Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выступление оценивается на основе критериев:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- соблюдение структуры выступления; - соблюдение регламента; - умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; - адекватность громкости и темпа; - адекватность языка и стиля. З. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям: - адекватность содержания ответов; - корректность; - краткость и аргументированность; - адекватность громкости и темпа; - адекватность языка и стиля.
Положение к курсовой работе (проекту) ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 1. Тематика курсовых работ рассматривается и принимается соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе Организации. 2. Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Тема курсовой работы должна быть предложена обучающимся при условии обоснования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой обучающихся. 3. Темы курсовых работ могут быть связаны с программой производственной (по профилю специальности) практики или трудовой деятельностью (в случае, если обучающийся совмещает обучение и работу) обучающегося. 4. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, если видом государственной итоговой аттестации, определяемым в соответствии с Государственными требованиями по данной специальности, является квалификационная работа. 5. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя-руководителя. 6. Практическое руководство со стороны преподавателя включает: • Предоставление обучающемуся задания на курсовую работу и проверку его выполнения. • Составление графика работы над курсовым проектированием, в котором определяются этапы, сроки написания и оформления курсовой работы обучающимся. • Консультирование обучающегося по избранной теме, помощь в осмыслении её содержания и выработке плана работы, объёма используемого нормативного материала; обсуждение наиболее принципиальных и спорных вопросов. • Рекомендации по использованию основной и дополнительной литературы, практического материала и других источников информации как составной части курсового задания. • Контроль хода выполнения курсового проекта (работы). • Подготовка письменного отзыва на курсовой проект (работу). • Консультации по оформлению работы. • Рецензирование курсовой работы. 7. В ходе защиты курсовой работы, задача обучающегося – показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 1. Курсовая работа по дисциплине должна отвечать ряду требований: • тематика, предмет и объект исследования должны быть актуальными; • содержание и форма подачи материала должны быть конкретными; • работа должны быть оформлена в соответствии с ГОСТ. 2. Курсовая работа обучающегося должна: - показать умение обучающегося обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования, анализировать источники; - отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения; - содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; - соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению курсовых работ. 3. Структура курсовой работы 3.1. Курсовая работа состоит из следующих частей: - плана работы; - содержания работы; - перечня использованных нормативно - правовых актов и списка литературы (библиография); - приложений. 3.2. По структуре содержание курсовой работы включает: - введение; - основной текст; - заключение; - список нормативно - правовых актов и использованной литературы. 3.3. Материалы курсовой работы располагаются в следующей последовательности: - титульный лист; - задание на курсовую работу (проект); - оглавление (содержание); - текст работы (введение, основная часть, заключение); - список нормативно - правовых актов и использованной литературы; - приложения. 3.4. Работа открывается титульным листом, на котором необходимо указать: - название Организации и ее Учредителя; - тему; - фамилию, имя, отчество исполнителя работы; - специальность, курс, группу; - фамилию, имя, отчество руководителя (его ученую степень); - год выполнения. 3.5. Вслед за титульным листом подшивается задание на курсовую работу. 3.6. На следующей странице даётся оглавление работы, которое, по сути, является её планом. План курсовой работы представляет собой перечень разделов, глав и развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов. План работы должен охватывать круг вопросов, которые необходимо рассмотреть при изложении темы. Предварительный план исследования обучающийся составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с преподавателем-руководителем. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. При этом все изменения в плане должны быть согласованы с преподавателем-руководителем (Приложение 1). 3.7. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 25 страниц печатного текста или 30 страниц рукописного текста. Рекомендуемый объем курсовой работы – 30-40 страниц. 