Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своё: тема родины, дома, России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доказывает, что тоска по родине - морока. (21-39г - эмиграция Цветаевой). Конец подразумевает недосказанность из-за кома в горле, что стоит у лирической героини от переизбытка чувств. стихотворение заканчивается загадочной концовкой(рябина и берёза - символы России, рябина - символ любви Цветаевой к России). Цветаева пытается убедить себя, что ей все равно. сумбурно построенные фразы показывают волнение героини. чувство родины безгранично с одной стороны, но с другой - привязано к какой-то маленькой детали. Анжамбемам - несовпадение интонационно-фразового членения в стихе вс метрическим членением, причём фраза или ее часть, начатая в одном стихе переносится в другой. Размер -4 ямб КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тот час же к вам, бывало, - Уж поздно!- Мама, десять строк!...- Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки... Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо... Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы.... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком - корона... Вдруг - нищий! Боже! Он сказал: "Позвольте, я наследник трона!" Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы... - О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! 1908-1910 Анализ: Стихотворение "Книги в красном переплете": яркая живописная деталь, вынесенная в заглавие этого произведения, соединена в его тексте с краткими пересказами сюжетов любимых книг и воспоминаниями о том, с каким чувством они читались. Восклицание лирической героини "Как хорошо за книгой дома!" создает идиллическую зарисовку детских впечатлений и одновременно несет высокую нравственно-эстетическую идею катарсиса в общении с нетленными образцами мировой литературы, указывает на духовные основания, которые формируются у юного книгочея в тихие и счастливые мгновения открытия мира Размер – 4 ямб
БАБУШКЕ Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы... Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли... По сторонам ледяного лица Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей - сколько? - В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. - Бабушка! - Этот жестокий мятеж В сердце моем - не от вас ли?.. Анализ: Стихотворение «Бабушке» было написано Цветаевой в 1914 году. Марина не знала своих бабушек. Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы - красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет. Стихотворение 25-летней Цветаевой – попытка понять душевные переживания, страдания и радости женщины, черты характера которой, возможно, перешли и к ней. Лирическая героиня ищет вобразе бабушкиистоки собственного характера, пытается разобраться в себе, восстановив утраченную связь времен. Первые три строфы посвящены описанию внешности бабушки. Героиня пристально вглядывается в незнакомые, но такие дорогие черты лица. Эпитеты, используемые в этой части стихотворения, создают образы холода, неприступности и чистоты. Бабушка – не живая женщина, она принадлежит к другому миру. Какому? Ответ дается в четвертой строфе, где появляется образ «ненасытимой прорвы земли». Смерть – мир, к которому принадлежит бабушка, именно этим и объясняются образы холода в первых строфах. Поэтесса скорбит о ранней смерти бабушки, с горечью осознавая, что с уходом человека все его переживания и чувства остаются утраченными. Цветаева переживает о нереализованных возможностях личности, о том, как ничтожно мало успевает сделать человек за свою жизнь. Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства. Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестнуюрифму. В произведении преобладают открытые рифмы. В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При помощи многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини. Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?». Стихотворение насыщенотропамии стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини. Обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности. Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой. В последней строфе для привлечения внимания читателя Цветаева использует риторический вопрос: «Бабушка! Этот жестокий мятеж// В сердце моем – не от Вас ли?» Размер - дактиль Семь холмов — как семь колоколов, На семи колоколах — колокольни.Всех счетом: сорок сороков, — Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетеньИ церковки златоголовые. И любила же, любила же я первый звон. —Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,И знахарку с двора соседнего. — Провожай же меня, весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне ротКолокольной землей московскою! 8 июля 1916Анализ: цикл "стихи о Москве". Попытка осмыслить грандиозность Москвы(колокольное семихолмие) В этом стихотворении Москва собрание всех добродетелей и пороков. Использование фольклорных элементов(песенно-разговорочный). Лирический герой во второй части находится с людом. Размер - хорей Уж сколько их упало в эту бездну, Застынет все, что пело и боролось, И будет жизнь с ее насущным хлебом, Изменчивой, как дети, в каждой мине, Виолончель, и кавалькады в чаще, К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, И день и ночь, и письменно и устно: За то, что мне прямая неизбежность - За быстроту стремительных событий,
Анализ: В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса. Сама по себе смерть не пугает 20-летнюю Цветаеву, которой уже довелось столкнуться с этой незваной гостьей. Поэтесса переживает лишь о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которая «становится золой». Ветер разносит ее по земле, и вот уже она смешивается с землей, превращаясь в прах, который, возможно, станет основой для новой жизни. Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами. Размер - ямб Борис Леонидович Пастернак Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. <1912, 1928> Анализ: Это стихотворение относится к ранней лирики Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Степуна. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистской эстетики. Тема. Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу – изображение движения человеческой души. ее тяги к переменам в жизни, к духовному Идея. Преобразование, полная смена в природе и душе человека Композиция. Стихотворение начинается лирическим зачином в форме императива. «Февраль! Достать чернил и плакать …» Глаголы «достать», «плакать», «писать» приобретают особое значение, символизируют движущий процесс, который начался везде – и в природе, и в обществе, и в душе человека. Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов. Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества. В душе лирического героя осуществляется рождения поэта. А сам автор стремится к тому, чтобы произошло новое духовное рождение мира и всего человечества. Размер – 4 ямб ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку.
