Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация железодефицитной анемии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени А.А. БОГОМОЛЬЦА «Утверждено» На методическом совещании Кафедры педиатрии № 2 Заведующий кафедрой Профессор А. П. Волосовец ____________ «____» ___________________ 2009 г. Протокол № ______ «____» _________________2010 г. Протокол № ______
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Киев 2009
1. Конкретные цели: 1.Определять этиологические и патогенетические факторы железо-, белково- и витаминодефицитных анемий. 2.Классифицировать и анализировать типичную клиническую картину железо-, белково- и витаминодефицитных анемий. 3. Определять особенности дефицитных анемий и ставить предыдущий клинический диагноз. 4. Составлять план обследования и анализировать данные лабораторных и инструментальных обследований при типичном течении дефицитных анемий у детей. 5. Демонстрировать владение принципами лечения и профилактики дефицитных анемий у детей. 6. Ставить диагноз и оказывать экстренную помощь при остром кровотечении, геморрагическом шоке и синдромах сжимания у детей. 7. Проводить дифференциальную диагностику дефицитных анемий с другими заболеваниями системы крови. 8. Осуществлять прогноз жизни при дефицитных анемиях у детей. 9. Демонстрировать владение этико -деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации в педиатрии.
2. Базовый уровень подготовки
Содержание учебного материала Анемия - это патологический клинико-лабораторный симптомокомплекс, который характеризуется снижением содержания гемоглобина и эритроцитов в единице объема крови. Железодефицитная анемия (сидеропеническая) - это разновидность анемий, причиной которых является дефицит железа в организме, связанный с недостаточным его поступлением, усвоением или повышенным выведением. Железодефицитная анемия - это клинически манифестное железодефицитное состояние, которое является заключительной стадией дефицита железа в организме. Железодефицитные состояния очень широко распространены в детской популяции. Среди всех анемий детского возраста, железодефицитная ее форма является самой частой. Однако актуальность проблемы железодефицитной анемии объясняется не только распространенностью этого заболевания, но и выраженными патологическими изменениями, которые происходят в растущем организме. В самом названии - железодефицитная анемия - определена основная патогенетическая причина заболевания - недостаток в организме железа. По данным ВООЗ (1971), дефицит железа в той или другой степени выраженности есть у 20% населения планеты. В детской популяции распространенность дефицита железа составляет от 17,5% у школьников - до 50% у детей раннего возраста. Уменьшение количества железа в организме (в тканевых депо, в сыворотке крови и в костном мозге) приводит к нарушению образования гемоглобина и снижения темпов его синтеза, нагромождения свободного протопорфирина в эритроцитах, развития гипохромной анемии и трофических расстройств в органах и тканях. Истинная распространенность железодефицитных состояний в детской популяции неизвестна, по данным разных авторов частота ее составляет от 38% до 76%. В детском организме, с его высоким и напряженным уровнем обмена веществ с анаболической направленностью, дефицит железа чувствуется наиболее остро. Снижение активности целого ряда железосодержащих ферментных систем (цитохромы, каталазы, пероксидазы и др.) приводит к нарушению клеточного и тканевого метаболизма. Это приводит к снижению темпов синтеза гемоглобина и уменьшению насыщения им эритроцитов. Снижение концентрации гемоглобина инициирует развитие анемической гипоксии. Анемическая гипоксия, которая развивается при этом, увеличивает имеющиеся в организме метаболические изменения и трофические нарушения. Роль железа в организме. Железо (Fe) - один из важнейших микроэлементов в организме. Железо является обязательным и незаменимым компонентом разных белков и ферментных систем, которые обеспечивают необходимый уровень системного и клеточного аэробного метаболизма. Железо играет важную роль в поддержании высокого уровня иммунной резистентности организма. Адекватное содержание железа в организме способствует полноценному функционированию факторов неспецифической защиты, клеточного и местного иммунитета. Существуют данные, которые свидетельствуют о том, что дефицит железа у детей приводит к росту инфекционной заболеваемости органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Также доказано, что дети, которые