Судебный прецедент в системе источников права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный прецедент в системе источников права.



Судебный прецедент – судебное решение по конкретному делу, которому придается общеобязательная сила при рассмотрении подобных дел этим же судом или нижестоящими судами. Имеет двоякую историю: судебный прецедент: 1. Это акт решения суда; 2. Используется в качестве закона или норм права, которые применяются при рассмотрении схожих дел. Для судебного прецедента характерно: 1. Суд не имеет права оказать нам в разрешении спора, дела, даже если отсутствует закон. 2. В решении должно содержаться правильно обяз.для всех судов при рассмотрении сложных дел. Суд. Прецедент деляться на: карательные(которые создают норму права). интерпретационные. Все прецеденты делятся на 2 блока: общие(действующее)право. Право справедливости. Несколько точек зрения:1.суд.прецедент –источник права. 2. Решения конституционного суда признавать источником права. Нормы конституции рождают «нормы права». Кроме судебного есть административный прецедент – между органами милиции по конкретному делу, которое может применяться в аналогичном случае др.органами милиции.

Договор как источник права.

Источником права является только нормативный договор (или нормативно-правовой договор), договор с нормативным содержанием. Соглашение двух или более сторон, которое содержит норму права(общеобязат. Для всех норма поведения) – нормативный договор. Отличается от индивидуальных норм. Признаки нормативного договора: договор норм.всегда добровольный. Заключается равными участниками. Норм.договор заключает,.когда одной из сторон является гос-во или один из органов гос-ва. Цель носит публичный характер. Адресуется не одному лицу. Используется неоднократно. Заключается в особом порядке, отраженном в законе. Специальный порядок разрешения споров. Содержит общеобязат.правила поведения. Виды нор.договоров: 1.внутригосударственные норм.договоры(опередляют основы гос.устран.страны и взаимоотнош.мужду органами гос-ва) полномочия между органами власти какой-то страны, либо полномочия между центром и субъектом.2.иеждународные нормативные договоры Неосновыне источники права: 1.основная доктрина. 2. Правовая догма. 3. Общепризнанные нормы и принципы. 4. Религиозные нормы. 5. Специфические источники.

Правовой статус личности.

Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в общ-ве. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-х органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре правового статуса выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношения таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, положение, должность, стаж и т.д.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Право и личность.

