Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 22. Культура византии IV—xv вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания, Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы как центр высочайшей и своеобразной культуры. Византийскую империю часто сравнивают с мостом, перекинутым между Западом и Востоком; и дело не только в разнообразнейших связях — торговых, экономических, дипломатических; вся византийская культура представляла собой неповторимый сплав живых и до самого конца не утративших в ней своего значения античных традиций с древней культурой населявших восточные области империи египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, а также племен Крыма, славян, иллирийцев, других народов. Не следует, однако, думать, что это хаотическое нагромождение разнородных культурных элементов; напротив, Византию отличало единство — языковое, конфессиональное и государственное. При всей многоэтничности империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Наконец, империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима — устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление. В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапе-зунд — десятки городов Византии прославились в разное время разными культурными достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции. Важная черта византийской культуры — ее традиционность, стремление следовать во всех областях жизни и творчества сложившимся — часто еще в эпоху античности и эллинизма — и обогащенным христианским наследием канонам. Однако под покровом традиций и стереотипов, нередко чисто внешним, жило и пробивало себе дорогу новое, творческое начало. Постоянная идейная борьба старого с новым — вот доминанта как общественных отношений, так и культурного развития Византии. Особое место занимает народная культура Византии. Народная музыка и пляски, церковные и театрализованные представления, сохраняющие черты античных мистерий, героический народный эпос, сатирическое басенное творчество, обличающее и высмеивающее пороки ленивых и жестоких богачей, хитрых монахов, продажных судей, — таковы многообразные и яркие проявления народной культуры. Неоценим вклад народных мастеров в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел. Развитие научных знаний. Образование. Уже давно ставшая привычной поговорка «Ученье свет, а неученье — тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание — и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция. Система образования сохранила преемственность от античности. Детей шести-семи лет отправляли в начальную школу, где они в течение двух-трех лет учились читать, писать и считать; только книгой, по которой учились чтению, стала Псалтирь, вытеснив Гомера из начальной школы в школу грамматики, куда поступали желающие продолжить свое образование. Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности — выше. Для продолжения образования и развития школ более высоких ступеней здесь существовал еще один важный стимул: в империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться сколько-нибудь серьезной должности. В школах грамматиков штудировали по преимуществу древнегреческих авторов и учили изъясняться на аттическом диалекте по всем правилам риторики. Так с VI—VII вв. начинается постепенное расхождение развивающегося разговорного греческого языка и языка письменной культуры, который — в идеале — и две тысячи лет спустя не должен был отличаться от языка Демосфена и Фукидида. Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в упадок (всемирно известная Александрийская библиотека гибнет от пожара; знаменитая платоновская Академия в Афинах, ставшая к VI в. крупнейшей школой языческого неоплатонизма, закрывается по указу императора Юстиниана); постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. — своего рода университет, имевший два факультета — юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа. С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV—vbb., Иоанн Дамаскин — в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология — учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам. В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией, в XIII—XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых. Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Интереснейший памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» — составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия. Исторические сочинения. В Византии, как ни в одной другой стране средневекового мира, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков (в отличие от хронистов) по характеру изложения материала, по композиции, по обилию античных реминисценций и мифологических образов, по языку генетически восходят к классикам греческой историографии — Геродоту, Фукидиду, Полибию. Довольно богата византийская историография VI — начала VII в., оставившая труды Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Наиболее выдающийся из них — Прокопий Кесарийский, современник императора Юстиниана. Главный его труд — объемистая «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», так же как небольшой трактат «О постройках Юстиниана», прославляет победы императора и его мудрую политику. Однако эти восхваления оказываются лишь данью официальному культу императора: третье сочинение Прокопия, известное под названием «Тайная история», представляет собой яростное обличение Юстиниана (и его жены Феодоры), начиная с особенностей характера и личной жизни и кончая его политикой. Здесь историк обнаружил, очевидно, свои истинные взгляды, отражавшие ненависть оппозиционных слоев сенаторской аристократии к «выскочке» Юстиниану. В X в. при императоре Константине VII Багрянородном