ТОП 10:

Й вопр.) Правовой статус личности: понятие, структура, виды



Правовой статус - система признанных и гарантируемых госу­дарством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

a. правовые нормы;

b. правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

c. основные права, свободы и обязанности;

d. законные интересы;

e. гражданство;

f. юридическая ответственность;

g. правовые принципы;

h. правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

a. общий, или конституционный, статус гражданина (это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью)

b. специальный, или родовой статус определенных категорий граждан (отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.)

c. индивидуальный статус (представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства)


82й вопр.) Льготы и привилегии: место и роль в правовом статусе личности.Правовая льгота - правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении допол-ых, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обяз-й.

Признаки:

  1. они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеят-ти, что обязательно должно осущ-ся в рамках общес-ых интересов.
  2. правовые льготы предст-т собой исключение из общих правил, выступают способом юр-ой дифференциации. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регул-ие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий.
  3. правовые льготы выступают правомерными искл-ми, законными изъятиями, установ-ми в нормативных актах. Основная цель правовых льгот закл-ся в согласовании интересов личности, соц-ых групп, гос-ва. С одной стороны, льготы устан-ся для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди харак-ся какими-то особ-ми (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деят-ти которых заинтересовано гос-во, общество.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии - специальные льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должн-х лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осущ-ия своих обяз-ей. Особенности привилегий:

a. они сориентированы на полит-ую элиту, властные органы и должн-х лиц. Вместе с тем привилегии как монопольные, исключ-ые права могут принадлежать в опред-ых случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам.

b. Привилегии есть специф-ие льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много.

c. привилегии могут устан-ся как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индив-ом статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключ-ть юр-их возмож-ей особо ответ-ых и иных лиц.

d. привилегии, ввиду того что они явл-ся исключ-ми правами, выступают более детальными и персониф-ми юр-ми сред-ми, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регул-ия. Привилегии - это изъятия как из общих, так и из особенных норм права.

e. в силу различных соц-ых ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеят-ти общества, право, - посредством привилегий юр-ки "выделяет" тех, кому это необходимо для полноценного осущ-ия специф-их обяз-тей.

В целях наиболее полной и качест-й реализации соотв-их служебных обяз-ей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юр-ие преимущества, назыв-ые привилегиями.

 


83й вопр.)Юридический иммунитет как разновидность правовой льготы. Правовые иммунитеты - особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно устан-ых в нормах междунар-го права, Конституции и законах, лиц от определенных обяз-ей и ответ-ти, призванные обеспечивать выполнение ими соответ-их функций. Иммунитеты, выступая специф-ми разновидностями льгот и привилегий, имеют с ними общие черты:

a. все они создают особый юр-ий режим, позволяют облегчать положение соотв-их субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действ-но, на это направлены в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты.

b. призваны быть правостимул-ми средствами, побуждающими к опред-му поведению и обознач-ми собой полож-ую правовую мотивацию.

c. являются гарантиями социально полезной деят-ти, способс-ют осущес-ию тех или иных обяз-ей.

d. названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключ-ми для конкр-ых лиц, установ-ми в специальных юр-их нормах.

e. предст-т собой формы проявления дифференциации юр-го упорядочения соц-х связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специф-ие признаки:

a. они воплощаются в виде отрицат-ых льгот (освобождение от выполнения отдельных обяз-ей - уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответ-ти). "Отрицательность" иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему опред-ым образом достигать поставленных целей.

b. целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, гос и общест-ых функций, служебных офиц-ых обяз-ей. Правовой иммунитет не должен иметь абсол-го хар-ра. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффект-го юр-го средства превращается в препятствующий фактор.

c. круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц закон-во относит диплом-ий и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистр-ых кандидатов в депутаты, Уполном-го по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты - во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом:

a. иммунитеты явл-ся общепр-ой категорией, ибо они устан-ны в нормах междун-го, конституц-го, угол-го, админ-го, уголовно-процес-го и гражданско-процес-го права;

b. полноценное общетеорет-ое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые "горизонты" для отраслевых наук и т.п.), так и практ-ие проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворч-х и правоприм-ых органов, повышение эффект-ти правового регул-ия данной весьма непростой сферы общест-х отн-ий и т.д.).

 

84й вопр.) Юридический механизм ограничения правового статуса личности. Личность в любом правовом простр-ве быстро адаптируется и добивается реализации своих прав и свобод, создавая новые общес-ые отн-ия, которые требуют правового регул-ия. Зачастую игнорируя интересы самого гос-ва. И тогда в действие вступает механизм огран-ия прав и свобод личности, который обеспеч-ся нормативной базой, принципами законности или целесообразности, механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой опыт в данном вопросе со стороны гос-ва, можно смело утверждать, что обеспечение и защита механизма огран-ия прав и свобод человека больших затруднений ни полит-го, ни соц-го, ни экон-го характера не вызывает. Такое сложное надстроечное явление, как юридическое простр-во, должно представлять собой не только противопоставление, но и гармонию, где данный механизм постоянно совершенствуется, обновляется в интересах личности. Для российского закон-ва примером может служить межгос-ое регул-ие отношений в области прав и свобод человека, тонко учитывающее национальную и правовую специфику. В качестве позитивной практики можно привести обоснование ограничений, которые отражены в Конвенции Содружества Незав-ых Гос-тв о правах и основных свободах человека. Оно гласит: ограничения, предусм-ые законом, необходимы в демократ-ом обществе и служат интересам гос-ой и общественной безопасности, общест-го порядка и защиты прав и свобод граждан.

Права и свободы могут быть ограничены только конституцией или законами. Подзаконные акты не могут ограничивать права и свободы. Ограничения, предусмотренные конституцией:

a. в случае чрезвычайного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории республики или в отдельной ее местности в связи с внутренними беспорядками, стихийными бедствиями, катастрофами;

b. в случае военного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории в связи с нападением или угрозой нападения со стороны иностранного государства.

Ограничения, предусмотренные законами. Законы предусматривают ограничение тех лиц, правовое положение которых они регулируют:

a. УК – ограничивают правовой статус лиц, совершивших преступление;

b. Закон о госслужбе предусм-ет ограничение правового статуса государственных служащих;

c. закон о ОВД предусм-ет ограничение правового статуса сотрудников ОВД и др.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.005 с.)