получали препараты железа в связи с анемией, достоверно реже болели респираторными и кишечными инфекциями. Железо является обязательной составной частью многих гемопротеинов и ферментов, которые принимают участие в разных метаболических процессах организма. Наиболее изучено физиологическое значение железа, которое входит в состав гемоглобина. Гемоглобин осуществляет транспорт кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие и состоит из белковой части (глобина) и небелковой (гема). Гем (железопорфирин) - это комплексное соединение, которое состоит из пигмента протопорфирина и иона двухвалентного железа. Гем входит в состав не только гемоглобина, но и миоглобина и некоторых ферментов (цитохромов, каталазы, пероксидазы). Железо, которое входит в эти соединения, называют «гемовым». Гемовое железо значительно лучше усваивается организмом, чем ионизированное. Миоглобин - пигментный протеин, который содержится в мышечной ткани. В состав миоглобина, как и гемоглобина, входят гем и глобин. Миоглобин осуществляет транспорт кислорода и его депонирование в мышечных тканях, регулирует перекисное окисление и тканевое дыхание. Метаболизм железа в организме. В физиологических условиях железо поступает в организм только с едой. Количество усвоенного организмом железа зависит от содержания и валентности железа в пищевом продукте, качественной характеристике продукта и состояния желудочно-кишечного тракта пациента. Наибольшее количество железа организм получает при употреблении мясных продуктов питания. Это объясняется значительно большей эффективностью абсорбции гемового железа в кишечнике по сравнению с другими соединениями пищевого железа. Биодоступность двухвалентного железа, в сравнении с трехвалентным, значительно более высокая. Скорость поглощения железа в ЖКТ зависит и от белкового состава еды. На уровень кишечной абсорбции железа влияют, как общее количество пищевого белка, так и его качественный состав. Всасывание пищевого железа значительно усиливается при повышении содержания белка в рационе. Естественно, что при нарушении функции ЖКТ, в первую очередь при синдроме мальабсорбции, поступления в организм железа будет снижено. Следует отметить, что изменение уровня кислотности желудочного сока значительного влияния на всасывание железа в кишечнике не имеет. Транспорт железа в организме осуществляется трансферрином. Этот белок переносит железо из ЖКТ до эритрокариоцитов костного мозга, в тканевые депо. Также трансферрин осуществляет обратный транспорт железа в костный мозг из депо и макрофагов, где происходит реутилизация Fe из естественно разрушенных эритроцитов. Железо, которое всосалось в ЖКТ, связывается с трансферрином и доставляется в костный мозг, железосодержащими ферментными системами и в тканевые депо. Основная масса реутилизированного эндогенного железа поступает в костный мозг из фагоцитирующих макрофагов. В нормальных условиях "стареющие" эритроциты разрушаются фагоцитами селезенки.
ВАРИАНТ 1. 1 К какой группе относятся В 12 дефицитные анемии? А. Мегалобластные В. Микроцитарные С. Смешанного генеза D. Дизэритропоэтические
2. Транспорт железа в организме осуществляется: А. Гемоглобином В. Ферритином С. Трансферрином D. Цитохромом
3. Степень насыщения эритроцитов гемоглобином (цветной показатель) в норме: A. < 0,85 B. 0,85 - 1,0 C. > 1,0 D. 0,86 - 1,1
4. К интранатальным причинам железодефицитной анемии относится все, кроме: A. Недоношенность B. Фетоплацентарная трансфузия C. Преждевременная перевязка пуповины D. Травматизация сосудов или пуповины плода при акушерской помощи
5. При естественном выкармливании, антенатальные запасы железа и железо грудного молока полностью обеспечивают потребности ребенка: A. До 2-х месяцев жизни B. До 1-го месяца жизни C. До 6-ти месяцев жизни D. До 9-ти месяцев жизни
6.2. Ситуационные задачи:
Задача 1. Мальчик, 14 лет, госпитализирован в детскую больницу с жалобами на тошноту, однократную рвоту, боль в животе в эпигастральной области, запор, стул периодически черного цвета. Болеет в течение 2-х лет, периодически жалуется на острые абдоминальные боли. Объективное обследование: астенического телосложения, сниженного питания. Кожа бледная. Слизистые оболочки бледного цвета. В легких везикулярное дыхание. Сердце - тоны ослаблены. При пальпации в эпигастральной оьласти локальная болезненность, положительный симптом Менделя. Общий анализ крови: Нв -82 г/л., эр.- 2,8 Т/л, Нt - 34%, тромб.- 150 Г/л. Гастроэнтерологическое обследование раньше не проводилось.
