Серийные убийцы за пределами США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серийные убийцы за пределами США



 

Возможно, Америка перестала быть мировым лидером по производству автомобилей, фотоаппаратов и цветных телевизоров, но она до сих пор идет впереди по количеству серийных убийц. Именно в этой стране к концу XX века появилось большинство самых опасных психопатов: Мэнсон, Банди, Тэйси и др. Однако было бы крайне ошибочно считать, что Соединенные Штаты Америки – единственное государство, где рождаются смертоносные сексуальные маньяки.

Начиная с Джека-Потрошителя немало серийных убийц появилось в Англии (см. статью «Потрошители»). Франция также не отстает – вспомним Жозефа Ваше, доктора Марселя Петъе и Тьерри Полена («монстр Монмартра», который в середине 1980-х годов убил около двадцати пожилых женщин). Некоторые мерзкие и чудовищные убийцы (в их числе Петер Кюртен и Фриц Хаарманн) родились и выросли в Германии. И хотя советские власти не раз заявляли, что серийные убийцы существуют только в разлагающемся обществе, кровавая эпопея «ростовского зверя» Андрея Чикатило опровергла распространенное мнение.

Количество серийных убийц для такой малонаселенной страны, как Австралия, оказалось просто удивительным. В их числе – «убийца старушек» Джон Уэйн Гловер, Эдвард Леонски (известный как «поющий душитель») и Уильям Макдональд, «Сиднейский истязатель».

Бельгия кажется последним местом на земле, где можно встретить серийного убийцу, однако на протяжении 1930-х годов жительница этой страны Мари Беккер отравила дюжину людей. Беккер имела склонность к колоритным описаниям. Во время судебного процесса она рассказывала судье, что одна из ее жертв была похожа на «ангела, подавившегося кислой капустой».

Возможно, «убийцей-рекордсменом» среди преступников является южноамериканский «монстр Андов» – Педро Лопес, виновный в смерти трех сотен молодых девушек Эквадора, Колумбии и Перу. Японцы могут законно гордиться безопасностью своего общества, однако в 1940-х годах бывший морской офицер Есио Кодаира признался в изнасиловании и убийстве семи женщин.

Ясно, что серийный убийца – интернациональный феномен, встречающийся повсюду в мире – от Нидерландов до Новой Зеландии, от Шотландии до Южной Африки. Перефразируя слова песни, можно смело сказать: это – ужасный мир.

 

СИДЕЛКИ-УБИЙЦЫ

 

Весьма прискорбно, когда серийным убийцей оказывается студент-юрист (как, например, Тед Банди) или полицейский (как Дж. Дж. Шефер – флоридский «сексуальный зверь», совершивший двадцать садистских убийств). Но еще хуже – когда маньяк связан с медициной, когда он оказывается в числе людей, чей профессиональный долг – защищать и спасать человеческую жизнь. В эту категорию помимо врачей-убийц входят и сиделки-убийцы, которые приносят больным и беспомощным людям – взамен утешения и облегчения страданий – мучения и смерть.

В 1930-е годы в Цинциннати эмигрантка из Германии Анна Мария Ган завоевала репутацию ангела милосердия, доброй и преданной сиделки, ухаживающей за больными стариками. У всех этих болящих и немощных людей были солидные банковские счета. Тем или иным путем Ган удавалось прибрать деньги к рукам: она брала «в долг», убеждала вписать свое имя в завещание или просто крала. А потом отправляла своего пациента на тот свет, дав ему смертельную дозу препарата. За пять лет она отравила как минимум одиннадцать доверившихся ей стариков. И вполне справедливо, что Ган стала первой женщиной, казненной на электрическом стуле в Огайо.

Но если Ган охотилась за деньгами, то другими сиделками-убийцами руководили еще более низменные мотивы. Злодейка Джейн Топпэн заявила, что желает стать самой знаменитой среди женщин-убийц. Ее признали виновной в одиннадцати преступлениях, но сама Топпэн настаивала, что на ее счету тридцать одна жертва (некоторые криминалисты называют другую цифру – около ста убитых). Если это правда, то Джейн Топпэн удалось стать «в своем деле» известной.

В конце 1980-х годов сиделка-психопатка из службы помощи на дому Гвендолин Грэхем и ее любовница-лесбиянка Кэтрин Вуд изобрели отвратительную игру. Они решили уморить шесть пожилых пациентов, выбирая жертвы так, чтобы их инициалы, составленные вместе, образовывали слово «murder» – убийство. Осуществить этот план оказалось сложновато, но Грэхем и Вуд продолжили убивать стариков без разбору – это добавляло остроты в их сексуальные отношения.