В ТГП сложился рядя направлений, характеризующих положение личности в гос-ве. Этатизм(личность используется как средство достижения устремлений). Либерализм(первичность личности в сравнении с обществом и его властными институтами). Демократизм(соизмерим с либерализмом; больше внимания уделено взаимным правам и обязанностям личности и гос-ва). Права личности содержат в себе как бы 2 начала; права человека(естественная природа и всем людям присущи от рождения) и право гражданина(права человека, закрепленные в конституции и иных НПА актах гос-ва, гражданином которого он является). Существуют различные классификации прав и свобод человека. Один ученые считают, что основными являются гражданские и политические права, обеспечивающие участие человека в полит.жизни общества. Некоторые теоретики гос-ва и права обвиняют коллег в недооценке экономических и социальных прав. Все эти права равны по своему статусу. Существует классификация прав и свобод человека в соответствии с которой их разделяют на негативные и позитивные. Под негативными правами подразумеваются права, существующие независимо от гос-ва, а под позитивными – требующими для своего существования действия со стороны гос-ва. Позитивные, или социально-экономические, права фиксируют обязанности гос-ва, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Реализовывать эти права гораздо сложнее, чем негативные. Для этого нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные гос. структуры, свидетельствующие о демократии политической системы общества. Негативные права обязывают гос-во воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы человека. Они считаются основополагающими, саморегулирующими и абсолютными. Сегодня самой распространенной среди теоретиков классификацией является разделение их по сферам общественной жизни: личные(гражданские)(право человека на жизнь, на свободу, на уважение достоинства, передвижение и т.д.); политические(право на свободу мысли, совести и религии, на свободу мирных собраний и ассоциаций и т.д.); экономические(право на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение; на частную собственность и т.д.); социальные(право человека на достойный уровень жизни, на соц.защиту и т.д.)культурные(право человека на образование, на национальное достоинство и т.д.). Приведенная классификация прав и свобод человека закреплена в международных актах и документах по правам человека, которые признают все гос-во. Более разветвленную классификацию предложил Люшер. Он выделили следующие группы прав человека: личные или индивидуальные свободы (право передвижения, интимной жизни и т.д.); публичные свободы(свобода совести, вероисповедания и т.д.)местные и территориальные свободы(связанные с участием граждан в управлении первичными коллективами, объединениями; право человека на равенство(включает в себя конституционный принцип равенства всех перед законом, равенство при найме на работу и т.д.) право на собственность(право владения и распоряжения).право на свободное занятие трудовой и профессиональной деятельностью. Традиционно права и свободы человека многие исследователи ещё подразделяют на «поколения» - первое(права, провозглашенные в ходе буржаузно-демократической революции 17-18вв. первая декларация прав человека); второе(признание и юридическое закрепление в конце19-начале 22вв), третье(права и свободы человека называют часто коллективными начинают оформляться после Второй мировой войны, хотя международный статус они стали приобретать ещё в середине 16 в.). Механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен и в него ученые обычно включают внутригосударственные или национальные и международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские. В современном обществе понятие «внутригосударственные, национальны учреждения по правам человека» рассматривается с 2х сторон. Первый – более широкий подход, включающий практически все национальные учреждения, имеющие прямое или косвенное отношение к защите прав человека. И Второй- более узкий характер, включает в себя только те учреждения, которые предназначены исключительно для защиты прав. Сегодня приемлем более первый подход, т.к.права и свободы граждан должны защищаться всеми органами гос-ва, прежде всего национальные комиссии(более чем в 30 гос-вах) комиссии по правам человека(защита граждан от всех дискриминаций, а так же защита политических прав) комиссии по правам человека при главе гос-ва(анализ информации о соблюдении прав человека в стране, проведение специальных расследований по правозащитным проблемам, общие и специальные доклады по правам человека, которые доводятся до сведения высшего должностного лица в гос-ве, предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав и свобод личности) и т.д.Судебная защита прав и свобод личности представляет собой механизм реализации обязанности гос-ва обеспечить соблюдение соответствующих прав человека и гражданина, закрепленных путем. Деятельность иных органов включает в себя комплекс профилактических мер правоохранительных органов, которые направлены на обеспечение соблюдения прав и свобод личности. В настоящее время во многих судах введен институт омбудсмена (в РФ с 1997 г. Именуется, как уполномоченный по правам человека)- следит за справедливостью и законностью действий органов гос-ва, для защиты отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны гос-ва. В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека. Это – Генеральная ассамблея и её вспомогательные органы(обсуждение всех вопросов в пределах Устава ООН), ЭКОСОС и его вспомогательные органы., Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по права человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека. В 1946 г. Создан Международный Суд(состоит из 15 судей, избираемых Ген. Ассамблеей и Советом Безопасности). Огромную роль в механизме защиты играет европейская система, куда включается Совет Европы, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также процессуально-правовые правила защиты прав человека, предусмотренные конвенцией. В рамках Совета Европы приняты важнейшие правовые документы, регулирующие полит. дея-ть: Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод. В июне 1999 г.вступил в силу новый механизм защиты, действующий в рамках Совета Европы. На нем был принят протокол №1 к Европейской конвенции. Была упразднена двухуровневая система защиты прав человека и создан новый механизм – Европейский суд. Суд становится самым большим в мире. К нему могут апеллировать почти 800 млн.человек. современном российском законодательстве правозащитные организации выделяются в категорию неправительственных организаций, а их правовая суть определяется принадлежностью к важнейшим структурам общества, с которыми гос.органы призваны налаживать тесное взаимодействие в целях обеспечения более эффективного контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина.: Фонд защиты гласности; Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьяи; Молодежный центр прав человека и правовой культуры и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.005 с.)