I период обучения (сентябрь - ноябрь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I период обучения (сентябрь - ноябрь)



Номер Тема занятия
  Развитие общего внимания и понимания речи
  Развитие общего внимания и понимания речи
  Формирование понятий о действии и предмете
  Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? Что? Что делает?)
  Имена собственные и их уменьшительные формы
  Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
  Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
  Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
  Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
  Согласование существительного и глагола в числе
  Составление 3-словных предложений. Понятие «слово», «предложение»
  Составление 3-словных предложений. Понятие «слово», «предложение», «действие» (для сильной группы)
  Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию
  Согласование числительных «один», «одна» с существительными
  Составление рассказа по демонстрируемому действию
  Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У
  Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа
  Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе
  Приставочные глаголы
  Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

 

II период обучения (декабрь - март)

 

Номер Тема занятия
  Согласование числительных «два», «две» с существительными
  Предлог НА
  Предлог НА
  Предлог НА
  Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе
  Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе
  Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
  Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе
  Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе
  Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными
  Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными
  Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
  Предлог ПОД
  Дифференциация предлогов НА и ПОД
  Падежные конструкции. предложный падеж существительных с предлогом
  Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам
  Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам
  Предлог В
  Предлог В
  Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
  Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме?)
  Подбор определений (кокой по величине?)
  Подбор определений (кокой по величине?)
  Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
  Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
  Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
  Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  Подбор нескольких определений к предметам и объектам
  Подбор нескольких определений к предметам и объектам
  Предлоги В, НА, ПОД
  Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем

 

 

III период обучения (апрель - май)

Номер Тема занятия
  Предлоги В, НА, ПОД
  Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок
  Согласование прилагательного и существительного в роде
  Согласование прилагательного и существительного в роде
  Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  Распространение предложений путем введения однородных определений
  Распространение предложений путем введения однородных определений
  Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  Предлог К
  Предлог К
  Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке
  Предлоги К, ОТ
  Составление рассказа по сюжетной картине
  Глаголы-антонимы
  Уточнение пройденных обобщений
  Контрольное занятие по развитию связной речи

 

Тематический план занятий по формированию фонетической стороны речи с использованием специальных символов

Период (20 занятий)

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-3 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов близких по звуковому составу)  
4-5 Звук А Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука
6-7 Звук У Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)
8-9 Звуки А-У Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.
  Звук И Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АИ,ИА,ИУ,УИ)
11-12 Звуки А-У-И Определение в словах последнего гласного звука
13-14 Звук О  
15-16 Звуки О-У Закрепление полученных навыков
  Звуки А-О-У-И Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО,ИУО,УОИ)
  Звук Ы  
19-20 Звуки Ы-И  

 

Период (32 занятия)

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-3 Звук М Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из2-х звуков согласного и гласного (УМ,АМ,МЫ,МУ)
4-5 Звук В Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ВЫ
6-7 Звук Н Анализ и синтез слова ОН
8-9 Звук Ф  
10-11 Звуки В-Ф Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН,ВАФЛИ,ВУАЛЬ,ФАНТИК
12-13 Звуки М-Н Определение 2-х гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА
14-15 Звук Б Определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК)    
16-17 Звук П анализ и синтез обратного слога АП, ОП, УП, определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП)
18-19 Звуки Б-П Полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК
20-21 Звук Д Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина
22-23 Звук Т Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец
24-25 Звуки Д-Т Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ
26-27 Звук Г Закрепление полученных навыков
28-29 Звук К Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК
30-31 Звук Х Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА
  Контрольное занятие  

 

ПЕРИОД (16 занятий)

 

 

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-2 Звуки Г-К  
3-4 Звуки К-Х Закрепление полученных навыков
5-9 Звук С Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ
10-11 Звук З полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ
12-13 Звуки С-З Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК)
14-15 Звук Ц Закрепление полученных навыков
  Контрольное занятие  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В настоящее время у логопедов-практиков существуют два основных подхода к планированию и проведению данных заня­тий: лексический и лексико-грамматический.

При лексическом подходе логопед выбирает для занятия одну-две словарные темы, такие как «Овощи», «Продукты», «Домаш­ние животные» и др. В рамках темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории.

Например, тема открытого занятия, проводимого логопе­дом — «Овощи».