Не все сиделки-убийцы – женщины. Ричард Анджело (известный как «ангел смерти» с Лонг-Айленда) придумал, пожалуй, самый сумасшедший повод для своих манипуляций. Одержимый желанием прославиться любой ценой, он выучился на медбрата и приступил к работе в бригаде «скорой помощи» госпиталя «Добрый самаритянин». Ни с того ни с сего прооперированные пациенты начали умирать один за другим. Долгое время не удавалось раскрыть причину этих загадочных смертей. Наконец, все выяснилось. С середины сентября по конец октября 1987 года Анджело делал инъекции примерно двум- трем пациентам в неделю. Эти инъекции приводили к параличу и остановке сердца. В чем же, если так можно выразиться, смысл злодеяний? Анджело объяснял так: он получал возможность броситься на помощь к умирающему и отличиться при этом. К сожалению, план его имел свои «недостатки»: из сорока пациентов, которым была сделана инъекция, умерли десять (а то и больше).

 

«СИНИЕ БОРОДЫ»

 

Персонаж народной сказки Синяя Борода (прототип его, как известно, живший в XV веке монстр Жиль де Ре) – зловещий владелец замка, убивавший одну за другой своих жен и прятавший их трупы в тайной комнате. В реальной жизни термин «Синяя Борода» используется для обозначения особого типа серийных убийц, которые, подобно сказочному двойнику, убивают своих жен.

Существует два основных различия между убийцами типа «Синей Бороды» и психопатами наподобие Теда Банди. Жертвами Банди были незнакомки, тогда как «Синие Бороды» предпочитают убивать лишь тех женщин, которые имели несчастье (или глупость) вступить с ними в брак. Различны и мотивы преступлений. Бандй и ему подобными движут похоть и сексуальный садизм. «Синими Бородами», напротив, движет не похоть, а жадность. В большинстве случаев серийные убийцы, принадлежащие к этому типу, убивали женщин из корыстных побуждений.

Наиболее известным из них в XX веке был лысый рыжебородый коротышка-француз по имени Анри Ландрю (его образ вдохновил Чарли Чаплина на создание «черной» комедии «Месье Вердо»). Несмотря на неприглядную внешность, Ландрю обладал изысканными манерами, что привлекало к нему женщин. Разумеется, его не трогало то, что многие из них были ранимыми и доверчивыми одинокими вдовами, – их мужья, молодые солдаты, погибли во время сражений первой мировой войны. Законченный проходимец, в прошлом уже семь раз осужденный за мошенничество, Ландрю находил свои жертвы, просматривая брачные объявления в газетах. Когда подходящая (то есть богатая и доверчивая) кандидатка отвечала ему, Ландрю начинал ухаживать за женщиной, женился, прибирал к рукам состояние, а затем убивал жену и сжигал труп в небольшой печи во дворе своего загородного дома. Ландрю был признан виновным в одиннадцати убийствах (десяти женщин, а также мальчика-подростка – сына одной из жертв) и в 1922 году гильотинирован.

Еще больше кровавый счет у немецкого убийцы Иоганна Хоха, эмигрировавшего в Америку в конце 1800-х годов. Ему принадлежит абсолютный рекорд среди всех «Синих Бород» по количеству заключенных браков. Он был женат, по крайней мере, на пятидесяти пяти женщинах, из них не менее пятнадцати убил. Подобно Ландрю, он так и не сознался в убийствах и настаивал на своей невиновности даже тогда, когда палач затянул петлю на его шее.

Еще одним знаменитым «Синей Бородой» был англичанин Джордж Джозеф Смит – убийца, прозванный «новобрачным в ванной». Смит обычно топил своих жен в ванне, чтобы получить страховку. Во время суда Джордж Смит, так же, как Ландрю и Хох, твердил о своей невиновности, подпрыгивая и крича в ярости: «Может, я и не такой, как все, но я не убийца!» Однако присяжные верили лишь фактам. Джордж Джозеф Смит был повешен в пятницу 13 августа 1915 года.

Хотя убийцы, заманивающие женщин обходительностью и хорошими манерами, обычно встречаются среди европейцев, в Америке тоже был собственный тип «Синей Бороды». Альфред Клайн, родившийся и выросший в Канзасе, имел внешность пресвитерианского священника. Без сомнения, это помогло ему завоевать доверие множества состоятельных вдов. Между 1930 и 1945 годами он был женат на восьми вдовах, поочередно убив всех. Даже орудие убийства Клайн выбрал чисто американское: стакан простокваши с ядом.

