Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном



 

Глава 1

По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преуспеяния не одной Божественной силой и благодатью без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одной своей рачительностью и силой без содействия свыше Божией руки; потому что: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе буде стрегий, а равно всуе — трудящийся и зиждущий (Пс. 126: 1).

 

Глава 2

Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12: 2)? Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть очищение и освящение сердца, с несомненностью совершаемое Причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (48). И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс. 118: 80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на заповеди Твоя (6). И еще вопрошающему: кто взыдет на гору Господню? — дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23: 3–4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслью.

 

Глава 3

Дух Святой, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что они как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Пс. 18: 13), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы и всяким хранением блюдем сердце свое.

 

Глава 4

И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например; тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Втор. 22: 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19: 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами — с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради к всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118: 128).

 

Глава 5

Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе-деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Пс. 52: 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5: 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестью, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Пс. 27: 3); и также, ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс. 57: 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред человеки (Мф. 5: 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы и не как любящие людскую похвалу, ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5: 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию, ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10: 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3: 15).

 

Глава 6

Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (Кор. 13: 7. 8). Словами николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, не пришли еще в безопасность, а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование исцелений в сравнении с любовью ничто.

 

Глава 7

Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от столького богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного, по сказанному: тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9: 24).

 

Глава 8

Разумей, что отречься себя значит во всем предать себя братству, не водиться ни в чем своей волею и не быть господином чего бы то ни было, кроме единой ризы, чтобы человек, соделавшись вполне независимым, с радостью мог держаться только предписываемого ему и подобно невольнику вести себя со всеми, а тем паче с настоятелями, повинуясь рекшему Христу: иже аще хочет в вас быти первый и вящий, пусть будет слугою всем, и последним, и рабом (Мф. 20: 26–27), не домогаясь ни чести, ни славы, ни похвалы, не пред очима точию работая, аки человекоугодник, но почитая себя обязанным во всем услуживать братии в любви и простоте (Кол. 3: 22).

 

Глава 9

Настоятели братства, как приставленные к делу великому, должны побороть козни противоухитряющейся злобы, чтобы, по страсти гордыни властвуя над братьями как над подчиненными, вместо великой пользы не сделать себе вреда. Напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога посвятив себя на служению братству и телесное, и духовное, пусть заботятся о братиях и во всякое время прилагают попечение их, как чад Божиих, где нужно обличать и в чем должно утешать, чтобы под предлогом смирения и кротости монастыри не пришли в неустройство, не соблюдая надлежащего чина между настоятелями и подначальными. В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братий, и как пестуны, которым вверены духовные чада, со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются направлять каждого ко всему доброму, но не зная, что соблюдается для них великая, неотъемлемая и всякий труд превышающая награда.

 

Глава 10

Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всей свободой наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братий, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления.

 

Глава 11

Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сей же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, — разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Ежели кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благой совестью, здравыми понятиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, — вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братиям или обольщает человека самомнением о своей праведности и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.

 

Глава 12

Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей, тогда явно он погрешает и не хранит верно заповеди, и потому сам о себе произносит суд и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духу нашему, по изречению Павлову (Рим. 8: 16): тогда только бываем неложно достойными Христа чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет (2 Кор. 10: 18). Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такого Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено, ибо сказано: како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5: 44)?

 

Глава 13

В любви к Богу можно преуспевать, как сказано, при великом борении и труде ума посредством святых размышлений и непрестанного попечения о всем прекрасном; потому что противник препятствует нашему уму и не дозволяет ему удерживаться в божественной любви памятованием о всем прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями. Смерть и, так сказать, удавление лукавому, — когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге. Отсюда могут проистекать искренняя любовь к брату, истинная простота; а также кротость, смирение, искренность, благость, самая молитва и весь преукрашенный венец добродетелей через одну и единственную первую заповедь о любви к Богу приемлют совершенство. Посему потребны великое борение, тайный и сокровенный труд, испытание помыслов и обучение изнемогших чувствий души нашей к рассуждению добра же и зла, укрепление утомленных членов души и оживление их тщательным устремлением ума к Богу. Ибо ум наш, таким образом прилепленный всегда к Богу, по изречению Павлову, бывает в един дух с Господом.

 

Глава 14

Сие же тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям добродетели, приступая к исполнению всякой заповеди, молятся ли они, или услуживают, едят ли или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность.

