Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. «Слово, предложение, рассказ»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цели. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Знакомим со схемой предложения; учим по этой схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении. Учим составлять предложения по заданной схеме. Развиваем зрительное внимание. Учим дорисовывать картинку по точкам и аккуратно ее раскрашивать. Ход игры. 1. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Объясняем схематическое изображение предложения. Ребенок по точкам заканчивает рисунок в рабочей тетради, раскрашивает его, объясняет, что он видит на картинке. После этого составляет предложения по схемам под картинкой. (Пример. Дети. — Дети играют. — Дети весело играют. — Дети весело играют в мяч.) В заключение ребенку предлагается составить небольшой рассказ по этой картинке. 2. Во втором варианте игры (с. VI-2) ребенку самому нужно нарисовать картинку, связанную с его летними впечатлениями. Все остальные этапы игры проводятся аналогично первому варианту. ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ Задания 1—4 (см. с. 9, 10) А а Найди лишнюю ягоду» Цели. Учим ребенка по нецветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец). Ход игры. Ребенок называет нарисованные ягоды,раскрашивает их, называет лишнюю ягоду в ЭТОМ ряду и объясняет, почему она лишняя (лишняя брусника, так какона лесная ягода, а две другие — садовые). Ребенок определяет, есть ли в названии ягоды звук А ив какой части слова он находится. После устного ответа нужно отметить звук А в словах на схеме под картинкой — раскрасить красным цветом соответствующую клетку. Банки с соком и вареньем» Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина — малиновый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т.п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей. Ход игры. Предлагаем ребенку вспомнить, что можно приготовить из ягод, спрашиваем, как будет называться та или иная заготовка (клубничное варенье, брусничный сок, малиновый компот и т.д.). Ребенок решает, что должно находиться в каждой из банок на рисунке, и «заполняет» пустые банки, нарисовав в их контурах знакомые ягоды. Он называет «получившийся» сок и варенье. Буква рассыпалась» Цели. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание. Ход игры. Ребенок вспоминает, какие элементы составляют букву Аа и сколько их; находит эти элементы на рисунке и закрашивает их красным карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы). Затем ребенок самостоятельно «печатает» Аа в пустых клетках внизу листа. У у Собери грибы в корзинку» Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб), сыроежка, боровик (белый гриб), мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове. Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит иназывает лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор — несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы. Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор — [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные). Кто как кричит?» Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему. Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей. Производим звуковой анализ слова Ау. Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе — выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа. Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки. Обведи правильно написанную букву» Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы. Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания. О о Осенняя картина» Цели. Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме. Ход игры. Ребенок называет время года, воображенное на картинке; объясняет, по каким приметам он понял, что это «золотая осень». По заданию взрослого ребенок раскрашивает красной ручной схемы под картинкой: в первой схеме — первую клеточку, во второй — вторую, в третьей — третью. Затем он находит на картинке слова со звуком О, подбирает для каждого слова нужную схему и показывает это стрелочкой (первая схема — облако; вторая — дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья — окно, крыльцо). Можем предложить ребенку сказать, к какой схеме подобрано больше слов. Грустный и веселый» Цели. Учим ребенка определять по выражению лица настроение изображенного человека. Закрепляем понимание и употребление слов: удивленный(ая), сердитый(ая), веселый(ая), грустный(ая). Знакомим с правилом о написании заглавной буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в начале и середине слова. Ход игры. 1. Ребенок рассматривает лица детей на картинке, определяет, что выражает каждое лицо. В соответствии с выражением лица он называет состояние каждого из детей (удивленный, грустный, веселая, сердитый). Предлагаем отгадать имя каждого ребенка. Во всех именах должна быть буква О. Нужно догадаться, в какой части имени находится эта буква. (Всё зависит от размера написанной рядом с портретом буквы: О заглавная пишется в начале имени, о маленькая — в середине. Варианты имен: Оля, Олег, Осип, Тоня, Соня, Коля, Толя, Поля.) 2. Как усложнение и продолжение игры возможен такой вариант. Ребенок раскрашивает каждый портрет по-разному — не повторяя цвет волос и воротничков, — а затем рассказывает, как зовут каждого, какой он по настроению (удивленная Оля, грустный Коля, веселая Соня, сердитый Олег). Буквы сломались» Цели. Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв. Ход игры. Ребенок вспоминает, какие буквы он уже узнал, как эти буквы можно назвать одним словом (гласные); «пишет» в воздухе эти буквы, комментируя написание; рассматривает элементы букв в рабочей тетради; угадывает и дописывает незаконченные буквы, написанные слева, затем справа; сам пишет эти буквы в пустых клетках. И и Помоги повару» Цели. Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи). Ход игры. Ребенок рассматривает и называет изображенные на картинке плоды. Объясняем, что повар решил приготовить обед, но забыл, какие из этих предметов нужно взять для первого, а какие для второго блюда. Ребенок «помогает» повару: стрелками от предмета к кастрюле указывает, из чего можно приготовить первое и второе. Затем он объясняет, почему так выполнено задание; дает общее название выбранным плодам (овощи); обобщает остальные плоды (фрукты). Предлагаем ребенку перечислить названия первых блюд и сказать, какие овощи нужны для их приготовления, а после этого «сварить» первое блюдо: нарисовать внутри кастрюли те овощи, которые нужны для додуманного блюда. Взрослый старается угадать, какое блюдо было задумано. Игру можно продолжить устно, чередуя загадки ребенка и взрослого. Затем ребенок должен напомнить повару, что можно приготовить из фруктов. В завершение игры ребенок раскрашивает фрукты и овощи вокруг кастрюли. Ослик» Цели. Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков. Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет нарисованное животное (ослик). Нужно раскрасить ослика, рассказать, какой он; вспомнить, как кричит ослик. Проводим звуко-буквенный анализ слова Иа. Ребенок рассматривает буквы, написанные около ослика, выбирает правильные начертания, называет буквы, неправильно написанные зачеркивает; обводит по точкам буквы внизу листа и дописывает недостающую букву (Иа! Иа!), называя ее. Под словами зарисовывает звуковые схемы (закрашивает красным цветом две клетки — гласные звуки). М м Собачка и корова» Цели. Знакомим ребенка со слогом-слиянием и слогом неслиянием. Учим анализировать, синтезировать и сравнивать эти типы слогов на примере слогов АМ, МУ. Знакомим с твердым слиянием. Учим зарисовывать схемы слогов. Ход игры. Рассмотрев картинки, ребенок объясняет, что делает каждое из животных. (Собака хочет съесть печенье, а корова мычит.) Предлагаем подумать, какие звуки может издавать при этом собака (АМ!). Проводится звуко-буквенный анализ этого слова. Ребенок дописывает недостающую букву в слове, зарисовывает звуковую схему (первая клетка красная, вторая синяя — твердый согласный). А как мычит корова? (МУ! — слог произносится длительно.) Подводим ребенка к тому, что подобный слог будет слиянием, причем твердым, так как звук М в нем твердый. Проводим звуко-буквенный анализ этого слога-слияния. Ребенок дописывает под картинкой недостающую букву в слоге (М) и рисует схему твердого слога-слияния (синий и красный цвет). Игру заканчиваем сравнительным анализом записанных слогов-слов. Собери слоги в мешки» Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния). Ход игры. Ребенок составляет слоги из данных букв и записывает их в клеточках «мешков». Он проводит ручкой от буквы к букве по направлению стрелки. (Нужно следить, чтобы первый и второй звуки слога произносились слитно, без перерыва.) В левый мешок записываются слоги, начинающиеся с гласной буквы; в правый мешок — начинающиеся с буквы М. Анализируются слоги в левом столбике, под ними записывается схема слога. То же делается с правым столбиком слогов. Игра завершается придумыванием слов, начинающихся со слогов из правого «мешка». Урожай» Цели. Продолжаем учить ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, твердость и мягкость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем правильное написание буквы М. Учим анализировать изображение знакомого предмета, составленное из геометрических фигур и букв. Ход игры. Ребенок вспоминает, чем занимаются сельские жители осенью, какая техника помогает им в уборке урожая и как этот урожай готовят для хранения зимой. Рассматриваем картинку. Предлагаем ребенку подумать, что может храниться в мешках (из предложенного выбирается мука). Ребенок рассматривает нарисованную машину; определяет, из каких фигур состоит изображение, сколько фигур он увидел, каких фигур больше. Он должен заметить, что в изображении машины есть буквы М, объяснить, где он увидел буквы, какая буква написана верно; какие части машины состоят из фигур и в каких частях он увидел буквы. Ребенку дается задание подумать, какой урожай пезет эта машина: в названии должен быть звук М (морковь, помидоры). Ребенок называет место М в слове, дает характеристику звуку — твердый он или мягкий; читает слоги под картинками, определяет, к какому из нарисованных предметов относится каждый слог, соединяет их стрелками с этими предметами. П п Листопад» Цели. Учим ребенка узнавать знакомые деревья и их листья по контурному изображению. Закрепляем знания о лиственных и хвойных деревьях и учим их различать. Учим образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, ива — ивовый ). Продолжаем учить находить на картинке предметы, в названиях которых есть заданный звук П, определять его место в слове. Закрепляем умение выделять в данных словах знакомые гласные и определять их место в слове. Ход игры. Ребенку нужно узнать изображенные деревья, раскрасить их в осенний наряд, определить, какое дерево в этом ряду лишнее и почему (лишняя сосна, так как это хвойное дерево, а все остальные — лиственные). Ребенок соединяет стрелкой дерево и опавший с него лист, называет этот лист (с дуба — дубовый, с березы — березовый и т.д.); перечисляет деревья, в названиях которых есть звук [п]; определяет место звука в слове, дает его характеристику (твердый или мягкий согласный). Завершая игру, ребенок обводит по точкам буквы, написанные в прямоугольниках под картинками, называет их, определяет, какое слово здесь зашифровано. Очень важно, чтобы ребенок объяснил свою догадку. Если он затрудняется, взрослый приходит на помощь, проводя звуко-буквенный анализ слов. Прочитай и напиши слоги» Игра проводится аналогично игре «Собери слоги в мешки». Мышка» Цели. Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы. Ход игры. Ребенок вспоминает, какие звуки издает мышь. (Пи, пи, пи...) — Что же делает мышь, когда издает эти звуки? (Пищит.) Можно продолжить ряд: кошка мяукает, корова мычит, кукушка кукует и т.д. Проводим анализ слога ПИ. Объясняем ребенку понятие «мягкое слияние». В рабочей тетради он зачеркивает неправильно написанные буквы и обводит в кружок те, которые нужны для записи слога ПИ; слог и его звуковую схему (мягкое слияние) записывает под изображением мышки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.01 с.) |