3.8. По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из: - введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы; - теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; - заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; - списка используемой литературы; - приложения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 1. Курсовая работа (проект) оценивается по пятибалльной системе. 2. Написанная обучающимся курсовая работа, прошедшая требования анти-плагиата, представляется в учебную часть для регистрации и передачи ее руководителю для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать переработку темы и подготовиться к защите курсовой работы. 3. Главное назначение рецензии – оказать помощь обучающемуся в самостоятельной работе над курсом дисциплины или МДК, дать конкретные методические советы по устранению недочетов. 4. Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, заимствована из литературных источников или у других авторов. Если удельный вес авторского самостоятельного текса в работе менее чем 75% – о чем свидетельствует отчет системы анти-плагиат. Если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно. 5. Наряду с научным содержанием работы, при окончательной ее оценке следует также учитывать полноту формальных реквизитов (оглавление, библиография, выделение глав и разделов). 6. Оценка «отлично» выставляется если: - содержание работы: проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы (проекту); суждения и выводы носят самостоятельный характер; структура работы логична, материал излагается научно и доказательно; отмечается творческий подход к раскрытию темы курсовой работы (проекта); - степень самостоятельности: авторская позиция, проявляющаяся в сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат; - формулировка выводов: выводы содержат новые варианты решений поставленной проблемы; - уровень грамотности: владение общенаучной и специальной терминологией; отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок; - качество защиты: подготовленность устного выступления, правильность ответов на вопросы, оформление мультимедийной презентации. 7. Оценка «хорошо» выставляется если: - содержание работы: проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы (проекта), содержатся самостоятельные суждения и выводы, теоретически и опытно доказанные; - структура работы: логична, материал излагается доказательно; в научном аппарате содержатся некоторые логические расхождения; - степень самостоятельности: отсутствует плагиат; - формулировка выводов: выводы содержат как новые, так и уже существующие варианты решений поставленной проблемы; - уровень грамотности: владение общенаучной и специальной терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки присутствуют в незначительном количестве. 8. Оценка «удовлетворительно» выставляется если: - проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы (проекта), однако суждения и выводы не являются самостоятельными; - имеются незначительные логические нарушения в структуре работы, материал излагается ненаучно и часто бездоказательно; - содержатся существенные логические нарушения; - актуальность слабо обосновывается во введении и не раскрывается в ходе всей работы; - низкая степень самостоятельности; отсутствует оригинальность выводов и предложений; - слабое владение специальной терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки. 9. Оценка «неудовлетворительно» выставляется если: - не проанализирована основная и дополнительная литература по проблематике курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена, материал излагается бездоказательно; - актуальность работы не обосновывается; - степень самостоятельности: наличие плагиата; - оригинальность выводов и предложений: выводы не соответствуют содержанию работы; - большое количество стилистических, речевых и грамматических ошибок.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) 1. Объем курсовой работы (проекта) – не менее 25 страниц печатного текста (без приложений), выполненного через 1,5 межстрочных интервала 12-14 шрифтом Times New Roman со следующими полями: левое – 20-30 мм; правое – 10-15 мм; верхнее и нижнее – 15-20 мм. 2. Курсовая работа (проект) должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 (210 х 297 мм). 3. Страницы нумеруются; номера проставляются вверху или внизу страницы с форматированием по центру. 4. На титульном листе и задании на курсовую работу (проект) номер страницы не ставится (эти 2 листа входят в общую нумерацию страниц); нумерация оглавления (содержания) работы начинается с цифры «3». 5. Работа должна быть сшита в папку-скоросшиватель. 6. Курсовая работа (проект) пишется от третьего лица. 7. Название раздела в тексте работы следует писать 14-16-м полужирным шрифтом; название подраздела выделяется 12-14-м полужирным шрифтом. 8. Раздел (глава) начинается с новой страницы. 9. В тексте курсовой работы (проекта) необходимо применять «красную строку», выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. 10. Цитирование используется как прием аргументации. При цитировании указывается автор фразы и печатный (или рукописный) источник. При ссылке указываются: - инициалы, фамилия автора (авторов) из списка литературы, а затем, через запятую год издания литературного источника. 