Основной теоретический материал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной теоретический материал



Русь в XII–XV веках

Основной теоретический материал

Феодальная раздробленность на Руси

Причины политической раздробленности

Начало процессу разделения Руси было положено еще при Ярославичах (вторая половина XI в.). Важным этапом стал Любечский съезд князей 1097 г., где был утвержден прямой порядок наследования в качестве основного, что способствовало окончательному раздроблению и так уже распадающегося государства. Энергичная деятельность Владимира Мономаха на некоторое время приостановила центробежные тенденции. Однако после его смерти Русь постепенно разделилась на несколько независимых княжеств: Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туровское и др. С 1136 г. самостоятельность приобрела также Новгородская земля.

Можно выделить два типа причин распада Киевской Руси – социально-экономические и политические.

Социально-экономические причины заключались в том, что со второй половины XI в. начался процесс формирования крупного боярского (вотчинного) землевладения. Если раньше основной доход бояр составляла военная добыча, то теперь князья, не имеющие свободных денежных средств, вынуждены жаловать своих приближенных землей. Бояре, ставшие землевладельцами, с большой неохотой покидали свои вотчины. Они активно поддерживали своего господина в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность. Таким образом, и князь оказывался «привязанным» к своему уделу, все менее интересуясь общерусскими делами.

В период правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого удельные князья являлись всего лишь наместниками киевского правителя и соответственно львиную долю собираемых налогов отправляли в столицу. С конца XI в. ситуация резко изменилась. Киевский князь получал все меньше доходов, он был уже не в состоянии эффективно контролировать всю территорию государства. «Мать городам русским» теряет свое значение.

Децентрализации страны способствовало также преобладание натурального хозяйства и падение роли торгового пути «из варяг в греки».

Политические причины раздробленности состояли в том, что единая дотоле династия Рюрика постепенно разделяется на множество родственных домов. Решения Любечского съезда 1097 г. привели к созданию наследственных княжеских владений – уделов. Князья все меньше стремились завладеть беднеющим Киевом, и все больше – укрепить власть внутри своего княжества-удела и расширить его территорию. Показательным является пример князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который, захватив в 1169 г. Киев, не остался там княжить и вернулся во Владимир.

Владимиро-Суздальская земля

Значительную часть территории Северо-Восточной Руси занимали леса, реки, озера и болота. Климат более суровый, чем на юге. Почвы здесь малоплодородные, за исключением небольших земель с черноземным слоем, на котором и развивалось пашенное земледелие.

Издавна тут проживали немногочисленные угро-финские племена: мещера, мурома, меря, а также восточнославянские союзы племен: вятичи и кривичи. Со второй половины XI в. начинается активное освоение этих ранее слабо заселенных районов. Инициатором колонизации выступали переяславский князь Всеволод Ярославич и его сын Владимир Мономах. Главной причиной переселения людей из южных княжеств на северо-восток было то, что густые леса, непроходимые болота и удаленное географическое положение служили естественными преградами набегам кочевников. Неразвитость княжеского налогового и репрессивного аппарата (в начальный период) делала эти места еще более привлекательными для переселенцев.

Двигателем социально-экономического развития Северо-Восточной Руси часто выступал князь. К примеру, изначально здесь насчитывалось сравнительно мало крупных городов: Ростов, Суздаль и Муром, однако, к XIII в. благодаря усилиям правителей городов здесь стало больше, чем во многих других русских землях и княжествах. Тем не менее ремесло на северо-востоке было слабо развито, и подавляющее большинство населения занималось земледелием. Важную роль играла хлебная торговля с Новгородом Великим, с помощью которой деспотичные суздальские князья могли оказывать серьезное влияние на свободолюбивых новгородцев.

Северо-Восточная Русь

Политическое устройствохарактеризуется сильной деспотической властью князя и неразвитостью вечевого строя. В отличие от южной и юго-западной Руси, дружина здесь мало влияла на принятие политических решений, отношения между князем и дружинниками укладывались в формулу «господин – слуги». То же можно сказать и о местной племенной знати, находящейся под жестким контролем княжеской власти.