1. Назовите возможную причину гематологических сдвигов у данного ребенка.
2. Определите план обследования для уточнения патологии.
Задача 2. Мать 3-х-мес ребенка обратилась к педиатру с жалобами на беспокойство. Ребенок от 2-й нормальной беременности, роды в срок. Масса тела при рождении 3100 г, рост 51 см. Кормят разведенным коровьим молоком по требованию. Удерживает головку непродолжительное время. Семья неполная, мать и бабушка находятся под наблюдением у нарколога. При осмотре: масса тела 4600 г. Длина тела - 60 см. Кожа и слизистые бледные, губы сухие, подкожножировая клетчатка истончена на передней брюшной стенке. Тургор мягких тканей не снижен. В легких дыхание пуэрильное. Границы относительной сердечной тупости: правая на 2 см кнаружи от правого края грудины, верхняя - по ІІ ребру, левая на 2 см кнаружи от среднеключичной линии, тоны ритмичные, звучные, короткий систолический шум на верхушке. Живот мягкий, нижний край печени на 2,5 см ниже реберного края. Селезенка не пальпируется. Дефекация 1 раз в день. Мочеиспускание 8-10 раз в сутки. Общий анализ крови: Hb - 105 г/л, эр - 3,1 Т\л, Лейк - 10,6 Г/л, п - 3%, с - 26%, э - 2%, л - 61%, м - 7%, СОЭ - 3 мм / час. 1. Установите диагноз. 2.Назначить лечение.
Задача 3. Девочка Д. 1 год, родилась от ІІ беременности, ІІ физиологических родов. От первой беременности есть здоровый мальчик 5 лет. Протекала ІІ беременность без патологии. Ребенок родился доношенным с массой 4000 г., закричал сразу. Ребенок удерживает головку с 2 мес., сидит с 6 месяцев. Масса тела 9,5 кг, рост 71 см. При осмотре: сухость и бледность кожных покровов. Зубов - 8. Большой родничок 0,5х0,5 см. Перкуторно над легкими ясный легочной звук, аускультативно - дыхание пуэрильное, хрипы отсутствуют. Границы сердца: правая на 2,5 см кнаружи от правой стернальной линии, левая на 3 см кнаружи от левой среднеключичной линии, верхняя - 2 ребро. Тоны сердца звучные, нежный систолический шум на верхушке, ЧСС- 100 за мин. Живот умеренно вздут, имеет место пупочная грыжа, печень + 1см. Общий ан. крови: Нв -90г/л, э - 3,2 Т/л, Ц.П. - 0,8, л - 4,8 Г/л, п-3%, с-31%, э - 1%, л -57%,м-8%,СОЭ - 7мм/час Общий ан. мочи: цвет желт, прозрачная, плотность - 1014, реакция кислая, белок-нет, сахар - нет, ацетон - нет, эр -0-1 в п/з, лейк.- 2-3 в п/з. Биохимический анализ крови: Глюкоза 3,6 ммоль/л, билирубин общ. - 7,8 мкмоль/л, холестерин 4,8 - ммоль/л. 1.Установите диагноз. 2.Принципы терапии железодефицитной анемии. Литература Основная литература:
1. Детские болезни / Под ред. В.М. Сидельникова, В.В. Бережного.-К.: Здоровье, 1999.-С. 2. Майданник В.Г. Педиатрия. - Харьков: Фолио, 2004. - С. 3. Педиатрия: Науч. пособие / А.В. Тяжкая, А.П.Винницкая, Т.И. Лутай, и др.: Под ред. проф. А.В. Тяжкой.-К.: Медицина, 2005.-С. 4. Педиатрия/ Под ред. проф.. А.В.Тяжкой.- Винница.: Новая книга, 2008.- С 322-335. Дополнительная литература:
1. Шабалов Н.П. Детские болезни. - Спб. и др.: Питер, 1999.- С.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени А.А. БОГОМОЛЬЦА «Утверждено» На методическом совещании Кафедры педиатрии № 2 Заведующий кафедрой Профессор А. П. Волосовец ____________ «____» ___________________ 2009 г. Протокол № ______ «____» _________________2010 г. Протокол № ______
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Киев 2009
1. Конкретные цели: 1.Определять этиологические и патогенетические факторы железо-, белково- и витаминодефицитных анемий. 2.Классифицировать и анализировать типичную клиническую картину железо-, белково- и витаминодефицитных анемий. 3. Определять особенности дефицитных анемий и ставить предыдущий клинический диагноз. 4. Составлять план обследования и анализировать данные лабораторных и инструментальных обследований при типичном течении дефицитных анемий у детей. 5. Демонстрировать владение принципами лечения и профилактики дефицитных анемий у детей. 6. Ставить диагноз и оказывать экстренную помощь при остром кровотечении, геморрагическом шоке и синдромах сжимания у детей. 7. Проводить дифференциальную диагностику дефицитных анемий с другими заболеваниями системы крови. 8. Осуществлять прогноз жизни при дефицитных анемиях у детей. 9. Демонстрировать владение этико -деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации в педиатрии.