Среди «Синих Бород» примечателен также Герман Дрент, убивший неустановленное количество женщин в самодельной газовой камере в пригороде Кларксберга (Западная Виргиния). Он был обвинен в пяти убийствах и повешен в 1932 году. Как и большинство «Синих Бород», Дрент, скорее всего, был садистом, получавшим от своих преступлений не только финансовую выгоду, но и сексуальное удовлетворение. Он рассказывал в полиции, что, наблюдая за умирающими жертвами, чувствовал себя «лучше, чем в публичном доме».

 

СПЕК РИЧАРД

 

В строгом смысле слова Ричард Спек был массовым убийцей, а не серийным, поскольку преступления, принесшие ему столь скандальную славу, он совершил за одну-единственную ночь. Угрюмый, мрачный детина с покрытым шрамами лицом, алкоголик и наркоман, Спек к двадцати годам успел побывать в тюрьме около сорока раз по различным обвинениям, в том числе за грабеж и вооруженное нападение. Массовых убийц иногда называют «человек-бомба с часовым механизмом»; и это определение весьма подходит Спеку, вся жизнь которого была лишь медленной подготовкой к яростному взрыву насилия.

Этот взрыв произошел в ночь на 13 июля 1966 года. Спек, работавший матросом на торговом судне, находился тогда в Чикаго, ожидая отбытия корабля в Нью-Орлеан. Весь день он пил, слонялся по барам и приставал к женщинам, загоравшим в парке у особняка Джеффи – общежития студенток медсестер, практиковавшихся в местной клинике. Около одиннадцати часов вечера Спек вернулся к общежитию и постучал в дверь. 23-летняя студентка Корасон Амурао открыла – и увидела перед собой ужасного с виду незнакомца, размахивавшего ножом и пистолетом. «Я тебя не трону, – заявил Спек, вломившись в дом. – Мне нужны деньги, чтобы добраться до Нью-Орлеана».

Спек повел ее на второй этаж, где оказалось еще пять медсестер. Согнав их всех в одну спальню, он приказал девушкам лечь на пол. Затем, разорвав покрывало на полоски, он связал перепуганных студенток. В течение следующего часа в общежитие вернулись еще три девушки. Спек поступил с ними так же.

Поигрывая пистолетом, он уселся рядом с девятью пленницами, словно размышляя, что же ему с ними сделать. И наконец, принял чудовищное решение. Развязав 21-летнюю Памелу Уилкнинг, он отвел ее в соседнюю комнату, сначала нанес удар ножом в грудь, а потом задушил. За первой жертвой последовали Мэри Энн Джордан и Сюзанна Фаррис. Спек втолкнул их в другую спальню и зарезал.

Сделав перерыв, чтобы отмыть руки от крови, Спек продолжил кровавую расправу. Он развел девушек по разным спальням и зверски убил их: кому перерезал горло, кого задушил. Последнюю, 22-летнюю Глорию Дэйви, Спек дважды изнасиловал и задушил.

Расправившись со всеми девушками (как ему показалось), Спек покинул общежитие. Но в действительности, опьяненный кровью, он сбился со счета. Одна из студенток – Корасон Амурао – ухитрилась спрятаться под кроватью. Дождавшись утра, она выбралась из-под укрытия, доползла до балкона и начала кричать: «Они все мертвы! Все мои подруги мертвы!»

По описанию Амурао и с помощью других улик (в основном отпечатков пальцев, оставленных Спеком по всему дому, и характерных для его профессии морских узлов, которыми он связывал жертв) полицейские быстро вычислили преступника. Он был арестован в клинике Кук Каунти после неудачной попытки самоубийства. Спеку вынесли смертный приговор, однако Верховный суд США отменил смертную казнь, и Спек оказался в пожизненном тюремном заключении (срок ему назначили в четыреста лет). Он отсидел лишь девятнадцать и умер в камере от сердечного приступа.

 

ВИДЕОЗАПИСЬ СПЕКА

 

В мае 1995 года потрясенная публика смогла впервые увидеть видеопленку, придавшую новый смысл определению «порнографический фильм». Снятая в Стэйтвилльской тюрьме в 1988 году (за три года до смерти убийцы), эта пленка запечатлела Ричарда Спека, нюхающего кокаин, занимающегося оральным сексом со своим товарищем-заключенным и выставляющего напоказ свое отвратительное тело.

Невыразимо мерзкий, с короткой стрижкой, Спек, лениво прохаживаясь по камере со своим молодым любовником-негром, шутит по поводу убийства, разглагольствует о том, как ему нравятся анальные сношения с мужчинами, и бахвалится тем, как хорошо ему живется в тюрьме. «Если бы они только знали, как здесь весело, – смеется он, – они бы отпустили меня на свободу!»