Важно заметить, что данная государственно-политическая схема впоследствии будет воспринята и развита уже в рамках централизованной Московской Руси.

Раздробленность Руси имела не только негативные (падение обороноспособности), но и очевидные позитивные последствия. Одним из таких последствий стал культурный подъем Северо-Восточной Руси XII – начала XIII вв. Так, например, наивысшего расцвета в этот период достигло зодчество. Успенский (1158–1161 гг.) и Дмитриевский (1194–1197 гг.) соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) отличаются парадностью форм, утонченностью и легкостью пропорций. Постепенно формируется и Владимиро-Суздальская школа живописи. Особого внимания заслуживают фрески Успенского и Дмитриевского соборов, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, иконы «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».

Ростово-Суздальская земля

Ростово-Суздальская земля отделилась от Киевского княжества в 1125 г., после смерти Владимира Мономаха. Его младший сын Юрий Долгорукий (1125–1157 гг.) стал родоначальником местной династии. Однако он всю жизнь стремился в Киев, т. к. именно обладание этим городом давало право на титул великого князя. Юрий Долгорукий два раза завоёвывал Киевский престол (1149 и 1155 гг.) и умер, будучи великим князем киевским. За свою активность по отношению к Киеву, Юрий и получил прозвище Долгорукий. В годы его княжения впервые в летописях появляется упоминание о городе Москве, поэтому 1147 г. принято считать датой основания Москвы. Кроме того, Юрий Долгорукий основал города Юрьев Польский, Переяславль-Залесский, Звенигород и др.

Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174 гг.) перенес столицу из Суздаля во Владимир, стремясь к самовластию, и желая избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. В 1164 г. воевал с волжскими булгарами и отнял у них несколько городов. Отличительной чертой его правления стало то, что он хотел превратить Владимир в независимый от Киева город, и поэтому, захватив в 1169 г. Киев, не сел там княжить. Он хотел создать местную митрополичью кафедру, чтобы не зависеть от Киева и в религиозном отношении. О желании Андрея Юрьевича возвысить свою столицу свидетельствуют многочисленные храмы, возведенные по его приказу во Владимире, и резиденция-дворец в селе Боголюбово.

Андрей Боголюбский безуспешно пытался навязать свою волю Новгороду Великому. Оба военных похода на Новгород окончились неудачей. Авторитет князя пошатнулся. Этому способствовала репрессивная политика князя в отношении ростовских и суздальских бояр (Андрей отнимал у них земли и заставлял платить налоги в казну), а также изгнание племянников и притеснения простых горожан. Андрей Боголюбский был убит боярами-заговорщиками 29 июня 1174 г. Существует предание, что его младший брат Всеволод Юрьевич приказал зашить убийц в деревянные короба и бросить их в Поганое озеро.

После убийства Андрея Боголюбского (июнь 1174 г.) началась двухлетняя усобица, в результате которой великим князем владимирским стал его младший брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212 гг.). Своё прозвище он получил потому, что имел восьмерых сыновей. В отличие от предшественника, полагавшегося в политике чаще всего на грубую силу, Всеволод предпочитал реализовывать свои цели путем интриг, подкупов и переговоров. Однако и военному делу этот князь уделял должное внимание. По мнению безымянного автора «Слово о полку Игореве», дружина Всеволода была столь многочисленна, что могла «Волгу вёслами расплескать, шлемами вычерпать Дон».

Вступив на престол, деспотичный князь привёл к покорности Ростов и Рязань. В годы его правления Владимиро-Суздальская земля переживает пик экономического, политического и культурного развития. Княжество становится могущественным и влиятельным. Князь Всеволод распространяет свое влияние даже на богатый Новгород. Теперь новгородцы без своеволия вынуждены были терпеть у себя князей и посадников, направленных великим князем владимирским.

Всеволод Большое Гнездо поделил Владимиро-Суздальскую землю между своими наследниками на семь уделов. Таким образом, процесс раздробленности шел уже внутри Северо-Восточной Руси.

