Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого гос. Реестра юридических лиц по решению налогового органа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого гос. Реестра юридических лиц по решению налогового органа.



Положения настоящей статьи направлены на определение специального порядка прекращения деятельности ЮЛ. В данном случае речь идет о разграничении фактического и юридического прекращения деятельности субъекта, поскольку предусмотренный настоящей статьей порядок применяется лишь в отношении ЮЛ, фактически прекративших свою деятельность.
Основными показателями осуществления деятельности ЮЛ с точки зрения органов государственной власти выступают:
- своевременные и в полном объеме отчисления по обязательным платежам в бюджет;
- сдача отчетности о деятельности предприятия в установленные законом сроки.
Именно указанные обстоятельства позволяют уполномоченному государственному органу определить, что ЮЛ ведет деятельность, для осуществления которой оно было создано, а также достигло определенных результатов: получает прибыль, платит налоги и т.п.
При создании ЮЛ его учредители определяют конкретные цели и задачи, для реализации которых оно создается. В этой связи образование ЮЛ, которые существуют лишь формально, на бумаге, и не ведут деятельности признано нашим государством не целесообразным, что предполагает необходимость осуществления контроля за деятельностью указанного субъекта, своевременного выявления фирм-однодневок и их устранение с рынка. В подобных случаях Закон предусматривает специальную процедуру принудительной ликвидации ЮЛ - по решению инспекции ФНС РФ, т.е. органа государственной власти, осуществляющего финансовый и налоговый контроль за деятельностью ЮЛ, зарегистрированных на соответствующей территории.
При принятии решения об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ уполномоченный орган обязан убедиться в том, что данный субъект действительно не ведет никакой деятельности на протяжении определенного периода, а также не исполняет обязанности, возложенные на него законом. В зависимости от избранной ЮЛ системы налогообложения определяются и различные отчетные периоды. Так, ЮЛ, находящиеся на общем режиме налогообложения, представляют отчетность налоговому органу ежеквартально. При применении упрощенной системы налогообложения во всех формах ее проявления, отчетность представляется в уполномоченные государственные органы по результатам отчетного года, т.е. один раз в год.
Учитывая отдельные особенности режимов налогообложения, законодатель предусмотрел унифицированный период, по результатам которого налоговым органом может быть принято решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, - один календарный год. Таким образом, фактически однократное непредставление отчетности в налоговый орган может выступать основанием для утраты таким субъектом право- и дееспособности. При этом отсутствие необходимых знаний в области юриспруденции нередко порождает случаи, когда отчетность сдается в более поздний период, в том числе и после принятия решения об исключении и т.п. В этой связи необходим комплексный подход к оценке деятельности ЮЛ при принятии решения о прекращении его государственной регистрации. Так, например, в настоящее время существует ряд некоммерческих ЮЛ (садоводческие некоммерческие товарищества, гаражные и иные подобные кооперативы), которые не ведут предпринимательской деятельности, поскольку цели и задачи их создания иные, но и в отдельных случаях не имеют расчетных счетов, а также и не представляют отчетность в государственные органы, что является нарушением требований действующего законодательства. Подобный подход объясняется руководителями с точки зрения отсутствия собственных финансовых средств и существованием ЮЛ лишь на взносы его членов. При этом деятельность, предусмотренную уставами, такие субъекты осуществляют в полном объеме. В этой связи в отношении каждого конкретного субъекта уполномоченный орган исследует все обстоятельства и факты и принимает решение с учетом всех особенностей деятельности такого субъекта. Подобный подход свидетельствует о том, что в настоящее время нормы настоящей статьи не нашли достаточного распространения в отдельных регионах. Зачастую правосубъектность ЮЛ сохраняется, несмотря на наличие обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, а при наличии значительных сумм задолженности уполномоченный орган предпочитает обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого субъекта банкротом.
2. Пункт 1 настоящей статьи выделяет два определяющих фактора оценки деятельности ЮЛ:
- своевременность представления отчетности уполномоченным государственным органам. Перечень документов отчетности определяется НК РФ. В частности, к данной категории относятся: налоговые декларации (расчеты), документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций и т.п.;
- осуществление операций по расчетным счетам субъекта.