В кульминационный момент этой одиозной записи Спек – по просьбе своего любовника – сбрасывает одежду и выставляет на обозрение голубые шелковые панталоны и отвислые женские груди, которыми обзавелся в связи с гормональным расстройством. Затем он начинает заниматься фелляцией со своим сокамерником.

Когда иллинойские законодатели увидели фильм, поднялась целая буря возмущения. «Эта запись подрывает доверие публики к правоохранительной системе», – заметил один государственный деятель. И это еще мягко сказано. Фильм был настолько отвратителен, что после показа его фрагментов по телевидению даже самые ярые противники смертной казни пожалели, что Спек избежал высшей меры наказания.

 

СПОСОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРУПА

 

Чтобы совершать снова и снова свои ужасные преступления и оставаться при этом безнаказанным, серийный убийца должен обладать совершенно дьявольской изобретательностью. Первое, с чем он сталкивается, – как выследить и захватить жертву. Затем, после совершения убийства, перед ним встает следующая, еще более трудная проблема: что делать с трупом? Способов решения ее немало – от самого простого до изощренного и тщательно разработанного.

Некоторые серийные убийцы просто бросают трупы на месте преступления, иногда оскверняя их. Так, например, Альберт Де Салъво, «Бостонский душитель», любил завязывать большой нарядный бант вокруг шеи задушенных им женщин, тем самым оставляя полиции улику, которая стала его легко узнаваемой «подписью».

Вполне понятно, что многие маньяки-убийцы предпочитают вовсе не оставлять следов. Некоторые социопаты, например Тед Банди, «хиллсайдские душители» и «убийца Грин-Ривер», оставляли тела своих жертв где-нибудь в лесу, на берегу реки, на обочинах автострад. Другие убийцы пытались хоть как-то спрятать трупы – зарывали их в неглубокие могилы или засыпали сверху сухими листьями. Джон Уэйн Гэйси и вовсе не утруждал себя – он просто рассовывал трупы убитых им молодых людей по всем углам дома, пока хватало места в комнатах, а потом сбрасывал их в ближайшую речку.

И напротив, некоторые серийные убийцы идут на все, чтобы уничтожить малейшие следы преступлений. Они обливают тела жертв кислотой, засыпают их негашеной известью или сжигают в печах.

Некоторые преступники используют такие способы уничтожения трупов, которые нормальный человек может назвать дикими (если не безумными). Например, Джо Болл избавлялся от трупов убитых им любовниц, скармливая их своим аллигаторам. А чудовищный монстр Фриц Хаарманн расчленял трупы жертв и продавал человеческое мясо своим соседям, выдавая его за говядину.

Разумеется, чем дольше серийный убийца остается на свободе, тем более опытным он становится в деле уничтожения трупов. Специальный агент Научного отдела ФБР по исследованию особенностей поведения преступников описывает одного серийного убийцу, которого охватила паника при виде мертвого тела своей первой жертвы, Ко второму убийству он уже подготовил и целую систему избавления от трупа, требовавшую четырех часов усердной работы: расчленял тело в ванной, упаковывал части в мешок, а потом сдавал в камеру хранения.

Существуют такие серийные убийцы, которые предпочитают вообще не расставаться с трупами. И Деннис Нильсен, и его американский соотечественник Джеффри Дамер так отчаянно желали общения, что шли на совершенное безумие, сохраняя трупы убитых жертв возле себя. Разумеется, после того как оба этих маньяка набивали комнаты трупами, проблема все же возникала – разлагающиеся тела распространяли в доме жуткий запах. Тогда Нильсен разрезал тела на части и спускал их в туалет. Когда канализация в его доме засорилась, позиция вышла на след убийцы и арестовала его.

Из рассказа анонимного серийного убийцы о его первом опыте по уничтожению трупа:

«У меня на руках оказалось мертвое тело. Люди видели, как я входил сюда. Как же мне теперь от него избавиться? Может, положить его в двойной мешок или завернуть в простыню и вынести отсюда? Я понимал, что чем меньше будет сверток, тем лучше. Я разрубил тело, засунул некоторые части в холодильник, в свободные места затолкал внутренности, рассовав их повсюду, – прежде всего то, что могло не поместиться в мешок. Я был в панике…»

 

СТАТИСТИКА

 

Из всех штатов США Калифорния держит первенство по числу серийных убийств – 16 процентов от общего количества. А штат Мэн, например, на последнем месте – 0 процентов. Избегайте также штатов Нью-Йорк, Техасу Иллинойс и Флорида. А самые безопасные места в Америке (в отношении серийных убийств) – Гавайи, Монтана, Северная Дакота, Делавар и Вермонт; в каждом из них за весь XX век зафиксировано всего по одному случаю серийного убийства.

