Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страх перед внезапными переменами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Почвой, на которой пускает корни упрямство, служит тот факт, что ребенок до семилетнего возраста остается не подготовленным к внезапным переменам в его планах. Склонные к доминированию родители или воспитатели, стремящиеся занимать в своей семье главенствующее положение, в спешке зачастую не осознают той важности, которую имеют для маленького ребенка грядущие перемены. Ребенка, к примеру, могут не предупредить о том, что на выходные он останется в доме своих родственников. Для взрослых это дело может быть обычного порядка, не требующее какой-либо подготовки. Для ребенка же это — целое событие, большое и, возможно, пугающее. Дом родственников может казаться ему местом совершенно чужим, в котором все знакомое — как, например, кухня или ванная комната — находится не там, где он привык. Не способный в своем возрасте к абстрактному мышлению, ребенок не имеет возможности заранее подготовиться к этим неожиданным переменам в окружающей обстановке, не видя к тому же рядом знакомых лиц своих родителей. В мгновение ока ребенок оказывается у дверей дома своих родственников, провожая изумленным взглядом второпях махнувших ему на прощание рукой родителей, уезжающих на вечеринку с друзьями. Поначалу ребенок ошеломлен и подавлен; он совершенно не готов к таким переменам, пусть даже его родственники — замечательные, любящие его люди. Ребенок не только глубоко переживает внезапную потерю того, что ему близко и дорого, не только ощущает допущенное по отношению к нему предательство, но и учится негативному восприятию любого рода перемен, поскольку они ассоциируются у него с чувством внутренней боли. Мало-помалу опыт подобных событий накапливается, и в душе ребенка развивается неприятие, формируя в его сознании реакцию сопротивления любого рода переменам. Его тело накапливает напряжение в группах мышц в районе нижней челюсти, спины, таза и ступней ног. Эти мускулы словно говорят ему: «Нет, здесь тебе не пройти. Останься там, где находишься». Это напоминает манеру поведения груженого поклажей осла, словно вросшего ногами в землю в ответ на попытки погонщика сдвинуть его с места. Постепенно напряжение группы мышц становится для организма привычным; он постоянно пребывает в состоянии оказания сопротивления. Это напряжение и подготавливает почву для развития дракона упрямства. Позднее, в более зрелом возрасте, такие люди — теперь уже прочно удерживаемые драконом упрямства — могут вслух не говорить «нет» грядущим переменам, но сам их организм оказывает активное сопротивление любым изменениям в жизни. Челюсти у них сжимаются, как тиски, тазобедренные суставы каменеют, спина аккумулирует напряжение, а ноги словно врастают в землю, сопротивляясь любому движению вперед. Руки у них замком смыкаются на груди, и человек стоит как памятник — несгибаемый, непоколебимый. Они на каждое предложение отвечают «нет», выигрывая себе хоть немного времени на размышление и адаптацию. Только когда они полностью привыкли к новым идеям и обстоятельствам, они наконец способны сказать им «да». Эксплуатация. Вторым источником зарождения в ребенке упрямства служит эксплуатация его воспитателями, родителями или учителями. Ребенок может обладать доставляющими ему удовольствие талантами, проявляющимися в игре на музыкальном инструменте, рисовании или катании на коньках. Родители или воспитатели замечают эти способности ребенка и решают, что их необходимо развивать. Они берут под контроль удовольствие ребенка и превращают его в работу, требуя от малыша бесконечных часов упражнений и тренировок. Ребенку приходится участвовать в соревнованиях и стараться одерживать в них победу, чтобы удовлетворить желаниям взрослых. Родители и тренеры могут прийти к соглашению, что следует ограничить обычные развлечения ребенка, такие, например, как игра со сверстниками, если на выступлениях он не показал достаточно высоких результатов. В процессе подобной «воспитательной» работы удовольствие, прежде испытываемое ребенком от своих способностей, утрачивается. У ребенка начинает проявляться внутренний протест, а глубоко в сознании рождается решение: «Никогда больше не позволяй взять им над собой верх. Ни в чем не уступай им ни на дюйм. Никому ничего не уступай». Так подготавливаются условия для проявления упрямства и противодействия во всех ситуациях, якобы угрожающих автономии ребенка. Пагубные последствия такой эксплуатации могут заключаться и в том, что ребенок способен навсегда отказаться от своих врожденных талантов или препятствовать их проявлению, чтобы избежать контроля над собой и дальнейшей эксплуатации. Дракон упрямства одерживает победу, уничтожая самого человека, а не его проблемы. Родительский контроль. Третьим источником развития дракона упрямства служит жесткий контроль родителей или