2. Базовый уровень подготовки
Содержание учебного материала Анемия - это патологический клинико-лабораторный симптомокомплекс, который характеризуется снижением содержания гемоглобина и эритроцитов в единице объема крови. Железодефицитная анемия (сидеропеническая) - это разновидность анемий, причиной которых является дефицит железа в организме, связанный с недостаточным его поступлением, усвоением или повышенным выведением. Железодефицитная анемия - это клинически манифестное железодефицитное состояние, которое является заключительной стадией дефицита железа в организме. Железодефицитные состояния очень широко распространены в детской популяции. Среди всех анемий детского возраста, железодефицитная ее форма является самой частой. Однако актуальность проблемы железодефицитной анемии объясняется не только распространенностью этого заболевания, но и выраженными патологическими изменениями, которые происходят в растущем организме. В самом названии - железодефицитная анемия - определена основная патогенетическая причина заболевания - недостаток в организме железа. По данным ВООЗ (1971), дефицит железа в той или другой степени выраженности есть у 20% населения планеты. В детской популяции распространенность дефицита железа составляет от 17,5% у школьников - до 50% у детей раннего возраста. Уменьшение количества железа в организме (в тканевых депо, в сыворотке крови и в костном мозге) приводит к нарушению образования гемоглобина и снижения темпов его синтеза, нагромождения свободного протопорфирина в эритроцитах, развития гипохромной анемии и трофических расстройств в органах и тканях. Истинная распространенность железодефицитных состояний в детской популяции неизвестна, по данным разных авторов частота ее составляет от 38% до 76%. В детском организме, с его высоким и напряженным уровнем обмена веществ с анаболической направленностью, дефицит железа чувствуется наиболее остро. Снижение активности целого ряда железосодержащих ферментных систем (цитохромы, каталазы, пероксидазы и др.) приводит к нарушению клеточного и тканевого метаболизма. Это приводит к снижению темпов синтеза гемоглобина и уменьшению насыщения им эритроцитов. Снижение концентрации гемоглобина инициирует развитие анемической гипоксии. Анемическая гипоксия, которая развивается при этом, увеличивает имеющиеся в организме метаболические изменения и трофические нарушения. Роль железа в организме. Железо (Fe) - один из важнейших микроэлементов в организме. Железо является обязательным и незаменимым компонентом разных белков и ферментных систем, которые обеспечивают необходимый уровень системного и клеточного аэробного метаболизма. Железо играет важную роль в поддержании высокого уровня иммунной резистентности организма. Адекватное содержание железа в организме способствует полноценному функционированию факторов неспецифической защиты, клеточного и местного иммунитета. Существуют данные, которые свидетельствуют о том, что дефицит железа у детей приводит к росту инфекционной заболеваемости органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Также доказано, что дети, которые получали препараты железа в связи с анемией, достоверно реже болели респираторными и кишечными инфекциями. Железо является обязательной составной частью многих гемопротеинов и ферментов, которые принимают участие в разных метаболических процессах организма. Наиболее изучено физиологическое значение железа, которое входит в состав гемоглобина. Гемоглобин осуществляет транспорт кислорода из легких в ткани и углекислого газа из тканей в легкие и состоит из белковой части (глобина) и небелковой (гема). Гем (железопорфирин) - это комплексное соединение, которое состоит из пигмента протопорфирина и иона двухвалентного железа. Гем входит в состав не только гемоглобина, но и миоглобина и некоторых ферментов (цитохромов, каталазы, пероксидазы). Железо, которое входит в эти соединения, называют «гемовым». Гемовое железо значительно лучше усваивается организмом, чем ионизированное. Миоглобин - пигментный протеин, который содержится в мышечной ткани. В состав миоглобина, как и гемоглобина, входят гем и глобин. Миоглобин осуществляет транспорт кислорода и его депонирование в мышечных тканях, регулирует