Лексико-грамматические категории:

—. предлоги В, НА, ПОД, ИЗ (В земле, ИЗ земли, ПОД землей и

т. п.);

— согласование прилагательного с существительным в роде
(зеленЫЙ огурец, зеленАЯ капуста и т. п.);

— относительные прилагательные (морковный сок, картофель­
ные
котлеты, гороховый суп, кабачковая икра и т. п.);

— приставочные глаголы (ВЫкапывать, ПЕРЕкапывать, ВСка-
пывать и т. п.).

При означенном подходе основное внимание и логопеда, и детей сосредоточивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак не на лексико-грамматических категориях родного языка. Последние играют в занятии как бы второсте­пенную роль. В то же время объединенные в одно занятие раз­личные по сложности лексико-грамматические категории не могут быть усвоены при столь беглой, внесистемной подаче.

Для «легких» детей, у которых указанные лексико-грамма­тические категории не требуют коррекции, такое занятие по нормализации грамматического строя речи окажется неэффек­тивным.

А для «трудных», в речи которых отсутствуют либо искажа­ются указанные предлоги, неверно происходит согласование или образование относительных прилагательных, такое занятие не­эффективно вдвойне» Оно никак не улучшит состояния грамма­тического строя их речи, так как каждая лексико-грамматическая категория для нормализации требует отдельной, детальной, сис­темной отработки.

Ещё пример, уже из специальной литературы. В конспекте занятия по формированию лексико-грамматических представле­ний автор выдвигает 11 обучающих задач, среди которых: фор­мирование навыка составления связного рассказа, усвоение формы винительного падежа имени существительного, усвоение приста­вочных глаголов, построение предложений с союзом А, построе­ние простых распространённых повествовательных предложений. И всё это в одном занятии, тема которого «Дикие животные». Это означает, что словарь, на базе которого должны формиро­ваться перечисленные навыки, строго ограничен, а акцент в за­нятии переносится на «места обитания диких зверей, способы их подготовки к зиме, особенности защиты от врагов и т.п.»

Для «лёгких» детей (а их должно быть не более 1—2-х в группе) Такое занятие если не улучшит грамматическое состоя­ние их речи, но хоть не навредит. Для «трудных» детей, в речи которых отсутствуют, а значит должны быть сформированы обо­значенные грамматические категории, такое занятие не даст ни­какого продвижения, но это уже не безобидно!

Итак, в обоих примерах мы рассмотрели широко используе­мый практиками, так называемый «лексический» подход при формировании лексико-грамматических представлений на лого­педических занятия..

При таком подходе происходят пополнение знаний и сведе­ний детей, активизация их словарного запаса. В ходе аналогич­ных игр можно закрепить какую-то грамматическую форму, имеющуюся в речи ребёнка. Однако добиться таким путём устра­нения аграмматизмов — основной задачи логопедической коррекционной работы — невозможно!

Мы в своей работе придерживаемся другого подхода — лексико-грамматического. При лексико-грамматическом подходе логопед планирует для изучения на занятии одну из следую­щих тем:

— предлог НА;

— согласование числительных один, одна с существительными;

— 3-словное предложение с прямым дополнением;

— предложный падеж существительных;

— существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и т. п.

Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогичес­кими особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии. Такая последовательность апробирована и уточ­нена в ходе многолетней практической деятельности.

Итак, при лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а так­же основные модели построения словосочетаний и предложе­ний, характерные для грамматической системы русского языка.

Причем, если грамматика в массовой школе изучается, в отрыве от лексики, то для дошкольника с нарушениями речи очень важно закреплять значение слов в их сочетаниях и предложени­ях. Более того, ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь ребёнка без многократного сознательно­го использования её в различных предложениях. Естественно, употребление грамматических терминов, исключается, а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто практи­ческом плане. Однако оно достигается не путём механического
повторения определённых грамматических конструкций, а вслед­ствие их самостоятельного построения в различных вариантах предложений.

Например, ребёнок неверно употребляет форму предложно­го падежа: гуляли в лесе (в лесу), лежит в шкафе (в шкафу). Логопеду следует вначале подобрать существительные мужско­го рода с окончанием У в предложном падеже (сук, берег, лёд, угол, лес, шкаф и пр.), затем сравнить образованные существи­тельные с исходной формой, то есть с именительным падежом, и, наконец, поупражнять малыша в правильном образовании формы предложного падежа существительных с окончаниями У (в углу, в лесу, в шкафу) и Е (в поле, в тумбочке). Причём все упражнения должны проходить в форме игровых заданий при обязательном составлении ребёнком предложений с указан­ными словами.

