Методические указания преподавателю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания преподавателю.



 

Учебный курс «Юридическая психология» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование таких организационных форм обучения как лекции. Обучение — групповое. Дисциплина имеет высокое информационное обеспечение, которое включает в себя базовую литературу: учебник «Юридическая психология» В.Л. Васильева, Учебное пособие Ю.В. Чуфаровского «Юридическая психология». Особенностью информационного обеспечения является то, методология и теоретическая часть дисциплины оптимально изложена в базовом учебнике «Юридическая психология» В.Л. Васильева. Это делает теоретическую подготовку студента более простой в практическом исполнении и понятной.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1.Особенности и содержание материала разделов и тем. Все разделы программы носят теоретический характер. В первом разделе уделено большое внимание месту юридической психологии в системе психологических наук. Также первый раздел дает понятие объекта и предмета юридической психологии. Далее, при рассмотрении второго раздела, необходимо дать подробную информацию о развитии юридической психологии (права) на всех этапах человеческой истории. Обратить внимание на сходство и различие этапов развития юридической психологии за рубежом и в России. Дальнейшие разделы посвящены подразделам юридической психологии, входящим в ее структуру. Особое внимание необходимо обратить на важность для практических психологов такого подраздела, как «психология юридического труда», которая посвящена психологии деятельности сотрудников правоохранительных органов, что очень важно, так как выпускники могут заниматься профессиональным отбором в этой области. Исправительно-трудовая психология является очень важной составляющей юридической психологии, предъявляет очень высокие требования к медико-клиническим компетенциям будущих специалистов.

2.Связь между отдельными темами. Все темы дисциплины взаимосвязаны, так как направлены на формирование у студентов четкого представления об основных разделах дисциплины.

3.Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному». Студентам дается понимание того, как можно использовать полученные теоретические знание на практике, например, при написании курсовых работ.

4.Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в глоссарии.

5.Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.

 

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций и семинаров, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

 

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

1. Конспектирование первоисточников. Для этого использовать источники, указанные в Приложении 4 и п.1.3.1. (Перечень литературы). Для конспектирования преимущественным является учебник В.Л. Васильева «Юридическая психология», вторым по значимости учебное пособие Ю.В. Чуфаровского «Юридическая психология».

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх.

3. Выполнение контрольных работ. Контрольная работа может быть проведена для контроля знаний по пройденному материалу в течении 30 минут в конце лекции. Контрольная работа проводится в аудитории, на отдельных листах в присутствии преподавателя с разделением группы на три варианта. Примерные темы контрольных работ указаны в Приложении 6.

4. Работа с тестами и вопросами для самопроверки.

5. Моделирование или анализ конкретной ситуации (примерный перечень конкретных ситуаций указаны в Приложении 2).

6. Написание реферата. Реферат должен быть сдан до начала зачетной недели и является одним из оснований для допуска студента к сдаче зачета по дисциплине. Примерные темы рефератов указаны в Приложении 7.

В рамках курса «Политическая психология» используются такие виды самостоятельной работы как конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

 


3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Предмет, методы, задачи и структура юридической психологии.
  2. Понятие юридической психологии, область изучения криминальной психологии и исправительно-трудовой психологии.
  3. Психология юридического труда, предмет, задачи, область применения.
  4. Психология юридического труда, принципы построения профессиограмм сотрудников правоохранительной системы.
  5. История развития юридической психологии в западной культуре.
  6. История отечественной юридической психологи.
  7. Психология юридического труда. Профессионально-значимые качества работников правоохранительных органов. Типы профессиональной мотивации.
  8. Предмет и основные проблемы правовой психологи. Понятие правовой нормы.
  9. Правовая социализация личности. Понятие социальной нормы.
  10. Правовое сознание личности, его содержание, функции и строение.
  11. Предмет и задачи криминальной психологи, основные причины совершения преступлений.
  12. Психологические особенности преступной личности и преступной группы.
  13. Личность преступника с психическими аномалиями. Понятие и виды психопатий.
  14. Понятие и виды психопатий, психопаты возбудимого круга.
  15. Понятие и в иды психопатий, психопаты тормозимого круга.
  16. Психопатические особенности преступников-алкоголиков.
  17. Клинический анализ преступников с астеническими и стеническими особенностями личности.
  18. Психопатологические особенности преступников-олигофренов.
  19. Бессознательные мотивы преступного поведения. Индивидуально-личностные предпосылки преступного поведения.
  20. Субъективно-личностная форма принципа мотивации преступного поведения.
  21. Поведенческая форма общего принципа мотивации преступного поведения.
  22. Проявления неосознаваемого мотивационного опосредования поведения и их возможные преступные корреляты.
  23. Типология личности преступника, степень общественной опасности.
  24. Изучение личности как субъекта преступления. Изучение внутреннего мира, потребностей и побуждений, общей структуры характера, отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, интеллекта.
  25. Психологические аспекты рецидивной преступности.
  26. Психологические особенности преступности молодёжи. Патохарактерологические особенности личности подростка.
  27. Акцентуации характера. Типологии А.Е. Личко и К. Леонгарда.
  28. Типология подростковых групп. Психопрофилактика подросткового поведения.
  29. Психологический анализ преступной деятельности. Умысел, условия его формирования.
  30. Психологические основы преступного поведения. Этапы целенаправленной деятельности следователя.
  31. Понятие осмотра места происшествия. Психология осмотра места происшествия.
  32. Психология уголовного судопроизводства. Психология следователя.
  33. Профессионально-психологические особенности личности следователя. Психологические критерии деятельности работников следственных органов.
  34. Психология допроса. Психология и особенности допроса несовершеннолетних.
  35. Психологические основы судебной деятельности. Цели и задачи судебной деятельности.
  36. Предмет и задачи исправительной психологии. Понятие исправительной психологии.
  37. Понятие наказания. Психологическая сущность наказания. Психология раскаяния.
  38. Психологическая характеристика адаптации заключенных к условиям жизни на свободе.

