Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточно-Европейский институт психоанализа ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
На тему «Проведение судебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании несовершеннолетней потерпевшей»
Студента(ки) очного отделения …………………… (фамилия, имя, отчество полностью) Руководитель курса: Лавров А.Н.
Санкт-Петербург 200..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Материалы к теоретической части курса
При подготовке к семинарским занятиям и контрольному зачету необходимо пользоваться следующими источниками: Основные: 1. Васильев В.Л. «Юридическая психология», ПИТЕР, 2000-2009 год. http://www.klex.ru/books/yuridicheskaya_psihologiya_vasilyev.rar; 2. Чуфаровский Ю.В. «Юридическая психология», Учебное пособие, Москва, 1995-2010, http://www.klex.ru/books/legal_psychology/juridicheskaja_psihologia.rar Дополнительный: 3. Еникеев М.И. «Общая и юридическая психология», Москва, 2009 http://www.klex.ru/books/legal_psychology/yur_psih_enik.zip;
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий Семинар – это форма организации учебно-познавательной деятельности, цель которой не проверка самостоятельно добытых знаний, а их закрепление. Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя. В данном учебном курсе семинары проводятся для углубленного изучения определенных тем курса. Для семинаров характерны следующие особенности: - самостоятельное, индивидуализированное изучение вопросов и проблем; - самостоятельный поиск студентами решения учебной проблемы во время подготовки и проведения семинара; - направляющая и корректирующая роль педагога при подготовке студента к семинару. В связи с этим при подготовке к семинарским занятиям по курсу «Политическая психология» студентам рекомендуется: а) глубоко прорабатывать вопросы, вынесенные на семинарские занятия, пользуясь при этом рекомендованной литературой, конспектами, иными учебными материалами; б) внимательно изучать структуру семинарского занятия и определять свое место и роль при его проведении. г) определиться с ролью: «докладчик», «содокладчик», «оппонент», «провокатор», «ассистент»; д) составлять план выступления, продумывать его тактику с учетом правил выступления, содержания информации, отношений со слушателями, способов получения эмоциональной поддержки.
Правила выступления: 1) подготовка к выступлению — не более 2 минут; 2) продолжительность выступления — 3–4 минуты; 3) готовность в ступить в диалог, отвечать на вопросы; 4) после выступления — обсуждение (3–4 человека). Подготовка преподавателя к проведению семинарского занятия по курсу «Политическая психология» осуществляется с учетом следующих пунктов. 1. Определение собственного уровня профессионально-методической и специальной подготовки. 2. Определение состояния учебной группы и ее мотивированности на получение знаний (оцениваются отношения между преподавателями и студентами, уровень домашней подготовки, степень владения студентами алгоритмом данного вида учебного занятия). 3. Инструментальная подготовка педагога: - установление правил ведения семинара; - определение вопросов для обсуждения (в вопросительной или утвердительной форме, не более шести); - определение способов побуждения к активному участию; - продумывание способов подведения промежуточных итогов; - обдумывание методов контроля хода обсуждения; - разработка средств управления темпом семинарского занятия; - выбор общего стиля управления (эксперт, ведущий, координатор, наблюдатель). 4. Содержательная подготовка – разработка сценария. При подготовке сценария учитывается что: 1) семинар – это сочетание аудиторной работы с внеаудиторной; 2) его результативность зависит от понимания и принятия студентами цели семинара; 3) задачи и формы семинара должны быть адекватны его целям; 4) важен принцип совместной деятельности, поэтому центральный момент – обсуждение. 5) важен выбор средств воздействия на аудиторию во время семинара; 6) можно иметь подробный сценарий или программу в виде тезисов, плана-схемы или цитат. Структура семинарского занятия Вступительное слово преподавателя: объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия.
Обсуждение темы зависит от методики: «вопросы-ответы», «круглый стол», «дебаты», «альтернативные вопросы» и т.д. Подведение итогов: характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения, рефлексия семинара – обратная связь в форме анкет, опросов и т.д.
Диалоговые формы проведения семинарских занятий. При проведении семинарских занятий предлагается использовать различные современные их формы. Преподаватель в зависимости от уровня подготовленности и активности студентов может выбирать наиболее целесообразные формы из предлагаемого списка.