перекисное окисление и тканевое дыхание. Метаболизм железа в организме. В физиологических условиях железо поступает в организм только с едой. Количество усвоенного организмом железа зависит от содержания и валентности железа в пищевом продукте, качественной характеристике продукта и состояния желудочно-кишечного тракта пациента. Наибольшее количество железа организм получает при употреблении мясных продуктов питания. Это объясняется значительно большей эффективностью абсорбции гемового железа в кишечнике по сравнению с другими соединениями пищевого железа. Биодоступность двухвалентного железа, в сравнении с трехвалентным, значительно более высокая. Скорость поглощения железа в ЖКТ зависит и от белкового состава еды. На уровень кишечной абсорбции железа влияют, как общее количество пищевого белка, так и его качественный состав. Всасывание пищевого железа значительно усиливается при повышении содержания белка в рационе. Естественно, что при нарушении функции ЖКТ, в первую очередь при синдроме мальабсорбции, поступления в организм железа будет снижено. Следует отметить, что изменение уровня кислотности желудочного сока значительного влияния на всасывание железа в кишечнике не имеет. Транспорт железа в организме осуществляется трансферрином. Этот белок переносит железо из ЖКТ до эритрокариоцитов костного мозга, в тканевые депо. Также трансферрин осуществляет обратный транспорт железа в костный мозг из депо и макрофагов, где происходит реутилизация Fe из естественно разрушенных эритроцитов. Железо, которое всосалось в ЖКТ, связывается с трансферрином и доставляется в костный мозг, железосодержащими ферментными системами и в тканевые депо. Основная масса реутилизированного эндогенного железа поступает в костный мозг из фагоцитирующих макрофагов. В нормальных условиях "стареющие" эритроциты разрушаются фагоцитами селезенки.
Классификация железодефицитной анемии.
Причины дефицита железа в организме: Причины железодефицитных состояний: 1. недостаточная закладка запасов железа в антенатальном периоде; 2. недостаточное поступление железа с едой; 3. нарушение всасывания железа; 4. повышенные затраты железа в результате роста, интенсивных нагрузок, заболеваний; 5. хронические кровопотери; 6. нарушение метаболизма железа. Непосредственные причины железодефицитной анемии: антенатальные причины:
1. плацентарная недостаточность (гестозы, угроза прерывания беременности, гипоксия плода); 2. многоплодная беременность; 3. недоношенность; 4. большой вес новорожденного; 5. глубокое и длительное железодефицитное состояние у беременной (анемия беременных средней и тяжелой степени); 6. хроническая интоксикация плода (систематическое курение, алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными средствами, работа с токсичными веществами) 7. многоразовые беременности (перерывы между беременностями менее 1,5 - 2 лет);
интранатальные причины: 1. фетоплацентарная трансфузия; 2. преждевременная перевязка пуповины; 3. травматизация сосудов или пуповины плода при акушерской помощи; постнатальные причины: 1. искусственное вскармливание и использование неадаптированных смесей; 2. избыточное употребление коровьего и козьего молока (однообразное молочное питание); 3. вегетарианский рацион питания в детском возрасте; 4. однообразное питание; 5. лимфатико-гипопластический тип конституции (повышенная склонность при наличии факторов риска); 6. синдром мальабсорбции (наследственный и приобретенный); 7. прием медикаментов и продуктов питания, которые нарушают метаболизм железа в организме; 8. длительные или хронические соматические заболевания; 9. наследственные заболевания обмена веществ; 10. аллергия к пищевым продуктам (особенно к коровьему молоку); 11. голодание; 12. хроническая кровопотеря. Недостаточность запасов железа в антенатальном периоде, в первую очередь, связана с патологическим течением беременности, повторными родами. Частой причиной являются гестозы беременных, хронические болезни матери, регулярное курение, интеркурентные заболевания матери в последние месяцы беременности, и др. В последние годы, как фактору развития анемий, уделяют большое внимание несбалансированному питанию матери во время беременности. В настоящее время