Если вас интересует статистика серийных убийств, предлагаем еще несколько интересных фактов.

США – явный лидер по числу серийных убийц. На долю Соединенных Штатов приходится 76 процентов такого рода преступлений. Европа занимает второе место с большим отрывом – всего 17 процентов.

На долю Англии приходится 28 процентов общего количества серийных убийств, совершенных в Европе. Германия буквально наступает ей на пятки с 27 процентами, а Франция занимает третье место – 13 процентов.

По демографическому признаку: подавляющее большинство серийных убийц Америки (84 процента) – белые, а чернокожие – всего 16 процентов.

По половому признаку: мужчины прочно держат первенство среди серийных убийц – как минимум 90 процентов. Более того, многие специалисты считают, что серийное убийство – чисто мужское дело (см. статьи «Определение термина "серийное убийство "» и «Женщины-убийцы»).

Если женщин среди серийных убийц крайне мало, то среди жертв этих преступлений они в большинстве – 65 процентов.

Серийный убийца очень редко нападает на человека другой расы. Поскольку большинство серийных убийц белые, то и среди жертв белые составляют большинство – 89 процентов.

Серийные убийства обычно совершают молодые люди. Большинство маньяков – 44 процента – открыли кровавый счет в двадцать с небольшим лет, 26 процентов – в подростковом возрасте, а 24 процента – в тридцать с небольшим лет.

Если вы хотите чувствовать себя в безопасности от серийных убийц, не занимайтесь проституцией, поскольку проститутки – главная мишень социопатов-убийц на сексуальной почве. Однако в действительности не существует такой профессии, которая могла бы уберечь от столкновения с серийным убийцей. Почти в 15 процентах случаев преступник выбирает жертву наугад.

 

СТОЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Любимое оружие серийного убийцы – пила. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, посмотрев кинофильмы о маньяках. В 1970-е годы Голливуд выбросил на рынок множество дешевых киноподелок типа «Убийца дрелью», «Инструменты убийства», «Кровавые истязатели» или «Чудовища». Психопаты в этих фильмах перепробовали весь набор столярных инструментов – от дрелей до ножовок. Столярные инструменты использовал в двух лентах и Брайан де Пальма (начало 1980-х годов) – «Двойник тела» (если помните, там показана электродрель гигантских размеров) и «Лицо со шрамом» (самая кошмарная за всю историю кино сцена насилия с применением пилы).

Первым фильмом, где показано убийство пилой, был «Последний дом слева» (1971) Веса Крэйвена; однако «культовым» этот инструмент в качестве оружия маньяка сделал фильм Тоба Хупера «Техасская пила» (1975). Подобно создателям «Психо» и «Молчания ягнят», Хупер строил сюжет под впечатлением чудовищных преступлений Эда Теина. Первые афиши, рекламирующие этот фильм, заявляли об абсолютной тождественности реальным событиям. Но это не так. Не говоря уже обо всех прочих расхождениях, у Эда Гейна просто-напросто никогда не было собственной пилы! Ему вполне хватало старой лопаты (чтобы выкапывать трупы женщин) и охотничьего ножа (чтобы расчленять их).

Нетрудно понять, почему пила пришлась по вкусу авторам фильмов ужасов: она большая, издает мерзкие громкие звуки и выглядит весьма устрашающе. Но по этим же самым причинам она крайне неудобна для реального серийного убийцы. В конце концов не так-то просто тайком проникнуть в соседний коттедж и незаметно расчленить зазевавшееся семейство пилой. Вдобавок пилу трудно спрятать под одеждой так, чтобы не бросалась в глаза.

Впрочем, известен один серийный убийца, орудовавший столярными инструментами (правда, уже после смерти своих жертв). В 1980-е годы шведский врач Теет Хэрм, работавший медэкспертом в стокгольмской полиции, был обвинен в серийном убийстве семи проституток, которых затем обезглавил и расчленил при помощи пилы. И это еще не все: подобно серийному убийце-врачу, вымышленному доктору Ганнибалу Лектеру (каннибалу), доктор Хэрм питался человеческим мясом.