 

Глава 15

Все усилие, как было объяснено, и рачение у противника о том, чтобы придти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией земными обольщениями и приманками, отвращая его от истинно доброго к мнимо хорошему.

 

Глава 16

Добродетели одна с другой связаны и одна на другой держатся, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так, например, молитва держится на любви, любовь на радости, радость на кротости, кротость на смиренномудрии, смиренномудрие не служении, служение на надежде, надежда на вере, вера на послушании, послушание на простоте; как и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с жестокосердием, жестокосердие с нерадением, нерадение с разленением, разленение с небрежностью, небрежность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием; а таким же образом и прочие члены порока держатся один на другом.

 

Глава 17

Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда и ропота или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы узре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4: 3–5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать нехорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога, и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.

 


[1] Иоанн Мосх «Луг духовный», гл. 210.

[2] На это указывает приведенное выражение «она (т.е. настоящая книга) имеет обещанную ясность». В предисловии об этой ясности, по способу изложения, и говорится.

[3] Во время Арсения Великого Готфский царь Аларик (410г.) взял и опустошил Рим; Гонорий — западный император — бежал в Равенну, где и умер. Около сего же времени был разорен пограничными варварами и Египетский Скит, в котором подвизался Арсений.

[4] То есть от излишней сырости.

[5] На Литургии.

[6] На востоке вместо дров употребляют хворост.

[7] Обширная скитская пустыня в Египте заключала в себе две отдельные обители иноческие: Нитрийскую гору и так называемые Келлии. Келлии получили свое название от множества рассеянных в известном месте скитской пустыне келий, или отдельных жилищ отшельников. Келлии находились от Нитрийской горы на расстоянии почти семидесяти стадий.

[8] Начальник поваров.

[9] Т.е. в монашеском общежитии.

[10] Толос (греч.) собственно означает круглую, сводом сделанную комнату или легкое здание для обеда и хранения посуды. У подвижников толос — небольшой шалаш.

[11] Видимо, в строгих скитских обителях хлебы пекли редко, а потому они черствели и при употреблении требовали размачивания.

[12] Надобно знать, что на востоке хлебы пекутся гораздо менее наших русских.

[13] Монашеская короткая мантия в виде капюшона или фелони, покрывавшая только шею и плечи.

[14] Род бойцов на Олимпийских играх.

[15] Папирус — кустарник, растущий в Ниле и болотах Египта, Сирии и др., а также в нижней Италии. Из коры, покрывающей ветви его, древние делали превосходную писчую бумагу. Но низший сорт ее скоро трескался и ломался; корень папируса, по крайней мере италийского, необыкновенно тверд. В V веке, к коему относятся сказания из патерика, в Египте особенно славилась продажей папируса Александрия.

[16] Куколь — головное покрывало у Египетских монахов, означало и одежду монашескую. Малый куколь показывает малое пострижение, по нынешнему — в рясофор, без монашеских обетов; потому и мог он вызвать такой упрек строгого старца.

[17] В Нижнем Египте.

[18] Главный город в каменистой Аравии, стоящий на высокой скале и нуждающийся в воде, как и вся окрестность.

[19] Философия здесь принимается в практическом смысле — добродетели.

[20] Из пальмовых ветвей приготовлялись твердые веревки, корабельные канаты и прочие снасти, корзины, мешки, рогожи, подстилки, материал для платья, головные покровы, сандалии и многое другое.

[21] Город, находившийся в нижнем Египте при одном из рукавов Нила.

[22] Город в среднем Египте, на левой стороне Нила, к югу от Мемфиса.

[23] Разумеются Олимпийские игры.

[24] Т.е. по церковному уставу.

[25] Кентон — одежда, сшитая из многих разноцветных лоскутков, каковую носили люди бедные, рабы и т.п.

[26] То есть Таинство святой Евхаристии.

[27] Разумеется дующий в Египте вредоносный ветер хамзин, род аравийского самума.

[28] Разумеется Макарий городской, или Александрийский.

[29] Тавенна — место в Фиваиде, или верхнем Египте, в округе Тентирском, где Пахомий Великий основал свой монастырь.

[30] Здесь и ниже разумеется другой Макарий — Египетский.

[31] Авву Пимена.

