ТОП 10:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СОСТАВ



Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого связаны субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспеченными государством.

Признаки правоотношения:

1) Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и их объединениями.

2) Правоотношение – это отношение, которое возникает на основе норм права.

3) Правоотношение – это волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля сторон (или хотя бы одной из сторон).

4) Правоотношение – это юридическая связь между субъектами, которая выражается в наличии субъективных прав и юридических обязанностей.

5) Правоотношение обеспечено государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения к той стороне правоотношения, которая нарушает права другой стороны, не выполняет свои обязанности по отношению к другой стороне.

Юридические предпосылки возникновения правоотношения:

1) наличие, как правило, нормы права, на основе которой возникает правоотношение;

2) правосубъектность будущих участников правоотношения, т.е. их правоспособность и дееспособность;

3) наличие юридического факта.

Виды правоотношений:

1. По отраслевой принадлежности:

– конституционно-правовые (например, избирательное правоотношение);

– гражданско-правовые (правоотношения собственности, купли-продажи);

– уголовно-правовые и т.д.

2. По правовой природе:

– частноправовые (возникают в частноправовой сфере на основе норм частного права, например, правоотношение займа);

– публично-правовые (возникают в публично-правовой сфере на основе норм публичного права, например, налоговое правоотношение).

3. По характеру:

– материальные (возникают на основе материальных норм права, например трудовое правоотношение);

– процессуальные (возникают на основе процессуальных норм права, например, уголовно-процессуальное правоотношение).

4. По функциям права:

– регулятивные (связаны с положительным поведением субъектов и возникают на основе регулятивных норм права, например, правоотношение найма жилого помещения);

– охранительные (связаны с отрицательным, неправомерным поведением субъектов и возникают на основе охранительных норм права, например, уголовное правоотношение).

5. По составу участников:

– простые (возникают между двумя сторонами, например, правоотношение займа);

– сложные (возникают между тремя и более сторонами, например, семейное правоотношение).

6. По продолжительности существования:

– кратковременные (купля-продажа);

– долговременные / длящиеся (трудовое правоотношение).

7. По степени определенности участников правоотношения:

– относительные (в них точно определены все стороны правоотношения: и лица управомоченные, и лица обязанные, например, правоотношение дарения);

– абсолютные (в них точно определена только одна сторона – управомоченное лицо, все остальные лица в данном правоотношении являются обязанными лицами (они обязаны не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его субъективного права, например, правоотношение собственности).

Состав правоотношения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.

Элементы состава правоотношения:

1) субъект правоотношения;

2) субъективное право;

3) юридическая обязанность;

4) объект правоотношения.

Субъект правоотношения – это участник правоотношения, имеющий субъективные права и (или) юридические обязанности. Понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не тождественны. Субъект права – это лицо, способное быть участником правоотношения. Субъект правоотношения – конкретный участник правоотношения.

Виды субъектов права:

1) индивидуальные субъекты (индивиды):

– граждане;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства (апатриды);

2) коллективные субъекты:

– государство, государственные образования, муниципальные образования;

– организации;

– общности и группы людей.

Субъект права, для того чтобы стать субъектом правоотношения, должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности образуют правосубъектность.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность физического лица возникает с рождения и прекращается со смертью.

Виды правоспособности физических лиц:

1) общая – способность лица иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством;

2) отраслевая – способность лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормами конкретной отрасли права;

3) специальная – способность лица иметь права и обязанности, связанные с занятием определенным видом деятельности или замещением определенной должности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность физического лица не всегда совпадают: все люди правоспособны, но не все обладают дееспособностью в полном объеме.

Содержание и объем дееспособности физического лица зависят от двух обязательных условий: 1) достижение установленного законом возраста; 2) психическое состояние здоровья.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно при его создании со дня государственной регистрации и прекращаются также одновременно при его ликвидации со дня исключения из государственного реестра.

Субъективное право и юридическая обязанность

Они образуют юридическое содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения является поведение участников правоотношения. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием.

Субъективное право – это предусмотренная нормой права и (или) договором мера возможного поведения субъекта правоотношения.

Субъективному праву корреспондирует (соответствует) юридическая обязанность. Субъективное право будет реализовано в том случае, если другая сторона правоотношения выполнит свою юридическую обязанность по отношению к управомоченному лицу.

