Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 16. Валахия, молдавия И трансильвания до конца XV В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На земли в долинах Карпатских гор и обширные территории к югу от них до среднего течения Дуная, часть которых входила в состав древней Дакии, после падения там в III в. римского владычества не раз устремлялись племена готов, гуннов, гепидов, аваров; они отчасти оседали на этих землях, отчасти продвигались на запад. Вопрос о судьбах местного населения после ухода римлян из Дакии тесно связан с проблемой генезиса восточнороманских средневековых народностей (валахов и молдаван), по которой в исторической науке существуют разные точки зрения. Основываясь на современном состоянии письменных и археологических источников, большинство советских ученых полагают, что у истоков этногенеза восточнороманских народностей стояло местное • романизированное население римской Дакии, большая часть которого переселилась на юг от Дуная, на Балканы. Отсюда в течение длительного периода оно несколькими волнами перемещалось на север от Дуная. В сложном процессе этногенеза валахов, в котором участвовали различные этнические элементы, важная роль принадлежит славянам. Славяне появились в Карпато-Дунайском регионе в VI—VII вв. и прочно осели там, смешавшись с местным населением. Они оказывали значительное влияние на развитие материальной и духовной культуры местного населения, на его социальную организацию. Принято считать, что и этноним «волохи» имеет славянское происхождение. Волохи, или влахи греческих источников, говорили на языке, который восходил к разговорной латыни римской Дакии и затем лег в основу современного румынского языка. К XIV в. относится формирование валашской и молдавской средневековых народностей. Возникновение и развитие феодальных отношений в валашских и молдавских землях. Первые раннегосударственные объединения. Основу процесса феодализации в областях бывшей римской Дакии составляло постепенное разложение первобытнообщинного строя при незначительном воздействии остатков римских рабовладельческих отношений. Этот процесс шел довольно медленно. Еще в X—XIII вв. местное население, вероятно, жило в условиях земледельческой общины. Однако в ней уже существовала имущественная и зарождалась социальная дифференциация. Власть над общиной сосредоточивалась в руках феодализировавшейся родовой знати. Ей принадлежали большие земельные и материальные богатства. Рядовые общинники были вынуждены делать подношения и нести отработочные повинности. Власть вождей-кнезов, опиравшихся на дружину, превращалась в наследственную. Возникали первые политические объединения. В IX в. территория между Дунаем и Южными Карпатами находилась в подчинении у Первого Болгарского царства. В X — XI вв. на земли Восточного Прикарпатья распространилась власть киевских князей. В 1116 г. сюда посылал своих наместников киевский князь Владимир Мономах. В XII в. эти земли входили в состав Галицкого княжества. Складывание феодализма в Карпато-Дунайском регионе происходило под влиянием развивающихся феодальных отношений этих славянских государств. Показательно, что первые местные политические объединения X—XIII вв. возникали в форме славянских «воеводатов» и «кнезатов». Во главе кнезата стоял князь, владевший обширными землями и пользовавшийся военной, судебной и административной властью. Несколько кнезатов составляли воеводство во главе с воеводой или господарем. С конца IX в., а особенно в X в. в Карпато-Дунайских землях стало распространяться христианство, пришедшее сюда с Балкан. Появляются православные монастыри, содействовавшие феодализации общества. Вместе с православием здесь распространилось славянское письмо, использовавшееся до середины XVIII в. в официальном делопроизводстве в Валашском и Молдавском княжествах. Раннегосударственные объединения в Карпато-Дунайских землях до XIII в. были слабо связаны между собой. Налаживанию связей мешали постоянные войны, набеги венгров, печенегов (X—XI вв.), половцев, или куманов (конец XI—XII в.). Наконец, экономика и культура этого края были сильно подорваны монгольским нашествием 1241 г. После двух лет грабежей и насилий основная масса монголо-татар отошла на восток. Однако в молдавских землях остались их значительные силы, и около столетия эта область находилась под властью Золотой Орды, испытывая все ужасы ига. Валашские земли также подверглись монголо-татарскому нашествию. Но после отхода татар они оказались в более выгодном положении. Здесь сложились довольно благоприятные условия для объединения мелких кнезатов и воеводств в более крупное княжество. Образование княжеств Валахия (Цара Ромынянска) и Молдавия. В начале XIV в. ряд разрозненных воеводств от Карпат до Дуная объединился в одно государство со столицей в Кымпулунге. В 1324 г. великим воеводой этого государства был Баса-раб I, а само государство стало называться Цара Ромынянска, т. е. Румынская страна. Другое название этого княжества, рас- пространенное в исторической литературе, — Валахия — стало чаще употребляться с XV в. С самого начала основания Валахии ей приходилось противостоять натиску королевства Венгрии, в зависимость от которого валашские земли попали еще в XIII в. Признавая себя формально вассалом венгерской короны, Басараб I смог проводить внешнюю политику, отстаивая интересы Валахии в союзе с Болгарией и Золотой