[32] Здесь разумеется нерассудительная крайность в напряжениях подвижничества, против которой говорит и св. Василий Великий в словах о подвижничестве («Творения св. Отцов в русском переводе», ч. IX, стр. 73): «самым лучшим пределом и правилом воздержания пусть будет следующее: не иметь целью — и нежить плоть, и поступать с нею жестоко, но избегать неумеренности и в том и в другом, чтобы плоть, утучнев, не мятежничала, и изнуренная до болезненного состояния, не лишилась сил к исполнению заповедей. Ибо равный вред душе в обоих случаях: и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслаблена и неподвижна; потому что душа, при таком состоянии тела, не имеет времени возводить взоры горе, но по всей необходимости бывает занята ощущением боли и ослабевает, подавляемая злостраданием тел. Вся жизнь да будет временем молитвы. Но напряженности псалмопения и коленопреклонения надобно давать отдых некоторыми перерывами». При этом однако можем заметить, избранные сосуды благодати, конечно, вмещают и невместимое (Мф. 19: 12) прочими.

[33] По данным археологии известно, что древние римляне, во всем поражающие нас своей роскошью, не менее обнаруживали ее и в устройстве своих кроватей или лож. Большие или меньшие тумбы или ножки этих лож были металлические или, если деревянные, то украшались слоновой костью, черепахой или драгоценными металлами, а оконечности их были из чистого серебра или золота. На растягивающиеся поясы или подпруги накладывали матрац с дорогими покрывалами и богатыми подушками. Ложи занавешивались до самого пола драгоценными пурпуровыми или золотошвейными занавесками или другой богатой драпировкой, со множеством складок. См. Weiss, Kostumkunde. Handbuch der Geschichte der Pracht, des Banes und des Gerathes der Volker des Alterthumes, Stuttgart 1860. 2 Abtheilung. S. 1308–1309.

[34] Здесь разумеется не внешнее какое-нибудь странствование, но предпринимаемое с высшими духовными целями (см. 1 Пет. 2: 11, Евр. 13: 14 и др.), особенная степень иноческого совершенства, о которой рассуждает св. Иоанн Синайский в 3-й главе своей Лествицы. Это странничество, при котором инок отрешается от всего любимого и обрекает себя на все лишения и скорби, Лествичник называет сокровенной жизнью, желанием уничижения и стеснения, началом Божественной любви, отречением от тщеславия, глубиною молчания и т.д. Странник избегает всякой связи с своими и чужими.

[35] То есть сложив кучей на окно, оставил их без употребления и исполнения на деле.

[36] То есть от неупотребления его, при одном сухоядении.

[37] Конечно, разумеются 14 посланий св. апостола Павла.

[38] То есть не помогаю ли, как одному из нищих.

[39] Скуки, недовольства собою.

[40] В Греческой Церкви это был род особенного подвижничества, когда человек, ради духовного подвига и созерцания уходил в уединенные и сокровенные места.

[41] Куколь, аналав, пояс возлагаются на новопостригаемого инока.

[42] Здесь разумеется переименование при иноческом пострижении.

[43] Конечно, здесь имеется ввиду праведный Иов, постигнутый искушением и восторжествовавший над ним единственно своей преданностью Богу и чувством благодарности: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1, 21).

[44] То есть начало новых подвигов, добродетелей, — выражение иноческое.

[45] У древних народов для мельничной работы употреблялась особая машина, к нынешнему способу довольно близкая, состоящая из двух круглых, один на другой положенных камней или жерновов, которые приводились в движение силою человека, скота, ветра и воды. Из скота для сего употреблялись ослы и волы, и такого рода жернова или мельницы назывались mola asinaria vel machinaria. Здесь вол должен был вертеть колесо или жернов, ходя вокруг с закрытыми глазами (Lexocon antiquitatum Romanarum ac Graecarum, S. Pitisci, Hagae Comitum 1737, tom II, p. 587 illustrirtes Worterbuch von Romischen (und Griechischen) Alterthumer von Rich, aus d. Engischen ubersczt von Muller, Paris und Leipzig. 1862, S. 400, где приложен и вид самой мельничной машины).

