Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки при применении УСН




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки при применении УСН



Выездная налоговая проверка налогоплательщика в соответствии со ст.89 части I Налогового кодекса РФ проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

В силу п. 17 ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся не только в отношении налогоплательщиков, но и в отношении плательщиков сборов, и в отношении налоговых агентов.

Как установлено в п. 4 ст. 89 НК РФ, предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В п. 2 ст. 89 НК РФ указывается, что решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

При проверке УСН следует руководствоваться главой 26.2 части 2 НК РФ.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Налоговой базой по налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (п. п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ). Это зависит от того, какой объект налогообложения избран: доходы или доходы минус расходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Выездная проверка организаций, применяющих специальные режимы, начинается с того, что уточняется, может ли она работать на «упрощенке» или уплачивать ЕНВД.

Прежде всего проверяется численность персонала.

Хотя при «упрощенке» и уплате ЕНВД требуется не превышать определенный размер численности персонала (не более 100 человек), понятие численности и ее расчет разный. У организаций на «упрощенке» отслеживается средняя численность, а у организаций на ЕНВД – среднесписочная численность работников.

Определить среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период, можно путем:

СЧ = ССЧ + СЧвс + СЧгп,

где СЧ – средняя численность работников;

ССЧ – среднесписочная численность работников;

СЧвс – средняя численность внешних совместителей;

СЧгп – средняя численность работников, с которыми оформлены гражданско-правовые договоры.

То есть понятие средней численности более расширенное, чем понятие среднесписочной численности.

Кроме того, надо учитывать, что работники по договорам подряда включаются в численность как целые единицы. Тогда как работники по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.

При выездной налоговой проверке инспекторы контролируют соблюдение численности, изучая все трудовые договоры и договоры подряда, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и иные платежные документы о выплате дохода.

Далее уточняется доля участия других организаций в уставном (складочном) капитале торговой фирмы.

У компаний на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций не должна превышать 25 процентов. Исключение сделано лишь для компаний, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов. Проверяют данное условие инспекторы по документам купли — продажи долей в уставном капитале, решениям общих собраний акционеров, а также по сведениям из государственного реестра. Если компания перешла на спецрежим, а долю участия других компаний снизила только на бумаге (без госрегистрации), права на спецрежим у нее нет.

При «упрощенке» иные требования к применению налогового режима.

Во-первых, необходимо соблюдать лимит доходов. Если за отчетный (налоговый) период доходы превысили 60 млн руб., надо перейти на общий режим начиная с квартала, в котором превышен лимит (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Проверять данные условия инспекторы будут на основании книги учета доходов и расходов, выписок по расчетному счету и кассовым документам (кассовой книге, кассовым чекам, журналу учета кассира - операциониста).

Во-вторых, у организаций на «упрощенке» не должно быть филиалов или представительств (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Данное условие инспекторы проверяют, анализируя открытые расчетные счета в других регионах, договоры с работниками, которые не проживают в месте регистрации компании. Однако если создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не мешает применять специального режим.

В-третьих, общая остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Проверка правильности исчисления единого налога при применении УСН в рамках выездной налоговой проверки проводится путем осмотра (обследования) объекта деятельности с составлением протокола, в котором фиксируются указанные налогоплательщиком в налоговой декларации данные и фактически используемое им количество физических показателей. Кроме того, в протокол заносятся иные сведения, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющие интерес для данной проверки (количество работающих, ассортимент товаров, соответствие инвентаризационных и правоустанавливающих документов фактическому использованию площади, наличие торговых залов и открытых площадок).

Осмотр (обследование) объектов обложения единым налогом в соответствии со ст.92 Налогового кодекса РФ должен проводиться с обязательным участием понятых в количестве не менее двух человек. Понятые обязаны удостоверить в протоколе осмотра (обследования), составленном должностными лицами налогового органа факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. При необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

При проведении осмотра (обследования) вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется данная процедура или его представитель, а также специалисты.

При проведении осмотра (обследования) рекомендуется производить фотоснимки и (или) видеозапись тех моментов, которые могут служить основанием для подтверждения факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Выполненные при производстве осмотра фотоснимки, негативы, видеозаписи и другие материалы прилагаются к протоколу осмотра.

Протокол подписывается проверяющими и понятыми, а также другими присутствующими и участвующими при производстве осмотра (обследования) лицами. При отказе налогоплательщика подписать протокол в нем делается соответствующая запись.

В случае воспрепятствования должностным лицам налоговых органов проведения осмотра (обследования) объектов обложения едином налогом, проверяющими составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт воспрепятствования доступу на территории или в помещения, используемые налогоплательщиком для предпринимательской деятельности. Указанный акт подписывается проверяющими, налогоплательщиком и понятыми. При отказе налогоплательщика подписать указанный протокол в нем делается соответствующая запись. Незаконное воспрепятствование должностным лицам налоговых органов проведению процедур осмотра (обследования) признается административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную частью I ст. 19.4 КоАП РФ.

Для обеспечения исполнения возложенных на налоговый орган обязанностей по решению лица, ответственного за организацию проведения проверки, привлекаются представители правоохранительных органов.

Протоколы осмотра и показания свидетелей приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.

При установлении фактов уплаты единого налога по видам деятельности, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, необходимо произвести перерасчет налогов, подлежащих уплате. При этом сумма уплаченного единого налога должна быть зачтена в счет уплаты налогов по общей системе налогообложения. Аналогичный порядок применяется в случае установления фактов уплаты налогов по общепринятой системе налогообложения по видам деятельности, по которым необходимо применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Результаты выездной налоговой проверки организации оформляются актом выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.005 с.)