Лекция 1. Предмет и метод экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории



Дуговая и точечная эластичность.

При конкретных подсчетах различают два способа измерения эластичности: определение дуговой и точечной эластичности. В принципе идеальным было бы измерение точечной эластичности, т.е. вычисление коэффициента эластичности для каждой конкрет­ной точки кривой спроса. Такой коэффициент прямо отвечал бы на вопрос о размерах изменения спроса в ответ на планируемое фирмой изменение цен. Однако для проведения соответствующих вы­числений необходимо, чтобы была известна функция спроса.

Обычно эта формула менеджеру неизвестна, равно как неиз­вестна и кривая спроса. Вместо этого он располагает эмпирическим материалом о величине спроса на продукцию фирмы при некото­рых дискретных уровнях цен. Эластичность спроса на товар в этом случае рассчитывают, используя формулу дуговой эластичности, или эластичности спро­са на отрезке, или формула средней точки.

EDP = = =

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Выражение точечной эластичности имеет вид:

EDP =

Формула точечной эластичности отличается от формулы дуговой эла­стичности тем, что имеет дело с бесконечно малыми величинами. Если пря­мая спроса задана функцией QD = a – bP,то наклон этой прямой равен b = . Если подставить последнее выражение в уравнение точечной эластичности, получим:

EDP = ,

На основании этой формулы можно сделать чрезвычайно важный вывод: ко­эффициент эластичности для данной прямой линии спроса различен в разных ее точках.

Рис. 1. Измерение точечной эластичности по цене

Эластичность спроса и доход

Ценовая эластичность спроса влияет на объем общей выручки от продажи. При эластичном спросе существует обратная зависимость между изменением цены и изменением выручки от продажи, при неэластичном – прямая. При спросе с единичной эластичностью изменение цены не приводит к изменению выручки от продажи.

Рис. 2. Взаимосвязь эластичности и валовой выручки.

При дуговой эластичности спроса валовая выручка зависит от степени эластичности.

 

Рис. 3. Зависимость валовой выручки от степени эластичности по цене.

б) Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Среди факторов эластичности спроса особо выделяются следующие:

1) Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

2) Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

3) Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

4) Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

5) Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

6) Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

7) «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

в) Эластичность спроса по доходу

Это отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:

EDY =

Поскольку при изменении дохода по-разному меняется спрос потребителя на нормальные (высшей категории качества) и аномальные (низшей категории качества) товары, то и показатель эластичности может иметь разный знак. Так, если потребитель уве­личивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EDY > 0). В этом случае речь явно идет о нор­мальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом увеличение спроса опережает рост дохода DY > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, напри­мер автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

 

г) Пере­крестная эластичность.

Это отношение процен­тного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

Ecross =

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреб­лении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, т.е. с по­вышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу или подо­рожавший рис заменять более дешевым картофелем.

Если Ecross < 0, т.е. повышение цен на товар В ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими това­рами. Например, при росте цен на фотопленку уменьшается спрос на фотоаппараты.

 

Кроме того, перекрестная эластичность существует не только по отношению к чужим, но и по отношению к собственным изделиям. Последнее, например, наблюдается, когда фирма выпускает целую линию продуктов (например, телевизоры нескольких моделей). Ме­няя цены на одну модель, менеджер должен понимать, что этот шаг скажется не только на спросе на нее, но и на объеме продаж других моделей. Вполне возможно, например, что, снизив цену на дорогую модель, фирма добьется не увеличения общего спроса на свою про­дукцию, а простого перераспределения спроса с одних продуктов на другие.

 

Выделяются три степени эластичности предложения:

1) эластичное предложение (ESP > 1),малый угол наклона к горизонтали;

2) неэластичное предложение (ESP < 1),больший угол наклона к горизонтали;

3) предложение единичной эластичности (ESP = 1), биссектриса.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения:

■ абсолютно эластичное предложение (ESP), горизонталь;

■ абсолютно неэластичное предложение (ESP = 0), вертикаль.

