Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картели, регулирующие размежевание рынка.

Поиск

 

Когда две картелированные фирмы одинаковы по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут распределены поровну (Q1 = Q2 = 0,5Q) при единой монопольной цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли уста­новятся в процессе торга, возникающего между олигополисгами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель фирм, но и их способности к выторговыванию квоты и доли рынка.

Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка - это закрытая модель олигополии. Когда прибыль, извлекаемая фирмами, входящими в картель высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление в картель. Наоборот, установив более низкую цену в сравнении с ценой картеля, они смогут захватить определенную долю рынка. С целью сохранения своей доли рынка картель вынужден будет несколько снизить цену или начать ценовую войну против новичка

 

Модель «лидерство в ценах».

 

Наиболее типичной для олигополии является эта модель. Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои прибыли, в то время как другие фирмы назначают ту же цену, установленную лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует прибыль при этой цене.

Изучение лидерства в ценах в ряде отраслей зарубежных стран говорит о том, что ценовой лидер придерживается следующей практики:

- поскольку изменение цен связанно с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут последовать за лидером, корректировки цен делаются редко, только в случае, когда издержки и спрос изменяются значительно и во всей отрасли (повышение зарплаты, налогов);

- о надвигающихся пересмотрах цен ценовой лидер часто сообщает через СМИ в процессе интервью и т.д.;

- ценовой лидер необязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли в отрасли в краткосрочном периоде. Причина этого заключается в том, что предприятия отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых предприятий в отрасль. В том случае, если барьеры для вступления основаны на преимуществах в издержках (эффект масштаба) существующих предприятий, они могут быть преодолены вновь вступающими, при условии, что цена продукта установлена на достаточно высоком уровне.

 

Модель ценообразования по принципу «издержки плюс».

 

В условиях данной модели олигополист использует формулу или методику для определения издержек на единицу продукции, и к издержкам добавляется надбавка, для того, чтобы определить цену. Однако издержки на единицу продукции изменяются с изменением объема производства, и поэтому предприятие должно брать несколько типичный или плановый уровень производства.

Например, величиной средних издержек предприятия может быть та, которая достигается, когда предприятие действует, скажем, при использовании производственных мощностей на 75 или 80%. При определении цены к средним издержкам прибавляется надбавка обычно в размере определенного процента. Например, производитель утюгов может установить, что издержки на единицу товара составляют 50 грн., к которым прибавляется 50% надбавка. Это дает розничным торговцам цену в 75 грн. Но почему надбавка составляет 50%, а не 25% или 100%? Ответ состоит в том, что предприятие стремится к некоторой плановой прибыли, или норме прибыли на свои капиталовложения.

Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует предприятию достаточно поступлений, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства.

Проблема при осуществлении этого принципа заключается в том, что средние переменные издержки в краткосрочном периоде зависят от объема производства. Если цена, которую выбирают, приводит к снижению спроса, то средние издержки могут оказаться выше. Более высокие издержки будут означать, что при цене, полученной путем надбавки к затратам, реальная прибыль на единицу товара будет ниже, чем предполагалось, и, следовательно, предприятия не достигнут своих целей в получении прибылей.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» имеет особые преимущества для предприятий, производящих много товаров, которые в противном бы случае столкнулись с дорогостоящим и трудным процессом, приблизительного спроса и издержек для сотен наименований товара.

Этот метод калькуляции цен не является не совместимым с тайными сговорами или лидерством в ценах.

Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на данном виде рынка. Однако, они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.

 

Модель дуополии Курно.

Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877 гг.) еще в 1838г. Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной со­временниками. В 1863 г. он выпустил новую работу «Прин­ципы теории богатства», где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы, и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продав­цов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Модель Курно проиллюстрирована на рис. 7.12.

 

 

Рисунок 7.12. Модель дуополии Курно

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который изначально был монополистом. Его выпуск (рис. 7.12) составляет Q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае МR = МС = 0. При данном объеме выпуска эла­стичность рыночного спроса равна единице, а общая выруч­ка достигнет максимума.

Затем производство начинает дуополист 2. В его пред­ставлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Q и совместится с линией АQ. Сегмент АD кривой ры­ночного спроса D он воспринимает как кривую остаточно­го спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки, МR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента Q1D, а величина его выпуска равна Q1 Q1Q2, что даст возмож­ность получить максимальную прибыль. Данный выпуск соста­вит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене,

 

Q1D = ½ * ½ = ¼

 

На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуо­полиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть полови­ну оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того, что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит ½ = 1 ¼, т. е. всего рыночного спроса и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно.

Модель Курно многие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих пред­положений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в про­цессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И, нако­нец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие в модели Курно можно изобразить посредством кри­вых реагирования, показывающих максимизирующие при­быль объемы выпуска, которые будут осуществляться од­ной фирмой, если даны объемы выпуска другой фирмы-конкурента (см.рис. 7.13).

На рис. 7.13 кривая реагирования I представляет макси­мизирующий прибыль выпуск первой фирмы как функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как фун­кцию от выпуска первой. Кривые реагирования можно использовать для того, чтобы показать, как устанавливается равновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная с выпуска Q1 = 12 000, то это приведет к достижению равно­весия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирова­ния. Это и есть равновесие Курно.