Новгород Великий

Крупным политическим центром Русской земли была Новгородско-Псковская республика. Она занимала северную часть Древней Руси. Суровые климатические условия данной местности затрудняли развитие земледелия. С другой стороны, обилие рек и озер (рыба), лесов (пушные промыслы, бортничество), близость морей и торговых путей – все это способствовало бурному развитию в Новгороде ремесла и торговли. По своему хозяйственному устройству и политическим порядкам Новгород более других русских городов напоминал европейский и был вторым по численности населения после Киева. Река Волхов разделяла город на две стороны – Софийскую и Торговую. «Господин Великий Новгород» состоял из пяти концов (районов) – Плотницкого, Славенского, Неревского, Загородского и Гончарского. Соответственно пяти концам города Новгородская земля делилась на области (пятины).

Наиболее выгодным и почетным занятием для новгородцев была торговля. Новгородские гости (купцы) посещали Данию, город Висбю на острове Готланд, ганзейский город Любек и другие балтийские порты. В Висбю была русская фактория. Уже в XII в. в Новгороде существовали заграничные торговые фактории – Готский двор, Немецкий двор, объединившиеся в XIV в. и получившие название «Двор св. Петра». Новгород экспортировал в Европу меха, мёд, воск и др. Из-за рубежа доставлялись ткани, металлы и т.д. В целях безопасности путешествий и торговли купцы объединялись в специальные корпорации – сотни.

С развитием торговли было напрямую связано развитие ремесла. Новгородские кожевенники, оружейники, ювелиры и каменщики славились не только по всей Руси, но и в Европе.

Развитие ремесла и торговли обусловило то обстоятельство, что большинство новгородцев «знали грамоте». При раскопках города археологи находят много берестяных грамот самого различного содержания: здесь и любовные послания, и долговые расписки, и ученические прописи.

В социальном плане новгородская община делилась на бояр, житьих людей, купцов и чёрных людей. Бояре были богатыми и влиятельными людьми, занимавшие обычно высшие управленческие должности. Бояре являлись потомками родоплемённой знати. Купцы объединялись в корпорации – сотни. Житьи люди были переходным классом от бояр к купцам. Чёрные люди состояли из мелких торговцев, ремесленников, смердов и половников (арендаторов частной земли).

Общественно-политическое устройство Новгорода в XII в. мало отличалось от вечевого устройства других русских земель. Однако в 1136 г., когда новгородцы указывают путь князю Всеволоду Мстиславовичу, в Новгородской земле устанавливается республиканская форма правления.

Верховным государственным органом являлось вече. Поначалу оно представляло собой народное собрание, куда допускались все свободные взрослые мужчины Новгорода, но постепенно оно превратилось в совет лучших людей (500 «золотых поясов»). Вече решало вопросы войны и мира, приглашало князя, выбирало и отправляло в отставку должностных лиц. Избранный на вече посадник, происходивший обычно из знатных бояр, выполнял функции главы исполнительной власти, командовал вместе с князем войсками и участвовал в суде. Тысяцкий также избирался на вече, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и руководил ополчением. С середины XII в. новгородцы сами выбирали и архиепископа, который не только возглавлял церковь, но и являлся должностным лицом – представлял Новгородскую землю в международных переговорах, хранил государственную казну, участвовал в осуществлении судопроизводства. Роль новгородского князя была своеобразной. В Новгороде не было княжеской династии, вече приглашало князя, заключая с ним ряд (договор). Князь приходил с дружиной и обязан был защищать Новгородскую землю, кроме того, он вершил суд, за что получал богатое жалование. В то же время князь не имел права вмешиваться в политическую и экономическую жизнь города.

Галицко-Волынская земля

Крупным центром государственности Древней Руси удельного периода была Галицко-Волынская земля. До конца XII в. существовали две отдельные друг от друга городские волости – земли – Волынская земля и Галичина. На Волынской земле обосновались старшие Мономашичи – Изяслав Мстиславич (внук Владимира Мономаха) и др. Они традиционно боролись с Ольговичами и младшими Мономашичами – Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским.

Среди других регионов удельной Руси, Юго-запад выделялся наиболее далеко зашедшим процессом феодализации. Между князьями и дружинниками складывались сеньориально-вассальные отношения. Бояре стали крупными земельными собственниками, появились зачатки субфеодализации. Могущественные бояре часто оказывались в оппозиции княжеской власти.

