессуальной природы социального. Интеракционизм, к-рый основное внимание уделяет изучению символических аспектов взаимодействия, трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками соц. ситуации.

38. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности. Среди параметров И.Э. выделяют: 1) значимость И.Э.; 2) актуальность И.Э.; 3) валентность И.Э. (В.Н. Павленко и др.). Под значимостью И.Э. понимается субъективная важность этнической суб-идентичности для человека. В соответствии с валентностью И.Э. характеризуется как позитивная или негативная. Позитивная И.Э. является наиболее естественной, нормальной, более распространенной для большинства людей формой И.Э., когда чувство этнической принадлежности порождает ощущение стабильности, безопасности и защищенности. Негативная И.Э., являясь результатом неблагоприятного межэтнического сравнения, отражает негативную оценку представителей своей этнической группы. Негативная И.Э. чаще присуща представителям недоминантных этнических групп и этнических меньшинств. Негативная И.Э. связана с комплексом таких чувств, обусловленных этнической принадлежностью, как неуверенность, неполноценность, униженность, ущемленность, стыд за свой народ и др.

39. Аккультурация процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновении новых культурных феноменов. Аккультурация часто ведет к частичной или полной ассимиляции.В этнопсихологии понятие «аккультурация» используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую.
Как следствие аккультурации некоторые традиции, привычки, нормы-ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы.В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы - сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.
Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантноЙ культуры.
Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой - отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).
Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так ис новой культурой.

Аккультурация была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации. В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны. Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию «примитивных культур» на ситуацию контакта с западной индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие «нативистские движения»; Малиновский использовал термин «трайбализм»). Линтон разработал типологию нативистских движений («Нативистские движения», 1943).Гонгитюдное исследование. Основная альтернатива лонгитюдному исследованию - кросс-секционное (охватывающие разные слои мигрантов) исследование, в котором используют в качестве независимой переменной, переменную так или иначе связанную со временем: например, такую продолжительность проживания или поколение мигрантов.

 

41.Етнічністереотипи є складовоюсоціальнихстереотипів. Соціальний стереотип (від гр. – stereos– твердий і typos – відбиток) відносностійкий та спрощений образ соціальногооб'єкта (групи людей, окремоїлюдини, події, явища та ін.), щоскладається в умовахдефіцитуінформації як результат узагальненняособистісногодосвідуіндивіду та уявлень, якіприйняті в суспільстві.Етностереотип – цеузагальнений, емоційно-насичений образ етнічноїгрупиабоїїпредставників, який створено історичною практикою міжетнічнихстосунків.
Етнічніупередження – перехідніутворенняміж такими стійкими структурами, як етнічний стереотип і етнічнийзабобон. Психологічною основою формуванняупереджень є поглибленнятенденції до перебільшеннярозбіжностейміжвласною та іншимиетнічнимигрупами, з одного боку, й мінімізаціявідмінностейвсерединівласноїгрупи — з іншого, щозрештоюведе до зміщення позитивного балансу в сферісоціальноїперцепції на користьвласноїетнічноїспільноти.
Наявністьупереджень в етнічнійсамосвідомостіособистостічигрупи є передумовою й підґрунтям для формуванняетнічнихзабобонів. Як правило, перший тип установчихновоутворень не пов'язаний з відкритоворожимипроявами у поведінці, а активно репрезентуєтьсятільки на рівнівербальноїповедінки і тільки в опосередкованійетноконтактнійситуації, тобто за відсутності прямого контакту з представникамирізнихетнічнихспільнот.Перехідвіднаданняпереваг до усвідомленняверхностівласноїетнічноїспільноти над “чужими” призводить до появинаціональнихзабобонів.У забобонахспостерігаєтьсяполяризаціяструктури, щозбалансовуєнегативнийафективний заряд щодозовнішньоїетнічноїгрупи.Поведінка, щовідповідаєрівнюзабобонів, маєвиразнодискримінаційний характер, наприкладякісьвчинкищодообмеженняможливостей, прав чипривілеїв, якимиможутькористуватися члени етнічноїгрупи, щодискримінується.Отже, етнічний стереотип і етнічнийзабобон – цеутвореннярізного порядку; їх не можнаототожнювати, а треба розглядати як різнірегулятивнімеханізми. Причомуоскількитрансформаціїетнічного стереотипу в йоговиродженіформи – результат, зумовлений “зовнішніми” причинами (економічними, соціальними, політичними, культурними), тому порівнянозі стереотипом забобони є більш “соціальним” міжетнічнимустановчим феноменом.Етнічнізабобони – цесимптоми хворого в соціальномупланісуспільства, але їхможнаподолати, як можнадолатинегативнісоціальніявища в різних сферах життєдіяльностілюдини. Що ж до існуванняетнічнихстереотипів, то воноприродне, а тому неминуче доти, доки існуютьнації, народності та іншіетнічнігрупи.

