Понятие и классификация форм гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация форм гос-ва.



Форма государства – совокупность устойчивых отношений между органами гос-ва, т.е.способы их взаимодействия (органов друг с другом) в том числе формы распределения власти между органами гос-ва, пути их формирования, ответственности взаимной и способы осуществления гос. власти. Форма гос-ва состоит из: 1.формы правления; 2.формы гос. устройства; 3.гос.режим. Любая форма гос-ва всегда связана с гос. властью, форма гос-ва характеризует через органы власти. 3 вида форм власти: Монократическая(единовластная) – отсутствует распределение ролей в управлении обществом, управлении носит жесткий характер, централизованный. Гос. власть – в руках у одного центра. Централизация в построении гос-ва. Доминирует принуждение.; поликратическая(многовластная) – имеет место разделение властей, размежевание ролей в управлении обществом, система сдержек и противовесов, власть сосредоточена в нескольких центрах, демократический метод управления.(Япония – унитария; Федерация – США; Сложная унитария – Франция); сегментарная(смешанная) –некоторое разделение властей в управлении обществом, нет строгой системы сдержек и противовесов, решающая роль: монарх, президент, правительство. Роль судов ослабляется, растет роль парламента. Местные территории не имеют представительных органов. Доминируют авторитетные методы. В России смешанная форма правления, но больше поликратической.

Форма правления.

Форма правления - совокупность устойчивых взаимоотношений между высшими формами гос-ва, касающаяся порядком формирования и распределения между ними полномочий и взаимодействия.

По формам правления гос-ва подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре­дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную

- ограниченную (парламентарную)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентарную

Абсолютная монархия - монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парла­мента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монар­хии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, от­сутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, од­нако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после со­здания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентскую, парламентскую и смешанные.

смешанных (Франция, Финляндия) – совместно и президент и парламент.

Главной отличительной особенностью парламентской республики являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламен­том. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой пра­вительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - боль­шинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия). При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует прав-во без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства.

Суперпрезидентские республики, где глава гос-ва имеет широчайшие полномочия. Военно-полицейская форма(избирается глава путём переворота) Псевдопарламентская(захват власти членами одной партии, но есть представительный орган)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.011 с.)