доказано, что плод получает достаточное количество железа, даже при наличии у матери во время беременности железодефицитной анемии. Это явление связывают с выраженными компенсаторными механизмами при антенатальном развитии плода. Однако при выраженной анемии у матери все-таки запас депо железа в организме ребенка формируется недостаточным. Максимальное количество железа откладывается на последнем месяце внутриутробного развития ребенка. В связи с чем, до 70% недоношенных детей при отсутствии профилактики, переносят железодефицитную анемию в первом полугодии жизни. При многоплодной беременности, обязательно хотя бы один ребенок имеет сидеропению, что связывают с синдромом фетальной трансфузии. Решающую роль в процессах антенатального поступления железа в организм имеют состояние маточно-плацентарного кровотока и функциональное состояние плаценты. При физиологическом протекании беременности новорожденный в среднем имеет запас железа равный 70-75 мг/кг массы тела. Недостаточное поступление железа с пищей в первую очередь связано с нерациональным вскармливанием ребенка. Ежедневная суточная потребность детского организма на 1-м году жизни составляет 1,0-1,5 г. Причем содержание железа в суточном рационе должно быть в 10 раз выше физиологической потребности, что обусловлено низкой усвояемостью железа из еды. При естественном вскармливании, антенатальные запасы железа и железо грудного молока полностью обеспечивают потребности до 6-ти месяцев жизни. В этот период жизни материнское молоко является наиболее физиологическим продуктом питания, способным полностью обеспечивать потребности растущего организма. Хотя содержание железа в грудном молоке небольшое, наличие специфического транспортного белка лактоферрина, способствует наилучшему усвоению железа по сравнению с другими продуктами. Кроме того, лактоферрин способствует поддержке бактерицидной активности слизистой кишечника ребенка. В дальнейшем количество железа матери, которое поступает в организм с грудным молоком, становится недостаточным и поддержка его концентрации уже зависит от правильности введения прикорма и пищевой коррекции. В более старшем возрасте положительный баланс железа в организме поддерживается только при сбалансированном для данного возраста питании. Любое голодание или длительные “диеты” приводят к уменьшению запасов железа и истощению кроветворной функции костного мозга. Нарушение всасывания железа в кишечнике чаще бывает связано с функциональным состоянием ЖКТ. Первичные и вторичные ферментопатии, такие как муковисцидоз, галактоземия, целиакия и др., приводят к снижению адгезивной способности слизистой кишечника и уменьшения поступления железа в организм. Длительный декомпенсированый дисбактериоз кишечника, неспецифический язвенный колит, врожденные аномалии кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихосигма и др.) являются спутниками железодефицитной анемии. Следует отметить, что всасывание препаратов в виде солей трехвалентного железа зависит от определенного постоянства кислотности желудка. Хотя кислотность желудочного сока, как считалось раньше, влияния на процессы всасывания солей двухвалентного железа в кишечнике практически не имеет. Значительно реже в практике встречаются анемии связанные с нарушением транспорта железа в организме (атрансферринемия). Повышенная затрата железа отмечается в периоды интенсивного роста ребенка. Часто это совпадает с периодами «ростовых прыжков» на первом и втором годах жизни, в 5-7 лет и подростковом возрасте. Специфическая анемия у девочек в подростковом возрасте имеет название ювенильного хлороза, что в большей мере связывают со снижением активности трансферрина на фоне гормональной дисфункции половых желез. В периоды интенсивного роста отмечается значительное ускорение уровня обмена веществ и темпов роста организма, в результате чего возникает дисбаланс между потребностью железа и поступлением его с продуктами питания. Подобная ситуация складывается при интенсивных физических нагрузках у спортсменов, при тяжелых или длительных соматических заболеваниях, длительных стрессовых состояниях. Стоит помнить, что железодефицитная анемия при тяжелых соматических заболеваниях является компенсаторным защитным