 

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка про­цента, наличие резервных производственных мощностей и др. Име­ют значение и характер продукции, использование при ее выпуске уникальных ресурсов. Так, предложение сельскохозяйственной про­дукции часто бывает менее эластично, чем промышленной, поскольку свойства земельных участков, используемых, например, в виноделии, бывают неповторимыми. Это не позволяет произвольно увеличивать выпуск определенного сорта вина, какие бы высокие иены за него ни предлагали.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).

2. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

3. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Главным фактором, определяющим эластичность предложения, является, время, длительность периода, в тече­ние которого производители имеют возможность приспосабливать убьем предложения к изменению цены. Принято различать три вре­менных интервала:

кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а зна­чит, объем предложения практически фиксирован;

краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства, например сырье, рабочая сила;

долгосрочный период, который достаточно продолжителен для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства.

 

Обратим внимание на то, что фактор времени в экономиче­ском смысле, о котором мы только что говорили, сильно отличается от бытовой или астрономической трактовки времени. Фактор вре­мени связан не столько с определенным числом месяцев или лет, сколько с возможностью или невозможностью использовать при выпуске дополнительные ресурсы. Чем меньше физического време­ни занимает переход от кратчайшего до долгосрочного периода, тем более гибким будет предложение, тем шире палитра возможных ва­риантов поведения фирмы на рынке. Известно, например, как вы­соко практики ценят наличие у предприятия открытых кредитных линий в банке: они позволяют почти мгновенно закупить дополни­тельные ресурсы, не дожидаясь, пока появятся собственные сред­ства.

 

Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.

 

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

 

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

 

 

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за п

 

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения.

 

Монополия

 

1. Кривая спроса чистого монополиста.

2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополии. Государственное регулирование монополии.

Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.

Чистая монополия является противоположностью чистой конкуренции. Характерные черты данной рыночной структуры:

а) фирма-монополист является единственным производителем товара, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

б) продукт фирмы уникален;

в) существование монополии зависит от существования барьеров для вступления, которые здесь очень велики. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и другими;

г) фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Поскольку она выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой спроса. Для реализации дополнительной единицы продукции монополист обязан понизить цену. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной единице продукции, но и ко всем другим, которые могли бы быть реализованы по более высокой цене.

 

 

Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.

В краткосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.

Максимизируя прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек Р>АС. Объём производства он определяет согласно правилу равенства предельного дохода и предельных издержек МR=МС.

 

Монополист, назначая цену и определяя объём производства, стремится не к самой высокой прибыли на единицу продукции, а к максимизации совокупной прибыли. При определённых условиях он может увеличить совокупную прибыль путем ценовой дискриминации, т.е. назначая разные цены на различные единицы одного и того же товара для различных покупателей. Это осуществимо в том случае, когда монополист будет иметь возможность:

1) разделить покупателей по степени эластичности спроса на группы;

2) ограничить свободу перемещения товара между этими группами.

Экономические последствия ценовой дискриминации выражаются не только в увеличении совокупной прибыли, но и в производстве большого объёма продукции.

 

 

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополии. Государственное регулирование монополии.

В долговременном периоде получение прибыли в отрасли (т.е. для фирмы-монополиста) будет зависеть от возможности удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее других фирм. В том случае, если барьеры будут не преодолимы, монополист сможет получать экономическую прибыль и в долговременном периоде. Ре – цена, приносящая экономическую прибыль.

 

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому регулируются государством. Государство устанавливает цены, равные средним издержкам, обеспечивающие "справедливую прибыль" (нормальную прибыль) владельцам таких компаний.

 

 

Олигополия.

1. Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.

2. Модели олигополистического ценообразования. Модель ломаной кривой спроса, основанная на тайном сговоре олигополии, лидерство в ценах, ценообразование по принципу "издержки плюс", модель Курно.

3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.

Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.

К основным признакам олигополии относятся:

1. Немногочисленность, т.е. относительно малое количество фирм, господствующих на олигополистическом рынке.