11. В курсовую работу (проект) включают таблицы, графики и рисунки (Приложение 2). Нумерацию таблиц, графиков и рисунков следует вести отдельно. 12. Слово «Таблица» и её порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне. При оформлении таблицы ("шапки") заголовки граф начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они представляют одно предложение с заголовком графы, и с прописных, если они самостоятельные. Каждую графу нумеруют по порядку. При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится заголовок «Продолжение таблицы (номер таблицы)», а также шапка таблицы. 13. После заключения, необходимо поместить библиографию. В список включаются использованные в работе источники, выпущенные в последние пять-десять лет. В исключительных случаях, может использоваться литература, изданная более 10 лет, если такая литература является уникальной и содержит актуальную научную информацию. 14. В списке для каждого издания указываются: автор, название работы, место издания и название издательства, год издания и количество страниц. (Пример: Кулешова Л.И., Протасова Е.В. Основы экономики. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. -734с.) 15. Библиография составляется в алфавитном порядке. Адреса интернет сайтов и интернет публикаций оформляются в конце списка. Библиография включается в общую нумерацию страниц курсовой работы (проекта). 16. Приложения помещаются в конце курсовой работы (проекта). На отдельной странице, в правом верхнем углу печатают прописными буквами слово «Приложение», его номер, название. 17. Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Кировский политехнический техникум» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: __________________________________________________________ по междисциплинарному курсу _____________________________________ профессионального модуля ________________________________________ Выполнил(а) студент(ка) ____ курса группы _________ _______________ _____________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество)
специальности _____________________________________________________ Форма обучения: очная (заочная)
Руководитель работы: ______________ _____________ __________________________ (должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
Оценка: __________________
Кировск, 20___г.
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ 1. Презентация должна полностью соответствовать теме курсовой работы (Приложение 3). 2. В первую очередь необходимо составить сам текст доклада, во вторую очередь – создать презентацию. 3. Очередность слайдов должна четко соответствовать структуре курсовой работы. Нельзя планировать в процессе доклада возвращение к предыдущим слайдам или перелистывать их вперед. Это усложнит процесс и может сбить ход рассуждений. 4. Слайды должны демонстрировать лишь основные положения основных тезисов курсовой работы. 5. Рекомендуется использовать шаблоны оформления для подготовки компьютерной презентации. 6. Слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, убрав вводные слова, даты, имена, термины и т.п. На слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка. 7. Наиболее важный материал лучше выделить. 8. Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм.
ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 1. Курсовая работа представляется и защищается в сроки, предусмотренные графиком выполнения курсовых работ по дисциплине или МДК. 2. Курсовая работа должна быть сдана преподавателю-руководителю не позднее, чем за пять дней до назначенного срока защиты в бумажном и электронном виде. Допускается направлять курсовые работы в адрес электронной почты руководителя. Адрес электронной почты должен использоваться преподавателем-руководителем только для переписки с обучающимися по существу. 3. Положительно оцененная руководителем курсовая работа подлежит защите. Защита курсовых работ производится в часы, предусмотренные по данной дисциплине или МДК учебным планом. 4. При защите курсовой работы оценивается: - глубокая теоретическая проработка исследуемых вопросов на основе анализа используемых источников; - полнота раскрытия темы, правильное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с практикой; - умелая систематизация данных в виде таблиц, графиков, схем с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития организации; - аргументированность, самостоятельность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций; - четкость выполнения курсовой работы, грамотность, хороший язык и стиль изложения, правильное оформление как самой работы, так и научно-справочного аппарата. 5. Процедура защиты состоит из краткого сообщения обучающегося по существу курсовой работы, его ответов на вопросы, обсуждения качества работы и ее окончательной оценки. 6. Выступление в ходе защиты должно быть четким и лаконичным; содержать основные направления работы над темой курсовой работы, выводы и результаты проведенного исследования. Учитывая выступление обучающегося и ответы на вопросы в ходе защиты, преподаватель выставляет оценку, которая фиксируется в зачетной книжке. 