Галицкая земля находилась в окружении воинственных соседей (Польша, Венгрия, половцы). На княжеском съезде в Любече в 1097 г. эта непопулярная земля досталась князьям-изгоям Васильку и Володарю. Правивший с 1141 по 1152 гг. Владимир Володаревич смог преодолеть сопротивление местных бояр. Его сын Ярослав Осмомысл (1152–1187 гг.), прозванный так за ясность ума, значительно укрепил княжество, однако он вынужден был вступить в борьбу со всемогущим боярством. Владимир Ярославич правил по 1199 г. и умер бездетным. С его смертью закончилась местная княжеская династия. Галичане призвали тогда Романа Мстиславовича Волынского (1170–1205 гг.). Он впервые сумел объединить Галицкую и Волынскую земли в некую конфедерацию в 1199 г. Наибольшей территории достигла Галицко-Волынская земля во времена правления Даниила Романовича Галицкого (1238–1264 гг.). Даниил Романович боролся с монголами, но в 1250 г. вынужден был покориться Золотой Орде.

Начало возвышения Москвы. Московские князья и их политика; борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и церковь. Куликовская битва и ее значение. Причины и потенциальные центры объединения русских земель

Рубеж XIII–XIV вв. стал переломным моментом в русской истории – с этого времени на смену центробежным тенденциям развития приходят центростремительные. Централизация – явление вполне закономерное. Сходные по форме, но принципиально отличающиеся по содержанию процессы наблюдались в тот период и в европейских странах. В Западной Европе главной предпосылкой объединения было развитие экономики – необходимость укрепления хозяйственных связей, уничтожения внутренних границ и др. Для Руси же важнейшим можно считать комплекс социально-политических причин.

Оправданием деспотического образа правления, становлению которого на Руси способствовало монгольское владычество, могли служить новые территориальные приобретения. В свою очередь, эффективное управление обширной территорией возможно только при авторитарном характере власти великого князя. Кроме того, в общественном сознании постепенно все более четко оформлялась идея, что для свержения татаро-монгольского ига необходимы объединенные усилия всех русских земель.

Нельзя забывать, что важным консолидирующим фактором являлось духовное единство русского народа. Общая история, единый язык, православная вера – все это делало централизацию если не необходимой, то, по меньшей мере, возможной.

Центром объединения мог стать только регион:

· расположенный в середине русских земель, удаленный от границ и находящийся вне сферы иностранного культурного или политического влияния;

· обладающий мощным экономическим потенциалом;

· со сложившейся традицией сильной княжеской власти;

· не являющийся старой русской столицей, от которой, по мнению монгольских ханов, могла бы исходить опасность организованного сопротивления.

В начале XIV в. существовало несколько потенциальных центров объединения Руси.

Великое княжество Литовское было мощным государством с сильной княжеской властью, большая часть населения которого говорила на русском языке и исповедовала православие. Однако оно располагалось на западной границе русских земель и постепенно вовлекалось в сферу европейского политического и культурного влияния.

Новгород Великий опережал другие регионы Руси по уровню экономического развития, к тому же почти не пострадал от монгольского нашествия. С другой стороны, власть князя в Новгороде была очень слабой, а ее усиление противоречило бы интересам местной олигархии. Именно поэтому Господин Великий Новгород долгое время оставался в стороне от процесса централизации.

Владимир-на-Клязьме являлся традиционным политическим и религиозным центром русских земель, сильная княжеская власть сформировалась здесь еще до прихода монголов. Разумеется, ордынцы опасались укрепления влияния Владимира и часто разоряли его.

Во второй половине XIII в. центрами самостоятельных княжеств стали Москва и Тверь. Как показала история, именно они более других отвечали названным выше условиям. Основная борьба за право стать центром объединения в XIV в. развернулась между этими двумя княжествами.

Москва как городское поселение существовала уже на рубеже XI–XII вв. и принадлежала боярину Степану Кучке и называлась «Москов», «Куцкова», «Кучково». Первое летописное известие о Москве относится к 1147 г. В этом году Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя союзнические отношения, встретился в Москве со своим сторонником – князем черниговским Святославом Ольговичем.

