Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й вопр.) Закон: понятие, признаки, виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый (изменяемый и отменяемый) высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом порядке (обычно требуется подписание главой государства, у которого может быть право вето), обладающий высшей юридической силой, то есть правовым верховенством (после конституции, которая, впрочем, может рассматриваться как самый главный, основной закон), и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Виды законов: 1. Конституционные и обыкновенные, текущие (федеральные конституционные законы, федеральные законы). Иногда конституционными законами именуют сами конституции и законы, вносящие в них изменения (в РФ – закон о внесении изменения в конституцию). 2. Кодифицированные законы (кодексы) и иные законы. 3. В федеративном государстве: федеральные (общефедеральные) и принятые субъектами федерации. 4. Законы в режиме чрезвычайного положения. Основные признаки закона: 1. принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
49й вопр.) Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть (акты Правительства г. Москвы) и в отдельных случаях за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт. 50й вопр.) Действие нормативных актов во времени. «Обратная сила закона». Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу. Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. 1. В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах федерации - постановления правительства. 2. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу на следующий день после их опубликования. 3. В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, либо же указывается в других, специально изданных актах для введения их в действие. Сроки вступления в силу различных нормативно-правовых актов зависят от многих факторов. Нередко они определяются важностью и сложностью актов. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента: 1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования; 2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта; 3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт. Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующий тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. Немалое значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу, или введения в действие, нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их действие. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ). По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу. Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях: a. в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений; b. если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу. При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание. Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.012 с.) |