7. В случае коллективной работы на курсовым проектом несколькими обучающимися, по теме выступают все участвовавшие в работе. 8. В случае неудовлетворительной оценки курсовая работа возвращается обучающемуся на доработку с условием последующей защиты, в течение установленного учебной частью срока. Приложение 1 к Положению Пример: Оглавление курсовой работы Оглавление Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1 ………………………………….…….……..…………………………….5 1.1 ………………………………………………………………………………… Глава 2.……………………………………………………………………..…….7 2.1. ………………………………………………………………………………… Список использованных источников …………………………………………35 Приложения …………………………………………………………………….40 Приложение 2 к Положению Оформление составных элементов текстовой части курсовой работы Примечание: (настоящее приложение должно быть размещено в открытом доступе на официальном сайте для скачивания обучающимися) Рубрикация текста Рубрикацией называется вся система заголовков структурных элементов работы и основного текста. Основной текст курсовой работы обычно делится на разделы (главы), подразделы или пункты, а при необходимости – и на подпункты. Разделы, пункты следует озаглавить так, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заголовках нужно по возможности избегать узкоспециальных терминов, сокращений и аббревиатур, математических формул. Информация в заголовках (подзаголовках) рубрик низшего порядка (например, подпунктов) не должна повторять информацию, содержащуюся в заголовках рубрик высшего порядка (например, пунктов). Все разделы, подразделы и пункты нумеруют арабскими цифрами (в рубрикации не допускается применение римских цифр). Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий подраздел второго раздела). Если текст курсовой работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы. Введение, заключение и список использованных источников не нумеруют. Заголовки разделов, а также заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» следует располагать симметрично тексту, в середине строки, не подчеркивая. Заголовки подразделов и пунктов пишут с абзацного отступа. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точками. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с прописной буквы без точек в конце, не подчеркивая. Расстояния между заголовками структурных элементов студенческой работы и разделов основной части и заголовками первого подраздела (пункта) должно быть не менее 3 интервалов, между заголовками подразделов и текстом – 2 интервала, между текстом последнего подраздела предыдущего раздела и заголовком следующего раздела – не менее 3-4 интервалов. Текст после заголовка (подзаголовка) начинают абзацным отступом. Недопустимо отрывать заголовок раздела и подраздела от текста, располагая заголовок в конце одной страницы, а сам текст – на другой. Необходимо, чтобы за заголовками подразделов, пунктов и подпунктов, расположенных в конце страницы следовало несколько строк текста. Иллюстрации Общие положения по оформлению иллюстраций Для пояснения текстового материала в курсовой работе могут быть включены иллюстрации: графики, чертежи, схемы, диаграммы, фотоснимки, компьютерные распечатки. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту, так и в приложении. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами. Допускается сквозная нумерация рисунков или в пределах каждого раздела в отдельности. Например: рисунок 3.2 (второй рисунок третьего раздела). Нумерация рисунков по разделам возможна лишь в том случае, когда в каждом разделе имеется не менее двух рисунков. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3. Если в тексте только одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1». Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). В том случае, если используемый рисунок является заимствованным необходимо оформить ссылку на источник использованной информации, например: Шафигуллин Р.Н. Экономическая эффективность маркетинговой деятельности на предприятии // Вестник ТИСБИ. – 2015. - № 4 Точку в конце названия не ставят. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускается помещать иллюстрации вдоль длинной стороны листа, но так чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи. При малом объеме текстового материала и большом количестве иллюстраций рекомендуется их помещать по порядку номеров в конце работы (приложения). Если иллюстрация, помещенная под одним номером, включает в себя несколько изображений, они обозначаются строчными буквами (а, б, в и т.д.) или арабскими цифрами (1, 2, 3). В подписи тема каждого изображения должна быть определена в перечислении (экспликации). После основной надписи, если далее следует экспликация, ставится двоеточие, а перечисление начинается со строчной буквы. Элементы экспликации отделяют друг от друга точкой с запятой, а буквенные или цифровые обозначения от текста пояснения – знаком тире, например: «Рисунок 2.3 - связи между работами: а - ресурсная; б - фронтальная». Рисунки, чертежи и схемы должны соответствовать требованиям государственного стандарта ЕСКД. Однако для курсовых работ не являются обязательными те требования стандартов, которые исходят из специфических задач рабочих чертежей и схем и не относятся к текстовым иллюстрациям. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати. Основные требования к оформлению отдельных видов иллюстраций Рисунок может быть представлен в виде изображения отдельной детали, сборочной единицы, изделия и т.п. Задачей рисунка является объяснение устройства, принципы работы механизма и т.д. Если в тексте работы есть ссылки на отдельные детали, узлы изделия, то они должны быть пронумерованы на иллюстрации (по часовой стрелке в возрастающем порядке). Схемы подразделяются на принципиальные и структурные. На принципиальной схеме изображаются все элементы, входящие в объект. Учитывая иллюстративный характер, принципиальные схемы можно приводить упрощенно, например, разрез здания без указания второстепенных элементов, номинальных параметров и т.д. Структурная схема показывает соподчиненность частей исследуемого объекта. График представляет собой функциональную зависимость нескольких величин одного явления в виде линии (кривой), которая соединяет соответствующие значения величины, построенных в осях координат. Если графики приводят лишь для иллюстрации функциональной зависимости, они выполняются, возможно, более простыми – не применяется координатная сетка и на осях не указываются числовые значения величин. Оси обозначаются лишь буквенными обозначениями или их наименованиями. При отсутствии числовых величин на осях допускается применять стрелки для характеристики положительного направления изменения величин. Графики, предназначенные для установления конкретной (числовой) функциональной связи между величинами, оснащаются координатной сеткой, и на осях указываются буквенные обозначения, числовые значения и единицы измерения величин. Различение кривых на графике достигается вычерчиванием их разными линиями (непрерывной, штриховой, тонкой, жирной и т.д.), обозначением цифрами (порядковыми номерами), отметкой разными фигурами (треугольниками, квадратами и т.п.). Во всех случаях следует значение величины на каждой кривой пояснять в подписи к графику. Если часть координатной сетки графика не нужна, для представления кривой, ее рекомендуется удалить, сократив этим общую площадь изображения. Диаграммы представляют собой изображение соотношения между величинами, которым придают вид геометрических фигур, линий, значков и т.п. Разнообразие вариантов изображения диаграмм весьма значительно. Наиболее часто применяются секторные, ленточные и столбчатые диаграммы. Требования к оформлению диаграмм аналогичны требованиям к оформлению графиков. Таблицы Общие положения по оформлению таблиц Данные статистических наблюдений и их обработка, исходная информация для анализа, горизонтальный и вертикальный анализы, как правило, приводятся в таблицах. Таблица – особая форма подачи цифровых или словесных сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Размещать таблицу следует по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице (не далее) или в приложении к работе. Второй вариант используется, если после абзаца, в котором делается ссылка на таблицу, недостаточно места на странице, чтобы поместить всю таблицу. Она начинается с новой страницы, что устраняет разрыв ее переносом. Свободную часть страницы после ссылки на таблицу заполняют последующим текстом. Если таблицу разрывают переносом, то нельзя головку таблицы располагать на одной странице, остальную часть – на другой. Таблицы с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При этом графы таблицы должны быть выделены отдельной строкой и пронумерованы. Над последующей частью в этом случае слева пишут слова «Окончание таблицы» (если таблица на этой странице оканчивается) или «Продолжение таблицы» (если таблица продолжается на другой странице). Например: Продолжение таблицы 2.3. В перенесенной части таблицы повторяют только строку с номерами граф. При этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. При несложной заголовочной части таблицы головку в перенесенной части можно повторить. Таблицы следует размещать таким образом, чтобы их можно было читать без поворота текста. Если такое расположение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке на 90 градусов. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не приводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Состав элементов таблицы и основные требования к их оформлению Таблица состоит из следующих элементов: нумерационного заголовка, тематического заголовка, головки, боковика и прографки. Нумерационный заголовок, связывающий таблицу с текстом, состоит из слова «Таблица», написанная строчными буквами (кроме первой прописной) без сокращений и кавычек, и порядкового номера. Знак № и точку в конце нумерационного заголовка не ставят. Таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей студенческой работы или каждого раздела аналогично нумерации рисунков. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. Тематический заголовок должна иметь каждая таблица. Он располагается над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строчку с ее номером через тире. Печатается заголовок строчными буквами (первая буква - прописная) через один интервал. Точку в конце заголовка не ставят. Слова в заголовке не переносятся. Тематический заголовок отделяют от верхней ограничительной линии таблицы двумя интервалами. Основные требования к тематическому заголовку - точность, соответствие назначению и содержанию таблицы, возможная краткость. Головка таблицы содержит заголовки и подзаголовки граф и наименование боковика. Все ячейки головки должны быть заполнены. Заголовками необходимо снабжать все столбцы, включая боковик. Боковик - левая вертикальная часть таблицы, которая содержит заголовок строк. Боковик таблицы должен иметь заголовок, размещенный в головке. Заголовок боковика должен относиться к нижестоящим строкам, а не к горизонтальной строке головки. Диагональные линейки в головке боковика не допускаются. Название заголовка пишут с прописной буквы в единственном числе, без сокращения слов, кроме единиц измерения. Например, пишется не «Наименование показателей», а кратко – «Показатели». Множественное число может быть принято в следующих случаях, когда: - в единственном числе заголовок передает не то значение, которое нужно (как, например, «средство» и «средства»); - если слово в единственном числе не употребляется (как, например, финансовые ресурсы, экономические затраты). Начинают заголовок боковика с прописной буквы. С прописной буквы пишут также и текст всех строк боковика. При необходимости нумерации строк порядковые номера указывают в боковике таблицы перед заголовками строк, а после цифры, обозначающей номер строки, ставится точка. Рубрики в боковике пишут без абзацного отступа, последующие подчиненные заголовки строки - с отступом в два знака. Заголовок строки «В том числе» ставят так же, как предшествующий заголовок, и пишут с прописной буквы. Подчиненные ему заголовки строк делают с абзацным отступом. Заголовок «Итого» ставят к строке с частным итогом, а заголовок «Всего» к строке с общим итогом, включающим частные. Не допускается заменять эти заголовки знаком (суммы). Прографка – это вертикальные графы таблицы, в которых приводится основной материал таблицы (цифровой, текстовой или смешанный). Графы таблицы не нумеруются. Нумерацию дают только в том случае, когда на них необходимо дать ссылку в тексте. Заголовки граф пишутся с прописной буквы, а подзаголовки - со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельные значения, пишут с прописной буквы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускаются перпендикулярные расположения заголовков граф. В конце заголовков и подзаголовков граф знаки препинания не ставят. Не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку (№ п/п)». Отдельную графу «Единицы измерения» в таблицу вводить допускается, если без нее нельзя обойтись. Размерность единиц измерения, общие для всех показателей таблицы, выносят в тематический заголовок по примеру «Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.» В случае необходимости единицы измерения могут быть указаны в заголовке каждой графы или вынесены в боковик, при этом перед обозначением единицы измерения ставят запятую. Графа «Примечание» приводится в том случае, когда имеются самостоятельные примечания к большинству строк. Если примечания даны к одной - двум строкам таблицы, то примечание переносят под таблицу. Непосредственно под таблицей пишут и сноски в таблицах (а не в конце страницы текста). Сноски обозначаются не цифрами, а «звездочкой» (*). Например: Таблица 2 Обобщенный прогноз развития рынка медицинской техники в России на период до 2020 г.
*Включая Республику Беларусь и Казахстан **Включая государства СНГ Давать в таблицах одновременно сноски и примечания нежелательно. В заголовках граф не допускается произвольное сокращение слов. Словесные заголовки могут быть заменены или дополнены буквенными обозначениями, если они расшифрованы в тексте или хорошо известны. Числовые значения показателей, приводимые в графах, проставляются на уровне последней строки наименования показателей. Словесная характеристика показателей, в отличие от цифровой, должна начинаться на уровне первой строки наименования показателя. При отсутствии данных в соответствующих графах обязательно проставляется прочерк. Числовые значения однородных величин располагаются так, чтобы единицы были под единицами, десятки – под десятками и т.д., а неоднородные величины – посередине. Если в графе указываются числа – пределы величин, то числа равняют по отточию или тире. Расположение в графах числовых значений показано в предыдущих примерах составления таблиц. Если в графе таблицы приводится текстовый материал, то начальные слова пишут с прописной буквы. В конце текста в графах точка не ставится. При наличии в графах нескольких повторяющихся слов или одного сл
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.203 (0.014 с.) |