Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет теории государства и права и его особенности. Значение изучение тгп для формирования правосознания юристов.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет теории государства и права и его особенности. Значение изучение ТГП для формирования правосознания юристов. Социально-правовая и государственно-правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин и общественной практики в целом. Особенности теории государства и права как науки: 1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни; 2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин: 1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений; 2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права. Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся: 1) возникновения, функционирования, развития государства и права; 2) развития правовой культуры и правосознания; 3) применения, соблюдения и исполнения норм права. Метод теории государства и права, понятие и виды. Общие и частные научные методы теории государства и права. Диалектический метод изучения государственно-правовых явлений Методы науки – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Каждая наука применяет для изучения предмета множество методов. Наука изучающая методы называется методологией. Также методологией называется совокупность определенных методов, приемов, способов, теоретических принципов, применяемых при исследовании конкретного предмета. Методы, применяемые в теории государства и права также применяются во всех отраслевых юридических науках. Существуют различные методы исследования государственно-правовых явлений и различные виды их классификаций. Так, методы можно разделить на всеобщие, общие и частные, специальные. Всеобщие методы используются во всех науках. К ним можно отнести диалектический и материалистический методы, метод анализа и синтеза. Суть диалектического (диалектика - наука о развитии) метода заключается в том, что любое явление, в том числе государство и право изучается в динамике, в развитии, при этом признается, что истина не абсолютна, а всегда относительна. Теория государства и права использует следующие закона диалектики: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные. На практике это означает следующее – любое функционирующее государство по мере своего развития накапливает изменения во всей своей системе (к примеру, в структуре правоохранительных органов и др.). Если до 1995 года в Казахстане следствие могли вести следователи прокуратуры, то по мере демократизации общества стало очевидным, что нельзя совмещать в одних руках следствие и надзор за ним. Вследствие этого был принят Указ Президента РК “О прокуратуре”, согласно которому у прокуратуры остались лишь функции надзора за следствием и дознанием в уголовном процессе. 2. Закон отрицания отрицания. Согласно данному закону, любое явление, которое сегодня отрицается, может быть завтра принято и воплощено в жизнь. Если до недавнего времени было общепринято полное вмешательство государства в дела общества, то в настоящий момент общество стремится ограничить это вмешательство. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон устанавливает, что в одном и том же месте в одно и то же время могут существовать взаимоисключающие явления. Например, в Республике Казахстан провозглашена система разделения властей. Однако, например, в систему Министерства юстиции входят суды, то есть судебная власть фактически зависит от исполнительной власти. Используя материалистический метод мы изучаем развитие государства и права в зависимости от экономических условий, от производственных отношений. Однако эту зависимость нельзя абсолютизировать, поскольку в истории человеческой цивилизации существовали развитые государство и право при неразвитой системе производственных отношений. К примеру, С. Зиманов одним из первых в казахстанской юридической науке обратил внимание на то, что нельзя абсолютизировать материалистический метод при исследовании государственно-правовых явлений. В своей монографии "Общественный строй казахов первой половины ХIХ века" он пишет: "Нельзя делать категоричный вывод о том, что земледельческие общества по уровню своего развития всегда стоят выше, чем скотоводческие, и было бы серьезной ошибкой объяснять отсталость того или иного общества только характером форм общественного производства, тем более выводить эту отсталость непосредственно из них. То, что земледелие является более прогрессивной формой производства, чем скотоводство относится в первую очередь к сфере хозяйствования, но отнюдь не к сфере и характеру отношений между людьми". К общим методам исследования относятся такие методы как системный, исторический, структурно-функциональный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и др. Рассмотрим некоторые методы более подробнее. Исторический метод. Этот метод основан на том, что государство и право – это исторические, динамичные и развивающиеся явления, при изучении которых следует учитывать исторические традиции и особенности той территории и населения, где функционируют рассматриваемые государство и право; С истемный метод. Государство и право – это системные понятия, имеющие сложную структуру. Например, государство состоит из системы государственных органов, а право из отраслей права. Полностью признать государство и право можно, лишь рассматривая их как целую систему. Формально-юридический метод. Для этого метода характерно исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации права. Для исследования государства он применяется, когда анализируются формы государства, а также его структура; М етод сравнительного государствоведения и правоведения. Метод основан на изучении системы государства и права различных стран; Теория разделения властей в государстве. Система сдержек и противовесов. Особенности реализации принципа разделения власти в РК. Право вето, импичмент, право роспуска парламента, независимость судей – основные институты системы сдержек и противовесов. Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти Теория разделения властей возникает и начинает материализовы-ваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти со стороны как отдельных лиц, так и отдельных органов государства. Именно в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей». При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стали возможными появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь. Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая (основная фаза) — со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза приходится на середину XVIII в. и до конца первой половины XIX в. С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно — той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной ча стью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации». Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии — в интерпретации Дж. Локка и во Франции — в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить не только из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей. В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важно не только констатировать такие объективно существовавшие факторы, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), как достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством и др. Объективные факторы — реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они безусловно имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль. Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка. Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач. Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Локк считал, что «только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство — носитель публичной (политической) власти способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни», добиться «главной и великой цели» — сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество. Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга «составные части и, соот ветственно, наделения ими различных, сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов. В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие. Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления»1. Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна гарантировать и естественную свободу человека. Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы»5. В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием» СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией механизм государственной власти на высшем уровне представлен— парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция наделяет Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента и правом органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент в отношении Правительства в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат) и т.д. Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию и объявлять недействительными акты органов государственной власти. Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц. Понятие применения права. Субъекты применения права. Стадии применения права и его виды. Требования к применению права. Акты применения права и их виды. Правоприменение – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприминительного процесса: 1)установление фактической основы дела; 2)установление юридической основы дела; 3)решение дела. Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовленными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано. Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п. Государство, право и глобальные проблемы человечества (экология, народонаселение, международная безопасность и борьба с международным терроризмом и др.). Функция государства в области регулирования глобальных проблем человечества. Национальные и международные институты регулирования глобальных проблем человечества. Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или большинстве регионах мира; в-третьих, их нерешенность создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных (судов) споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера. К глобальным проблемам относятся: - международное сотрудничество и упрочнение мира - обеспечение прав и свобод человека; - национальная и международная безопасность; - экология; - научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости; - международное сотрудничество в борьбе с преступностью тероризмом, наркоманами и другими антиобщественными явлениями; - борьба с болезнями, голодом, нищетой и другими антисоциальными явлениями. Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом: 1.предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия; 2.обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно- культурной и других областях; 3.преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися; 4.ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса, соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д. Т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания; 5.использование достижений научно- технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.; 6.международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или ’’ отмыванием’’ преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д. 7. международное сотрудничество в борьбе с такими тяжелыми заболеваниями как СПИД, туберкулез, онкозаболевания, а также с голодом и нищетой. В РК на сегодня особую тревогу вызывает увеличение числа заболевших СПИДом и туберкулезом. Государство, право и народонаселение. Проблема природонаселения- одна из глобальных проблем современности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная прежде всего с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоление отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из четырех сфер деятельности государства: экономической, политической, социальной и духовной, но прежде всего- социальной. Народонаселение является предметом изучения науки, носящей название ’’Демография’’. Демография исследует численность народонаселения, зависимость состава и движения населения от Государственное управление демографическими процессами имеет цель оптимизации величины трудовых ресурсов, т.е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ. Осуществляя свои функции, государство использует правовые и не правовые методы. В этой связи важно отметить существенную роль законодательства, относящегося к блоку отраслей, регулирующих социальное развитие: трудовое, авторское законодательство, законодательство о социальном обеспечении, в том числе пенсионное, жилищное законодательство, законодательство об образовании и здравоохранении, брачное семейное законодательство и другие отрасли. Принятие и реализация этого законодательства зависят от успешности функционирования государства. Каждое государство осуществляет определенную демографическую политику, которая является частью социально- экономической политики и, естественно, тесно связана с духовно- нравственной сферой. Ее главные направления следующие: воспроизводство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессиональная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике и в частности, при проведении переписи населения, находится в поле зрения законодательной и исполнительно- распорядительной властей. Главные показатели при этом количество и качество населения. В государствах- членах ООН действует Всемирный план в области народонаселения, принятый на международной конференции по народонаселению в Мехико. С конца 60-х годов ООН приняла на себя координацию всех мер по оказанию помощи в области народонаселения, в связи с чем в 1969 году был образован специальный фонд (ЮНФМА). В этом направлении действует и ЮНЕСКО, которая помогает решать демократические проблемы, в том числе через просвещение населения. По данным центра демографии Института социально- экономических исследований РАН, пока численность населения Земли растет. По прогнозам ООН, в последующие 50 лет оно вырастет до 9,8 млрд., а в дальнейшем прирост резко замедлится. Поэтому к концу третьего тысячелетия землян на планете станет 10- 11 млрд. И на этом их численность стабилизируется. Власть в любом государстве должна исходить из того, что интеллектуальный потенциал населения является самым ценным из всех ресурсов, что современный человек является прежде всего создателем, а затем уже потребителем ресурсов и что оптимальные темы роста населения должны превышать темпы самого быстрого внедрения новых технологий. Предмет теории государства и права и его особенности. Значение изучение ТГП для формирования правосознания юристов. Социально-правовая и государственно-правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин и общественной практики в целом. Особенности теории государства и права как науки: 1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни; 2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин: 1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений; 2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права. Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся: 1) возникновения, функционирования, развития государства и права; 2) развития правовой культуры и правосознания; 3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.011 с.) |