 

3.2. Вопросы для подготовки к зачету.

1.Методическая основа юридической психологии.

2.Психологические основы расследования и раскрытия преступлений.

3.Психология десоциализации личности.

4.Психологические механизмы делинквентного поведения.

5.Предмет изучения психологии юридического труда.

6.Типы профессиональной мотивации в психологии юридического труда.

7.Понятие профессиограммы субъекта правоохранительной деятельности.

8.Правовая социализация личности.

9.Правовая регуляция.

10. Цели, задачи и предмет изучения исправительно-трудовой психологии.

11. История развития юридической психологии за рубежом и в России.

12. Профессионально значимые качества юриста.

13. Виды деятельности сотрудника правоохранительной системы.

14. Личность преступника в юридической психологии.

15. Предмет и основные проблемы правовой психологии.

16. Понятия социализации, правовой психологии, социальной нормы.

17. Классификация типов поведения на основе социальных норм.

18. Правовая регуляция и правовая социализация личности.

19. Криминальная психология, предмет изучения.

20. Биологические и социальные аспекты развития личности.

21. Типы преступников.

22. Категории преступлений.

23. Психологические задачи, решаемые следователем.

24. Психологические аспекты рецидивной преступности.

25. Психологические характеристики преступности молодежи.

26. Поведенческие стереотипы в возрасте 14-18 лет.

27. Понятия девиантного, делинквентного и преступного поведения.

28. Психологические особенности кризиса подросткового возраста.

29. Акцентуации характера по типологии А.Е. Личко.

30. Акцентуации характера по типологии К. Леонгарда.

31. Отрицательные психические состояния, приводящие к разрушению тормозных процессов у подростков.

32. Умысел и условия его формирования.

33. Механизмы преступного поведения.

34. Социально-психологические причины преступлений.

35. Психологические основы преступного поведения. Психология реконструкции события преступления.

36. Этапы целенаправленной деятельности следователя.

37. Психология осмотра места происшествия. Понятие ОМП. Особенности осмотра ОМП.

38. Психология следователя, цели следственной деятельности.

39. Психология следственно-поисковой деятельности. Моделирование преступной деятельности и личности преступника.

40. Понятие допроса. Допрос как следственная процедура.

41. Психологическая защита индивида. Внешние проявления психологических защит допрашиваемого лица.

42. Психология допроса несовершеннолетних.

43. Очная ставка. Психология проведения. Особенности проведения.

44. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Ресоциализация заключенных.

45. Динамика личности осужденного на различных этапах заключения. Понятие наказания.

46. Раскаяние и его психологическая сущность.

47. Организация деятельности заключенных и осужденных. Виды деятельности воспитателя.

48. Адаптация освобожденного к условиям жизни на свободе. Психологические особенности адаптации.

49. Особенности адаптации к условиям жизни на свободе различных категорий лиц, освободившихся из ИТУ.

 

Требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен

знать:

§ Основные понятия юридической психологии;

§ Структуру юридической психологии, назначение всех включенных в структуру разделов;

§ Проблемы социализации личности, причины, лежащие в основе формирования преступной установки;

§ Личностные особенности различных типов преступников;

§ Типы преступлений;

§ Психологические причины формирования отклоняющегося поведения у подростков, аспекты преступности среди молодёжи;

§ Основные положения психологии юридического труда, типы профессиональной мотивации сотрудников правоохранительной системы;

§ Особенности профессионального отбора в правоохранительные органы;

§ Основные положения пенитенциарной психологии, динамику личности осужденного.

