Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятий по формированию фонетическойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СТОРОНЫ РЕЧИ Целью занятий данного профиля являются развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, а также формирование у детей правильного произношения. Причем в последнюю,задачу включается умение четко, громко, в нормальном темпе воспроизводить весь речевой материал занятия. Опыт показывает, что у 4-5-летних детей с общим недоразвитием речи восприятие звуков в словах на первых порах затруднено. Преодолеть такое затруднение, выделить звук не только в слове, но и в тексте, помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия. Такая установка сохраняется для всех фонетических занятий как при знакомстве с одним звуком, так и с парой. В начале учебного года изучаются звуки, легко и правильно произносимые всеми детьми группы (А, У, И, М, В, Н и т. п.). На таких занятиях ведущей задачей будет не автоматизация изучаемого звука, а восприятие его на слух и выделение (утрированное произнесение) в речевом потоке: — в звукокомплексе; — слоговых сочетаниях; — словах; — предложениях; — стихах; — рассказах и т. п. Когда в теме занятия обозначена пара легкопроизносимых звуков (А.— И, У — О, К —.Т), предполагается их дифференциация на слух, так как произносительно они не смешиваются. Звуки более сложные с акустической и артикуляционной точки зрений (ЛЬ, И, Ы, С, 3, Ц) и, следовательно, часто искажаемые, нуждаются в автоматизации их на фонетических занятиях. После автоматизации необходима дифференциация смешиваемых звуков как на слух, так ив произношении. Следует помнить, что логопед может вынести звук для изучения на групповом занятии только после коррекции его произношения индивидуально с каждым ребенком. Наряду с выделением звука в словах и рассказе, упражнениями на звуковой анализ и синтез, заучиванием доступных в фонетическом плане стихов, чистоговорок, можно включать в фонетические занятия повторение пройденных ранее лексико-грамматических категорий. Но в этом случае акцент переносится на изучаемый звук (или пару звуков), а не на грамматическое оформление высказывания. Например, звук Т: подбор действий (леТаеТ, копаеТ, лепиТ и т. п.), объектов и предметов (коТ, авТомаТ, бегемоТ), сочетаний слов (Тома поеТ, Таня покупает ТомаТ); звук ЛЬ (И): образование глаголов множественного числа от глаголов единственного числа (выЛетаёт— выЛетают, от Летает — от Летают, выпиЛивает — выпиЛивают, вкЛеивает — вкЛеивают и т. п.); звуки К и Т: согласование числительных два, две с существительными (два КомКа, два КубиКа, два КоТа, две Туфли, две Канавы, две КомнаТы и т. п.). Весь речевой материал фонетических занятий подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук (или пара звуков) встречался возможно чаще. Как показывает наш опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опубликованы автором в 6 номере журнала «Дефектология» за 1985 год. (Статья «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи».) Данный метод подучил широкое распространение среди работников дошкольных учреждений. Применение зрительных символов гласных звуков, по многочисленным откликам коллег, позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с тяжёлыми речевыми нарушениями, но и с задержкой психического, а также интеллектуального развития. Мы считаем, что слияние звуков» материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов — аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. Подбор символики для малышей — задача непростая, так как в возрасте 4-х—5-ти лет мышление ребёнка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимаемых предметах и объектах. Дошкольникам указанного возраста, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не всякая символика. Например, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Мы попытались найти такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе Логических связей мы учитывали характерные особенности детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти. Мы также попытались увязать наши условные обозначения с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков и синие для согласных). Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по этим (гласные — согласные) существенным признакам и ассоциируется с привычными для специалистов схемами для звукового анализа и синтеза слов. Однако в традиционных схемах это просто квадратики, в нашем же случае — каждый зрительный символ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные. При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в большей степени опирались на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А — большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э в программу 1 года обучения не включается). Все символы гласных звуков должны быть красного цвета (как в общепринятой символике). Их изображения в черно-белом варианте даны в Приложении. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определённый, связанный со зрительным, дополнительный жестовый символ. Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках — символах. Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он должен быть синим, таким же, как у традиционных для согласных квадратиков. Подробнее о нашей символике читайте в книге «Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте» (М.: ГНОМ, 2000 г.). Здесь же имеются все зрительные символы в цветном изображении, планы и конспекты занятий, описание игр, объяснение детям артикуляции звуков в новой игровой форме и пр. Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша. С символами гласных и согласных звуков мы предлагаем знакомить детей постепенно, по мере их изучения: по одному на каждом занятии. Жестовые символы согласных звуков Взрослый, а за ним ребёнок длительно воспроизводят каждый Ц указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук. Жестовый символ в сочетании со зрительным (смотрите приложение) создаю точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные звуки предлагаются в порядке увеличения сложности их восприятия. После звёздочки даны жестовые символы для индивидуальной работы. звук М — корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога); Н — девочка плачет (ладони приложить к глазам); В — ветер воет, деревья качает (махи руками над головой); ф _ фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй); Б — колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону как при ударах в колокол); П — паровозик пыхтит ("круговые движения согнутыми в локтях руками); Д — барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане); Т — молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки); Г — гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья); К — каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук вверх-вниз); X —- греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу); С —- качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз); 3 — комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой); Ц — тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам); Ш — шарик лопнул, воздух выходит (округлённые ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу); Ж — пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движений правой кисти); Л,.-— корабль гудит{пальцы вытянутых вперёд рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля); Р — самолёт летит, мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведённые в стороны, покачиваются, изображая крылья самолёта). Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша. Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. Описание зрительной символики, помогающей формированию этого сложного навыка, имеется в специальной литературе. Как правило, это выделенные определённым цветом левая, средняя или правая части прямоугольника или цветок, слева, справа или между 2-х ёлок и пр. Однако соотнести подобные условные обозначения с началом, серединой и концом слова непросто даже школьнику начальных классов, страдающему общим недоразвитием речи. Прямой аналогии в указанных обозначениях не прослеживается, так как левая часть прямоугольника или цветок, находящийся слева от ёлок с трудом соотносятся детьми с началом слова Мы предлагаем коллегам символику, которая даже у 4-летних детей с указанным нарушением помогает восприятию места звука в слове. В качестве зрительной аналогии мы используем плоскостное изображение ёжика, «двигающегося» слева направо и останавливающегося в начале картонной дорожки, в её середине или конце. Поясним подробнее на примере. Предположим, детям следует объяснить, как найти место звука С в словах САНКИ, ПОДНОС. Для этого логопед прикрепляет к плоскостному изображению ёжика (на его спину) символ звука С. Затем изображение ежа уже вместе с символом звука передвигается по картонной дорожке, закреплённой на доске, слева направо. При этом взрослый медленно произносит слово и делает акцент на звуке С (СССанки, подноСС). Если звук слышится в начале слова, ёжик остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, ёжик «доходит» до конца дорожки и «останавливается» там. При использовании такого условного обозначения навык определения заданного звука в слове формируется быстро и стойко. Кроме того, мы экспериментально доказали, что упражнения в звуковом анализе с использованием нашей символики при опоре на чёткие кинестетические и слуховые ощущения способствуют осознанному овладению произносительной стороной речи. Из базовой литературы известно (Р.Е. Левина, P.M. Боскис), что причиной стойких, специфических нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии) у детей являются: нарушение фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Таким образом» использование авторской символики (зрительной и жестовой) при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи: • ускоряет процесс фонемообразования; • обеспечивает готовность к усвоению грамоты; • способствует предупреждению дисграфии и дислексии. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ* I период обучения Занятие № 1 Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят по два похожих слова: дом — ком (бак — бык, кот — кит, бак — мак и т. п.). 1. Игра «Что ты слышишь?» Логопед за ширмой производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке и т. п. Дети должны отгадать и назвать действие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.008 с.) |