2. Обладание значительной долей рынка каждой олигополистической фирмой.

3. Всеобщая взаимозависимость и необходимость для каждой фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики.

4. Продукция в олигополистической отрасли может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.

5. Развитие неценовой конкуренции, особенно в условиях олигополии с дифференцированной продукцией.

6. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются различные барьеры для вступления в отрасль, такие, как эффект масштаба, владение патентами, сырьем, значительные расходы на рекламу, эффект слияния.

Примером отраслей с развитием олигополии являются металлургическая, машиностроительная и химическая промышленность.

Экономический анализ не предполагает общепринятой характеристики ценообразования в условиях олигополии. Существуют две главные причины, объясняющие, почему трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии:

1. Олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, что мешает выработке одного обобщенного объяснения, как определить цену и объем производства.

Существуют следующие виды олигополии:

a) жесткая олигополия, при которой две или три фирмы господствуют в отрасли и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть и семь фирм делят 70-80% рынка, и существует конкурентное окружение из более мелких фирм;

б) олигополия со стандартизированной и олигополия с дифференцированной продукцией;

в) олигополия объединяет ситуации, в которых барьеры для вступления в отрасль являются различными по прочности.

Существование множества видов олигополии мешает разработке единой модели ценообразования

Взаимозависимость и немногочисленность осложняют ситуацию, неспособность фирмы точно предвидеть ответные действия конкурентов, делает практически невозможным оценить спрос и предельный доход, а без этих данных фирма не может даже теоретически определить цену и объем производства.

Вопрос 2. Модели олигополистического ценообразования. Модель ломаной кривой спроса, основанная на тайном сговоре олигополии, лидерство в ценах, ценообразование по принципу "издержки плюс", модель Курно.

Можно выделить две основные черты олигополистического ценообразования:

1. Олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими или жесткими (меняются реже, чем в других моделях рынка).

2. Если цены меняются, то у всех фирм, т.е. олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору при назначении и изменении цен.

 

 

II. Лидерство в ценах

Лидерство в ценах – средство, с помощью которого фирмы могут координировать свою ценовую политику, не вступая в сговор.

При этом крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют этому изменению. Но всегда есть риск, что конкуренты не поддержат эти изменения. Поэтому ценовой лидер придерживается следующей политики:

1) цена применяется только при значительных изменениях спроса и издержек (рост заработной платы, налогов или цен на электроэнергию);

2) о пересмотре цен ценовой лидер заявляет открыто, т.е. об этом заранее известно другим фирмам;

3) лидер часто не назначает цену максимизирующую прибыль, для того, чтобы не привлекать в отрасль дополнительные фирмы.

 

IV Ценообразование по принципу «издержки плюс»

В этом случае фирма-олигополист подсчитывает издержки на единицу продукции при некотором типичном плановом уровне производства. После калькулируется стандартная цена путем прибавления к средним издержкам на единицу стандартного объема необходимого количества прибыли. Затем управленцы высшего уровня, определяющие ценовую политику, используют стандартную цену, внося (обычно небольшие) изменения в сторону повышения или понижения, чтобы учесть конкуренцию, деловую конъюнктуру, долгосрочные стратегические цели и другие факторы.

Эта модель ценообразования имеет особое значение для фирм, производящих много товаров, которым трудно определить условия спроса и издержек для сотен различных наименований и невозможно правильно распределить общие накладные расходы, такие, как расходы на электроэнергию, страхование, налоги между сотнями продуктов.

 

 

V Модель Курно

Модель Курно предполагает, что каждая фирма устанавливает свою цену так, будто она ожидает, что цены ее конкурентов останутся неизменными. Кривые реакции описывают наилучшие цены для каждой из двух фирм при заданной цене другой фирмы (рис. 8.3). Например, точка S на кривой реакции первой фирмы показывает, что фирма 1 запросит 60 долл., если фирма 2 установит цену 50 долл.. Если фирма 1 будет монополистом, она установит цену в 150 долл.. Если, затем в отрасли появится фирма 2, она начнет ценовую войну, перемещая отрасль шаг за шагом в точки А, В, С, D и наконец Е. В точке Е устанавливается стабильное равновесие. При ценах выше равновесного каждая фирма имеет стимул снижать цену по сравнению с конкурентом. Таким образом, существует только одна цена, которую может установить рынок.