Примерные темы для проведения семинарских занятий. Семинарское занятие №1 Тема: «Психология насильственной и неосторожной преступности» Вопросы для обсуждения: 1. Характеристики личности насильственного преступника. 2. Влияние алкоголя на совершение преступления. 3. Наличие внутриролевого конфликта как провокатор преступления. 3. Неблагоприятные условия, способствующие совершению преступления. 4. Характеристики личности случайного преступника. Литература:
Семинарское занятие № 2. «Психология юридического труда. Предмет и задачи» Вопросы для обсуждения: 1. Развитие психологии юридического труда и ее место в юридической психологии. 2. Этика и психология правоприменительной деятельности. 3. Структура профессиограммы сотрудника правоохранительных органов: - следователя - юриста - адвоката - оперуполномоченного ОБЭП. 4. Виды готовности к деятельности в правоохранительной системе. 5. Типы профессиональной мотивации сотрудника правоохранительных органов. Литература.:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Методические указания по проведению контрольных работ Контрольная работа является формой промежуточного контроля по пройденному материалу и проводится в аудитории в течение 30 минут в конце последнего часа лекций. Примерный перечень тем контрольных работ. Контрольная работа №1. «Структура профессиограммы следователя» 1.Стороны профессиограммы следователя. Иерархия сторон. Обосновать. 2.Установка на активность при выполнении профессиональных обязанностей. 3.Осмотр места происшествия и качества, необходимые для осуществления процедуры. Контрольная работа №2. «Динамика личности осуждённого и воспитательный процесс» 1.Направления деятельности воспитателя ИТУ. 2.Этапы динамики личности осуждённого. Особенности каждого этапа. 3.Понятие актива, пассива и группы резерва в ИТУ. Контрольная работа №3. «Личность преступника насильственного типа». 1.Мотивационная сфера личности преступника насильственного типа. 2.Типы психопатий в криминальной психологии. 3.Маргинальная личность и внутриролевой конфликт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Темы рефератов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Глоссарий Акцентуация характера – крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления и психопатии. Антисоциальный тип направленности личности – злостный, профессиональный тип, характеризующийся устойчивыми подсознательными криминальными побуждениями. Аутсайдер – человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации. Девиантное поведение – обусловлено недостатками в воспитании, педагогической запущенностью, различными психическими аномалиями. Делинквентное поведение – система незначительных проступков и правонарушений, которое обусловлено крайне неблагоприятным семейным воспитанием.
Дисфория – преимущественно спонтанно возникающие, относительно кратковременные расстройства настроения тоскливо-злобной окраски, сочетающиеся на высоте приступа с состоянием неясного сознания. Интернализация – присвоение личностью социальных норм. Конформист – человек, который легко поддаётся влиянию авторитетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые ценности и нормы. Криминальная психология – изучает психология десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного поведения. Мотив преступления – признак, характеризующий субъективную сторону преступления, побуждение, которыми руководствовался обвиняемый при его совершении. Непроцессуальные источники – материалы, не приобщённые к делу, данные негласных проверок и наблюдений за обвиняемым, изучение материально-бытовых условий жизни обвиняемого и его окружения. Общественная опасность лица, совершившего преступление – особенности направленности личности обвиняемого и наиболее устойчивые черты характера, которые влияют на совершение преступления и способствуют или препятствуют совершению новых общественно-опасных действий. Осмотр мета происшествия – самостоятельное следственное действие, имеющее цель обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Патологический аффект – острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и имеющее характеристиками: глубокое помрачение сознания, бурное двигательное возбуждение, полная амнезия. Пенитенциарная психология (психология исправительной деятельности) изучает психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных, психологические особенности их социализации и адаптации. Поведенческие стереотипы подросткового возраста – аномалии поведения, складывающиеся из-за недостатков в воспитании, из-за неблагоприятных социальных условий и особенностей психологической и физиологической перестройки организма. Потерпевший – лицо, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред. Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений. Правовая регуляция – система государственных санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Противоправное поведение – характеризуется более или менее устойчивой преступной направленностью, патохарактерологическими особенностями личности подростка. Профессиограмма – сложная иерархическая структура, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи. Профориентация – знание особенностей профессии, профессиональной необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.
Психология юридического труда – исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы профессиограммы юридических профессий, способствует воспитанию профессиональных навыков и умений, занимается подбором и расстановкой кадров, вырабатывает стиль руководства правоохранительной деятельностью. Психопатия – неадекватное развитие эмоционально-волевых черт характера человека, детерминированное врождённой неполноценностью нервной системы. Реакция оппозиции – следствие гиперконтроля и гаперопеки, протест против налагаемых взрослыми ограничений. Реакция подражания – выражается подражании поведению реального лица или киногерою. Реакция группирования – объединение в группы сверстников. Реакция гиперкомпенсации – выработка подростком в гиперболизированной форме тех качеств и черт, в которых он испытывает недостаток. Социализация – формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения. Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения в социально-значимых ситуациях. Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Судебная психология – изучает психологические основы расследования и раскрытия преступлений, проблемы судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза – исследование, проведённое сведущим лицом – экспертом, на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Темперамент – относительно устойчивая характеристика человека со стороны динамики, тонуса и уравновешенности его психической деятельности. Физиологический аффект – эмоциональное состояние, характеризующееся высоким эмоциональным напряжением. Фрустрационное поведение – поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом поведения. Фрустрация – психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.04 с.) |