Первоначально Москва была крепостью на южной границе Владимиро-Суздальской земли и не составляла особого княжества. Но в 1263 г. она получила самостоятельность. В Москве утвердился младший из сыновей Александра Невского – Даниил (1263–1303 гг.), который стал родоначальником московского княжеского дома. Первые московские князья старались расширить свое маленькое княжество, явившись, по существу, собирателями земли русской.

Даниил отвоевал у рязанских князей Коломну, по завещанию от бездетного родственника получил Переславль. Его сын Юрий (1303 –1325 гг.) отнял у смоленских князей Можайск. В результате все земли по реке Москва от истока до устья вошли в состав Московского княжества, а его территория увеличилась почти вдвое. Это создавало основу дальнейшего роста его могущества и базу для победы над главным соперником – Тверью.

Основным соперником Москвы в борьбе за право стать центром объединения русских земель была Тверь. Географическое, политическое, экономическое положения этих княжеств было весьма сходными. Именно поэтому определяющее значение имел субъективный фактор. Московские князья придерживались завещанной Александром Невским политики непротивления Орде и даже старались использовать ее силу и авторитет в своих интересах. В то же время тверские князья часто противопоставляли себя монголам и поддерживали антиордынские выступления. Напомним, что великий князь тверской Михаил Ярославич был в 1318 г. казнен монголами по обвинениям, сфабрикованным Юрием Даниловичем Московским. Тогда Москва впервые получила великий ярлык.

Сын Михаила Дмитрий Грозные Очи отомстил за отца (1325 г.), и его убили по приказу хана Узбека. Однако ярче всего излюбленные москвичами методы политической борьбы проявились в событиях, связанных с Тверским восстанием 1327 г. Оно было вызвано злоупотреблениями баскака Чол-хана (Щелкана) и его нукеров. Тверской князь Александр Михайлович, державший в то время великокняжеский ярлык, не покарал тверичей. Этим обстоятельством воспользовался московский князь Иван Данилович Калита (1325–1340 гг.). Он разорил Тверь и в награду получил от хана Узбека ярлык на великое княжение.

Московское княжество особенно укрепилось в период правления Ивана I Калиты (калитой называли кошель для денег, который привязывали к поясу). Это был правитель деспотичный, жестокий, умный, хитрый и целеустремленный. При этом он всегда стремился подчеркнуть свою богобоязненность – постоянно носил при себе медные деньги, которые раздавал нищим и убогим.

В его правление московское княжество стало сильнейшим на Руси. Отчетливо выделяются следующие методы, используемые Калитой для укрепления своей власти и государства: Иван I стремился повысить престиж Москвы и заручиться поддержкой церкви. Это ему удалось. С 1326 г. Москва становится религиозным центром Руси, туда митрополит Петр перенес из Владимира свою резиденцию.

Защищая интересы Русской земли, Иван Калита установил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Он часто ездил в Сарай и всегда привозил хану и его женам ценные подарки. Всеми правдами и неправдами он заполучил великокняжеский ярлык (1328 г.) и добился права собирать ордынский выход с русских земель. В течение всего периода его правления Москва ни разу не подверглась монгольским набегам. По словам летописца, «была тишина великая на всей русской земле, и перестали татары убивать христиан».

Опираясь на авторитет церкви, используя свои политические возможности и финансовые ресурсы, Иван Калита последовательно добивался возвышения и расширения Московского княжества. Он установил контроль над Ростовской, Белозерской и Ярославской землями, укрепил свое влияние в Новгороде, Угличе и Галиче.

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семен Гордый (1340–1353 гг.) и Иван II Красный (1353–1359 гг.). Они уже не имели соперников при получении ярлыка на великое княжение владимирское. При них в состав московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли, район нынешней Калуги.

