Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения. Вопрос о безвиновной юридической ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения. Вопрос о безвиновной юридической ответственности.



Юридическая ответственность как вид государственного принуждения

Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась в правовой науке как ответственность ретроспек-тивная, то есть она напрямую связывается с противоправным поведением. По отношению к субъектам права юри-дическая ответственность приобретает государ-ственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что государство, закрепляя нор-мы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правона-рушителей. Государственное принуждение в жизни проявляется через различные формы, порой не свя-занные с юридической ответственностью. Таким образом, юридическую ответственность отличает не просто госу-дарственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права. Последнее выражает-ся в различных видах деятельности правоохранительных органов. Во-первых, в контроле за юридически значимым поведением субъектов права. Во-вторых, в деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений. В-третьих, в применении к правонарушителям предусмотренных законом санкций. Госу-дарственное принуждение к исполнению норм права характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое осно-вание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует. Определенно, правонарушение и юридическая ответственность неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственно-сти за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции. Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, воз-никающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, определяемых санкцией правовой нор-мы. Причем законом предусмотрена не только обязанность отвечать за содеянное, но и обладание объемом прав. Вернемся к санкции, она представляет собой: неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые при-меняются к правона-рушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновре-менно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред обществен-ным или личным интересам. Хотя не все санкции носят карательный характер (ограничивают права и возлагают обязанности на правонарушителя), но все они имеют в виду применение государственного принуждения через исполнение обязан-ности под принуждением и содержат в себе неблагоприятные для него последствия, которые и являются юридиче-ской ответственно-стью. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юри-дическая ответст-венность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, кото-рая возникла в связи с правонаруше-нием и реализуется в конкретном правоотношении.

Суммируя вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые госу-дарственными органами в порядке, также установлен-ном государством

На основании этого можно сделать выводы: юридическая ответственность - это установленная, государствен-ная мера принуждения за совершенное правонарушение.

Отличие от государственного принуждения: государственное принуждение, осуществляемое правовым госу-дарством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общест-ва, во-вторых, является вспомогательным, дополни-тельным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воз-действия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основа-ния их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществле-ния принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государст-венного принуждения, тем надёжнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами. В четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропоря-дочного гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий - осмотр неисправных механизмов и приостановление их экс-плуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.

б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противо-правного поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т.д.);

в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.);

г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и д.р.).

Государственное принуждение характеризует собой государственную власть и является одним из методов её осуществления, одним из способов регулирования социального поведения субъектов общественной жизни. Соци-альное назначение принуждения очень широкое, оно выполняет положительные функции побуждая членов обще-ства к социальным необходимым действиям, мотивируя необходимое поведение субъектов общественной жизни в интересах всего общества.

Виды государственного принуждения

По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физиче-ское принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллек-тив лиц, хотя и в этом случае оно «рассеивается» по индивидам.

Объект психического государственного принуждения имеет сложную структуру: в психике человека взаимо-действуют рациональная, эмоциональная и волевая сферы. Внешнее поведение людей в индивидуальных поступ-ках или в составе определенной группы продиктовано их внутренней психической деятельностью, при этом воле-вые акты психики порождаются как мыслями, так и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её «изнутри» и пробудить к проявле-нию в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведе-ния, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому пове-дению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее приме-нения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психи-ческого государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное прину-ждение тесно связано с убеждением.

Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное поло-жение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение. Б. Т. Базылев в диссертации «Государст-венное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе» разграничивает понятие госу-дарственное принуждение и наказание. Наказание осуществляется путем применения государственного принужде-ния, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.008 с.)