Сущность и признаки права. Определение права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и признаки права. Определение права.



Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях, «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.

В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

35.Право и закон: сходство и различие. Значение различия права и закона для правовой практики. Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

Приверженцем первого подхода у нас был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.

Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов». В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.

Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы.

 

36.Право в системе социальных норм общества. Влияние морали, обычаев и религии на правовые нормы Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, который называется общественным порядком (в отличие от правопорядка, являющегося результатом действия одних правовых норм), помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права, имеют общее название: они называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способам обеспечения их соблюдения, формам закрепления. Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки, просто потому, что «так принято», «таков обычай» (например, обычай наряжать елку на Новый год). Обычаи бывают национальные (общенародные) и местные. Они передаются из поколения в поколение в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

Религиозные нормы – правила поведения верующих, закрепленные в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом «божьей кары», возмездия, ожидающего грешников.

Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Они содержат указания на права и обязанности членов данной партии (например, право принимать участие в выборах руководящих органов партии и обязанность платить членские взносы), закрепляются в уставе партии и распространяются на тех, кто вступил в нее. Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).

Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Это неписаные правила, они живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению, но при этом могут значительно изменяться. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но все-таки человек руководствуется главным образом теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

Нормы права, являясь одним из видов социальных норм, существенно отличаются от всех других, прежде всего тесной связью с государством, которой нет у других норм. Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах государства. Особенность норм права заключается также в том, что, являясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений У норм права и норм морали есть не только общие черты, но также есть и различия, и иногда между ними могут возникнуть определенные противоречия. Нормы права устанавливаются государством, а нормы морали – обществом. Соблюдение норм права обеспечивается государством, а норм морали – обществом и внутренними убеждениями человека, его совестью. Нормы права фиксируются в письменной форме в юридических актах государства и четко указывают на юридические права, обязанности и запреты, а нормы морали – в самом общем виде определяют принципы поведения людей: «будь справедлив», «уважай старших», «поступай по совести» и т.п.

Сфера действия норм морали шире, чем норм права, так как с помощью норм морали регулируются и такие отношения, которые невозможно в силу их специфики урегулировать с помощью правовых норм. Это отношения дружбы, любви, товарищества, интимные (личные) отношения людей. Мораль может предъявлять к человеку более высокие требования, чем право. Нормы права – это общеобязательные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усредненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.212.253 (0.01 с.)