механизмом в борьбе с инфекцией. В этих ситуациях стандартное питание не обеспечивает положительный баланс железа в организме, и ребенок нуждается во вспомогательной коррекции медикаментозными средствами. Достаточно часто встречаются железодефицитные (постгеморрагические) анемии в результате хронической кровопотери при таких заболеваниях, как дивертикул Меккеля, носовые кровотечения из поверхностно расположенных сосудов, трихоцефалез, язвенно-некротический энтероколит, гемофилия, длительные маточные кровотечения. В пубертатном возрасте потребность в железе у девочек выше, чем у мальчиков, что связано с кровопотерями при менструациях в периоде установления регулярного цикла. Нередко железодефицитные анемии возникают после оперативных вмешательств. Скрытая кровопотеря может отмечаться при аллергии к коровьему молоку. Наконец, отдельные медицинские препараты и продукты питания способствуют нарушению всасывания и усвоению железа в организме ребенка. К таким медикаментам стоит отнести препараты кальция, фосфаты, фитин, соли алюминия, сорбенты, тетрациклины, витамин Д в высоких дозах. Из продуктов питания замедляет всасывание железа прием большого количества сыра и молока, мучных изделий, вегетарианский рацион питания. Препараты, которые нарушают всасывание железа: соли алюминия и сорбенты (альмагель, смекта, каопектат); препараты кальция (кальция глюконат, глицерофосфат); длительный прием витамина Д в больших дозах (> 4000-5000 Мо/сутки); тетрациклины. Патогенез железодефицитных состояний. Развитие железодефицитной анемии в организме ребенка имеет определенную последовательность. Выделяют следующие стадии дефицита железа: 1. Прелатентный дефицит железа характеризуется истощением запасов железа в тканях организма. Отмечается обеднение депо железа. Стадия прелатентного дефицита железа является самой кратковременной, после нее происходит заполнение депо железа в тканях, или переход в следующую стадию заболевания. Как правило, в этой стадии наблюдается компенсаторная реакция организма, которая заключается в увеличении всасывания железа из пищевых продуктов в кишечнике и некотором замедлении обменных процессов. Лабораторные показатели красной крови и транспортного фонда железа в этой стадии остаются в пределах возрастной нормы. Клинических изменений в этой стадии не наблюдается. В клинической практике прелатентный дефицит железа не диагностируется, следовательно и не имеет потребности в лечении. 2. При неблагоприятных условиях заболевание переходит в стадию латентного дефицита железа. Следом за обеднением тканевых запасов железа происходит снижение его транспортных форм. А это в первую очередь приводит к снижению активности железосодержащих ферментов в тканях и последующего более глубокого замедления окислительно - восстановительных процессов. Латентный дефицит железа может существовать очень длительно. В этой стадии возникают изменения в психоневрологическом статусе, которые оказываются астеноневротическим синдромом, отмечается повышенная склонность к частым респираторным инфекциям, что обусловлено снижением активности железосодержащих ферментов. Уровень гемоглобина и эритроцитов находятся в пределах возрастной нормы. Учитывая это, некоторые авторы называют стадию латентного дефицита железа «анемией без анемии». Лабораторным критерием латентного дефицита железа является снижение показателей транспортного фонда железа в организме. Диагностирование у ребенка латентного дефицита железа в определенных условиях (в зависимости от причины) требует медикаментозной коррекции. Учитывая неспецифичность клинической картины и недостаточную лабораторную оснащенность стадия латентного дефицита железа, как правило, не диагностируется. Стадия железодефицитной анемии - клинически манифестное состояние, которое проявляется снижением уровня гемоглобина в связи со значительным недостатком железа в организме. Снижение гемоглобина в эритроцитах приводит к изменению морфологических свойств самих эритроцитов, они изменяют свои форму, размер, диаметр (микроцитоз, анизоцитоз, пойкилоцитоз). Только после длительного дефицита уровня гемоглобина происходит снижение количества эрит
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.204 (0.013 с.) |