ТОП 10:

Культура и быт Руси XII–XV вв.



С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества. От архитектуры прошлого его отличают меньшая масштабность зданий, поиск простых, но выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское художественное влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой зодчеству Византии. Примерами таких построек являются собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), собор Михаила Архангела в Смоленске (1191–1194 гг.) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность зданий ввысь подчеркивается высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Если византийское влияние в XII в. ослабевает, то влияние романского стиля становится все заметнее. Оно не затрагивало основу древнерусского храма – крестово-купольную конструкцию, но сказывалось на внешнем оформлении храма: группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Использование элементов романского стиля распространилось в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества, в разных центрах Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и новгородский архитектурные стили.

Шедевры строительного искусства Владимиро-Суздальского княжества – Успенский (1158–1161гг.) и Дмитриевский (1194–1197 гг.) соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) – отличаются парадностью форм, утонченностью и легкостью пропорций. Последним памятником этого стиля («лебединой песней домонгольской архитектуры») стал Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230–1234 гг.).

Демократизм новгородской архитектуры выразился в таких чертах, как небольшие размеры и простота в оформлении фасадов. Церкви Благовещенья в Аркажах (1179 г.), Петра и Павла (1185–1192 гг.), Спаса-Нередицы (1198 г.) и Параскевы Пятницы (1207 г.) в Новгороде отличают именно эти признаки.

В результате монголо-татарского нашествия каменное строительство на Руси прекратилось на пятьдесят лет и возобновилось только с конца XIII в.

В XIV–XV вв. крупнейшим центром развития искусства был Новгород. Кладка из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов усиливала впечатление массивности, силы и монолитности. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360–1361 гг.) и церковь Спаса на Ильине улице (1374 г.) Велось в Новгородской земле и гражданское строительство. В 1302 г. был заложен каменный детинец, в 1433 г. в Кремле построена Грановитая палата, в 1443 г. на владычном дворе возведена Часозвоня. Каменные палаты строили себе новгородские бояре, возводились крепостные укрепления Старой Ладоги, Копорья, Яма, Орешка и др.

Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь (собор Спаса-Преображения – 1285–1290 гг.). Со второй четверти XIV в. началось каменное строительство в Москве. При Иване Калите, были возведены четыре каменных храма в Московском Кремле – Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору – ни один из которых не дошел до нашего времени. Каменный Московский Кремль (единственный в Северо-Восточной Руси того времени) построил Дмитрий Донской в 1367 г. Сохранились такие древнейшие памятники московского зодчества, как Успенский сбор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Ведущей тенденцией московского зодчества стало преодоление кубичности и созданию устремленной вверх композиции.

С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества, который характеризуется расширением масштабов как светского, так и церковного каменного строительства; распространением кирпича, открывшим новые технические и художественные возможности и формированием общерусского архитектурного стиля.

С этого времени Москва становится не только столицей Российского государства, но и общерусским художественным центром. В ней развернулось грандиозное строительство. В конце XV в. в столицу приглашались лучшие мастера из других художественных центров, в том числе, и из Европы. Итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти было поручено возведение Успенского собора (1475–1479 гг.), псковские мастера воздвигли Благовещенский собор (1484–1489 гг.), в 1487–1491 гг. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари создали Грановитую палату, а с 1485 г. началось строительство кирпичных стен и башен Московского Кремля.

Основными видами живописи, пришедшими на Русь из Византии с принятием христианства, были фреска, мозаика и иконопись. Однако к началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика была полностью вытеснена фреской. В XII–XIII вв. в живописи отдельных удельных центров стали все заметнее проявляться местные особенности.

Примерами специфического новгородского стиля XII–XIII вв. являются росписи церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и Спаса-Нередицы, а также икона «Ангел Златые власы».

От живописи Северо-Восточной Руси домонгольского периода сохранились до нашего времени фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Кроме того, иконы «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».