уметь:

§ Осуществлять профессиональную диагностику сотрудников правоохранительной системы;

§ Составлять профессиограммы юридических должностей;

§ Оценивать психологические характеристики преступников, прогнозировать в соответствии с ними возможную степень общественной опасности совершаемых деяний;

§ Различать делинквентное и противоправное поведение несовершеннолетних, осуществлять психологический анализ современных молодежных преступных групп и формирований.

 

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Формы промежуточного контроля знаний — написание контрольной работы по материалу, определенному на основе лекционных материалов, полученных на аудиторных занятиях.

Формы итогового контроля знаний — зачет, основанный на тестовом контроле полученных знаний.

Содержание и порядок проведения промежуточных аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

В процессе изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы к самостоятельной работе по юридической психологии:

1. Определите степень общественной опасности и типы преступлений, которые могут быть совершены лицами с истероидной психопатией.

2. Составьте профессиограмму следователя прокуратуры, проанализируйте ее, объясните важность для этой должности тех или иных качеств.

3. «В отношении девушки, находящейся на улице со своим молодым человеком, был совершён грабёж, который её друг не смог предотвратить. Это послужило причиной длительного конфликта между молодыми людьми. Юноша уволился с предприятия, где работал и оформился в милицию. При собеседовании на вопрос о причинах выбора профессии заявил, что хочет бороться с уличной преступностью, так как граждане должны себя спокойно чувствовать на улицах города». Проанализируйте поступки и высказывание молодого человека и определите тип профессиональной мотивации, присутствующий в формальном объяснении причин поступления на службу в милицию, и тип профессиональной мотивации, который скорее всего лежит в основе принятия решения.

4. Определите основные критерии различия между состоянием аффекта и состоянием длительного стресса. Каким образом оба эти состояния по отдельности влияют на совершённое преступление? Приведите пример.

5. «Некий мужчина был подвергнут нападению со стороны группы молодых людей на улице. Свидетелями драки явились 2 человека, находившихся рядом». Составьте перечень вопросов для свидетелей, которые позволят вам квалифицировать эмоциональное состояние нападавших в момент совершения проступка.

6. «Свидетелем разбойного нападения на человека во дворе дома стал 6-летний мальчик». Перечислите порядок беседы с ребёнком по описанию события преступления, поведения и внешности нападавших.

7. Перечислите причины, которые могут лежать в основе объединения подростков в группу, целью которой является употребление наркотических веществ.

8. Женщина в возрасте 30 лет освободилась из мест лишения свободы, пробыв там 12 лет. Какие основные мероприятия могут быть проведены психологом для ее реабилитации? Почему?

9. Перечислите, что необходимо знать эксперту-психологу относительно развития подэкспертного в детстве.

10. Перечислите детские семейные факторы, которые могут предрасполагать к убийству.

11. В процессе диагностики индивидуально-типологических характерологических качеств по методике Шмишека-Леонгарда у обследуемого были выявлены акцентурированные черты по эмотивному и гипертимному типу. Обследуемый в результате деформации воспитания склонен к делинкветному поведению. Дайте наиболее вероятный прогноз типа преступной личности обследуемого в случае формирования преступной установки?

12. Дайте примерный анализ травматического опыта импринтированного в сознании, в результате которого преступник способен на совершение убийства и изнасилования в отношении малолетнего ребенка.

 

Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Под самостоятельной работой понимается внеаудиторная работа студента, направленная на освоение теоретического и практического содержания изучаемой дисциплины. Целью написания самостоятельной работы является возможность, предоставляемая студенту, изучить содержащийся в литературе программный материал, освоить предлагаемую систему познавательной и практической деятельности, которой опосредуются процессы приобретения знаний, умений, навыков и профессионально-человеческих качеств. Также целью самостоятельной работы является развитие студентом способности контролировать результаты своего самостоятельного труда и приобретение навыков работы со специальной литературой. Задачей самостоятельной работы является проработка вопросов, рассмотренных в лекции, подготовка к вопросам, выносимым на промежуточную аттестацию и на итоговый контроль.

Одним из видов самостоятельной работы может являться реферат. Под рефератом понимается сокращённое связанное и точное изложение основного содержания оригинала научного текста, который представляет собой синтезированный результат наиболее существенных тезисов первоисточников. При написании реферата недопустимо формально конспектировать фрагменты первичного материала, так как это научная работа, которая носит творческий и поисковый характер.

 

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.051 с.)