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права и (или) договором мера должного поведения субъекта правоотношения.

По своей сути субъективное право является юридическим средством удовлетворения собственных интересов управомоченного лица, а юридическая обязанность – средством удовлетворения чужих интересов.

Объект правоотношения

Объект правоотношения– это материальное или нематериальное благо, по поводу которого возникает правоотношение.

Виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира;

2) личные неимущественные блага;

3) продукты духовного творчества;

4) поведение участников правоотношения;

5) результаты поведения участников правоотношения.

Названные теории одинаково распределены в юридической науке в целом, однако в различных отраслевых науках они представлены по-разному.

 

Юридический факт

 

Норма права самостоятельно правоотношения не порождает. Правоотношение возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных жизненных обстоятельств. Однако не каждое жизненное обстоятельство влечет наступление правовых последствий. Таковым является только то обстоятельство, которое предусмотрено нормой права и именуется юридическим фактом.

Юридический факт – это предусмотренное нормой права конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Признаки юридического факта:

1. По своему содержанию юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство.

2. Данное обстоятельство предусмотрено нормой права.

3. Это обстоятельство влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения).

Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм и являются основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

Виды юридических фактов

1. По связи с волей участников правоотношения:

1) события (их происхождение не связано с волей участников правоотношения):

а) абсолютные (их происхождение вообще не связано с волей людей);

б) относительные (их происхождение не связано с волей участников правоотношения, но связано с волей третьих лиц);

2) действия (их происхождение связано с волей участников правоотношения):

а) правомерные (соответствуют нормам права):

– юридический акт – действие, которое совершается с целью породить правовые последствия (правоприменительные акты – приказ, решение, приговор; сделки – например, завещание, договоры купли-продажи, дарения, займа и другие);

– юридический поступок – действие, которое совершается без цели породить правовые последствия, но эти последствия наступают, так как предусмотрены нормами права;

б) неправомерные (противоречат нормам права):

– объективно противоправные деяния;

– правонарушения (проступки, преступления).

2. По правовым последствиям:

1) правообразующие (влекут возникновение правоотношения);

2) правоизменяющие (влекут изменение правоотношения);

3) правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения).

Иногда один и тот же юридический факт является одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим (например, смерть человека).

3. По форме проявления:

1) положительные (факты, с наличием которых нормы права связывают наступление правовых последствий);

2) отрицательные (факты, с отсутствием которых нормы права связывают наступление правовых последствий).

Часто для наступления правовых последствий одного факта бывает недостаточно, а необходима их совокупность.

Юридический (фактический) состав – это предусмотренная нормами права совокупность юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА:

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ

Реализация права – это фактическое осуществление правовых норм в правомерном поведении субъектов. Реализация права – необходимая и важнейшая сторона существования права, так как без этого право теряет свой социальный смысл и не выполняет своего социального назначения.

Формы реализации права:

– использование (реализация возможностей, предоставленных управомочивающей нормой права; выражается как в активном, так и в пассивном поведении субъекта);

– исполнение (обязательное совершение действий, предписанных обязывающей нормой права; выражается только в активном поведении субъекта);

– соблюдение (воздержание субъекта от совершения действий, предусмотренных запрещающей нормой права; выражается только в пассивном поведении субъекта).

Данные три формы являются непосредственными формами реализации права, так как правовые предписания реализуются самими субъектами без участия властных органов (должностных лиц). Если эти три формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, то возникает необходимость в применении права как особой форме его реализации.

- применение права (правовые предписания реализуются при обязательном участии властного органа (должностного лица)).

Применение права – это регламентированная нормами права и осуществляемая в процедурной форме властная деятельность компетентных государственных или иных уполномоченных органов (должностных лиц) по реализации норм права для конкретного случая и индивидуально-определенного субъекта, выражающаяся в принятии индивидуально-конкретного государственно-властного предписания (правоприменительного акта).

Таким образом, применение права представляет собой властную деятельность компетентных органов (должностных лиц) по решению конкретных юридических дел, выражающуюся в принятии правоприменительных актов.

Признаки правоприменения:

1. Осуществляется только уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции.

2. Имеет государственно-властный характер.

3. Представляет собой индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений, так как осуществляется на основе норм права.

