Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й вопр.) Правовой статус личности: понятие, структура, видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: a. правовые нормы; b. правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом; c. основные права, свободы и обязанности; d. законные интересы; e. гражданство; f. юридическая ответственность; g. правовые принципы; h. правоотношения. В зависимости от перечисленных критериев различают: a. общий, или конституционный, статус гражданина (это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью) b. специальный, или родовой статус определенных категорий граждан (отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.) c. индивидуальный статус (представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства) 82й вопр.) Льготы и привилегии: место и роль в правовом статусе личности. Правовая льгота - правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении допол-ых, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обяз-й. Признаки:
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деят-ти которых заинтересовано гос-во, общество. Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии - специальные льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должн-х лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осущ-ия своих обяз-ей. Особенности привилегий: a. они сориентированы на полит-ую элиту, властные органы и должн-х лиц. Вместе с тем привилегии как монопольные, исключ-ые права могут принадлежать в опред-ых случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. b. Привилегии есть специф-ие льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много. c. привилегии могут устан-ся как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индив-ом статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключ-ть юр-их возмож-ей особо ответ-ых и иных лиц. d. привилегии, ввиду того что они явл-ся исключ-ми правами, выступают более детальными и персониф-ми юр-ми сред-ми, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регул-ия. Привилегии - это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. e. в силу различных соц-ых ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеят-ти общества, право, - посредством привилегий юр-ки "выделяет" тех, кому это необходимо для полноценного осущ-ия специф-их обяз-тей. В целях наиболее полной и качест-й реализации соотв-их служебных обяз-ей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юр-ие преимущества, назыв-ые привилегиями.
83й вопр.)Юридический иммунитет как разновидность правовой льготы. Правовые иммунитеты - особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно устан-ых в нормах междунар-го права, Конституции и законах, лиц от определенных обяз-ей и ответ-ти, призванные обеспечивать выполнение ими соответ-их функций. Иммунитеты, выступая специф-ми разновидностями льгот и привилегий, имеют с ними общие черты: a. все они создают особый юр-ий режим, позволяют облегчать положение соотв-их субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действ-но, на это направлены в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты. b. призваны быть правостимул-ми средствами, побуждающими к опред-му поведению и обознач-ми собой полож-ую правовую мотивацию. c. являются гарантиями социально полезной деят-ти, способс-ют осущес-ию тех или иных обяз-ей. d. названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключ-ми для конкр-ых лиц, установ-ми в специальных юр-их нормах. e. предст-т собой формы проявления дифференциации юр-го упорядочения соц-х связей. Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специф-ие признаки: a. они воплощаются в виде отрицат-ых льгот (освобождение от выполнения отдельных обяз-ей - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответ-ти). "Отрицательность" иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему опред-ым образом достигать поставленных целей. b. целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, гос и общест-ых функций, служебных офиц-ых обяз-ей. Правовой иммунитет не должен иметь абсол-го хар-ра. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффект-го юр-го средства превращается в препятствующий фактор. c. круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц закон-во относит диплом-ий и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистр-ых кандидатов в депутаты, Уполном-го по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др. Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты - во многом весьма тесно связанные явления и понятия. Таким образом: a. иммунитеты явл-ся общепр-ой категорией, ибо они устан-ны в нормах междун-го, конституц-го, угол-го, админ-го, уголовно-процес-го и гражданско-процес-го права; b. полноценное общетеорет-ое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые "горизонты" для отраслевых наук и т.п.), так и практ-ие проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворч-х и правоприм-ых органов, повышение эффект-ти правового регул-ия данной весьма непростой сферы общест-х отн-ий и т.д.).
84й вопр.) Юридический механизм ограничения правового статуса личности. Личность в любом правовом простр-ве быстро адаптируется и добивается реализации своих прав и свобод, создавая новые общес-ые отн-ия, которые требуют правового регул-ия. Зачастую игнорируя интересы самого гос-ва. И тогда в действие вступает механизм огран-ия прав и свобод личности, который обеспеч-ся нормативной базой, принципами законности или целесообразности, механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой опыт в данном вопросе со стороны гос-ва, можно смело утверждать, что обеспечение и защита механизма огран-ия прав и свобод человека больших затруднений ни полит-го, ни соц-го, ни экон-го характера не вызывает. Такое сложное надстроечное явление, как юридическое простр-во, должно представлять собой не только противопоставление, но и гармонию, где данный механизм постоянно совершенствуется, обновляется в интересах личности. Для российского закон-ва примером может служить межгос-ое регул-ие отношений в области прав и свобод человека, тонко учитывающее национальную и правовую специфику. В качестве позитивной практики можно привести обоснование ограничений, которые отражены в Конвенции Содружества Незав-ых Гос-тв о правах и основных свободах человека. Оно гласит: ограничения, предусм-ые законом, необходимы в демократ-ом обществе и служат интересам гос-ой и общественной безопасности, общест-го порядка и защиты прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть ограничены только конституцией или законами. Подзаконные акты не могут ограничивать права и свободы. Ограничения, предусмотренные конституцией: a. в случае чрезвычайного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории республики или в отдельной ее местности в связи с внутренними беспорядками, стихийными бедствиями, катастрофами; b. в случае военного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории в связи с нападением или угрозой нападения со стороны иностранного государства. Ограничения, предусмотренные законами. Законы предусматривают ограничение тех лиц, правовое положение которых они регулируют: a. УК – ограничивают правовой статус лиц, совершивших преступление; b. Закон о госслужбе предусм-ет ограничение правового статуса государственных служащих; c. закон о ОВД предусм-ет ограничение правового статуса сотрудников ОВД и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.007 с.) |