 

42. Национальный характер — это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окру­жающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реаги­рования и поведения в целом.

Национальный характер — «это сумма признаков, отличаю­щих людей одной от людей другой национальности, комплекс фи­зических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой».

 

43. Базовая личность и модальная личность

Предполагалось, что каждая культура формирует свою, только ей присущую базовую структуру личности, которая представляет собой комплекс типичных личностных черт, характерных для людей, выросших и воспитанных в условиях этой культуры. Для изучения базовой личности использовались описательные этнологические методы.(Кардинер)

модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как в сфере интересов исследователей оказались «цивилизованные» страны. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности.

 

44. Зміст понять "соціализація", "інкультурація" та "етнізація"

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.

Первичная социализация: Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация: Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Организационная социализация: это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли

Групповая социализация: Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать

Этнизация

- процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит.

 

45.Етнокультурна компетенція та етнізація

«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию».

То есть обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания не рассматривается, как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Этнизация

- процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит.

 

46. Поняття "етнокулт.моргинальність"

 

Как форму изменения этнического наследования необходимо выде­лить понятие " маргинальность". При рождении ребенка, родители ко­торого являются представителями разных этнических групп, его наци­ональная идентификация становится "маргинальной", т. е. находится на границе двух этнических групп. Фактор происхождения в таком случае перестает быть основой определения этнической принадлежности, а пра­во выбора "своей" этнической группы переходит к маргиналу.

 

47. Етноконфліктологія як галузь етнопсихології.

Этноконфликтология занимается построением классификаций и типологий этнических конфликтов; определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе; формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации или перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму; определение круга экспериментов, подготовка которых соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт; формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах.

 

Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:

¦ политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;

¦ социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;

¦ этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей

 

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму противостояния «группа —группа», «группа — государство».

 

53. Ментальність і картина світу

Термином "ментальность" определяют социально-психоло­гические явления, отображающие духовный мирчеловека или со­циальной общности, эпохи или этнокультуры. Категория "менталь­ность" дает возможность анализировать психический склад людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность ох­ватывает различные уровни социальных ценностей. Таким образом, мен­тальность — важный этнопсихологический феномен, который является интегральным этнопсихологическим признаком индивида, народа, нации. В англоязычной психологической литературе менталитет определяется как "свойство разума, характеризующее отдельного индивида либо группу индивидов"; "обобщение всех характеристик, определяющих пси­хику"; "способ мышления или характер размышлений". В зарубежной психологической литературе выделяют три структурных компонента ментальности:
эмоциональный (эмотивный); вербальный (когнитивный);поведенческий (конативный).

Картина мира — это неотъемлемый компонент национального характера, столь же необходимая составляющая этнонационального и — шире — общественного сознания, сколь мировоззрение — непременный атрибут личности. Самосознание — это то, как народ понимает себя, свое место в мире, свою роль в истории. Ментальность — то полуосознанное начало, на основе которого базируется самосознание, да и сам национальный характер. Картина мира — это целостная система представлений о реальности, которая создается в умах членов этнической общности благодаря самосознанию и ментальности, т.е. их культурно-психологическая реализация. Картина мира — присущая человеку и человеческой общности всегда своеобразная система представлений о реальности — о мире, о времени, о пространстве, о себе и других людях. Это самый мобильный элемент национального характера: его изменения происходят в основном при изменении картины мира.