4. Осуществляется в установленной нормами права процедурной форме.

5. Направлено на решение конкретных юридических дел.

6. Его результатом является принятие правоприменительного акта, содержащего индивидуально-конкретное властное предписание.

Правоприменение представляет собой комплексную деятельность, так как применение одних норм одновременно требует использования, соблюдения и исполнения других норм.

Виды правоприменения:

1. Позитивное правоприменение/правоисполнительная деятельность. Осуществляется на основе регулятивных норм права в целях индивидуального регулирования положительных общественных отношений и связано реализацией регулятивной функции права.

2. Юрисдикционное правоприменение/правоохранительная деятельность. Осуществляется на основе охранительных норм права и направленона охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений и связано реализацией охранительной функции права.

Стадии правоприменения:

I. Установление фактических обстоятельств дела:

1) определение круга юридически значимых фактов;

2) сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;

3) исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности.

II. Установление юридической основы дела:

1) выбор нормы права (или нескольких норм права), рассчитанной на данные фактические обстоятельства и подлежащей применению в данном деле;

2) проверка правильности текста нормы права;

3) проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц;

4) уяснение содержания нормы права путем ее толкования.

Первые две стадии имеют подготовительный характер. Их разделение достаточно условно. На практике они протекают одновременно, так как правоприменителю приходится обращаться как к фактической, так и к юридической основе дела. Таким образом, устанавливается и то, и другое.

III. Принятие решения (эта стадия является основной и завершающей):

1) подготовка проекта правоприменительного акта;

2) проверка соответствия проекта правоприменительного акта нормам права;

3) принятие правоприменительного акта: его надлежащее оформление и подписание;

4) доведение принятого правоприменительного акта до исполнителя и заинтересованных лиц.

Факультативные стадии:

IV. Исполнение решения.

V. Контроль исполнения.

Принципы правоприменения:

1. Законность. Означает, что решение по делу принято на основе норм права.

2. Обоснованность. Означает, что решение, принятое по делу, основывается на полном, точном, всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела, на их объективной оценке и на непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.

3. Целесообразность. Означает, что правоприменитель должен принять по делу наиболее целесообразное решение, т.е. решение, наиболее соответствующее данной ситуации. Целесообразное решение – это всегда законное решение. Незаконное решение не может быть целесообразным.

4. Справедливость. Означает, что правоприменитель должен принять по делу наиболее справедливое решение, т.е. решение, основанное на нравственных принципах. Справедливость решения основывается на его законности и обоснованности.

5. Своевременность. Правоприменитель должен принять решение по делу в сроки, установленные нормами права, либо в разумные сроки (если они точно не определены).

6. Экономичность. Правоприменительная деятельность должна быть основана на рациональном использовании различных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и т.д.).

7. Эффективность. В результате правоприменительной деятельности должна достигаться цель – упорядочение конкретных общественных отношений.

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.

Признаки правоприменительного акта:

1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

2. Принимается в ходе правоприменительной деятельности.

3. Направлен на решение конкретного юридического дела.

4. Имеет государственно-властный характер.

5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.

6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

7. Адресован индивидуально-определенным лицам.

8. Реализуется однократно.

9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Соотношение нормативного правового акта
и правоприменительного акта

1. Общие черты:

а) являются правовыми актами;

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;

д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2. Отличия

Нормативный правовой акт Правоприменительный акт
Содержит общие правила поведения – нормы права Содержит индивидуально конкретные предписания
Выражает способ нормативного правового регулирования Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования
Обращен к широкому кругу лиц Обращен к индивидуально определенным лицам
Реализуется многократно Реализуется однократно
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения)

 

Структура правоприменительного акта:

1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.

2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.

3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.

4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.

 

Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам принятия:

– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);

– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);

– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).

2. По наименованию:

– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);

– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);

– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);

– определения (например, частное определение суда);

– решения (например, решение суда о расторжении брака);

– приговоры (например, обвинительный приговор суда).

3. По функциям права:

– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);

– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).

4. По юридической природе:

– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).

– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);

5. По правовым последствиям:

– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);

– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);

– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).

6 По порядку принятия:

– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);

– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).

3. ТОЛКОВАНИЕ НОРМА ПРАВА:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.018 с.)