ТОП 10:

Реквизиция, условия её применения



Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) – принудительное возмездное изъятие имущества граждан и юридических лиц для предотвращения эпидемий, эпизоотий, последствий стихийный бедствий. (производится в административном порядке по решению государственного органа и допускается только в случаях стихийных бедствий, аварий, иных обстоятельств чрезвычайного характера, и только в интересах общества)) (в случае прекращения чрезвычайных обстоятельств собственник через суд вправе потребовать возврата ему имущества, сохранившегося в натуре).

 

Конфискация,условия её применения

Конфискация — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение.
По гражданскому законодательству РФ конфискация рассматривается как один из случаев принудительного изъятия имущества у собственника (ч. 2 ст. 235 ГК РФ). Согласно ст. 243 ГК РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление (иное правонарушение). В случаях, предусмотренных законом, конфискация производится в административном порядке. Решение о такой конфискации может быть обжаловано в суде. По уголовному праву конфискация — один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное). Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ. От конфискации имущества как вида уголовного наказания необходимо отличать специальную конфискацию. Последняя заключается в изъятии у осужденного конкретных предметов, являющихся орудиями и средствами преступления, некоторых других предметов, а также денег и иных ценностей, нажитых преступным путем (ст. 86 УПК РСФСР). Конфикация, применяемая в качестве меры административного взыскания, предусматривает изъятие не вообще имущества правонарушителя, а только тех предметов, которые являются орудиями или объектами административных проступков.
Согласно УК РФ конфискация не является наказанием, а является иными мерами уголовно-правового характера.
Статья 237 ГК РФ:
1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.
2. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

 

18.Право собственности юридического лица.

Субъекты права собственности юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы.

Объекты права собственности юридических лиц: любое движимое и недвижимое имущество (кроме видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам).

Количество и стоимость имущества, находящегося в их собственности, не ограничивается, исключая случаи, когда ограничения прямо установлены законом в целях защиты конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Собственность юридического лица прекращается, если установлено, что имущество, находящееся в его собственности, не может ему принадлежать.

Коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им их учредителями в качестве вкладов, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Некоммерческие организации могут быть собственниками имущества, приобретенного ими, и могут использовать его только в объемах, необходимых для достижения целей, установленных учредительными документами.

Юридические лица могут быть собственниками любого имущества, за исключением того, которое не может принадлежать на праве собственности юридическим лицам в силу прямого указания в законе.

Право собственности граждан.

Право собственности граждан – разновидность частной собственности, в связи с которой граждане могут владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью по своему усмотрению.

Источники формирования собственности граждан – их собственный труд и независимая самостоятельная экономическая деятельность.

Виды собственности граждан:

1) собственность, источником которой является собственный труд в качестве наемного рабочего;

2) собственность, источником формирования которой является предпринимательская деятельность, основанная на собственном труде;

3) собственность, источник формирования которой – привлечение наемного труда.Субъекты: все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом может быть все имущество, кроме имущества, изъятого из гражданского оборота (богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений и др.). Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается (кроме случаев, предусмотренных законом).

В отношении некоторых объектов установлен специальный правовой режим, в частности на жилье (должно использоваться по назначению для удовлетворения потребностей собственника и членов его семьи), на транспортные средства, подлежащие специальной регистрации, оружие, на приобретение которого требуется специальное разрешение, сильнодействующие яды, применяемые в лечебных, научных и производственных целях, и другие объекты, оборотоспособность которых ограничена.

Собственник имущества может передать это имущество в залог или доверительное управление, использовать для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Право гос. собственности.

Право государственной собственности:
1) В объективном смысле (совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ РФ, субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения).
2) В субъективном смысле (правомочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов).
Субъекты права собственности (РФ, субъекты РФ) (КРФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами – отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ). От имени РФ, субъектов РФ при осуществлении права действуют:
1) органы, которые наделены общей компетенции:
а) президент РФ через издание указов
б) правительство РФ
в) Федеральное собрание РФ
г) законодательные и исполнительные органы субъектов РФ
2) органы, которые наделены специальной компетенции:
а) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – его функции:
• продажа приватизированного имущества
• осуществляет права акционера от имени РФ
• осуществляет учет государственного имущества
• участвует в процедурах банкротства при банкротстве государственных предприятий
ФАУГИ находится в ведении Министерства по экономическому развитию РФ
б) Федеральное казначейство: входит оно в состав Министерства финансов:
• обеспечивает управление и обслуживание казны
• осуществляет обслуживание внутреннего и внешнего долга
• может выступать истцом и ответчиком в суде по денежным требования РФ или к РФ
в) Счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля

Управление государственной собственностью осуществляется через систему государственных органов (наделенных общей или специальной правоспособностью).
Содержание права собственности (правомочия по владению (обладают материальными ценностями; при передаче части имущества государственным предприятиям и учреждениям сохраняют за собой право владения этим имуществом), пользованию (возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах народа РФ), распоряжению (возможность определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов)).
Объекты права собственности (любое имущество (в том числе не входящее в круг объектов права частной собственности – составляющее исключительную собственность государства (особый правовой режим)) (недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, иные природные объекты, объекты историко-культурного наследия, художественные ценности общенационального значения, имущество государственной казны, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, ядерной энергетики и другие объекты)).
Земля и природные ресурсы (государственная собственность – вся та земля и все те природные ресурсы, которые не переданы в частную или муниципальную собственность).
Иммунитет государственного имущества, находящегося за рубежом (без согласия компетентных органов соответствующего государства взыскание не может быть обращено на это имущество).
Имущество, находящееся в собственности РФ и субъектов РФ, подразделяется на 2 части:
1) Закрепленное за государственными юридическими лицами (на ограниченных вещных правах – праве хозяйственного ведения и оперативного управления) (база для их участия в гражданском обороте и основа их имущественной самостоятельности) (не может использоваться для покрытия государственных долгов).
2) Государственная казна РФ, казна субъекта РФ (не включает имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями) (состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного имущества) (может быть объектом взыскания кредиторов государства).
Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные).
Специальные способы приобретения права государственной собственности:
1) Национализация (принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законов) (проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации).
2) Реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемое при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).
3) Конфискация (принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение).
4) Иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения:
а) выкуп (продажа с публичных торгов) (недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится);
б) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
в) приобретение в государственную собственность имущества, которое не может принадлежать данному лицу.
5) Налоги и иные обязательные платежи (для возникновения права собственности необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд).
6) Переход по наследству выморочного имущества (выморочное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как наследнику.
Специальный способ прекращения права государственной собственности (приватизация) (переход имущества из публичной в частную собственность в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации).
Способы приватизации:
1) преобразование унитарного предприятия в ОАО;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
6) продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;
10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

21.Право муниципальной собственности.

Муниципальная собственность (наряду с государственной) – публичная собственность (ее субъекты – публично-правовые образования).
Преимущество муниципальной собственности перед государственной (владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с волей и интересами населения).
в качестве субъекта муниципальной собственности ученые называют:
1) население, проживающее на территории муниципального образования
2) муниципальное образование
От имени субъекта муниципальной собственности управление имуществом осуществляется органом местного самоуправления общей компетенции (представительные, исполнительные органы – Дума г. Кирова, администрация г. Кирова) и органы специальной компетенции (комитет (управление) по управлению муниципальной имуществом г. Кирова).
Муниципальная собственность – экономическая основа местного самоуправления (право и действительная способность самостоятельного решение населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций).
Управление муниципальной собственностью (осуществляется через представительные (выборные) органы) (не исключено участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления).
Объекты права муниципальной собственности: основы выделения муниципального имущества заложены в Постановлении Верховного Совета РСФСР №3020-1.
Муниципальная собственность на 2 группы:
1) имущество распределенное – имущество, переданное муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и имущество, переданное в оперативное управление муниципальным учреждениям.
2) имущество нераспределенное или средства муниципальной казны.
Наличие объектов, составляющих исключительную муниципальную собственность (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).
Специфика муниципальной собственности (ее объекты носят целевой характер (предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения)).
Возникновение права муниципальной собственности:
1) уплата налогов и штрафов.
2) денежные средства, поступающие при приватизации.
3) поступление от пользователей природными ресурсами, природными объектами.
4) передача имущества из собственности РФ, субъектов РФ в муниципальную собственность.
5) финансовые средства, переданные РФ муниципальным образованиям для реализации отдельных государственных полномочий.
6) создание новой вещи
7) переработка
8) самовольная постройка
9) приобретение права собственности на движимое и недвижимое бесхозяйное имущество
10) приобретение права собственности на движимое и недвижимое имущество в порядке приобретательной давности + клад
11) по сделкам, связанных с отчуждением имущества
12) в порядке наследования по завещанию, либо по закону вымороченное имущество, в частности жилые помещения
13) обращение взыскания на имущество в интересах муниципального образования
14) выкуп земельных участков для муниципальных нужд
15) получение части прибыли муниципального унитарного предприятия
16) в результате использования имущества по договорам аренды, доверительного управления имуществом
Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности (ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом).
Органы местного самоуправления:
1) Имеют право (осуществляя права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности) (передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; сдавать в аренду; отчуждать в установленном порядке; совершать иные сделки).
2) Вправе создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и иной деятельности (определять их цели, условия, порядок деятельности; координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; не могут ограничивать их хозяйственную деятельность).
3) Самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов (органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов).
Прекращение права муниципальной собственности:
Прекращается право муниципальной собственности в порядке приватизации. (порядок и условия определяются населением непосредственно или органами местного управления самостоятельно) (доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет).

 

22.Право собственности публично- правовых образований.

В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.82.74 (0.01 с.)