[46] В объяснение слов жреца заметим, что языческие жрецы и другие служители языческой религии для обольщения народа делали разные вохвования и прорицания: то приводили они себя в экстатическое состояние объятых высшей силою, бесноватых (fanatici), то делали разные другие приемы и чарования (praestigiae), то гадали по внутренностям животных, клеву птиц, разным встречам (avgurium, omen) или предсказывали по выбору жребиев (sortilegi), то на треножнике давали прорицания (oracula). В этих и многих других приемах и фокусах отчасти действовала демонская сила, более же — хитрость самых жрецов.

[47] Под странничеством здесь разумеется особый род подвижничества, о коем сказано выше.

[48] Очевидно, это было в ту критическую минуту, когда Юлиан, не надеясь взять Ктезифонта, а между тем опасаясь быть обойденным или погибнуть от голода, решился с своей армией возвратиться в свое отечество — на запад. Неизвестность страны, по которой наделжало совершить это отступление, сильно его занимала, и следуя совету одного старика, персидского шпиона, он зашел совершенно в бесплодные и дикие места, где, окруженный персами, в сражении был смертельно ранен. Но по следующим словам смерть эта случилась Юлиану чрез несколько дней после сего посольства. Отношение Юлиана к демонам можно объяснить из того, что Юлиан при самом вступлении на престол неким Максимом Неоплатоником, знавшимся по его магии с демонами и слывшим величайшим чародеем, был посвящен в тайны его магии и отвлечен от христианства к язычеству. С того времени сей Максим неотлучно находился при Юлиане и пользовался чрезвычайным его уважением.

[49] По всей вероятности вышепомянутый Поплий монах был значащийся в греческих и наших святцах под 25 января преподобный Поплий, сирийский подвижник. Это подтверждается и местом подвижничества его — в Сирии, недалеко от Евфрата, в 30 поприщах от города Зевгмы, что будет на западе от Ктезифонта, и временем кончины его около 380 года, тогда как Юлиан убит в 363 году (см. Месяцеслов Православно-кафолической Восточной Церкви — протоиерея Вершинского. Спб. 1856, под 25 января).

[50] Значит, строгий пост был заповедан в страстную седмицу.

[51] То есть служащим в церкви, освященному собору. Вальсамон, в толковании на Номоканон Фотия Tit. 1 de fide cap. XXXI, говорит, что клириками называются пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы и певцы.

[52] Надобно заметить, что на Востоке хлеб — артос — был гораздо менее наших русских хлебов. Он был круглый, величиной с тарелку и менее 8 дюймов поперечнику, толщиной в мизинец.

[53] То есть к матери, как видно, со свитой.

[54] Арсений назван вторым отцом Аркадия и Гонория в том смысле, что был их наставником и воспитателем, а Аркадий и Гонорий названы божественнейшими по обыкновенному титулу греческих царей.

[55] Здесь в верховье одного из рукавов Нила действительно находится Вавилон прямо против Мемфиса.

[56] Египет в высшей степени замечателен повсюду встречающимися великолепными и громадными своими развалинами, между коими первое место занимают храмы. Эти развалины, не призреваемые правительством и оставленные на произвол судьбы, издревле служили пристанищами для странников. Храмы египетские обыкновенно состояли из стрех частей — переднего двора, собственно храма и святилища. В последнем находились изображения священных животных и каменные статуи божеств, о чем говорится ниже и в настоящем сказании (Handbuch der gesammten Aegyptischen Alterthumskunde von Dr Uhlemann, Leipzig, 1857, II S. 188, ff).

[57] У древних стихарь обыкновенно употреблялся белого цвета, в знамение непорочной жизни и духовной радости. См. Гермогена патриарха Тайнозрит. вещ. Церкви. Симеон Фессал. О храме и об одеждах.

[58] В данном контексте — языческие мудрецы, кои, как стоики, вели жизнь суровую, воздержанную. Таковые философы нередко встречаются в истории христианских подвижников. К великому Антонию они однажды подослали трех демонов, и когда он троекратно прогонял их, то сами философы обратились в веру христианскую (Ioan. Cassiani Instituta et collationes VIII cap. 18).

[59] Египетская мера земли в 100 квадратных локтей.

[60] Разумеется Moeris palus, или Mareotis palus, прилегавшее к области скита.

[61] Заведовавший делами по имениям и тяжбам монастыря.

[62] Слав. укрух — небольшой хлеб в шесть унций, большей частью сухой у египетских монахов (Лавсаик, гл. 28).

[63] То есть разливается ли Нил?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.08 с.)