Всё, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое.
Анализ: Стихотворение было написано в 1917 году. В нем поднимается тема поэзии, дана попытка обозначить ее природу. Тема поэзии, те или иные аспекты поэтического творчества постоянно привлекали внимание едва ли не всех поэтов. В русской литературе эта тема поднималась в стихотворениях таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева и многих других. Свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества вложил и Пастернак. Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее:Таким образом, в пастернаковском стихотворении поэзия предстает как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, купален- ные донья, доски. Размер – 3 анапест Во всем мне хочется дойти До самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины. Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья. О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,Нечаянностях впопыхах,Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон,Ее начало,И повторял ее именИнициалы. Я б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды. Достигнутого торжестваИгра и мука -Натянутая тетиваТугого лука.1956 Анализ: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Лирический герой находится в постоянном поиске, он стремится найти правду, постичь суть вещей. Желание познать тайны и загадки жизни, жажда деятельности с первых строчек удивляет своей настойчивостью и эмоциональностью. Стихотворение очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв. Но, как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы (самую динамичную часть речи). Он выражает свои стремления и порывы души в статичных, на первый взгляд, существительных: До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Какое движение, какой порыв чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема перечисления однородных членов придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства! В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что герой стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия: О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. Отбрасывая пустые слова, герой ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь. По его мнению, только когда человек чувствует, он живет на самом деле: Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл! Философия простоты Пастернака находит свое отражение и в композиции, и стихотворном размере произведения. Следует отметить, что четырехстопный ямб в нем чередуется с двухстопным, придавая, таким образом, особую ритмичность, движение всему произведению. Невольно возникает ассоциация со стуком колес поезда, несущегося вперед… Это ощущение усиливается перекрестной рифмой. Особенно красноречив в стихотворении прием анафоры: «до сущности», «до их причины» и так далее. С каждой строчкой нарастает напряжение, авторское ударение, расстановка акцентов. Интересны образы природы в этом стихотворении. Она будто оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего мира, а как воплощенная поэзия: Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где заканчивается один и начинается другой. Липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке… Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке: Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Упоминание Шопена здесь неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Музыкальный рисунок стихотворения продолжает аллитерация – частое повторение согласных «б», «г», «л», «т» придают строкам особый напор. Закономерно возникает вопрос, разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он ее тайную формулу? Нет, герой еще не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это – продолжать «жить, думать, чувствовать, любить»… Возможно, в этом и заключается разгадка секрета жизни! Размер - ямб ГАМЛЕТ Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946 Анализ: стихотворение включено в 17 главу "Доктора Живаго" по замыслу Пастернака это стихотворение принадлежит главному герою романа. роман "Доктор Живаго" - это рассказ о судьбе человека в истории. стих открывает главу романа. а последнее "Гефсиманский сад" закрывает. автор говорит о двух трагедиях - трагедии Гамлета, который осознает,что порвалась "дней связующая нить", и о трагедии Иисуса Христа, который пожертвовал собою ради спасения людей. об этих героях Живаго говорит потому, что ему самому дает силу мотив жертвенной слабости. лирический герой - актер, который играет Гамлета. лир. герой, также, как и Гамлет, одиночка, но им приходится "выходить на подмостки" и быть активным участником все событий, в этом их трагедия, но они это преодолеваю, и это победа. начало цикла стиха: сумрак, тьма зала. лир. герой - одинок среди толпы. Размер – 5 хорей ЗИМНЯЯ НОЧЬ (МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ...) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.
Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.
И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. 1946 Анализ: центральный образ-символ стиха - свеча, которая является символом страсти, жизни, защиты, веры. бушующая вокруг метель и снег - символы конца, смерти, холода. контраст символов. философский замысел в том, что люьовь - это всшее проявлене жизни, она проникает во все пределы, в ней скрещиваются временное и вечное. В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е». размер - 4 ямб.
Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют. 1931 Анализ: С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение. Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения. Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина! Размер – 4 хорей
СНЕГ ИДЕТ Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. 1957 Анализ : Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку: Снег идет, снег идет, К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака. Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта? Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее: Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении. Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию: Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься, и – святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора: Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас: Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи… Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного. И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает... Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака. Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки… Размер – 4 хорей ПРО ЭТИ СТИХИ На тротуарах истолку С стеклом и солнцем пополам, Зимой открою потолку И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме, К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет.
Буран не месяц будет месть, Концы, начала заметет. Внезапно вспомню: солнце есть; Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество, И разгулявшийся денек Прояснит много из того, Что мне и милой невдомек.
В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил, К дыре, засыпанной крупой, Пока я с Байроном курил, Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож, Как в ад, в цейхгауз и в арсенал, Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал. Лето 1917 Анализ: Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» посвящено теме творчества. Лирический герой описывает течение своей жизни, но его отличие от простых людей в том, что он поэт. В его голове, душе, сознании рождаются стихи. И поэтому жизнь лирического героя особенная – она полностью подчинена процессу творчества. Задекламирует чердак |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.021 с.)