Модель Курно распространяется не только на рынки с двумя фирмами, можно доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене равной предельным издержкам. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм – при конкурентной цене; в олигополии различных размеров – колеблется в этих пределах.

 

 

Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.

Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция занимает особое значение в условиях олигополии по двум причинам:

1) конкурентам легко повторить снижение цен, но трудно повторить рекламу и изменение качества продукции;

2) олигополисты часто имеют дополнительные значительные средства для финансирования неценовой конкуренции.

Существую две точки зрения об эффективности олигополии. Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта свидетельствует о том, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в условиях конкурентной отрасли. Согласно традиционной точке зрения, итоги деятельности олигополии по цене и объему производства очень похожи на результаты в условиях чистой монополии.

 

 

Рынок капитала.

1. Основной и оборотный капитал.

2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.

Вопрос1. Основной и оборотный капитал.

С точки зрения особенностей обращения капитала его различные составные части распадаются на основной и оборотный капитал.

Те элементы реального капитала, которые целиком участвуют в процессе производства, но по частям переносят свою стоимость на продукт, называются основным капиталом. Стоимость этой части реального капитала поступает в процесс обращения после каждого производственного цикла не полностью, а частично. Соответственно и возвращается она предпринимателю после реализации товаров частями. Вся стоимость этой части капитала может вернуться лишь после ряда актов производства и обращения. Все остальные элементы реального капитала, стоимость которых поступает в обращение и возвращается полностью после каждого производственного цикла, образуют оборотный капитал.

Основной капитал

Материально-вещественными носителями основного капитала являются, как правило, средства труда (производственные здания, сооружения, машины станки, оборудование и т. п.), стоимость которых поступает в обращение частями и может возвратиться к предпринимателю полностью лишь по истечении целого ряда производственных процессов.

Необходимо подчеркнуть, что основным капиталом являются только те средства труда, которые функционируют в процессе производства, но не те, которые поступают в продажу в качестве товарного капитала. Средства труда, не участвующие в процессе производства, не могут быть отнесены ни к основному, ни к оборотному капиталу.

К основному капиталу не относятся также быстроизнашивающиеся средства труда. Это, как правило, инструменты и инвентарь с естественным сроком износа до одного года. Стоимость таких средств труда полностью входит в стоимость товаров, произведенных в течение года, и тем самым относится к оборотному, а не к основному капиталу.

Критерий длительности функционирования является главным при определении основного капитала, поэтому в отдельных случаях к нему могут быть отнесены не только собственно средства труда, но, например, продуктивный скот или лесные насаждения.

Особенность основного капитала состоит в том, что в процессе оборота его стоимость раздваивается, существуя одновременно в двух формах - в форме реального капитала, функционирующего в процессе производства, и в денежной форме. Если, например, машина стоимостью 10 000 долларов функционирует в производстве 6 лет, а общий срок ее службы равен 10 годам, то за 6 лет она перенесет на созданные товары стоимость в сумме 6000 долларов. Эта часть стоимости основного капитала после реализации произведенных товаров возвращается к предпринимателю в денежной форме. Другая же часть стоимости машины, равная оставшимся 4000 долларам, продолжает функционировать в сфере производства в виде используемой машины.

Физический и моральный износ основного капитала

Материально-вещественные элементы основного капитала в процессе производства подвергаются физическому изнашиванию, результатом которого является физический износ основного капитала. Чем интенсивнее используются средства труда и продолжительнее их функционирование, тем больше их физическая изношенность. Кроме того, средства труда могут подвергаться физическому износу и тогда, когда они бездействуют, например, под влиянием ветра, воды, кислорода воздуха.