В начале XIV в. Москва начала превращаться не только в политический, но и в религиозный центр русских земель. Данный процесс связан, в частности, с именем митрополита Петра. Этот иерарх, невольно прогневив тверских князей Михаила Ярославича и его сына Дмитрия, вынужден был искать покровительства у московских правителей – Юрия Даниловича и Ивана Калиты. Около 1322 г. митрополит Петр перебрался на жительство в Москву, а в 1325 или 1326 г. перенес туда из Владимира митрополичью кафедру. В историю Русской церкви он вошел как ярый поборник строжайшего соблюдения религиозных предписаний, много сил отдал повышению авторитета духовенства. Митрополит умер в 1326 г. и был похоронен в кремлевском Успенском соборе, возведенном по его инициативе. Князь Иван Калита добился канонизации митрополита Петра в 1339 г. Он стал первым московским святым и небесным покровителем Москвы.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович получил московский престол в возрасте 9 лет. Обязанности регента фактически исполнял при нем митрополит Алексий. Выходец из среды московского боярства, он не отделял интересы церкви от интересов государства. Митрополит активно участвовал в политической борьбе и в 1362 г. добился возвращения великокняжеского ярлыка в Москву. В 1375 г. митрополит Петр благословил полки князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Тверью, временно перехватившей у Москвы ярлык. Велика его заслуга в том, что Михаил Тверской согласился признать себя «братом молодшим» московского князя. Как церковный иерарх, он покровительствовал реформаторской деятельности Сергия Радонежского. Умер он в феврале 1378 г. и погребен в основанном им кремлевском Чудовом монастыре. Канонизирован Русской православной церковью в 1448г.

Выдающимся религиозным деятелем периода возвышения Москвы был Сергий Радонежский. «Житие Сергия», составленное в начале XV в. его учеником Епифанием Премудрым, сообщает, что Сергий (в миру Варфоломей) был сыном ростовского боярина, переселившегося в Радонеж. В 1330-х гг. он принял схиму и основал в подмосковных лесах монастырь, которому было суждено стать одним из самых известных центров православия (Троице-Сергиева лавра). Заслуга Сергия как реформатора русского монашества состоит в разработке и принятии общежитийного монастырского устава. Именно с этого времени иноческие обители Руси превращаются в крупных землевладельцев. Сергий Радонежский отказывался принимать активное участие в мирской жизни и даже отклонил в 1378 г. предложение занять митрополичью кафедру. Но, по преданию, он благословил Дмитрия Донского на вооруженную борьбу против Орды и даже направил иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю на Куликовскую битву. Сергий Радонежский умер в 1392 г., в 1447 г. причислен к лику святых и считается покровителем московских князей и царей.

К середине XIV в. Великое княжество Литовское было мощным государством с сильной княжеской властью, большая часть населения которого говорила на русском языке и исповедовала православие. В его состав входили многие бывшие западные уделы Киевской Руси. Именно поэтому в данный период Литва также претендовала на роль центра объединения русских земель. Однако она постепенно вовлекалась в сферу европейского политического и культурного влияния.

С 1360-х гг. в Золотой Орде происходила «великая замятня» – за двадцать лет сменилось более двадцати ханов. Этим обстоятельством воспользовался литовский князь Ольгерд (1345–1377 гг.) и отказался выплачивать ордынский выход. В 1368, 1370 и 1372 гг. войско Ольгерда подходило к Москве, но каменные стены нового кремля не позволили ему взять город. После третьего похода литовский князь был вынужден подписать с Дмитрием Ивановичем договор, по которому признавал Северо-Восточную Русь законным владением («отчиной») Москвы и отказывался от своих претензий на этот регион.

Наследник Ольгерда, великий князь Ягайло (1377–1392 гг.) также проводил антимосковскую политику. Он заключил союз с Мамаем, однако в Куликовской битве его братья Дмитрий и Андрей Ольгердовичи участвовали на стороне Москвы. Именно в правление Ягайло началось быстрое сближение Великого княжества Литовского с Польшей и проникновение в Литву католичества.

Противостояние между Литвой и Москвой продолжилось и при великом князе Витовте (1392 –1430 гг.). Несмотря на то что в 1390 г. Витовт выдал свою дочь Софью за Василия I Дмитриевича, а в1399 г. литовские и московские рати пытались дать совместный отпор татарам на реке Ворскле, их отношения осложнялись частыми приграничными конфликтами и дипломатическими интригами Витовта.

Основные даты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.034 с.)