 

«СТРАШНЫЕ СКАЗКИ» ПОДРОСТКОВ

 

Подростки любят пугать друг друга жуткими рассказами о маньяках-убийцах. «Человек с крюком» (см. статью «Охотники за любовными парами») – самая популярная из таких историй, но далеко не единственная. Еще одна называется «Смерть бой-фрэнда», в которой речь идет о юной паре, ехавшей ночью на автомобиле по темному лесу. Когда вдруг кончился бензин, парень решил поймать попутку, чтобы добраться до бензозаправочной станции. Девушке он велел как следует запереть двери автомобиля, поскольку знал, что на свободе разгуливает маньяк. Забившись в уголок заднего сиденья, девушка с нетерпением дожидалась возвращения своего бой-фрэнда. Но шли часы, а он не возвращался. Только все время кто-то скребся о крышу машины. Наутро приехала полиция. Когда девушке помогли выйти из автомобиля, она увидела труп своего бой-фрэнда, висевший вверх ногами на ветке дерева. Это его ногти скреблись о крышу машины!

Похожая сказка-страшилка под названием «Смерть соседки» повествует о двух девушках, живших в соседних комнатах студенческого общежития. Узнав, что на свободе разгуливает серийный убийца, девушки заперлись на ночь каждая в своей спальне. Посреди ночи одна девушка услышала, как кто-то скребется в дверь коридора между спальнями. Утром она набралась храбрости, отперла дверь – и увидела труп своей соседки, горло у нее было разрезано от уха до уха. Видимо, умирая, она из последних сил пыталась позвать на помощь!

Подобных страшилок о маньяках-убийцах известно немало: например, «Убийца на заднем сиденье» (о незадачливой женщине, обнаружившей, что везет в своем автомобиле спрятавшегося маньяка) и «Сиделка и человек на втором этаже» (о сиделке, слышащей угрозы от неизвестного маньяка и обнаруживающей затем, что крики раздаются всего-навсего из телефонной трубки на втором этаже дома).

Многие такие истории стали основой сюжета дешевых фильмов ужасов: «Хэллоуин», «Звонок незнакомца», «Пятница, 13-е» и др.

 

СУВЕНИРЫ

 

См. статью «Трофеи».

 

СУДЕБНЫЕ ОШИБКИ

 

Если человека арестуют, осудят и посадят в тюрьму за преступление, которого он не совершал, хуже может быть только одно: если его за это казнят. А если речь идет о серийном убийстве, то ситуация еще страшнее. Дело не только в том, что погибнет невиновный человек; ведь настоящий преступник остается на свободе и продолжает убивать.

К сожалению, подобные случаи время от времени происходят. Одним из самых скандальных было дело Тимоти Эванса – слабоумного английского водителя грузовика, который в 1950 году был осужден за зверское убийство своей жены и маленькой дочери. Свидетелем обвинения был сосед Эванса с нижнего этажа – тихий респектабельный джентльмен по имени Джон Реджинальд Кристи. Три года спустя Эванса повесили в лондонской тюрьме Пентонвилль, а Кристи съехал со своей квартиры в доме номер 10 по Риллингтон-Плейс. Вселившиеся туда люди вскоре обратили внимание на неприятный запах в кухне. Обнаружив, что вонь исходит из пустоты в стене, они сорвали обои и нашли разложившиеся останки трех женщин, спрятанные в этом своеобразном гробу. Четвертое тело, принадлежавшее жене самого Кристи, было найдено под досками пола, а еще два трупа оказались зарыты на заднем дворе. В общей сложности этот неприметный с виду человек совершил восемь убийств; четыре из них – уже после казни Эванса. Самого Кристи повесили в июле 1953 года. Прошло еще тринадцать лет, прежде чем британская Фемида наконец созналась, что в деле Эванса допущена ошибка. Невиновный был оправдан посмертно.

Разумеется, от роковых ошибок такого рода никто не застрахован. Но особенно часто они происходят в тоталитарных государствах, где «правосудие» вершится с поразительной поспешностью. В 1930-1940-е годы нацистские власти периодически арестовывали и казнили подозреваемых в серии убийств на сексуальной почве, происходивших в городке Купеник к востоку от Берлина. Однако настоящий преступник – социопат Бруно Людке – был разоблачен лишь в 1943 году. К этому времени, по его собственному признанию, он успел совершить восемьдесят пять убийств.

Похожая история имела место в бывшем СССР. В 1978 году в лесу на окраине Ростова-на-Дону был найден изуродованный труп девочки-подростка. Милиция почти сразу арестовала человека, в прошлом уже привлекавшегося к ответственности за сексуальное насилие. Вскоре он был казнен. Но к тому времени, когда был найден настоящий убийца – Андрей Чикатило, ростовский «бешеный зверь», – на счету маньяка было более пятидесяти жертв.