Чтобы предупредить преждевременный износ и прекращение функционирования основного капитала, предприниматели вынуждены затрачивать дополнительный капитал на предупредительный и текущий ремонты, в процессе которых осуществляется осмотр основных узлов, устранение незначительных поломок, замена износившихся деталей.

Длительное использование средств труда неизбежно приводит к изнашиванию их важнейших узлов и деталей, особенно тех, на которые падает наибольшая нагрузка. Их замена производится путем капитального ремонта, в результате которого восстанавливается техническая дееспособность средств труда и их стоимость. Стоимость капитального ремонта присоединяется к первоначальной стоимости основного капитала и переносится на вновь создаваемые товары по тем же законам, что и первоначальная стоимость основного капитала.

Капитал, затраченный на предупредительный и текущий ремонты, на практике обычно относится предпринимателями к текущим затратам и проводится под рубрикой оборотного капитала. Тем самым уменьшается и искажается реальная стоимость основного капитала.

Наряду с физическим износом основного капитала имеет место его моральный износ. Общее между физическим и моральным износом состоит в том, что в обоих случаях имеет место постепенное обесценение основного капитала, утрата им части стоимости. Различия между ними заключаются в причинах, вызывающих это обесценение.

 

При моральном износе обесценение основного капитала происходит независимо от степени физической изношенности. Машина может быть совершенно новой, но ее стоимость падает. Это происходит в двух случаях: во-первых, когда в результате роста производительности труда машины прежней конструкции производятся с меньшими издержками, вследствие чего их стоимость понижается; во-вторых, когда создаются машины новой конструкции, более производительные, но стоимость которых равна стоимости старых машин.

Моральный износ основного капитала, вызванный удешевлением производства машин прежней конструкции, называется моральным износом первого рода. Предположим, что предприниматель установил машину стоимостью 10 000 долларов. Через год рыночная стоимость машин понизилась и они стали продаваться по 7000 долларов. Это означает, что основной капитал, вложенный в машину, обесценится на 3000 долларов независимо от степени ее физического износа.

 

Оборотный капитал

Оборотным капиталом являются, как правило, предметы труда и рабочая сила, функционирующие в процессе производства.

Предметы труда в каждом акте производственного процесса полностью потребляются по своей натуральной форме и либо вещественно входят во вновь созданные товары (например, ткань в костюм или платье),

В отличие от основного капитала, потребительная стоимость которого служит на протяжении ряда производственных циклов, сохраняя самостоятельность по отношению к создаваемым товарам, оборотный капитал участвует в производстве только данной партии товаров и вместе с ее созданием утрачивает свою потребительную стоимость.

Рабочая сила в процессе производства создает новую стоимость, часть которой воспроизводит стоимость затраченной рабочей силы, а другая часть образует прибавочную стоимость. Однако эта особенность, имеющая первостепенное значение в процессе обращения стоимости и прибавочной стоимости, не оказывает существенного влияния на процесс обращения этой части капитала. По способу обращения капитал в форме рабочей силы не отличается от капитала в форме сырья и материалов и поэтому относится к оборотному капиталу.

 

Вопрос 2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.

Ссудный процент - это цена, уплачиваемая за использование денег. Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заёмных средств. Предложение денег в основном зависит от кредитно-денежной политики государства, поэтому кривая денежного предложения выглядит как абсолютно неэластичная. Спрос на деньги включает в себя спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Кривая спроса на деньги имеет нисходящий характер.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка – это процентная ставка по текущему курсу рубля. Реальная ставка процента – это процентная ставка, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных рублях. Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности инвестиций.

 

Вопрос о целесообразности инвестиций зависит и от учета дисконтированной стоимости инвестиционных денег, т.е. учёта сегодняшней цены того рубля, который мы получим в будущем. Различают текущую PDVи чистую дисконтированную стоимость NPV. PDV - это нынешняя стоимость 1 рубля, выплаченного через определённый период времени. Если период равен одному году, то

PDV =

Для n лет PDV =

Чем выше процентная ставка i, тем ниже текущая дисконтированная стоимость, и наоборот.