 

55. Взаємозвязок понять "етнічна ідентичність" та "гендерна ідентичність"

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности,осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу (Кон И.С., 1999), данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности (Клецина И.С., 2004).

Гендерная идентичность является продуктом социального конструирования (Ярская-Смирнова Е. Р., 1998). Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.

Этническая идентичность составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значи- мость этого членства).Этническая идентичность формируется в процессе историческо­го развития этноса, т. е. этногенеза. В процессе формирования этнической идентичности ребенок проходит ряд этапов от диф­фузной до реализованной идентичности, и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей при­надлежности к этнической группе в подростковом возрасте. Но этническая идентичность подростка — не статичное, а дина­мичное образование, так как процесс ее становления не заканчи­вается подростковым возрастом, а продолжается в течение еще многих лет, когда она может меняться, переживать кризисы, исчезать и возникать вновь.

 

Этническая идентичность складывается под воздействием целого ряда социокультурных факторов. Ее становление включает и специфические гендерные представления. В настоящее время понятие “гендер” используется для обозначения социокультурного конструирования поведения, личностных качеств, идентичности индивида в зависимости от пола. В рассмотрении гендерной специфики этнической идентификации правомерно исходить из признания существования в современном обществе значимых различий социальных ролей мужчины и женщины. Дифференциация половых ролей и стереотипов маскулинности и феминности не только отражает и освещает связанные с половым диморфизмом и предположительно обусловленные им индивидуальные различия в поведении и психике мужчин и женщин, но и порождает такие различия.Существующие поведенческие различия задаются нормативными представлениями и ролевыми ожиданиями конкретного общества, и именно они определяют, как показывают результаты исследования, дифференциацию этнического самосознания мужчин и женщин. Социальная детерминированность мужского и женского поведенческого репертуара, распространенные модели брачного поведения существенно влияют на процесс идентификации личности, в том числе этнической.

Мощный фактор, который сегодня, во многом, усугубляет такое распределение ролей и тем самым существенно задает границы и возможности этнической самоидентификации личности, - снижение коммуникативной активности населения. Участники интервью высказывали сожаление о былых временах, когда собирались “большие столы”, дружили семьями и ездили в гости даже в другие города. Теперь по чисто экономическим причинам многим семьям это недоступно, и люди ощущают недостаток общения даже с родственниками. Происходит искусственное ограничение межличностных контактов и, как следствие, уменьшение доли личного опыта общения с “другими” в процессе самоидентификации.

 

56. Методи дослідження гендерної ідентичності

Полоролевой опросник был предложен С.Бем для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. В литературе методика упоминается как анкета (опросник) половых ролей С.Бем [2]. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Так как с момента создания опросника прошло более 30 лет, то его рекомендуется использовать для диагностики взрослых.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных черт. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга.

Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника — Ю.Е.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [1].

В полученных обобщенных образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности — фемининности. Можно делать вывод о подверженности этим стереотипам, если у испытуемого в образе мужчины доминируют маскулинные качества, а фемининные характеристики представлены в незначительной мере (в образе женщины — наоборот). Если в образах мужчин и женщин примерно в равной мере представлены и маскулинные, и фемининные характеристики, то можно говорить о том, что личность не подвержена стереотипам маскулинности — фемининности. Возможны варианты, когда один из образов (мужской или женский) окажется стереотипным, а другой нет. Тогда можно предположить, что человек воспринимает стереотипно только одну из групп (группу мужчин или женщин).
При интерпретации полученных результатов надо рассмотреть роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия.

 

Национальное сознание

сложная совокупность соци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.014 с.)