Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биогенетическая концепция (биологическая, биологизаторские)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 Теоретические основы: 1) теория эволюции Ж Ламарка (1744-1829) и Ч Дарвина; 2) биогенетический закон Е Геккеля (1834-1919) - Ф Мюллера (1821-1897) Сформулированный впервые в 1866 году Е Геккелем (онтогенез является сокращенным повторением филогенеза) и касался эмбриогенеза; 3) идея спонтанности психического развития (развитие не зависит от воспитания) 2 Основные идеи: 1) психическое развитие человеческого индивида является наследственно обусловленным воспроизводством основных этапов биологического и исторического развития его предков; решающая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, особенно наследственности (пассивная реализация генного кода) 2) \"созревания\" человека (организма) является первой детерминантой поведения человека, а развитие является частью комплексом количественных изменений (взорванные); 3) между ребенком и обществом существует биологическая связь; 4) социальная среда и воспитание только создают условия для той \"картины\", которую ребенок получает в наследство (они способны ее ускорить или затормозить); 5) вмешательство в природу ребенка есть произволом (теория \"свободного воспитания\") Основные виды биологической концепции (как результат переноса биогенетического закона Геккеля - Мюллера на процесс онтогенеза): 1) теория рекапитуляции (Г-С Холл) аналогично тому, как человеческий зародыш повторяет все стадии развития органического мира (от одноклеточной существа до человека), так и ребенок в своем созревании воспроизводит этапы человеческой истории - дикарский, охотничий, пастушеский, земледельческий, торгово-промышленныйй; 2) теория отбора (Е Торндайк, 1874-1949): аналогия между развитием индивида и родом объясняется действием похожих сил - случайных вариаций и целенаправленного отбора (воспроизведение полезных свойств хо уваеться в онтогенезе в той последовательности, которая регулируется требованиями приспособления к окружающей действительности); 3) теория соответствия (Е Клапаред, 1873-1940; К Коффка, 1886-1941; ПЛ Блонский): параллелизм онтогенеза и филогенеза объясняется общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированныманих. Другими разновидностями биологической концепции как попытки прикладного применения биогенетического закона является: 1 Поведенческая взгляды: отождествление развития по научению (Дж Уотсон, 1878-1958; X Хантер, 1886-1954; К Лэшли, 1890-1958; Б Скиннер, 1904-1990) Сформировались под непосредственным влиянием учения ИППавлов ва (1849-1936) о закономерностях высшей нервной деятельности и образования условных рефлексовефлексів. 2 Теория трехступенчатого развития К Бюлера (инстинкт, научение, интеллект) Основная идея: указанные феномены связаны не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружением, но и течением a аффективных процессов (бурных переживаний), вследствие чего возникает удовольствие Во время эволюции происходит переход удовольствия \"с конца на начало\" процесса деятельности ребенка Инстинкты означают вине кнення наслаждения как результата удовлетворения инстинктивной потребности (после выполнения действия) Во время тренировки удовольствие переносится на процесс реализации действия (\"функциональное удовольствие\") На ступени ин лекта, когда существует прогнозируемое удовольствия, происходит переход его \"с конца на начало\", что является основной движущей силой развития поведения ребенка (МВ Савчин розвитку поведінки дитини (М.В. Савчин). К Бюлер систематизировал материал по развитию детского восприятия, определил возрастные особенности мышления и речи, сопоставил значение биологического и социального факторов в становлении личности на кор ристь биологическо. Недостатком теории К Бюлера считается отождествление этапов развития человека и животных и непризнание других вариантов расположения выделенных степеней Основное достижение теории трех ступеней развития ребенка в толковании природы психического: изучение динамики интеллектуальной сферы человека 3 Психоанализ (3 Фрейд, 1856-1939): 1) детерминанта личностного развития - это психосексуального созревания, т.е. средствами преобразования и перемещения в различных эрогенных зонах либидознои (сексуальной) энергии является стадии психического развития в, которые можно считать разновидностью возрастной периодизации, основные труды: \"Толкование сновидений\" (1900), \"Психопатология обыденной жизни\" (1904), \"Тотем и табу\" (1913), \"Я и Оно\" (1923)ot; (1913), "Я і Воно" (1923); 2) начал венскую (А Фрейд, 1895-1982) и английский научные школы (М Клейн, 1882-1960), этнопсихологические исследования М Мид (1901-1978), эпигенетической теории Е Эриксона, теории социального науч чинных личности (Н Миллер, Дж Доллардлард). Основное достижение биогенетической концепции в толковании природы психического: 1) обоснование идеи развития; 2) выяснение роли активности ребенка для саморазвития; 3) прикладные аналогии жизни детей и животных (младенец - дикарь т.д.) предоставляют ребенку возможности избавляться архаичных форм поведения, мышления как следов животных состояний у человека (Г-С Холл); 4) выяснение биологической роли игры в жизни ребенка: происходит подготовка не к устранению прошлого, а подготовка и упражнения функций для будущего (К Гросс); 5) начали я теорий социального научения личности; 6) начало объективного изучения биологического фактора в развитии личности, что проявилось в прогрессировании генетики, а впоследствии – психогенетики Изначально биологическая концепция отмечалась категорическим недооценкой роли социальных факторов влияния, что объяснялось, с одной стороны, прогрессированием во второй половине XIX - начале XX в е экспериментальной биологии, с другой - сопротивлением научным представлениям о абсолютизацию возможностей обучения и воспитания Наиболее уязвимым местом концепции является фальсифицированные факты относительно развития человека, чис рема псевдодоказы Е Геккеля об эволюции эмбрионона.
ВЛАСОВА ГУМИЛЕВ Л. Н. (1914-1992) - советский историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих, отраженную в целом ряде работ (" Этногенез и биосфера земли" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "От Руси к России" (1994) и др.). Г. считал, что этнос ( группа, противопоставляющая себя другим общностям и обладающая едиными стереотипами поведения и своей внутренней структурой) - есть явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего активность ряда особей - "пассионариев". Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза –биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способдействия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок). В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация:у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени. Для Г. этногенез и этническая история - понятия не идентичные. По его мнению, этногенез не только начальный период этнической истории, но и четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем,, упадок и умирание этноса. Жизнь этноса подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления Г. вызывают споры и критику со стороны ряда ученых, однако если жизнь подтвердит цикличность развития этноса, то это позволит по-новому взглянуть на формирование и передачу национально-психологических особенностей представителей конкретных этносов. Этническая история, по Г. дискретна (прерывна). Концепция Г. в целом достаточно специфична, но психологи находят в ней немало нового в силу того, что пассионарность помогает понять многие феномены, которые они изучают. Істор.підхід у етнопсих. Данный подход используется во всех науках, которые не могут сформировать свой предмет без исследования объектов, изменяющихся во времени. Причем такие темпоральные изменения объектов должны носить не случайный, а устойчивый, последовательный, причинно вызванный характер, должны быть доступны для познания, проявляясь в рамках более широкой системы. Исследовать объект исторически – значит проследить последовательность его изменения в определенном контексте, выявить взаимосвязь изменяющихся состояний объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.008 с.) |