«Золотым веком» древнерусской стенной живописи называют исследователи вторую половину XIV – начало XV вв. В это время успешно развивалась новгородская монументальная живопись, большой вклад в развитие которой внес Феофан Грек (около 1340 – после 1405 гг.), работавший до 1390-х гг. в Новгороде, а затем в Москве. Лучшими работами Феофана являются фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и Благовещенского собора в Московском Кремле. Для этого мастера характерны возвышенность стиля, смелая живописная манера, экспрессия и интерес к внутреннему миру человека.

В Москве конца XIV – начала XV вв. окончательно сложилась русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный художник Андрей Рублев (1360–1430 гг.) Он автор фресок Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, фресок и икон Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, росписей собора Андроникова монастыря. Самой известной работой этого мастера является икона «Троица», написанная для Троицкого собора. В ней отчетливо видны гуманизм, лирическая умиротворенность и глубокая психологичность, характерные для стиля Андрея Рублева. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 – после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственна пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.

После смерти Ивана III на московский престол взошел его старший сын Василий III от второго брака с последней византийской принцессой Софьей Палеолог (1505–1533 гг.). Он во всем продолжал политику своего отца и считается государем, завершившим создание Российского централизованного государства. Важнейшими достижениями этого великого князя было создание официальной идеологии самодержавия, еще более укрепившей авторитет центральной власти и присоединение к Московскому государству обширных земель.

Теория «Москва – третий Рим» была сформулирована в 1510–1511 гг. игуменом Псковского Елеозарова монастыря Филофеем. Вкратце ее излагали так: «Первый Рим пал, второй – пал (уничтожение Византийской империи турками), третий Рим – Москва, а четвертому не бывать». Из этих идей делалось множество выводов. Во-первых, о преемственности власти Византийских императоров (цесарей – царей) в Москве. Во-вторых, об особом предназначении Российского государства как единственного и последнего центра истинной веры – православия. В-третьих, о своеобразном тесном переплетении духовных и светских интересов в Московском государстве. Наконец, о том, что великие государи не только имеют право, но именно обязаны вести активную экспансионистскую политику для объединения под своей властью всех православных земель. Вслед за своим отцом, Василий III назывался не только «великим князем Московским», но и «Государем Всея Русии», а также царем.

В русле своей идеологии Василий III вел активную и успешную внешнюю политику. Он продолжал военные действия против Великого княжества Литовского, начатые еще его отцом. В результате долгой войны в 1522 г. был заключен договор, по которому Москва присоединяла к своим владениям Смоленские и Новгород-Северские земли, ранее принадлежавшие Литве. При этом на службу к Василию III перешли многие православные литовские князья. В состав Московского государства были включены: территория Псковской республики (1510 г.), северная часть Дикого поля – бывшие владения Большой Орды (1520 г.) и Рязанское княжество (1521 г.).

Особое внимание Василий III вынужден был уделять обороне южных пределов Московского государства, так как в 1510-х гг. резко увеличилось число набегов крымских татар на приграничные территории. В «украинных» городах (Путивле, Рыльске, Туле, Переяславле-Рязанском и др.) постоянно дежурили московские полки, в особенно опасных местах возводились специальные укрепления – засеки, составившие к концу XVI в. целую оборонительную систему – Засечную черту.

Василий III Иванович был женат дважды. Первый брак с Соломонией Сабуровой оказался бездетным, и великий князь решился на небывалый для того времени шаг – развод. Второй его супругой стала Елена Васильевна Глинская, которая родила двух сыновей – Ивана (1530 г.) и «умом скорбного» Юрия (1532 г.).

В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV Васильевич (1533–1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И.Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т.д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя – Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей – известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму, а через два года умер в заточении.

В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам – губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1537). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок – Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский.

Достигнув 16-летнего возраста, Иван IV заявил о своем намерении самолично управлять государством. По совету своего учителя и воспитателя митрополита Макария, великий князь решил вступить в брак (женатый человек считался совершеннолетним), а перед этим «поискати прежних своих прародительских чинов». В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение: во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), как титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти гораздо более существенную, чем власть великого князя; во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью; наконец, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь – «помазанник Божий», он не только светский правитель, но и духовный лидер своего народа.

В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой- Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в.

 

Основные даты







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.014 с.)