воспитателей. Родительское воспитание нередко основывается на политике тяжелого кулака и лишения своего ребенка права выбора. «Делай так, как я сказал. И не оправдывайся», — слышит ребенок снова и снова. Он вынужден сидеть за столом, пока все семейство не управится с картофельным пюре или овсянкой. Он вынужден все делать по жесткому расписанию и отправляться в туалет, независимо от того, готов он к этому или нет. Ребенок лишен права выбора, права голоса — всего, что могло бы помочь формированию его личности и приобретения жизненных навыков и умения. Подобная политика приводит к формированию во многих отношениях несостоятельной личности. Подрастая, ребенок стремится проверить свои способности в окружающем мире. Он хочет обладать собственным правом выбора. К примеру, он хочет иметь свободу выбора между шоколадом или ванильным мороженым. Позднее в жизни он станет перед более сложным выбором, несущим с собой и больший груз ответственности. Ребенок инстинктивно понимает, что обладание правом выбора имеет чрезвычайно важное значение для развития его личности. Когда в элементарном выборе ему отказывается, ребенок оказывает сопротивление покушению на свою личность и волеизъявление. Здесь-то и торопится показать себя дракон упрямства. Как и в случаях с неподготовленностью к переменам, ребенок развивает в себе напряжение определенных групп мускулов. Если от явного выражения протеста его и удерживают гневные окрики родителей, их угрожающий пристальный взгляд или обещание самых жестких последствий ослушания, ребенок может ответить молчанием, но он говорит «нет» каждой клеточкой своего тела. Все в нем словно кричит: «Нет, ты не сможешь меня заставить! Я этого не буду делать!» В конечном итоге таким молчаливым сопротивлением ребенок одерживает победу. Он учится осознавать, что молчаливое неповиновение — очень действенное средство против бычьей напористости его противника. Он познает ценность стратегии пассивного сопротивления. Дракон упрямства побеждает. Во взрослом возрасте открытое неповиновение, называемое «упрямством», становится составной частью личности человека. К тому времени, когда ребенок вырастает, он уже прочно сформировывает в себе недоверие к любого рода авторитетам. Он отвечает открытым бунтом на чью-либо попытку указать ему, что делать. Упрямый взрослый человек внешне может казаться спокойным и расслабленным, но стоит ему лишь столкнуться с необходимостью резких перемен или давлением на него со стороны чьего-либо авторитета, как дракон туг же показывает зубы. Ответ авторитету или тому, кого человек упрямый считает выступающим в роли авторитета, как правило, дается неподходящий, не соответствующий данной ситуации, что может послужить основой для конфликта или привести к весьма нежелательным последствиям. В приводимом ниже примере Джон разговаривает со своей женой Кэтти о том, чтобы она поступила в колледж: Джон. Ты знаешь, дорогая, тебе бы лучше закончить колледж и получить диплом. Тогда тебе гораздо проще было бы устроиться на работу, которая тебе так нравится. Кэти (натянутым голосом). Мне это совершенно безразлично. Джон. Почему? Ты ведь знаешь — диплом вещь нужная. Кэти (раздражаясь). Оставь меня в покое. Я никуда не пойду, и тебе не удастся меня заставить. Джон. Я вовсе не стараюсь тебя заставлять. Я просто тебе предлагаю и пытаюсь понять, почему ты не хочешь. Тебе бы это очень помогло. Кэти (переходя на крик и хлопая дверью). Я не пойду, не пойду, не пойду! Джон не осознавал себя авторитетом по отношению к Кэти, но она воспринимала его именно так. На нее оказывал воздействие дракон упрямства, и она восставала против прежних ситуаций, в которых ее лишали выбора и говорили, что ей следует сделать. На каждое предложение она отвечала враждебным неприятием. Она видела в Джоне прежних диктаторов, оказывавших на нее давление, и результаты подобного отношения не могли не выливаться в конфликты, разрушающие семью. За раздражением, выказываемым Кэти, на самом деле скрывался страх. Она опасалась, что у нее отнимут ее свободу. Она боялась лишиться права выбора и оказаться вынужденной делать то, чего ей, может быть, делать не хотелось. В действительности Кэти, несмотря на свое хорошее развитие, оставила колледж по той же самой причине. Она боялась, что профессора будут указывать ей, что делать, и она, таким образом, превратится в маленькое колесико огромной машины учебного заведения. Кроме того, она опасалась, что кто-нибудь поставит ее перед необходимостью быстрых перемен, к которым она может оказаться неготовой. В свое время поступление в колледж было ее собственной идеей, однако ее позиция в отношении к себе самой была настолько твердой, а дух противоречия настолько сильным, что даже поступление в колледж оказалось для нее невозможным. Подобная манера поведения быстро сокращала границы окружающего ее мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.007 с.) |