 

УБИЙЦА МИЛКЕТОСТ

 

История Реджинальда Кристи и его злосчастного соседа Тимоти Эванса – одно из самых сенсационных дел в современной британской криминалистике – легла в основу сюжета блестящего фильма Ричарда Флейшера «Риллингтон-Плейс, дом 10» (1970). Снятый буквально «на месте преступления» (дом впоследствии снесен), этот кинофильм произвел на зрителей сильное впечатление, художественными средствами показав отвратительную и бесчеловечную сущность внешне благообразного убийцы. Примерно так же восприняли присутствовавшие на судебном процессе Реджинальда Кристи его откровения:

«Припоминаю, что когда я глядел на застывшее тело моей первой жертвы, то испытывал странно умиротворяющее волнение».

 

 

Т

 

ТИПЫ СЕРИЙНЫХ УБИЙЦ

 

Точное определение серийного убийства остается предметом дискуссий в криминологических кругах. По мнению некоторых специалистов, серийное убийство – это ряд садистских убийств на сексуальной почве. Однако другие авторитетные эксперты рассматривают проблему более широко и условно разделяют серийных убийц на четыре категории.

1. «Убийцы-визионеры». Большинство серийных убийц – психопаты, то есть умственно полноценные, но абсолютно аморальные люди, лишенные совести и чувства сострадания. «Убийцы-визионеры», наоборот, – психотики, то есть люди, чей разум порабощен причудливыми иллюзиями и галлюцинациями. К примеру, «сын Сэма» Дэвид Беркович утверждал, что он одержим демоном, передающим ему приказания через соседского пса. Герберт Маллин, убивший тринадцать человек, был параноидальным шизофреником, слышавшим «телепатические голоса», которые приказывали ему убивать, дабы предотвратить землетрясение в Калифорнии. «Сатана входит в людей и заставляет их делать то, чего они не хотят», – заверял присяжных Герберт Маллин.

2. «Убийцы-миссионеры». Это серийные убийцы, возомнившие себя крестоносцами-мстителями, очищающими общество от «грязи» – проституток, гомосексуалистов, «иностранцев» и т. п. К примеру, в конце 1970-х годов поклонник Гитлера Джо Франклин объявил войну межрасовым бракам и успел убить тринадцать человек, прежде чем полиция остановила этот «крестовый поход».

3. «Убийцы-гедонисты» совершают преступления только ради собственного удовольствия. Они убивают, потому что им это нравится, в этом заключен для них источник высочайшего наслаждения, превосходящего сексуальное.

4. «Охотники за властью». Основной движущий мотив этих убийц – утверждение своего превосходства над беспомощной жертвой, стремление компенсировать внутреннее ощущение своей ничтожности и бесполезности.

Проблема этого дифференцированного подхода к «материалу» заключается в том, что различные «типы» преступлений часто пересекаются друг с другом, нарушая стройную систему. Например, «убийца-миссионер», сражающийся с проститутками, вполне может действовать по велению «божественных» голосов, приказывающих ему очистить улицы от блудниц. А наслаждение, которое получает «убийца-гедонист», мучая и убивая девочку-подростка, может быть продиктовано желанием абсолютной власти над беспомощной жертвой.

 

ТОППЭН ДЖЕЙН

 

Сиделок называют «ангелами милосердия», и Джейн Топпэн на первый взгляд вполне подходила под это определение. Помимо очевидной компетентности в своей профессии, она казалась чувствительной и сострадательной женщиной, ее приглашали на работу в лучшие семейства Бостона. Разумеется, наниматели ничего не знали о молодых годах Джейн: о том, что мать ее трагически погибла, когда девочка была еще совсем маленькой, и о том, что отец ее впоследствии сошел с ума и зашил себе глаза в своем бостонском швейном ателье, а сама Джейн пыталась покончить жизнь самоубийством, когда ее бросил жених. Еще во время обучения в Кембриджской клинике Джейн проявляла чрезвычайный, не совсем медицинский интерес к вскрытиям трупов, несколько удивляя этим преподавателей.

И только летом 1901 года, когда члены семейства Дэвисов стали умирать один за другим, чудовищная правда о «сострадательной сиделке» наконец обнаружилась. Джейн Топпэн оказалась не «ангелом милосердия», а кровожадным «ангелом смерти».

Первой скончалась миссис Мэтти Дэвис; причиной смерти сочли сердечную недостаточность. Ее старшая дочь, миссис Анни Гордон, была настолько убита горем, что обратилась к сиделке Топпэн за поддержкой. Топпэн предписала ей «успокоительные инъекции». И вскоре Анни Гордон сошла в могилу вслед за матерью. Несколько дней спустя глава семьи, капитан Элден Дэвис, скончался, как предположили, после тяжелого инсульта. Сиделка Топпэн позаботилась и о нем. Из всего семейства в живых осталась лишь вторая замужняя дочь – миссис Мэри Гиббс. Через несколько дней после похорон отца Мэри Гиббс, также вверившая себя заботам доброй нянечки Топпэн, отправилась вслед за своими родными.