При планировании занятий мы не указываем словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конст­рукция. Это позволяет расширить познавательные рамки заня­тия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях существительных, способах словообразования и т.п.).

С сожалением приходится констатировать, что в группах для детей с общим недоразвитием речи по-прежнему широко приме­няется лексический подход, при котором и логопед, и воспитате­ли, и родители в течение 2-х лет изучают «животных, занесённых в Красную книгу, земноводных, диких птиц севера и юга, лекар­ственные и комнатные растения» и пр. Причём зачастую на заня­тиях логопеда новые слова даются без всякой связи с их грамматическим оформлением.

Из базовой литературы известно (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, А.В. Ястребова Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.), что для устранения аграмматизмов, а это ведущая задача в занятиях логопеда, недостаточно касаться семантики слов. Необ­ходимо последовательно формировать навыки словоизменения, словообразования и согласования слов, непременно привлекая внимание ребёнка с общим недоразвитием речи к морфологичес­кому составу слова и способам связи слов в предложения (пред­логи, союзы, союзные слова, порядок слов).

По нашему представлению фиксируется внимание ребёнка наилучшим образом в виде произносительного акцента на окон­чаниях слов, предлогах, союзах и других грамматических при­знаках русской речи только выделяя произносительно:

• определённую морфему (приставку, суффикс), являющую­ся основой словообразования;

• окончание слова, выражающего различные грамматичес­кие значения (падежа, числа, рода, лица) в словосочетаниях;

• способ связи слов в предложения (окончания слов, предло­ги, союзы, порядок слов).

Взрослый может сформировать грамматические представ­ления у дошкольника, имеющего недоразвитие речи.

В противном случае коррекции грамматических нарушений не происходит!

Каждое лексико-грамматическое занятие мы предлагаем про­водить по следующему плану:

— организационный момент;

— объяснение нового материала;

— закрепление полученных знаний на фронтальном нагляд­ном материале;

— динамическая пауза, связанная с темой занятия;

— закрепление полученных знаний на индивидуальном на­глядном материале.

Наличие для каждого этапа занятий индивидуального нагляд­ного материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить:

— высокую активность детей;

— полный контроль за усвоением знаний и навыков;

— более экономное использование учебного времени.

Кроме того, правильный подбор наглядного материала (ко­личество, эстетический вид, формат и т. п.) способствует повы­шению эмоционального тонуса детей, познавательного порога, а значит, и росту эффективности обучения.

Для эффективного усвоения учебного материала мы советуем в ходе каждого занятия делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, то есть выделять голосом пред­лог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода и т. п.

Особенностью планирования лексико-грамматических Заня­тий (в отличие от фонетических) будет свободный в произноси­тельном отношении подбор лексического материала. Например, в занятии на согласование числительных два, две с существи­тельными можно привлекать сложные в произносительном пла­не слова: варежки, рукавицы, чашки, щетки и т. п. Важны четкое соотнесение зависимого (дваё две) и главного слов в роде и про­износительный акцент на окончании числительных.

Мы считаем необходимым, чтобы каждое занятие способство­вало заметному продвижению в коррекции грамматического строя речи даже самого «легкого» ребенка. С этой целью мы создаем высокую умственную и речевую нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие сло­весно-логического мышления (в рамках темы). Речевая нагруз­ка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

На занятиях по формированию лексико-грамматических ка­тегорий в речи детей нередки ошибки — аграмматизмы. Как ис­правлять их, чтобы не снизить речевую активность дошкольников? Экспериментальным путем мы пришли к выводу, что ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать: «Остановись!», «Подожди!». Правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью детей. И лишь при отсутствии такового в группе его произносит сам логопед. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором.

Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игро­вых упражнений, занимательных заданий. Использование эле­ментов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

I период обучения Занятие № 1

Тема: Развитие общего внимания и понимания речи.