создается ряд выдающихся памятников историко-энциклопедического характера. Под именем самого Константина до нас дошли сочинения «Об управлении государством», «О церемониях византийского двора», «О фемах» — развернутые наставления наследнику византийского престола. Они содержат ценные сведения о жизни той эпохи и важные историко-географические и этнографические данные. XI—XII века — время расцвета византийской историографии, в которой начинает пробивать себе дорогу индивидуальное начало, живой, эмоционально окрашенный авторский голос. Появляется плеяда выдающихся историков — Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др. Все они одновременно и большие художники слова, мастера психологического портрета и реалистического описания — явлений новых для средневековой словесности. Параллельно с историографией, продолжавшей античные традиции, в Византии существует и развивается специфически средневековый жанр исторического сочинения — хронография. Основоположником его был кесарийский епископ Евсевий (ок. 260 — ок. 340); его хроника начиналась с сотворения мира и истории Адама и Евы, затем следовал обзор основных событий истории древних народов (халдеев, ассирийцев, мидийцев, лидийцев, персов, евреев, египтян, греков и римлян), затем шло более подробное изложение событий, близких автору по времени, которые записывались, по примеру римских анналов, по годам. Хроника как жанр требовала в идеале лишь регистрации важнейших фактов. Записываемые хронистом современные ему события вставлялись в рамку всемирной — священной — истории. Каждая хроника имела по нескольку продолжателей, ведь в принципе авторство не играло здесь никакой роли. В большинстве своем византийские хронисты были лишены критического отношения к источникам и собирали воедино груду самых разнообразных, порой легендарных фактов. Вместе с тем некоторые из них, близко соприкасаясь с жизнью трудового народа, воспринимая его мысли и язык, ярче и подробнее, чем историки, описывали события. Наиболее выдающимися хронистами были Иоанн Малала (VI в.), Феофан Исповедник и Георгий Амартол (VIII—IX вв.). Их сочинения пользовались большой популярностью и нередко переводились на языки соседних народов. Византийская литература. В византийской литературе IV— VI вв. можно наметить два основных направления: одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Между этими направлениями шла борьба; вместе с тем они испытывали воздействие друг друга. И хотя христианское миросозерцание возобладало, в византийской литературе никогда не исчезали античные традиции. В IV—VI вв. были широко распространены античные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть. С конца VI — начала VII в. зарождаются новые литературные формы, например церковная поэзия (гимнография), виднейшим представителем которой был Роман Сладкопевец. Для гимнографии характерны отвлеченный спиритуализм и в то же время использование народной мелодики и ритмики народного языка. Большую популярность в VII—IX вв. получает жанр назидательного чтения религиозного характера для широких масс — жития святых. В них причудливо переплетались легендарные рассказы о чудесах и мученичествах святых с реальными событиями и живыми бытовыми деталями жизни народа. Со второй половины IX в. и особенно в X в. начинается активное собирание византийскими писателями и учеными работ античных авторов. Патриарх Фотий, Константин Багрянородный и другие внесли значительный вклад в дело сохранения памятников эллинской культуры. Фотием был составлен сборник отзывов о 280 произведениях античных авторов с обстоятельными выписками из них, получивший название «Мириобиблион» («Описание множества книг»). Многие утраченные ныне сочинения античных писателей дошли до нас только в выписках Фотия. В придворных кругах получили широкое распространение прозаические и стихотворные романы, как правило, на темы античной истории и мифологии. В X—XI вв. в Византии на основе народных эпических песен о подвигах в борьбе с арабами складывается знаменитый эпос о Ди-генисе Акрите. В нем с незаурядной поэтической силой прославляются подвиги знатного феодала и его любовь к прекрасной девушке Евдокии. Народный в своей основе эпос о Дигенисе Акрите впитал многие черты феодальной идеологии. После 1204 г. усилился традиционный византийско-латинский антагонизм. Но вместе с ним шел процесс взаимного культурного обогащения. Латинская Романия стала посредником в передаче эллинского культурного наследия на Запад, прежде всего в Италию. На латинский язык были переведены многие произведения античных и византийских авторов. Но и греческая сторона усваивала отдельные стороны культуры латинского Запада. Так появился, например, греческий рыцарский роман; в греческую поэзию внедрялись элементы куртуазной лирики. В литературе поздней Византии усиливаются гуманистические тенденции, интерес к человеческой личности во всех ее проявлениях. Раздвигаются горизонты: все больше стран и народов становится предметом повествования византийских авторов. Иногда такие описания, как, например, у историка XV в. Лаоника Халко-кондила, облечены в форму нового для Византии жанра — новелл. Большим числом талантливых произведений представлена поздне-византийская народная литература: это басенный эпос, сатира, сборники любовных песен и стихотворений и, наконец, горестные «плачи» по завоеванным османами землям, по царице городов — Константинополю. Изобразительное искусство и архитектура. Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные' традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов. Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-ку-польного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры. После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.015 с.) |