Восточно-Европейский институт психоанализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточно-Европейский институт психоанализа



 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

На тему «Проведение судебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании несовершеннолетней потерпевшей»

 

 

Студента(ки) очного отделения ……………………

(фамилия, имя, отчество полностью)

Руководитель курса: Лавров А.Н.

 

Санкт-Петербург

200..

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Материалы к теоретической части курса

 

При подготовке к семинарским занятиям и контрольному зачету необходимо пользоваться следующими источниками:

Основные:

1. Васильев В.Л. «Юридическая психология», ПИТЕР, 2000-2009 год. http://www.klex.ru/books/yuridicheskaya_psihologiya_vasilyev.rar;

2. Чуфаровский Ю.В. «Юридическая психология», Учебное пособие, Москва, 1995-2010, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar

Дополнительный:

3. Еникеев М.И. «Общая и юридическая психология», Москва, 2009 http://www.klex.ru/books/legal_psychology/yur_psih_enik.zip;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий

Семинар – это форма организации учебно-познавательной деятельности, цель которой не проверка самостоятельно добытых знаний, а их закрепление.

Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.

В данном учебном курсе семинары проводятся для углубленного изучения определенных тем курса.

Для семинаров характерны следующие особенности:

- самостоятельное, индивидуализированное изучение вопросов и проблем;

- самостоятельный поиск студентами решения учебной проблемы во время подготовки и проведения семинара;

- направляющая и корректирующая роль педагога при подготовке студента к семинару.

В связи с этим при подготовке к семинарским занятиям по курсу «Политическая психология» студентам рекомендуется:

а) глубоко прорабатывать вопросы, вынесенные на семинарские занятия, пользуясь при этом рекомендованной литературой, конспектами, иными учебными материалами;

б) внимательно изучать структуру семинарского занятия и определять свое место и роль при его проведении.

г) определиться с ролью: «докладчик», «содокладчик», «оппонент», «провокатор», «ассистент»;

д) составлять план выступления, продумывать его тактику с учетом правил выступления, содержания информации, отношений со слушателями, способов получения эмоциональной поддержки.

Правила выступления:

1) подготовка к выступлению — не более 2 минут;

2) продолжительность выступления — 3–4 минуты;

3) готовность в ступить в диалог, отвечать на вопросы;

4) после выступления — обсуждение (3–4 человека).

Подготовка преподавателя к проведению семинарского занятия по курсу «Политическая психология» осуществляется с учетом следующих пунктов.

1. Определение собственного уровня профессионально-методической и специальной подготовки.

2. Определение состояния учебной группы и ее мотивированности на получение знаний (оцениваются отношения между преподавателями и студентами, уровень домашней подготовки, степень владения студентами алгоритмом данного вида учебного занятия).

3. Инструментальная подготовка педагога:

- установление правил ведения семинара;

- определение вопросов для обсуждения (в вопросительной или утвердительной форме, не более шести);

- определение способов побуждения к активному участию;

- продумывание способов подведения промежуточных итогов;

- обдумывание методов контроля хода обсуждения;

- разработка средств управления темпом семинарского занятия;

- выбор общего стиля управления (эксперт, ведущий, координатор, наблюдатель).

4. Содержательная подготовка – разработка сценария.

При подготовке сценария учитывается что:

1) семинар – это сочетание аудиторной работы с внеаудиторной;

2) его результативность зависит от понимания и принятия студентами цели семинара;

3) задачи и формы семинара должны быть адекватны его целям;

4) важен принцип совместной деятельности, поэтому центральный момент – обсуждение.

5) важен выбор средств воздействия на аудиторию во время семинара;

6) можно иметь подробный сценарий или программу в виде тезисов, плана-схемы или цитат.

Структура семинарского занятия

Вступительное слово преподавателя: объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия.

Обсуждение темы зависит от методики: «вопросы-ответы», «круглый стол», «дебаты», «альтернативные вопросы» и т.д.

Подведение итогов: характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения, рефлексия семинара – обратная связь в форме анкет, опросов и т.д.

 

Диалоговые формы проведения семинарских занятий.

При проведении семинарских занятий предлагается использовать различные современные их формы. Преподаватель в зависимости от уровня подготовленности и активности студентов может выбирать наиболее целесообразные формы из предлагаемого списка.

 

Форма семинарского занятия Описание
«Альтернативные вопросы» На данном семинаре студентам предлагается в быстром темпе сконструировать альтернативные вопросы и подготовить ответы о персоналиях, событиях, или понятиях на основе ранее изученного материала. Цель данного занятия: расширить и закрепить знания студентов, развивать умения анализировать и обобщать изучаемый материал, развивать навыки коммуникации.
Круглый стол На семинаре студентам предлагается материал, позволяющий на основе знаний, полученных в результате изучения материала обсудить предлагаемую тему. Цель данного занятия: проверить и закрепить знания студентов по теме, сформировать коммуникативные умения.
Вопросы-ответы На семинаре проводится проверка и закрепление знаний студентов, полученных в результате изучения темы. В ходе семинара обучающиеся в быстром темпе и в условиях состязательности отвечают на вопросы преподавателя. Цель данного занятия: определить индивидуальный уровень подготовки каждого студента.
Дебаты Студентам предлагается материал, позволяющий на основе знаний, полученных в результате изучения дисциплины, обсудить конкретную проблему. Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа защищает выдвинутую позицию, другая оппонирует. Цель данного занятия: проверить и закрепить знания студентов, сформировать коммуникативные умения.

 

Примерные темы для проведения семинарских занятий.

Семинарское занятие №1

Тема: «Психология насильственной и неосторожной преступности»

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристики личности насильственного преступника.

2. Влияние алкоголя на совершение преступления.

3. Наличие внутриролевого конфликта как провокатор преступления.