Ордой. Сыну Басараба I Николае-Александру (1352—1364) удалось даже расширить территорию княжества за счет трансильванских земель, принадлежавших Венгрии. В противовес стремлениям венгерской католической церкви распространить свое влияние на валашские земли в 1359 г. в Арджеше была учреждена православная «угро-валашская» митрополия, что имело важное значение для консолидации государства. Молдавские земли до середины XIV в. оставались под властью Золотой Орды, борьбу с которой в этом регионе вели Венгерское королевство и Галицкая Русь. В ходе этой борьбы в Восточном Прикарпатье, в долине реки Молдова, возникло зависимое от Венгерской короны феодальное княжество, управляемое королевским наместником. В 1359 г. в результате восстания местного населения, возглавленного воеводой Богданом, против венгерского короля молдавские земли объединились в единое княжество. Однако полную самостоятельность Молдавии сохранить не удалось. Сын Богдана Лацку (1365—1373) вынужден был стать вассалом польского короля, принять католичество и основать в новой столице Молдавии — Сирете (первой была Байя) — католическое епископство. Католицизм не пустил глубокие корни на молдавской земле, так как основная масса народа, в том числе и многие бояре, поддерживали православную церковь. В 1401 г. и в Молдавии была учреждена автономная православная митрополия. Укрепление Молдавского княжества произошло в конце XIV в., когда к нему были присоединены земли, ранее находившиеся под контролем Золотой Орды. Экономическое и социальное развитие Валахии и Молдавии. В XII—XIII вв. территории будущих княжеств Валахии и Молдавии были заселены неравномерно. Влахи предпочитали селиться на склонах Карпат и в лесных зонах, тогда как степные районы оставались слабозаселенными. Такому положению способствовали половцы, затем монголо-татары, кочевавшие там, а также то, что сами влахи вели преимущественно пастушеский образ жизни. Наряду с пастбищным животноводством местные жители, в том числе славянское население, занимались земледелием, рыболовством, охотой. В ходе отделения ремесла от сельского хозяйства, развития торговли в XIII—XV вв. стали появляться города: Кымпулунг, Арджеш, Тырговиште — в Валахии; Романов торг (Роман), Сочава (Сучава), Сирет, Малый Галич (Галац), Яськый торг (Яссы), Бухарест и другие — в Молдавии, через которые проходили торговые пути в Северное Причерноморье. Несмотря на опустошения, причиненные монголо-татарскими нашествиями Валахии и особенно Молдавии, в XIV—XV вв. в обоих княжествах наблюдается экономический подъем. Развивается и совершенствуется земледелие, в частности виноградарство и садоводство, скотоводство (коневодство в Молдавии, разведение крупного рогатого скота в Валахии), растут старые и возникают новые города, а вместе с ними и внутренняя торговля, укрепляющая связи внутри обоих княжеств. Однако ремесленное производство в этот период было еще мало связано с рынком, большинство ремесленников работало на заказ. В XIV—XV вв. расширяется внешняя торговля — с Польшей, Германией, странами Востока. Международное значение получил так называемый Молдавский путь из Кракова через Львов и Сучаву к побережью Черного моря, по которому шла транзитная торговля между Востоком и Западом. Города располагались на господарских землях, поэтому доходы от ремесла и торговли давали молдавским и валашским господарям дополнительные ресурсы, что способствовало укреплению центральной власти в обоих княжествах. Ко времени возникновения Молдавского и Валашского княжеств процесс феодализации в них еще не завершился и различался по темпам и по содержанию. В Валахии он шел быстрее. К середине XIV в. феодализирующаяся общинная знать захватила большую часть земель рядовых общинников. В Молдавии формирование частного феодального землевладения происходило за счет пожалований князя, которому изначально принадлежала основная часть земель. В обоих государствах класс феодалов, состоявший из бояр (крупные феодалы), куртеней (мелкие феодалы) и духовенства, освобождался от несения повинностей. Формирование класса феодалов завершилось в XV в., когда общинная знать окончательно потеряла свое значение, слившись частично с классом феодалов, частично — с классом зависимого крестьянства. Продолжалось и складывание феодально зависимого крестьянства, в ряды которого попадали ранее свободные общинники. Низшую категорию составляли холопы, которые вместе с их имуществом считались собственностью хозяина и могли продаваться, обмениваться, наказываться и т. д. Однако большинство крестьян было еще лично свободными. Различались частновладельческие и госпо-дарские крестьяне. Первые несли повинности не только в пользу своего феодала, но и в пользу государства. Среди крестьянских повинностей преобладал натуральный оброк. Отработочная рента была нерегулярной и составляла всего 1—6 дней в году (покос, извоз, ремонтные работы). Отсутствие полевой барщины объяснялось слабыми рыночными связями вотчины, а также преимущественным развитием в нем животноводства по сравнению с хлебопашеством. Особенностью положения валашского и молдавского крестьянства можно считать то, что крестьяне участвовали в господарском войске. Это до поры до времени ограничивало их эксплуатацию частными феодалами. В XIV—XV вв. за крестьянами сохранялось право свободного перехода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.245.99 (0.011 с.) |