Чистая дисконтируемая стоимость (NPV) - это разность между текущей, дисконтированной на базе расчетной ставки процента, стоимостью поступлений от инвестиций и величиной капиталовложений.

NPV = + + … + - I

где I - инвестиции (капиталовложения);

Пn - прибыль, получаемая в n году;

i - норма дисконта (например, ставка процента).

Величина NPV должна быть больше нуля. Необходимо инвестировать только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.

Реальная равновесная процентная ставка оказывает влияние и на уровень инвестиций. Уровень инвестиций зависит от процентной ставки и от ожидаемой нормы чистой прибыли.

 

Инвестиции выгодны при r³i. Прибыль максимизируется в точке, где ссудный процент и ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций равны. Чем выше ставка ссудного процента, тем на меньшее количество заёмных средств существует спрос. И наоборот, понижение процентной ставки увеличивает инвестиционный спрос приводит к росту объема национального производства.

В развитой рыночной экономике существует диапазон процентных ставок, зависящих от степени риска, срочности, размера ссуды, системы налогообложения и т.д.

 

Рынок труда.

Вопрос 1. Равновесие на рынке труда.

Анализируя особенности предложения ресурсов и формирования цен на отдельные ресурсы, остановимся, прежде всего, на рынке труда.

Специфические черты рынка труда

1. Труд - человеческий ресурс и следовательно продаются только услуги труда.

Ставка заработной платы - это прокатная цена.

2. Труд нельзя накопить, чтобы продать под меняющуюся конъюнктуру рынка.

3. На предложение труда оказывают влияние психологические, социальные, правовые, демографические факторы.

4. Субъект предложения труда стремится максимизировать полезность.

 

Предложение труда на уровне индивида зависит, прежде всего, от его предпочтений: получить более высокий доход или иметь больше свободного времени. Выбор осуществляется через кривую безразличия. Кривая индивидуального предложения будет иметь положительный наклон с ростом заработной платы, если выбор делается в пользу прироста дохода (эффект замещения превышает эффект дохода) и ограничения свободного времени.

 

Равновесная ставка заработной платы и количество нанимаемых рабочих на рынке совершенной и несовершенной конкуренции определяется согласно правилу рационального поведения фирмы, максимизирующей прибыль: MRPL=MRCL.

На рынке совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы и уровень занятости будет определяться на пересечении кривых спроса и предложения труда. Кривая предложения труда отдельной фирмы будет абсолютно эластичной, поскольку цена на ресурс складывается на уровне отрасли и равняется предельным издержкам на него: PL=MRCL или WL=MRCL. Wс - равновесная ставка заработной платы, Lс - равновесное количество нанимаемых рабочих на конкурентном рынке труда.

 

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока предельный продукт труда в денежном выражении не сравняется со ставкой заработной платы.

В условиях монопсонии (несовершенной конкуренции) кривая предельных издержек на ресурс располагается выше кривой предложения ресурса, т.к. монопсонист вынужден повышать ставку заработной платы при найме дополнительного работника. Фирма-монопсонист, с целью получить большую прибыль, нанимает меньше рабочих и меньше платит им, чем конкурентная фирма. Wm – равновесная ставка заработной платы, Lm – равновесное количество нанимаемых рабочих на монопсонном рынке труда.

 

Вопрос 2. Рынок труда и профсоюзы.

На конкурентную ставку заработной платы, в сторону её повышения, оказывает влияние профсоюз путём: а) увеличения спроса на труд, б) ограничения предложения труда, в) узаконивания заработной платы выше равновесной (закон о минимальной заработной плате). Рост ставки заработной платы часто сопровождается снижением уровня занятости. Wn – ставка заработной платы с учетом профсоюзов, Ln – количество занятых с учетом профсоюзов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.13 с.)