Цели: Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внима­ние, понимание речи и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент: Логопед предлагает сесть на место только тем детям, у которых в одеж­де присутствует красный (желтый, зеленый и т. п.) цвет. Дети садятся на стульчики, расставленные полу­кругом около стола» на котором раз­ложено 10 — 12 разных игрушек

1. Логопед говорит: «Посмотрите, ребята, какие разные иг­рушки на моем столике. Назовите мягкие (большие, новые, ста­рые и т. д) игрушки», (На первом занятии берутся признаки, знакомые большинству детей.)

Названные детьми игрушки логопед сдвигает вместе и прого­варивает названия их признаков еще раз.

2. Логопед оставляет на демонстрационном столике (или до­бавляет) несколько кубиков, окрашенных в красный, желтый, зеленый, синий цвета, закрепляет с детьми названия этих четы­рех цветов.

Затем откладывает четыре кубика: три — одного цвета, но разной формы, и один — другого цвета (например, три красных и один желтый), и предлагает найти «лишний» кубик, то есть отличающийся от остальных по цвету. Таким же образом дети выбирают кубик, отличающийся от остальных по форме (вели­чине).

3. Логопед предлагает детям встать, пройти по комнате и отыс­кать в ней все красное (желтое, большое, мягкое, блестящее, прозрачное, живое и т. п.).

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «пожалуйста». Логопед подает команды: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста. Встаньте!» и т.п.

5. Логопед раздает детям маленькие картинки, на которых изображены люди, животные, птицы (включаемые в эту игру простые обобщения варьируются в зависимости от уровня подготовки детей). Затем просит подойти к нему тех ребят, у кого
находятся рисунки животных (игрушек, людей и т. п.), произнести их название и поставить картинку на наборное полотно*.

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

* Наборное полотно — прямоугольная доска с четырьмя-пятью го­ризонтальными планками, на которую выставляются картинки.


Занятие № 3

Тема: Формирование понятий о действии и предмете.

Цели: Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и оди­наковые действия. Дать широкое обобщение действия. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. Уточнить вопросы: Кто? Что делает?

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые выполнят его задание топать (хлопать, приседать, подпрыгнуть, крикнуть, нагнуться и т. п.). Дети выполняют действия и садятся на места.

1. Логопед объясняет, что сейчас дети выполняли действия. Потом вызывает двоих малышей, объясняет им на ушко, что нужно сделать. Один ребенок приседает, другой — хлопает. Ло­гопед спрашивает остальных детей: «Кто это? Что делает? Дей­ствия разные или одинаковые?»

Затем два других ребенка выполняют по инструкции логопе­да одинаковые действия. (Вопросы повторяются.)

2. Логопед достает из-под стола игрушечную собачку и пока­зывает как она лает» кружится, прыгает, бежит, дает лапку, ест, пьет и т. п. Затем спрашивает детей: «Кто это? Что делает? Что делает собачка?» Дети отвечают словосочетанием и одним словом. Логопед спрашивает: «А что еще может делать собака?» (Дети с помощью логопеда подбирают несколько действий.)

3. Динамическая пауза. Дети встают около столов и играют с логопедом в игру «Летает — не летает». Логопед называет пред­меты и объекты (стол, бабочка, тарелка, шкаф, муха, ложка, кошка, ракета, ворона и т. п.) Если они летают — дети машут руками, если нет - приседают.

4. Игра «Четвертый лишний».

Логопед раздает детям картинки с изображениями живот­ных и птиц (можно из игры «Зоологическое лото»). При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объек­та добавляется название действий: летает, не летает, ходит, пол­зает, плавает и т. п.

5. У детей на столах картинки животных и птиц. Логопед просит поднять картинку тех, у кого животное плавает (летает, ходит, прыгает, ползает и т.п.). Затем каждому ребенку предла­гается к его объекту подобрать побольше действий. Количество придуманных и названных действий фиксируется фишками с целью активизации детей.

6. Подводится итог занятия, оцениваете деятельность детей.

Занятие № 7

Тема: Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цели: Учить детей дифференцировать вопросы кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное оду­шевленным или неодушевленным; учить изменять началь­ную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые назовут что-нибудь живое. Дети с помощью логопеда называют: рыбки, попугай, кошка, собака, во­робей и т. п.