 

 

Рисунок 7.13. Кривые реагирования

 

После достижения равновесия Курно, фирмы, конкурирующие на дуополистическом рынке, все равно будут выпускать больше, чем потребители по данной цене согласны купить. Наступает момент, когда конкурентам нужно договориться – возникает «контрактная кривая». Т.е., после обнародования своих намерений и заключения договоров фирмы начинают выпускать ровно ½ общей емкости рынка, таким образом, каждый дуополист максимизирует прибыль не испытывая проблем с реализацией товара и не тратя сил на конкурентную борьбу с соперником (см. рис. 7.14)

Рисунок 7.14. Контрактная кривая

 

Вопросы для обсуждения

Часть 1. Чистая монополия

1. Чем отличается конкуренция от чистой монополии?

 

2. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:

а) эффект масштаба; б) финансовые барьеры; в) лицензии; г) связи с исполнительной или законодательной властью; д) необходимость дачи взятки; е) рекламная кампания; ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.

Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в Украине и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?

 

3. Что такое "естественная монополия" и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?

 

4. В чем причины высокой монополизации экономики Украины?

 

5. Почему нельзя полностью отождествлять монополизм западного образца с монополизмом в Украине?

 

6. Каковы причины возникновения монополии?

 

7. "Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными". Как Вы оцениваете это утверждение?

 

8. Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие - незначительной? Что бы Вы включили в понятие "монополистическая власть"? При каких обстоятельствах фирма будет обладать монопольной властью?

 

9. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть? Как влияет концентрация производства на монопольную власть? В каком из двух вариантов монопольная власть выше:

а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж;

б) доли продаж фирм распределены следующим образом: 1 фирма - 25 %, 2 - 10 %, 3 - 50 %; 4 - 7%; 5 - 8 %?.

 

10. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?

11. Как кривая спроса, с которой сталкивается действующий в условиях чистой монополии продавец, отличается от кривой, противостоящей чисто конкурентной фирме? Почему она отличается? Какое значение имеет различие? Почему кривая спроса чистого монополиста не является совершенно эластичной?

 

12. Почему в условиях "чистой" монополии линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?

 

13. Может ли монополист снижать цену каждой последующей (дополнительной) единицы продукции, не снижая при этом цену предшествующих единиц?

 

14. Чем определяется цена и объем производства в условиях монополии?

 

15. "Чистый" монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он - единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар - абсолютно неэластичная. Вы согласны с этим утверждением?

 

16. В чем заключается различие между снижением цен с целью привлечь клиентов и снижением цен с целью установить монополию?

 

17. "Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!" Каков Ваш ответ на этот вопрос?

 

18. Представьте, что Вы - "чистый" монополист. Динамика средних издержек, валовой прибыли и прибыли на одну единицу продукции складывается у Вас следующим образом: при продаже 6 единиц продукции прибыль на единицу продукции снижается, зато максимальна валовая прибыль. Но если Вы будете продавать только 5 единиц продукции, то прибыль на единицу продукции будет максимальной. На каком варианте Вы остановитесь: продавать 5 или 6 единиц продукции?

 

19. Представьте себе, что монопольный производитель стали, назначает цену на нее в 1000 ден.ед. за тонну. При этой цене предельные затраты также равны 1000 ден.ед. Максимизирует ли этот монополист прибыль?

 

20. Примем, что монополистический издатель согласится платить автору 15% валового дохода от продаж текста. Захотят ли автор и издатель назначить одинаковую цену за рукопись? Объясните.

 

21. Предположим, что кривая спроса фирмы лежит ниже кривой ее средних валовых издержек на всех уровнях производства. Можете ли Вы представить себе какое-нибудь условие, при котором производство могло бы быть прибыльным?

 

22. С точки зрения устойчивости экономической прибыли, разница между краткосрочным и долгосрочным периодом времени - для кого она важнее: для совершенного конкурента ("ценополучателя") или несовершенного конкурента ("ценоискателя")?

 

23. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

 

24. Если ценовая эластичность спроса на продукцию монополиста равна - 1 при текущем уровне выпуска продукции, то может ли монополист увеличить свой доход, продавая больше или меньше товара?

 

25. На графике (рис. 7.1.) изображена линия спроса и три варианта кривых предельного дохода: MR1, MR2, MR3. Какой из этих вариантов MR правильный? Почему?

 

 

Рисунок 7.1.

 

26. Что является объектом выбора монополиста: уровень цены, соответствующий предельным издержкам, или уровень предельных издержек, соответствующий рыночной цене? (Подсказка: не забывайте о том, что при монополии MR<P).

 

27. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?

 

28. Надежно ли разделен рынок, когда:

а) врачи назначают разную цену за свои услуги богатым и бедным пациентам?

б) разная входная плата в выставочную галерею для детей и взрослых?

в) разный уровень гонорара за свои услуги для богатых и бедных, который устанавливает консультант по составлению таможенных деклараций?

г) отпуск электроэнергии по разным тарифам населению и промышленным предприятиям?

 

29. Для каждого из следующих утверждений, относящихся к чистой монополии, укажите, считаете ли Вы данное утверждением истинным или ложным и кратко обоснуйте свою позицию:

а) выпуск, который предпочитает естественная монополия, находится на таком уровне, который минимизирует долгосрочные средние издержки;

б) долгосрочной кривой предложения чистого монополиста не существует;

в) в ответ на смещение кривой его предельных издержек вверх чистый монополист увеличивает цену и сокращает выпуск;

г) цена долгосрочного равновесия будет выше, а долгосрочный равновесный выпуск отрасли будет ниже, если монопольной, а не совершенно конкурентной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.009 с.)