3. Неблагоприятные условия, способствующие совершению преступления.

4. Характеристики личности случайного преступника.

Литература:

    1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008, с 321-335
    2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.99, 101-108

 

Семинарское занятие № 2.

«Психология юридического труда. Предмет и задачи»

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие психологии юридического труда и ее место в юридической психологии.

2. Этика и психология правоприменительной деятельности.

3. Структура профессиограммы сотрудника правоохранительных органов:

- следователя

- юриста

- адвоката

- оперуполномоченного ОБЭП.

4. Виды готовности к деятельности в правоохранительной системе.

5. Типы профессиональной мотивации сотрудника правоохранительных органов.

Литература.:

    1. В.Л. Васильев «Юридическая психология», ПИТЕР, 2008, с 195-261
    2. Ю.В. Чуфаровский «Юридическая психология», Учебное пособие, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar; с.13, 31-43

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Методические указания по проведению контрольных работ

Контрольная работа является формой промежуточного контроля по пройденному материалу и проводится в аудитории в течение 30 минут в конце последнего часа лекций.

Примерный перечень тем контрольных работ.

Контрольная работа №1.

«Структура профессиограммы следователя»

1.Стороны профессиограммы следователя. Иерархия сторон. Обосновать.

2.Установка на активность при выполнении профессиональных обязанностей.

3.Осмотр места происшествия и качества, необходимые для осуществления процедуры.

Контрольная работа №2.

«Динамика личности осуждённого и воспитательный процесс»

1.Направления деятельности воспитателя ИТУ.

2.Этапы динамики личности осуждённого. Особенности каждого этапа.

3.Понятие актива, пассива и группы резерва в ИТУ.

Контрольная работа №3.

«Личность преступника насильственного типа».

1.Мотивационная сфера личности преступника насильственного типа.

2.Типы психопатий в криминальной психологии.

3.Маргинальная личность и внутриролевой конфликт.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Темы рефератов.

    1. Психология проведения очной ставки.
    2. Особенности расследования преступлений в сфере организованной преступности.
    3. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании несовершеннолетних.
    4. Психологические особенности преступности несовершеннолетних.
    5. Психологические особенности неосторожной преступности.
    6. Терроризм и его место в криминальной психологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Глоссарий

Акцентуация характера – крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления и психопатии.

Антисоциальный тип направленности личности – злостный, профессиональный тип, характеризующийся устойчивыми подсознательными криминальными побуждениями.

Аутсайдер – человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации.

Девиантное поведение – обусловлено недостатками в воспитании, педагогической запущенностью, различными психическими аномалиями.

Делинквентное поведение – система незначительных проступков и правонарушений, которое обусловлено крайне неблагоприятным семейным воспитанием.

Дисфория – преимущественно спонтанно возникающие, относительно кратковременные расстройства настроения тоскливо-злобной окраски, сочетающиеся на высоте приступа с состоянием неясного сознания.

Интернализация – присвоение личностью социальных норм.

Конформист – человек, который легко поддаётся влиянию авторитетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые ценности и нормы.

Криминальная психология – изучает психология десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного поведения.

Мотив преступления – признак, характеризующий субъективную сторону преступления, побуждение, которыми руководствовался обвиняемый при его совершении.

Непроцессуальные источники – материалы, не приобщённые к делу, данные негласных проверок и наблюдений за обвиняемым, изучение материально-бытовых условий жизни обвиняемого и его окружения.

Общественная опасность лица, совершившего преступление – особенности направленности личности обвиняемого и наиболее устойчивые черты характера, которые влияют на совершение преступления и способствуют или препятствуют совершению новых общественно-опасных действий.

Осмотр мета происшествия – самостоятельное следственное действие, имеющее цель обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Патологический аффект – острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и имеющее характеристиками: глубокое помрачение сознания, бурное двигательное возбуждение, полная амнезия.

Пенитенциарная психология (психология исправительной деятельности) изучает психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных, психологические особенности их социализации и адаптации.

Поведенческие стереотипы подросткового возраста – аномалии поведения, складывающиеся из-за недостатков в воспитании, из-за неблагоприятных социальных условий и особенностей психологической и физиологической перестройки организма.

Потерпевший – лицо, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред.

Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений.

Правовая регуляция – система государственных санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе.

Противоправное поведение – характеризуется более или менее устойчивой преступной направленностью, патохарактерологическими особенностями личности подростка.

Профессиограмма – сложная иерархическая структура, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи.

Профориентация – знание особенностей профессии, профессиональной необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Психология юридического труда – исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы профессиограммы юридических профессий, способствует воспитанию профессиональных навыков и умений, занимается подбором и расстановкой кадров, вырабатывает стиль руководства правоохранительной деятельностью.

Психопатия – неадекватное развитие эмоционально-волевых черт характера человека, детерминированное врождённой неполноценностью нервной системы.

Реакция оппозиции – следствие гиперконтроля и гаперопеки, протест против налагаемых взрослыми ограничений.

Реакция подражания – выражается подражании поведению реального лица или киногерою.

Реакция группирования – объединение в группы сверстников.

Реакция гиперкомпенсации – выработка подростком в гиперболизированной форме тех качеств и черт, в которых он испытывает недостаток.

Социализация – формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения.

Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения в социально-значимых ситуациях.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Судебная психология – изучает психологические основы расследования и раскрытия преступлений, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза – исследование, проведённое сведущим лицом – экспертом, на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Темперамент – относительно устойчивая характеристика человека со стороны динамики, тонуса и уравновешенности его психической деятельности.

Физиологический аффект – эмоциональное состояние, характеризующееся высоким эмоциональным напряжением.

Фрустрационное поведение – поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом поведения.

Фрустрация – психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями.

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.04 с.)