1. Логопед объясняет: «Все, что движется само, ест, растет, — живое -вы правильно назвали! А стол — живой?»

Логопед вызывает двоих детей, например, Ваню и Витю, и просит: «Ваня, лови Витю! Потом предлагает: «Ваня, лови мяч* (бросает мальчику мяч). Затем обращает внимание детей на то, что сейчас по-разному спросит их про живое и неживое; «Кого ловил Ваня? Что ловил Ваня?* Логопед уточняет, что про жи­вое мы спрашиваем кто это? Про неживое — что это?

2. На наборное полотно логопед выставляет шесть-восемь картинок с изображением предметов и живых объектов. Предла­гает внимательно послушать как по-разному он спросит, напри­мер, про корову и коробку, майку и зайку: «Кого нарисовал художник? Что нарисовал художник? Что это? Кто это? Лого­пед обращает внимание детей на изменение слова: зайкА — зайкУ, коробкА — коробкУ и т. п.

3. Логопед вносит в группу клетку с канарейкой и спрашива­ет, уточняя разницу этих вопросов: «Кого я несу? Что я несу?»

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям вставь и если он назовет живое, хлопнуть в ладоши над головой, если неживое —- присесть. Далее следует примерно такой ряд слов: нож, ворона, лошадь» карандаш, диван, баран, мышка, кружка
и т. п.

Потом дети выполняют действие, если сказано слово «пожа­луйста*. Логопед произносит: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста. Встаньте!» и т. п.

5. Игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на наборное полотно четыре картинки. Дети должны выбрать по принципу живоенеживое «лиш­ний* предмет иди объект. Логопед вновь уточняет разницу в вопросах и просит ответить, кого ребята видят на картинке? Что они видят на картинке?

6. Логопед выставляет большую картинку с изображением крестьянского двора или зоопарка и спрашивает: «Кого вы види­те на картинке? Что вы видите на картинке?* Дети отвечают предложением.

Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку, часть которой закрыта листком белой бумаги; и спрашивает: «Кто это?» (Ответ: «Это мама».) Логопед продолжает: «Подумайте и отга­дайте, кого моет мама? Что моет мама?» (На каждый вопрос дети должны давать несколько вариантов ответов.)

Таким же образом задаются вопросы по другим частично зак­рытым картинкам, например: «Кого поднимает Петя? Кого ку­пила мама? Что поднимает Петя? Что купила мама?*

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность

Занятие № 12

Тема: Составление 3-словных предложений.

Понятия «действие», «предложение», «слово»

(для сильной группы).

Цели: Учить детей составлять 3-словное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед объявляет детям: «Сядет тот, кто подберет к действию нужное слово. Моют что? (стирают что? ку­пают кого? убирают что? шьют что? кормят кого? чистят что? и т.п.)».

1. Показав детям картинку с изображением девочки, кото­рая ест кашу, логопед просит их составить по этому сюжету предложение. Затем выкладывает на наборном полотне схему получившегося предложения, где каждое слово обозначается прямоугольником синего цвета, и спрашивает ребят:

— Что еще может девочка делать?

Дети подбирают действия: играть, спать, умываться, убирать и т. д.

— Что еще девочка может есть?

Дети подбирают слова: котлету, макароны, арбуз, мороженое и т. п.

Логопед заменяет в схеме последний прямоугольник на сим­вол другого цвета, например, красного, и объясняет, что если дети первые два слова оставят без изменений, а последнее заме­нят, то у них получится много разных предложений. Например: «Девочка ест котлету», «Девочка ест арбуз», «Девочка ест моро­женое» и пр. Дети сами придумывают аналогичные предложе­ния по заданной схеме.

2. Логопед выставляет новую картинку, на которой, например, мама моет пол. По аналогии с предыдущим заданием со­ставляются примерно такие предложения: «Мама моет малыша», «Мама моет посуду», «Мама моет окно» и т. п.

(В качестве зрительной опоры дети пользуются той же схемой.)

 

3. Динамическая пауза. Логопед просит детей изобразить, как мама подметает пол, стирает белье, гладит одежду, как папа забивает гвоздь и т. п.

4. Игра «Что перепутал Незнайка?»

Логопед зачитывает предложения, которые составил Незнай­ка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и др.