Озадаченный тем, что родственники его супруги скончались один за другим всего за шесть недель, муж Мэри Гиббс потребовал вскрытия. Топпэн старалась предотвратить это изо всех сил, но Гиббс, заподозрив неладное, обратился в полицию штата Массачусетс. Вскрытие тела Мэри Гиббс подтвердило подозрения ее мужа – жена погибла от инъекции смертельной дозы морфина с атропином, которую сделала ей сиделка.

К этому времени Топпэн уже бежала из Бостона. В конце концов ее арестовали в Эмхерсте (Нью-Гемпшир) 29 октября 1901 года – после того, как она успела отправить на тот свет свою собственную сводную сестру.

Поначалу Топпэн заявляла о своей невиновности, упомянув, однако, что у нее «часто бывают неприятности с головой». Когда следователи изучили ее прошлое, то составили большой список бывших пациентов Топпэн, которых постигла внезапная загадочная смерть. Допрошенная психиатрами, Топпэн наконец призналась, что отравила в общей сложности одиннадцать человек. Позднее она сообщила своему адвокату, что в действительности на ее счету 31 жертва.

На судебном процессе 1902 года врачи засвидетельствовали, что Топпэн «от рождения страдала слабостью нервной системы» и «недостатком нравственного чувства и самоконтроля». Были основания полагать, что эти качества передались ей по наследству: отец Джейн и ее сестра окончили жизнь в психиатрической клинике. Показания самой Топпэн окончательно убедили суд в ее невменяемости. «Высшая моя цель, – заявила она, – убить как можно больше людей. Как можно больше беспомощных людей. Мне хотелось бы убить всех на свете!» Сиделка-отравительница была объявлена умалишенной, ее поместили в психиатрическую клинику, где она и скончалась в 1938 году в возрасте восьмидесяти четырех лет.

 

ТРАВМЫ ГОЛОВЫ

 

Сталкиваясь с таким феноменом, как серийное убийство, люди, как правило, стремятся найти ему какое-нибудь рациональное объяснение. Ведь если бы исследователи смогли установить причину преступления, то, возможно, удалось бы выработать какое-нибудь средство против него (или, по крайней мере, идентифицировать потенциальных маньяков прежде, чем те успеют причинить людям вред). В процессе решения этой проблемы криминалисты выдвигали целый ряд предположений, начиная с дурного влияния родителей до гормональных отклонений (см. статью «Причины появления серийных убийц»). Некоторые специалисты объясняют такого рода преступления психическим сдвигом в результате «повреждения мозга в детском возрасте». Согласно их утверждениям, травматическое повреждение мозга может превратить человека в серийного убийцу.

И действительно, достаточно много серийных убийц перенесли в детстве черепно-мозговые травмы. К примеру, Эрл Леонард Нельсон (печально знаменитый Человек-Горилла, убивший больше двадцати женщин) в десятилетнем возрасте упал с велосипеда, налетев на троллейбус, и пролежал в бессознательном состоянии целую неделю. В конце концов он оправился, но его поведение – и прежде не совсем нормальное – стало еще более странным. Серийному насильнику и убийце Бобби Джо Лонгу (осужден в 1984 году за девять убийств), очевидно, принадлежит рекорд по части черепно-мозговых травм. В пять лет он упал вниз головой с качелей. В шесть лет, катаясь на велосипеде, врезался в припаркованный автомобиль и ударился головой. Семилетним опять упал вниз головой, теперь уже с пони. На этом травмы временно прекратились, но, когда Лонгу было уже двадцать с небольшим, произошел еще один несчастный случай: он упал с мотоцикла и ударился головой об асфальт с такой силой, что шлем разлетелся вдребезги. Среди маньяков, переживших черепно-мозговые травмы, самые зловещие серийные убийцы – Джон Уэйн Гэйси, Ричард Спек, Чарльз Мэнсон и Генри Ли Лукас.

Но, к сожалению, теория церебральных травм не всегда применима. Травмы головы – весьма распространенное явление среди детей. Миллионы мальчиков падают с велосипеда, качелей и каруселей. И это не ведет их к преступлению. Однако, когда имеются другие предрасполагающие факторы, серьезная травма головы в сочетании с ними может способствовать возникновению психического отклонения.

 

ТРАНСВЕСТИЗМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.096 с.)