Наличие и использование расчетного счета организации свидетельствует не только о ведении ею хозяйственной деятельности, но и одновременно предоставляет возможность органам государственной власти применять меры ответственности в отношении такого субъекта. Так, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, зачастую, имеют возможность производить безакцептное списание средств со счета плательщика. Нередки случаи выставления инкассовых требований и со стороны налоговых органов, которые позволяют приостановить распределение денежных средств и погасить имеющуюся задолженность по обязательным платежам в соответствии с установленной для них очередностью.
Отдел камеральных проверок инспекции ФНС РФ ежеквартально формирует списки налогоплательщиков - ЮЛ, не представляющих в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а при наличии в налоговом органе информации о счетах ЮЛ в банках направляет в соответствующие банки мотивированные запросы об операциях, осуществляемых по счетам вышеуказанных ЮЛ в течение последних двенадцати месяцев. Направление запросов осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня формирования списка. В случае представления сведений об отсутствии операций по счетам налоговый орган формирует справку о наличии признаков недействующего лица по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28 февраля 2006 г. N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов". Не позднее дня, следующего за днем оформления, справка направляется в структурное подразделение налогового органа по месту нахождения ЮЛ, осуществляющее функции по государственной регистрации ЮЛ.
При получении справки регистрирующий орган оформляет проект решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении принимается руководителем регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения ЮЛ не позднее пяти рабочих дней со дня получения справки. Принятое решение о предстоящем исключении незамедлительно направляется для опубликования в Вестник государственной регистрации. Действующие нормативные акты предусматривают возможность направления требований кредиторов в течение трех месяцев с момента опубликования решения уполномоченного органа. В случае непоступления в течение указанного срока заявлений от недействующего ЮЛ, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ. Внесение указанной записи осуществляется в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
3. В соответствии с предписаниями п. 2 настоящей статьи отсутствие хотя бы одного из признаков недействующего ЮЛ не позволяет уполномоченному органу принять решение о его исключении из ЕГРЮЛ. Таким образом, Закон предусматривает необходимость комплексной оценки всех обстоятельств и условий деятельности ЮЛ. Возможность исключения недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ осуществляется исключительно на основании решения регистрирующего органа, основанного на соответствующих сведениях, представленных налоговым органом по месту регистрации субъекта. Императивный характер предписаний п. 2 настоящей статьи свидетельствует о том, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих об активизации деятельности ЮЛ, ликвидационная процедура должна быть прекращена. Так, например, в случае проведения операции по расчетному счету в любой момент до исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ решение о его ликвидации подлежит отмене, причем отменено оно должно быть непосредственно тем органом, который его принял, т.е. регистрирующим органом. В этой связи представляется целесообразным возложение на налоговые органы полномочий по обеспечению контроля за соблюдением условий проведения ликвидации по правилам настоящей статьи, т.е. проведение проверок наличия признаков недействующего ЮЛ на протяжении всего периода его ликвидации, в том числе и после опубликования информации в Вестнике государственной регистрации.
Содержание указанной публикации определено п. 2 настоящей статьи. Оно должно отражать содержание принятого регистрирующим органом решения, а также порядок обращения кредиторов с требованиями о погашении задолженности. С учетом комментируемых предписаний содержание публикации можно определить следующим образом:
- наименование юридического лица, признанного недействующим;
- ИНН, ОГРН ЮЛ;
- юридический адрес субъекта;
- наименование органа, принявшего решение о ликвидации ЮЛ;
- срок для предъявления требований кредиторов;
- адрес, по которому могут быть направлены кредиторские требования;
- иные сведения, необходимые для реализации требований кредиторов и иных лиц, обеспечение соблюдения требований действующего законодательства.
При поступлении хотя бы одного заявления кредитора или иного лица, чьи права и законные интересы были нарушены, регистрирующий орган не вправе исключить недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ. В отношении такого субъекта может быть возбуждена лишь процедура банкротства, причем ее инициатором может выступать как кредитор, заявивший свои требования, так и налоговый орган по месту регистрации ЮЛ. Иной порядок ликвидации ЮЛ в данном случае не допускается.
Таким образом, указанная процедура является альтернативной, реализуемой исключительно по инициативе уполномоченного органа государственной власти - инспекции ФНС РФ. Однако в то же время она обладает и рядом признаков добровольной ликвидации, поскольку предполагает необходимость полного погашения всех долговых обязательств, т.к. их наличие является препятствием для применения указанной процедуры. Введение в рамках законодательного акта федерального уровня подобной процедуры способствует повышению уровня эффективности борьбы с фирмами-однодневками и иными субъектами, чьи намерения не предусматривают осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.006 с.)