5. Логопед раздает детям картинки, по которым малыши со­ставляют 3-словные предложения, например: «Девочка полива­ет цветок», «Мальчик рисует дом», «Девочка лепит слона». Затем логопед просит назвать в каждом предложении действие. Дети
называют действия (каждый в своем предложении.)

Далее логопед просит изменить последнее слово в предложе­нии и составить три-четыре новых с опорой на схему. Получают­ся примерно такие предложения: «Девочка лепит вазу», «Девочка лепит корзинку», «Девочка лепит грушу». (Логопед должен оп­росить всех детей.)

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 14

Тема: Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Цели: Учить детей соотносить на слух и правильно согласовы­вать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным.

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбирает задание в соответствии с темой занятия).

1. Один из детей читает наизусть заранее выученное стихот­ворение:

Мама на земле одна,

Дом один и нос один,

Я один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, стра­на — одна, дом, нос, сын — один. Затем вынимает из коробки две игрушки — кубик и пирамидку — и говорит детям: «Это — игрушки, но скажу я о них по-разному: кубик — один, а пира­мидка — одна».

2. Игра «Назови, не ошибись».

Логопед объясняет ребятам, что будет подходить к ним, дот­рагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Игра «Расставь картинки».

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жением кубика и пирамидки. Затем объясняет, что дети будут расставлять другие картинки под кубиком и пирамидкой. Если про нарисованный на картинке предмет говорим один — под кубиком, если говорим одна — под пирамидкой. На столе у ло­гопеда разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды и т. д.

Дети по одному подходят к столу, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на наборное полотно под пирамидкой или кубиком.

Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голо­сом выделяя окончания числительных.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям предста­вить, что они пришли в зоопарк и увидели разных зверей. Затем вместе с детьми изображает движения зверей и одновременно говорит: «Один медведь шагал по площадке. Один зайчик пры­гал по дорожке. Одна обезьянка кружилась в клетке. Одна лисичка тихо сидела в уголке».

5. Игра «Исправим Незнайкины ошибки».

Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем Предлагает ребятам послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина».

Дети по очереди говорят правильные предложения и выделя­ют голосом окончания числительных.

6. Игра «Кто больше назовет животных?»

Логопед выставляет на наборное полотно сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют во дворе или нахо­дится в зоопарке, и говорит: «Назовите как можно больше жи­вотных, про которых мы можем сказать: один, одна» (к каждому из числительных существительные подбираются раздельно)

7. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 16

Тема: Падежные конструкции.

Родительный падеж существительных

в единственном числе без предлога и

с предлогом У.

Цели: Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в имени­тельном падеже, согласовывая существительное с соседни­ми словами. Уточнить значение предлога У.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые скажут, у кого в группе зе­леные шорты (полосатая рубашка, красное платье, синий сарафан и т.п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани», «У Кати» и т. п.

1. У логопеда на столе пять-шесть предметов, например: ку­бик, пирамидка, лента, банка, мяч, лошадка. Он просит на­звать все предметы, а затем закрывает их ширмой. Когда ширма поднята, на столе не оказывается двух предметов* Логопед спра­шивает: «Чего нет на столе?» Дети отвечают по одному и хо­ром: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».

(Желательно подобрать существительные с разными типами окончаний.)

Логопед обязательно проводит сравнительный анализ началь­ной формы (именительного падежа) существительного и образо­ванной (родительного падежа), задавая вопросы:

— Что стояло на столе? (Пирамидка, кубик)

— Чего не стало? (Пирамидки, кубика)

2. Игра «Чей голос?»

Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у, бе-е, гав, мяу, иго-го и т.п. Затем спрашивает: ♦ Чей это голос?» Бели дети отвечают правильно, логопед показывает фи­гурку угаданного животного.

Здесь также проводится сравнение двух падежных форм: это кошка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.

3. Динамическая пауза. Игра «Кого нет в ряду?»

Все дети встают в один ряд. Водящий ребёнок подходит к логопеду и закрывает глаза. В это время два-три ребенка выхо­дят за дверь по команде логопеда (команда отдается жестом). Открыв глаза, водящий должен отгадать, кого нет в ряду. При­мерные ответы: «Нет Кости, Вовы и Кати», «Нет Лены и Мари­ны» и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.148 с.)